Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером

Учитель

Р.Р.Хамидуллина

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретическое обоснование…………..…………………..6

Глава 2. Экспериментальная часть работы..……………………...11

Заключение ………………………………………………………….22

Библиографический список…………………………………………23

Приложение …………………………………………………………24



Введение

Компьютер. Что это: новая угроза для здоровья или современный друг и помощник?

Знаете ли вы, сколько времени проводят в компьютерных развлечениях дети Билла Гейтса, основателя фирмы Microsoft? Не более 45 минут в день. В выходные дни – 1 час 45 минут. Если при этом дети прерываются каждые 15-20 минут, то это вполне отвечает принятым в нашей стране санитарно-гигиеническим нормам. А что еще необходимо учесть, чтобы занятия на компьютере не повредили здоровью детей?

Все зависит от того, как подойти к организации работы на компьютере. Стоит ли отказываться от компьютера? Бояться ли его? Не лучше ли постоянно выполнять простые правила?

Наступивший век - эпоха информационных технологий. Отлучить детей от компьютера все равно не удастся. А детское здоровье оградить от компьютерных вредностей можно - достаточно следить, чтобы ребенок выполнял те правила, которых придерживаетесь вы сами, сидя за компьютером.

Меня заинтересовала эта тема, и я решила узнать, что же действительно на самом деле: компьютер нам друг или враг?

Объект исследования: компьютер и школьники

Предмет исследования: влияние компьютера на самочувствие человека.

Цель исследования: исследовать влияния компьютера на физическое и психологическое самочувствие человека, выяснить отношение школьников к компьютеру.

Задачи исследования:

1. проанализировать научную литературу по данной теме;

2. изучить влияние компьютера на физическое и психологическое самочувствие человека

3. разработать рекомендации для учеников и родителей

Гипотеза исследования: в основу исследовательской работы положено предположение о том, что «компьютер и дети - друзья», если:

соблюдать санитарно – гигиенические требования, использовать компьютер не только для развлечения и игр, а для обучения и общения.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ научной литературы; проведение анкетирования в школе по выявлению реального состояния проблемы в практике, изучение и анализ продуктов деятельности учащихся.

Актуальность исследования. Быть здоровым – это естественное желание человека.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны “создать” и воспитать, начиная с самого раннего детства.

Но в силу разных причин: физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей, 25 – 35 % пришедших в 1 класс детей имеют физические недостатки или хронические заболевания, только 8 – 10 % выпускников школы можно считать действительно здоровым, проблемы сохранения здоровья становятся особенно актуальными.

По данным статистики из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Особую тревогу в этом плане вызывает характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: сердечно-сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д. В качестве причин называются негативные грани социальной среды, нарушения обмена веществ как следствие неправильного питания или образа жизни, вредных привычек. Среди этих факторов далеко не на последнем месте стоит компьютерная техника, она является источником целого ряда неблагоприятных физических факторов воздействия на функциональное состояние и здоровье пользователей.

 

Глава 1. Теоретическое обоснование

Сведения о состоянии здоровья обучающихся

МОУ «Аксубаевская средняя школа №2».

 

2006г.

(198 ч)

2007г.

(166 ч)

2086г (150 ч)

2009г (133 ч)

2010

(137 ч)

Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. %
Миопия 7 3,5% 7 4,2% 7 4,6% 9 6,7% 9 6,5%
Плоскос-топие -   -   14 9,3% 22 16,5% 23 16,7%
ОРВИ -   -   48 32% 35 26,3% 17 12,4%
Наруше-ние осанки 5 2,5% 6 3,6% 4 2% 6 4,5% 7 5,1%
Избыток массы 2 1% 2 1,2% 2 1,3% 2 1,5% 3 2,1%
Дефицит массы 7 7 3,5% 6 6 3,6% 4 4 2,6% 5 3,7% 6 6 4,4%
Хроничес-кие заболева-ния 5 5 2,5% 4 4 2,6% 4 4 2,6% 4 4   3% 5 5 33,6%

 

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером

В связи с процессом глобальной компьютеризации жизни человека возникают вопросы о влиянии компьютера на его организм, и в первую очередь на его физическое и психическое здоровье.

 Особое внимание должно быть уделено изучению влияния компьютера на здоровье школьников, что обусловлено как большей чувствительностью организма ребенка к всевозможным факторам окружающей среды, так и возможными отдаленными последствиями такого влияния, которые скажутся лишь через много лет.

 

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером

· широкий спектр электромагнитного излучения, который включает рентгеновскую, ультрафиолетовую и инфракрасную области

· сидячее положение в течение длительного времени;

· эргономические параметры (мерцание, блики, контрастность)

· перегрузка суставов кистей;

· повышенная нагрузка на зрение;

· влиянии компьютера на психическое здоровье (стресс при потере информации).

 

Рассмотрим эти факторы по отдельности.

 

1. Электромагнитное излучение. Как мы знаем, что компьютер является самым опасным источником электромагнитного излучения среди бытовых приборов. Во - первых, от экрана трубки идет мягкое рентгеновское излучение. Во-вторых, катушки внутри монитора генерируют переменное электромагнитное излучение. Распространяется оно в основном в стороны и назад. И, в-третьих, используемое в электронно-лучевых трубках высокое напряжение приводит к появлению вне монитора электростатического поля. Тело человека может зарядиться до напряжения в несколько киловольт. Наряду с монитором основным источником ЭМИ являются: наэлектризованная поверхность стола и коврик для мыши; питающие провода и системный блок; блок бесперебойного питания; сетевой фильтр. Электростатические заряды, возникающие на мониторе, притягивают пыль из воздуха. Эта пыль оседает не только на экран, но и на лицо работающего за ним. А в пыли содержатся различные микроорганизмы и их споры. Таким образом, многочасовое сидение за компьютером способно привести если и не к заболеванию, то, по крайней мере, к плохому самочувствию, сухости кожи и аллергической реакции.

2. Заболевания позвоночника. Еще одним фактором риска при работе за ПК является малоподвижность. Статичная поза во время работы, повторяющиеся движения и нерациональная организация рабочего места могут привести к возникновению расстройств скелетно-мышечной системы пользователя ПК. В детском или юношеском возрасте, когда позвоночник ещё не окреп, постоянное нахождение за компьютером может привести к искривлениям позвоночника

3. Повышенная нагрузка на зрение человека. Растущая компьютеризация принесла с собой так называемый компьютерный зрительный синдром (КЗС). Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию картинки на экране дисплея. Жжение в глазах, чувство «песка» под веками, боли в области глазниц и лба, боли при движении глаз, покраснение глазных яблок - указанные жалобы встречаются у значительного процента пользователей ПК и зависят как от времени непрерывной работы за экраном, так и от ее характера. У части пользователей астенопия проявляется через 2 часа, у большинства – через 4 часа и практически у всех – через 6 часов работы за экраном ПК. Особенно часто устают глаза у детей, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли. Неограниченное по времени просиживание перед телевизором или компьютером, чтение сверх меры требуют от молодых глаз серьезного напряжения.

4. Перегрузка суставов кистей. Туннельный синдром. Для работы с компьютером, в основном используется мышь и клавиатура, однако эти устройства вынуждают человека совершать тысячи однообразных движений, именно это, в совокупности с постоянным напряжением мышц руки, приводит к защемлению нерва в запястном канале и в последствии к боли в запястье.

5. Компьютер и стресс. Еще одной проблемой, с которой человечество столкнулось результате компьютеризации, являются расстройства психики. К таким расстройствам относятся, в первую очередь, интернет-зависимость и компьютерная игромания. Работа на компьютере добавляет в нашу жизнь ряд специфических факторов стресса: потеря информации (на первом месте среди компьютерных стрессоров), неустойчивая работа, сбои и зависания компьютера, информационные перегрузки, спам(несанкционированные почтовые рассылки).

6. Эргономические параметры.  На состояние здоровья пользователей оказывают влияние параметры экрана монитора, в частности, изменение контрастности изображения в зависимости от освещенности рабочего места, появление бликов на поверхности экрана от ярких источников света и т.д. Важную роль имеют источники света, параметры мебели и размеры помещения, где расположена компьютерная техника. Мерцание экрана, практически безвредное для глаз, сильно напрягает нервную систему. Зрительный отдел мозга анализирует изображение со скоростью 24 "кадра" в секунду. И один "кадр" получается светлее, другой - темнее, третий - вообще 50/50. В таких условиях зрительная часть мозга нагружается особо сильно. Та же ситуация с шумом. Если вы подолгу работаете с компьютером, который шумит, то это станет фактором повышенной утомляемости.

Шум действует на барабанную перепонку, а в дальнейшем и на стволовые и корковые структуры мозга. Повышается тонус сосудов и, как следствие, артериальное давление, приводя к в конечном счете к развитию гипертонической болезни еще в детском возрасте. В результате перегрузки нервной системы может возникнуть особое заболевание – неврастения.


Глава 2. Экспериментальная часть работы

 

Наша школа небольшая, всего в ней обучается 297 учащихся с 1 по 11 классы (38% детей подвозят на занятия из четырех соседних деревень). Имеется компьютерный класс (12 компьютеров,  подключение к сети Интернет).  

Работа за компьютером является неотъемлемой частью жизни современных школьников. Персональный компьютер стал незаменимым помощником в решении самых разнообразных задач.

Но, несмотря на все преимущества, которые предоставляет компьютерная техника, она является источником целого ряда неблагоприятных физических факторов воздействия на функциональное состояние и здоровье пользователей.

   Мы провели анкетирование среди учащихся 5 – 11 классов МОУ «Аксубаевская средняя школа №2». Вопросы анкеты приведены в Приложении. Нам было интересно узнать обеспеченность учащихся домашними компьютерами, длительность непрерывной работы за ПК, возникающие изменения в самочувствии, роль компьютера в жизни учащихся и т.д.

Результаты анкетирования были обработаны и представлены в виде диаграмм.

Из 78 опрошенных, компьютерами дома обеспечены 24 человека (30,7 %). 

 

 

 

 

Рис.1.

Как следует из рис.1, 22 учащихся используют компьютер ежедневно, 27 ребят работают за ПК 2-3 раза в неделю (те, кто не имеет компьютер дома, ходят к своим одноклассникам и друзьям) и всего лишь 10 человек работает за компьютером 1 раз в месяц.

 

Изучив ответы на вопрос анкеты о продолжительности работы на ПК без перерыва, мы получили, что более 46% учащихся разных классов проводят у компьютера без перерыва примерно одно и то же время, около 30 минут или один час. 26% учащихся работают на ПК без перерыва около двух часов, 8,9% учащихся – три часа и более.

 

 

Рис.2.

Большинству учащихся 5-8 классов (46%) родители разрешают работать за компьютером без перерыва 30 минут, заботясь об их здоровье. Выяснилось, что большая часть 9-классников (40%) так же, как и 11-классники работают за ПК около двух часов. Учитывая, что по данным анкетирования они садятся за компьютер каждый день, следует опасаться за состояние их здоровья.

Первое место в непрерывном времяпровождении за ПК (более 3-х часов) занимают учащиеся 7 класса (23%). В среднем 11% учащихся различного возраста дома за компьютером вообще не работают, (большинство составляют учащиеся 5 и 8 классов), возможно из-за запрета родителей или отсутствия ПК. Среди 10-классников таких практически нет.

По результатам анкетирования учащихся нашей школы  мы выявили наиболее часто встречающиеся признаки утомления при работе за компьютером (рис.3). У 16,6% учащихся отмечаются жалобы на быструю утомляемость глаз. Быстрее всего устают глаза при непрерывной работе за ПК у учащихся 5,6 и 9 классов, хотя период непрерывной работы составляет 30 минут или час. Костно-мышечные боли возникают у 5% учащихся, большинство которых 7-классники. Жалобы на головные боли встречаются у 19,2%. Отмечают, что стали раздражительными, нервными и забывчивыми примерно 5% учащихся различного возраста, большинство которых учащиеся 5,8 и 9 классов.

 

 Рис.3.

 

Рис.4.

 

Целью нашего исследования было также выяснить роль компьютера в жизни учащихся школы. Нами было установлено, что у 30,7%  числа учащихся есть дома компьютер (рис.5), практически все учащиеся (87%) умеют работать на ПК (рис.6), пользоваться Интернетом (35%) в основном старшеклассники (рис.7). Это объясняется тем, что в селе для Интернета в школе есть специальная выделенная линия, а жители поселка такой возможности не имеют.

Рис.5

 

 

 

Рис.6

 

 

Рис.7

 

Нам было интересно узнать, для каких целей используют компьютер учащиеся нашей школы. По результатам анкетирования выяснилось, что большинству учащихся нравятся компьютерные игры (рис.8).

 

Рис.8

Как следует из рис.9, большинство учащихся использует ПК для учебных заданий (42%). Однако, велико число тех, кто использует компьютер  просто для игры (26%). Из рис 10 видно, что 23% ребят любят играть в логические игры, пазлы. 11% школьников предпочитают стратегии.

 

 

Рис 10

Рис 11.

7% учащихся за играми проводят более 3 часов в день и всего лишь 35% тратят на игры 1 час.

 

Рис.12

Согласно рис.12, среди учащихся школы тех, кто занимается перепиской по электронной почте – нет.

 

На вопрос “Можешь ли ты обойтись без компьютера? ” (рис.13) 28 учащихся ответили отрицательно. 31 учащийся может обойтись без ПК и тех, кто может, но с трудом 10 человек.

Рис.13

 

Анализируя вопрос возможной замены компьютера чем-либо или кем-либо, мы установили, что большинство учащихся видят замену компьютеру в сотовом телефоне, возможно это по тому, что сотовый телефон более доступен в приобретении.  (рис.14). А так же в телевизоре. Всего лишь 5% выбрали спорт. 

Рис.14

Следует отметить отсутствие в большинстве случаев эмоциональной зависимости учащихся от возможности или невозможности занятий на компьютере (рис.15и рис.16).

 

Рис.15

 

Рис.16

 

Хочется отметить, что большинство учащихся работают в хорошо освещенной комнате, проветривают помещение. Но так же у большинства компьютер может быть просто включен, а сами ребята могут заниматься другими делами.

Так же отрадно, что на вопрос «Помогаете ли вы родителям» 99% опрошенных ответили положительно. Это еще и объясняется тем, что учащиеся проживают в сельской местности и у них есть определенные обязанности «по - хозяйству», к которым они относятся очень ответственно.

На вопрос «Ограничивают ли родители ваше времяпровождение за ПК?» 60% ответили «Да». Это говорит о том, что большинство родителей беспокоятся о состоянии здоровья своих детей.

 

Вывод:

Компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным.

Исследуя проблему влияния компьютера на здоровье человека, становится очевидным, что средства современных информационных технологий безусловно влияют на организм пользователя и «общение» с компьютером требует жесткой установки рабочего времени и разработки санитарно-гигиенических правил по уменьшению и профилактике такого рода воздействий.

ХОРОШО, что ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.

ПЛОХО то, что при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру.

Если приобрести компьютер хорошего качества - тогда ряд проблем отпадет сам собой. Но есть 5 правил, которые хорошо бы запомнить:

1. Компьютер следует расположить в углу или задней поверхностью к стене.

2. В помещении, где используется компьютер, необходима ежедневная влажная уборка. Поэтому пол в нем не надо закрывать паласом или ковром.

3. До и после работы на компьютере следует протирать экран слегка увлажненной чистой тряпкой или губкой.

4. Считается, что наши зеленые друзья - кактусы - тоже помогают уменьшить негативное влияние компьютера.

5. Не забывайте почаще проветривать комнату, а аквариум или другие емкости с водой увеличивают влажность воздуха.

И так, внимание!

Возможно, кого-то из родителей шокируют наши рекомендации - ведь для многих из них это попросту сильно меняет устоявшиеся домашние правила. Но мы шокируем их еще больше - 15 минут не ежедневно, а лишь три раза в неделю, через день! Таковы данные наших исследований. Доподлинно известно, что сегодня в домах, где родители не особенно осведомлены, дети просиживают за экраном не 15 минут три раза в неделю, а ежедневно - и по многу часов!

 




Заключение

Компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным. Последнее время часто приходится слышать о вредном воздействии компьютера на организм пользователя. Степень безопасности пользователя компьютерной техникой регулируется множеством различных международных стандартов, которые год от года становятся все строже и строже. Последние исследования ученых показали, что не столько сама компьютерная техника является непосредственным фактором негативного воздействия на организм человека, сколько неправильное ее расположение, несоблюдение элементарных гигиенических норм, касающихся труда и отдыха.

Компьютер – необходим в современной жизни.

Нужно соблюдать осторожность при обращении с ним.

Обязательно позаботься о своём зрении.

Нужно "дружить" с компьютером, но не забывайте о своих друзьях.

Не забывайте об упражнениях для осанки при работе на компьютере, т.д.

Верно, компьютер облегчает нашу жизнь, и, не только помогая детям в учёбе. Он оказывает неоценимую помощь в медицине, литературе, искусстве. Без него современную жизнь трудно представить. Поэтому необходимо научиться жить с ним дружно. Сегодня мы познакомились с простейшими упражнениями, помогающими сохранить и укрепить здоровье при работе на персональном компьютере.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: