Политико-правовые учения во Франции в XIX В

 

· Политико-правовое учение Жозефа де Местра

При всей реакционности политической программы Местра нельзя не признать справедливости его критики по многим вопросам. В дискуссии с идеологией Просвещения Местр нащупал ее самое уязвимое звено: убеждение во всесилии разумного закона и возможности коренного переустройства общества и государства. Главной его заслугой было то, что он силой своего замечательного публицистического дара показал пагубность для человечества ложно истолкованных идеалов свободы, равенства и справедливости.

· Политико-правовое учение Бенжамена Констана

Теория Бенжамена Констана, обстоятельно изложенная в его «Курсе конституционной политики», долгое время была общепризнанной доктриной буржуазных политиков Франции и ряда других стран. Всю свою жизнь Констан защищал свободу; в этом он видел свою главную заслугу. Идея Констана о приоритете интересов личности перед общественными интересами, хотя и небесспорна, но сыграла значительную роль в становлении теории правового государства. Чрезвычайно актуально звучит мысль Констана о государстве как управляющем (в современной терминологии - менеджере), что позволяет занести его в списки предшественников технократической теории государства. И, наконец, политическая практика XX в. Блестяще подтвердила концепцию разделения властей, обоснованную Констаном, в частности, выведение власти главы государства за пределы классической триады власти, Особую компетенцию и значение власти местного самоуправления.

· Политическое учение Алексиса де Токвиля

Подобно старшему своему современнику Констану Алексис де Токвиль выступил страстным защитником свободы личности. «Мне кажется, - писал он, - я любил бы свободу во все времена, но в то время, в которое мы живем, я склонен ее обожать». Политическая доктрина Токвиля представляла собой сплав либеральных ценностей (прежде всего - индивидуальной свободы) и демократических идей. По сути, Токвиль вслед за Бентамом - основоположник либерально-демократического направления в исследовании государства и политики.

Либерально-демократическое понимание государства оказалось наиболее плодотворным. Современное государство (если под этим словом понимать не хронологические параметры государства) в целом развивается именно в этом направлении. Эксперименты с максимальным государством (в виде социализма, социального государства, «государства всеобщего благоденствия») привели к логическому концу: усилению чисто либеральных моментов в политике (рейганомика, тэтчеризм). Идеи Токвиля (наряду с идеями Бентама, Милля, Констана) до сих пор являются основополагающими ценностями современной западной государственности.

· Социально-политическое учение Огюста Конта

Учение Конта оказало значительное влияние на последующую философскую и политическую мысль. Позитивизм в различных модификациях и сейчас остается одним из ведущих направлений в философской науке, а основанная им социология в XX в. стала самой востребованной общественной наукой.  Не утрачены бесследно и политико-правовые идеи Конта. Часть его учеников создала позитивистские церковные общины во Франции, Англии, Чили; позитивизм был признан даже государственной религией Бразилии (на государственном флаге Бразилии обозначены слова Конта <порядок и прогресс>). Под сильным влиянием философии О. Конта сложился континентальный юридический позитивизм, а также социологическая теория государства Г. Спенсера.

Утопическую социократию Конта критиковали даже его ближайшие последователи, в частности, Г. Спенсер.

Но, отвергнув проект в целом, потомки восприняли некоторые частные идеи Конта: например, о собственности как социальном долге, о роли науки и инженерного персонала в будущем обществе и государстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: