Ведущий: 1. Пулька или Пончик? (Как зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки? Кто из них в больнице требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет, кашу из мармелада? В имени коротышки звуков меньше, чем букв)
2. Кролик или Пятачок? (Кто из них гадал на ромашке: «Любит – не любит, плюнет, поцелует?» В имени – отгадке все согласные звуки глухие.)
Игра «Один звук, марш!»
Ведущий: Поиграем в игру, которую назовем так: «Один звук, марш!»
1. Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово, с другим лексическим значением. Вот так: горсть – гость.
Власть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.
2. Теперь наоборот, я вам даю слово, а вы добавьте к каждому из них звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Вот так: роза-гроза.
Стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, удар, дар.
3. Теперь вам следует в словах, которые я вам дам, заменить один согласный звук: корж-морж.
Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка.
|
|
Игра «Думай! Думай! Думай!»
Я приношу с собою боль,
В лице большое искаженье,
А «ф» на «п» заменишь коль,
То превращаюсь в знак сложенья.
(флюс-плюс)
С буквой «л» - в игре в футбол.
Часто слышу слово …
С «д» уж в слове смысл не тот –
Мерой стало просто …
(год-гол)
Он грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки.
А заменишь «у» на «о» -
Будет круглое число.
(сурок-сорок).
Когда я месяц, то легко дыша,
Ты, как и снег, на солнце будто таешь.
Коль вместо «т» в меня поставишь «ш»,
То под меня ты бодро зашагаешь.
(март-марш)
Я бываю золотой,
А природный – костяной.
Если «з» на «к» заменишь,
Смысл во мен совсем иной:
В первом классе лишь для счета
На уроке я твоем,
А в четвертом ты охотно
Подсчитаешь мой объем. (зуб-куб)
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на просторе.
(колос-голос).
Веселые рифмы про ударение.
1 ученик: Ударный слог, ударный слог,
Он назван так не даром,
Эй, невидимка – молоток,
Отметь его ударом.
2 ученик: И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.
Шутник он, невидимка-молоток,
Тук!, - и ударил в безударный слог..
.. И сразу же исчез огромный замок.
И появился маленький замок…
3 ученик: Послушай, молоток,
|
|
Не путай слоги,
Опять озорничая, не солги!
Мы в слове слог ударный
Найдем э-ле-мен-тар-но!
А когда его найдем,
Громче всех произнесем!
Два правила ударения.
Правило первое.
1 ученик: Ошибка в ударение
Граничит с преступлением.
Пускай запомнит это и млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить
Под удар.
Правило второе.
2. ученик: Возил не шофер, а шофер,
Не фарфор, а фарфор.
Был оглашен не приговор –
Судебный приговор.
Строгал не столяр, а столяр,
Но доску – не доску.
И слушал в одиночестве
Не «Тоску», а тоску.
Ф. Кривин
«Фонетические головоломки»
Ведущий: Я – травянистое растенье
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударенье,
И превращаюсь я в конфету.
(ирис-ирис)
Мы для пилильщиков подставка,
Мы для кучера сиденье.
Но попробуй-ка, подставь-ка
Нам другое ударенье,
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами!
(козлы-козлы)
Я – сборник карт: от ударенья
Зависят два моих значенья.
Хочу – преображусь в названье
Блестящей, шелковистой ткани
(атлас-атлас).
Скорей, сестра, на рыб взгляни
Попались на крючок они.
В ведерко руку окуни,
Не бойся, это (окуни).
Сосульки, как носы у цапель,
И тают, словно карамель.
Я слышу звон апрельских капель,
Поет апрельская (капель).
Я. Козловский
Приложение № 2
«Я Р М А Р К А»