В период 1992 –1998 г. финансовая политика формировалась под влиянием следующих факторов:
Начатая радикализация в 1990г экономических реформ в сторону создания многоукладной рыночной экономики, опирающейся на свободное предпринимательство;
Обострение политической борьбы по вопросу выбора пути трансформации советского общества;
Непредвиденный многими реформами распад СССР и в силу этого
неподготовленность вычленения финансовой системы России из общей
финансовой системы СССР.
В 1991 — 1996 года стала проводиться принципиально новая финансовая политика, базирующаяся на использовании элементов рыночного механизма и системе государственного регулирования экономики. Качественное изменение финансовой политики усложнило задачи, стоящие перед государством. Необходимо было не только обеспечить условия для создания нужного объема финансовых ресурсов, их рационального распределения, но и создать в кратчайшие сроки принципиально новый финансовый механизм во всех сферах и звеньях финансовой системы. Задача осложнялась также тем, что значительная часть общества несла материальные потери в связи с реформой ценообразования, усиливающейся безработицей и снижением реальной заработной платы.
|
|
Во всяком случае, реформаторы и общественность ожидали от реформ больше, чем они смогли дать. Считалось, что базовой основой финансовой и в целом экономической политики являются либерализация цен и внешнеэкономических связей, обеспечение конвертируемости валюты и приватизация собственности.
Именно в эту систему встраивались цели и механизмы финансовой политики. Освобождение цен привело к многократному росту: в 1992 году потребительские цены возросли в 26,1 раза, тогда как авторы идеи либерализации цен ожидали их роста в 3-4 раза. При таком росте цен, ни о какой устойчивости рубля, доходов бюджета и доходов населения не могло быть и речи. Поэтому главной целью финансовой политики становиться снижение темпов роста цен и инфляции. Рост цен был, несомненно, связан с бюджетным дефицитом, поскольку чрезмерный спрос на деньги ведет к росту цен. Таким образом, ставилась задача снизить бюджетный дефицит до 3%, а затем в 1999 г. Полностью обеспечить первичный профицит бюджета (доходы бюджета на 1,5 – 2% должны быть выше расходов).[6] Расходы бюджета постоянно были выше доходов, что привело к росту государственного долга и с 2001 года планировалось сровнять доходы и расходы бюджета.
Основа современной финансовой политики — это признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов.
|
|
На этой основе разрабатывается принципиально новый финансовый механизм. Государство отказывается от директивного руководства внутрихозяйственными отношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджетом на налоговую основу, которая ставит заслон произвольному изъятию доходов. Все экономические субъекты получают единые правила распределения созданных финансовых ресурсов на достаточно длительную перспективу. Конечно, в этих условиях всю тяжесть налогового бремени несут плательщики. Не следует забывать, что снижение налогового изъятия доходов возможно только при сокращении расходов бюджета, а их размер в основном зависит от широты выполняемых государством функций. Поэтому важнейшей задачей являлось изменение расходов бюджета. Эта проблема имела два главных аспекта:
1) Сокращение расходов в целях уменьшения бюджетного дефицита.
Произошло сокращение бюджетного финансирования оборонных отраслей промышленности, расходов на финансирование народного хозяйства, на содержание убыточных предприятий. К сожалению, при решении этих вопросов имелись крупные недостатки, которые связаны с планированием завышенных объемов бюджетного финансирования и поступления доходов в бюджет. Это привело к невозможности профинансировать в полном объеме запланированные расходы, а тем самым способствовало усилению напряженности в экономической и социальной сферах жизни общества.
2) Изменение порядка предоставления бюджетных средств. Все большее значение приобретает нормативный метод планирования расходов, особенно в непроизводственной сфере. Кроме того, заслуживает внимания переход к выделению не только безвозвратных бюджетных ассигнований, но и бюджетных ссуд. Все это привело к повышению эффективности использования бюджетных средств.
Получила новое направление система государственного кредита. Впервые государственный кредит стал важным и открытым источником покрытия бюджетного дефицита. Государство стало использовать его рыночные формы — различные формы краткосрочных и среднесрочных государственных займов при отказе от прямого кредитования расходов со стороны Центрального Банка.
На смену централизованной бюджетной системы пришла бюджетная система, основанная на реальной самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней.
Новое развитие получают бюджетные взаимоотношения. Начиная с 1994 года, применяется система трансфертных платежей, которая позволяет унизать объем предоставляемых средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации со среднедушевым бюджетным доходом отдельных регионов.
Большие изменения потерпела финансовая система. Сегодня в состав системы финансов входят бюджетная система, целевые государственные фонды, финансы отраслевых и территориальных органов управления, хозяйствующих субъектов, общественных организаций. Финансовая система в ее широком понимании включает в себя и кредитную систему. Центральным звеном, которой являются банки.
Кардинально изменилась система управления финансами. На смену единому органу управления — Министерству финансов пришла целая система специализированных финансовых и контрольных органов: Государственная налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата, Государственный таможенный комитет и т.д. Наряду с развитием государственных органов контроля широкое развитие получил независимый аудиторский финансовый контроль. Процесс совершенствования финансовой политики носит постоянный характер.