Разграничение федеральных и региональных налогов

 

Процессы разграничения и распределения налоговых доходов протекают в налогово-бюджетной системе при установлении за каждым уровнем власти и его бюджетом доходных источников на постоянной, среднесрочной и кратковременной основе. Длительность периода поступления отдельно взятого налога в бюджет определенного уровня зависит от степени нуждаемости органа власти, которому принадлежит бюджет-получатель, в налоговых доходах для стабильного финансирования проводимых мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры территории, повышение экономической обеспеченности и усиление социальной защищенности населения. В свою очередь, необходимый объем бюджетных доходов находится в зависимости от уровня сложности функций и задач, выполняемых государственными и муниципальными органами власти[18].

Налоговый кодекс Российской Федерации[19] устанавливает общие нормы и принципы налогообложения, определяет перечень налогов, объекты и субъекты налоговых отношений, налоговые обязательства, налоговую ответственность, налоговые санкции, а также процедурные вопросы, регулирующие порядок уплаты налогов и сборов, применение мер по обеспечению их уплаты, предоставление отсрочек, рассрочек налогового и инвестиционного кредита, возврата излишне уплаченных средств.

Предлагаются новые подходы по определению составов налоговых правонарушений, устанавливается порядок возбуждения, рассмотрения и разрешении дела о налоговом правонарушении.

По федеральным налогам и сборам устанавливается порядок налогообложения, включающий определение налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок и льгот, последовательность исчисления и уплаты налогов и сборов. По региональным и местным налогам и сборам устанавливаются общие для всех субъектов Федерации и органов местного самоуправления принципы налогообложения, обеспечивающие единый налоговый правопорядок в стране.

Налоговый кодекс четко разграничивает полномочия в сфере налогообложения между федеральными и региональными органами власти, а также местного самоуправления, определяет порядок установления перечня действующих на территории налогов и сборов различных уровней.

Так, на федеральном уровне предусматриваются следующие виды налогов и сборов:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на доход (прибыль) предприятий;

4) налог на доходы от капитала;

5) налог на доходы с физических лиц;

6) социальный налог;

7) государственная пошлина;

8) таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

9) налог на пользование недрами и налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

10) налог на дополнительный налог от добычи углеводов;

11) налог на пользование объектами животного мира;

12) водный налог; экологический налог;

13) федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество организации; налог на недвижимость; дорожный налог; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы.

Если на территории субъекта вводится налог на недвижимость, то прекращается действие налога на имущество организации, налога на имущество физических лиц и земельного налога[20].

С 1 января 2005 года вступило в силу новое наименование региональных налогов: налог на имущество организации; налог на игорный бизнес; транспортный налог. Новый перечень налогов введен с целью упрощения налоговой системы.

К местным налогам и сборам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы.

Налоги в приведенном перечне ограничивают налоговую нагрузку на налогоплательщиков и позволяют государству иметь ясное представление об общей тяжести налогообложения. Если же не ограничивать налоговый предел, то налогоплательщики становятся должниками законодательных инициатив местных и региональных органов управления.

Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, которые приняты в соответствии с Налоговым кодексом. Исполнительные власти субъектов могут в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях и в пределах своей компетенции издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство. Часть налогов поступает в федеральный бюджет, в соответствии с федеральным законом о бюджете на соответствующий финансовый год. Перечень налоговых ставок часто не бывает твердым и постоянно меняется[21].

Один из основных видов налогов – налог на прибыль. Он взимается с плательщиков в соответствии с Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», относится к числу прямых федеральных налогов, взимается на всей территории Федерации и наряду с налогом на добавленную стоимость является крупнейшим источником налоговых поступлений.

Налог на доходы физических лиц. Налоговая ставка устанавливается в размере 13%. В зависимости от случая налоговые ставки также могут быть: 35%, 30%, 9%.

Налог на игорный бизнес. Налогоплательщиками налога на игорный бизнес являются организации или частные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Объектами налогообложения признаются: игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах: за один игровой стол – от 25000 до 125000 рублей; за один игровой автомат – от 1500 до 7500 рублей; за одну кассу тотализатора или за одну кассу букмекерской конторы – от 25000 до 125000 рублей.

Единый социальный налог. Ставка единого социального налога – 26%, из них 14% поступает в пенсионный фонд РФ, 6% – в федеральное социальное страхование, 2,9% – в федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 3,1% – в территориальный фонд медицинского страхования.

Налог на добавленную стоимость. В число его налогоплательщиков включены предприниматели и малые предприятия. НДС будет отвечать своей сути, если из-под налогообложения вывести все дополнительные средства или поступления, которые не имеют никакого отношения к добавленной стоимости.

Ставка НДС – 18% и налогообложение по пониженной ставке 10% производится при реализации некоторых продовольственных товаров и товаров для детей, а также печатных изданий и медицинских товаров. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога.

Акцизы на товары относятся к косвенным налогам (за единицу продукции – литр, кг, тонну и др.). Для каждого товара определены соответствующие ставки.

Налог за пользование объектами водных биологических ресурсов. Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.

Налог на добычу полезных ископаемых. Для каждого вида сырья устанавливается своя ставка.

Транспортный налог. Вводя этот налог, законодательные органы вводят ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом. При установлении налога законами субъектов РФ предусматриваются определенные налоговые льготы и основания для их использования. Налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства. Налоговые ставки субъектов Российской Федерации могут устанавливаться в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства.

Налоговые доходы бюджета субъектов РФ – это собственные налоговые доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетом субъектов РФ и местными бюджетами определяются законом на очередной финансовый год[22]. К ним также относятся налоговые доходы бюджетов субъектов РФ, поступающие от федеральных налогов и сборов, распределяемым к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определяемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, кроме налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам[23].

Таким образом, налоговая система государства призвана обеспечивать мобилизацию и аккумуляцию платежей по налогам и сборам в бюджетную систему страны.

Налоговая система представляет собой совокупность законодательно установленных налогов и сборов, составляющих налоговые обязательства организаций и граждан, и органы, уполномоченные обеспечивать государственный контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременным перечислением соответствующих платежей в бюджетную систему страны. Исходя изданного определения, налоговая система включает две подсистемы:

1) подсистему налогов и сборов или налоговый механизм системы налогообложения;

2) подсистему уполномоченных органов или организационный механизм.

Если налог - это инструмент мобилизации и аккумуляции средств в доходах бюджетной системы государства, то налогообложение - это сам процесс мобилизации и аккумуляции платежей по законодательно установленным правилам.

В системе налогообложения реализуется налоговая политика государства.  Можно говорить: российская система налогообложения, российская налоговая система[24].

Налоговая система Российской Федерации является трехуровневой, она включает федеральный, региональный и муниципальный уровень.

Налоговая система РФ к концу 90-х гг. ХХ в. сформировалась в результате бессистемных законодательных и других нормативно-правовых актов, принятых в течение 1991 - 1998 гг. исходя из фискальных интересов (нередко по указу президента или постановлением федерального правительства и «задним числом» в нарушение принципа, устанавливающего, что закон обратной силы не имеет) либо в поддержку определенных субъектов деятельности (типа Национальный фонд спорта).

Все это мешало формированию оптимальной налоговой системы, ее логической структуры, учитывающей особенности экономики страны и ее ресурсного потенциала.

Близится к завершению реформирование налоговой системы, точнее, ее подсистемы налогообложения организаций и физических лиц (совершенствование другой подсистемы - налогового администрирования - еще продолжается).

Многолетний труд правительства и законодателей в сфере правового регулирования налоговых отношений материализован в результате компромисса между разными групповыми интересами депутатов: по оценке С.Д. Шаталова, «...законодательные акты по налогам и сборам, выходящие из стен Государственной Думы, практически всегда значительно отличаются от тех законопроектов, которые ранее были внесены Правительством».

Таким образом, нынешняя налоговая политика сформировалась не на основе налоговой доктрины, выработанной обеими ветвями государственной власти, а в результате компромиссных решений[25].

В конечном счете, именно в налоговой системе реализуется налоговая политика государства, трактуемая как особая система образования и налогообложения доходов субъектов экономических отношений и налоговых доходов государства, призванная способствовать устойчивому развитию общественного производства и росту народного благосостояния.

Налоговая политика - это искусство управления в сфере налоговых отношений, опирающееся на классические принципы налогообложения и потенциальные возможности функций налогов: фискально-распределительную, регулирующую (с ее стимулирующей и дестимулирующей подфункциями), контрольную[26].

Налоговая система состоит из разных видов налогов, каждый из которых отличается спецификой экономического содержания, по-своему уникален и имеет индивидуальную направленность. Тем не менее, все налоги объединяет общность структуры их механизмов, которая обусловлена унификацией налоговых моделей. Федеральные, региональные и местные налоги подчинены общим принципам налогообложения, на основе которых построена налоговая система[27].

В подчинении общим принципам налогообложения и сборов, закрепленным в НК РФ, проявляется принцип федерализма и единства системы налогообложения и сборов в РФ, а в независимом регулировании конкретных налоговых отношений, возникающих на нижестоящих относительно федерального уровнях власти (введение, прекращение действия региональных и местных налогов и моделирование экономических параметров их отдельных элементов), - принцип объективно необходимой самостоятельности административно-территориальных образований, позволяющей своевременно и оперативно использовать инструменты реагирования и адаптации к формирующимся на региональном и местном уровнях социально-экономическим условиям, влияющим на характер развития региональных и местных финансов.

Отрицательной чертой современного периода развития России стали размытые границы в объемах полномочий между всеми тремя уровнями власти - федеральным, региональным и местным, что не могло не сказаться на отношениях, возникающих при налогообложении. Негативные последствия нерешенных к настоящему времени проблем, связанных с реализацией четких принципов разграничения полномочий между уровнями власти в рамках развития федеративных отношений, особенно в условиях существования укрупненных по своей иерархической властной структуре субъектов РФ, отмечаются на высшем государственном уровне.

Между тем только четкое и однозначное понимание каждым уровнем власти объемов своих полномочий и уровня ответственности создает основу как для построения четкого механизма взаимодействия вышестоящих и нижестоящих уровней власти, так и для создания стабильных условий для формирования долгосрочного правового регулирования складывающих на федеральном, региональном и местном уровнях социально-экономических отношений.

 

 

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: