Анализ межбюджетных трансферт регионального бюджета

Анализ дотаций регионального бюджета

    Мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в России в конце 2008 года, наложил свой отпечаток на бюджеты всех уровней.

На рисунке 1 представлены налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2007-2009 гг.

Рис.1 Налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2007-2009 гг. [10]

Как видно из рисунка 1, в условиях мирового финансового кризиса произошло значительное сокращение поступлений доходов в региональные бюджеты. В сложившейся ситуации возрастает роль межбюджетных трансферт из федерального бюджета региональным властям. Бюджет большинства регионов в 2009 году был принят с дефицитом.

Для целей финансовой помощи регионам в составе федерального бюджета действуют пять фондов: Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных финансов.

На практике финансовая поддержка регионам не ограничивается поступлением средств только из этих фондов. В условиях изменения налоговой системы, передачи расходных обязательств бюджетной системы одного уровня другому расширилось применение межбюджетных трансфертов в виде дотаций, субсидий, субвенций, которые выходят за рамки сформированной системы межбюджетных отношений[11].

На сегодняшний день основной формой предоставления финансовой помощи из федерального бюджета остаются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. На рисунке 1 показаны дотации, предоставленные субъектам РФ в 2008-2010 гг.

Рис. 2 Дотации, предоставленные бюджетам субъектов РФ

 в 2008-2010 гг, млрд. руб.

Как видно из рисунка 2, наибольший объем дотаций был предоставлен субъектам РФ в 2009 и 2010 гг. Это связано с тем, что экономический кризис, разразившийся в России в конце 2008 года, достиг своего апогея в 2009 г. и его последствия видны в бюджете 2010г. В период 2008-2010 гг. доходы бюджетов субъектов РФ резко сократились. Особенно пострадали бюджеты, где основную массу доходов приносили крупные налогоплательщики промышленного и добывающего комплексов. В несколько лучшем положении оказались дотационные регионы, получающие стабильную финансовую помощь из федерального бюджета.

Татарстан, традиционно относившийся к регионам-донорам и не получавший дотаций из федерального бюджета, в 2009 году недобрал порядка 20% налоговых доходов, вследствие чего ему понадобилась дотационная помощь из федерального бюджета.

На рисунке 2 показана доля дотаций в общем объеме межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджетам субъектов РФ в 2008-2010 гг.

Рис. 3 Доля дотаций в общем объеме межбюджетных трансфертов субъектам РФ

Исходя из данных рисунка 3, видно, что доля дотаций в общем объеме межбюджетных трансфертов растет: если в 2008 году она составляла 40,5%, то в 2010 – 46,7%.  Это рост обусловлен за счет возрастания числа регионов, которым была оказана дотационная помощь: если в 2008 году таких регионов было 37, то в 2009 – 71 субъект.

На рисунке 4 показана структура дотаций в бюджеты субъектов РФ в 2008-2010 гг.

Рис. 4 Структура дотаций бюджетам субъектов РФ в 2008-2010 гг.

Согласно данным рисунка 3, в структуре дотаций преобладают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов. Хотим отметить, что с 2008 года изменился порядок расчета этого вида дотаций. Если до 2008 года для расчета дотаций использовался индекс налогового потенциала региона, который не отражал реалий региона, то с 2008 года начала применяться другая методика.

С 2008 года объем дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня бюджетной обеспеченности субъектов Федерации. Минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности регионов с учетом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации определяется как средний уровень расчетной бюджетной обеспеченности до распределения указанных дотаций по регионам, не входящим в число 10 субъектов Российской Федерации, имеющих самый высокий уровень бюджетной обеспеченности и 10 субъектов Российской Федерации, имеющих самый низкий уровень бюджетной обеспеченности.

Значительное снижение объема средств на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в 2010 году к уровню 2009 года связано с тем, что в федеральном бюджете 2009 года в качестве антикризисной меры дополнительно были предусмотрены дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности субъектов Российской Федерации в сумме 150 млрд. рублей. Это позволило оказать нуждающимся субъектам Российской Федерации необходимую финансовую помощь, а регионам - своевременно выполнить свои обязательства.

Межбюджетные трансферты, особенно дотации, в современных условиях остаются одним из основных инструментов обеспечения финансовой стабильности регионов Российской Федерации и реализации государственной политики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: