Возможности интерфейса АРМ, предоставляемые техникой «перетаскивания» (drag-and-drop) узлов дерева единиц учебной работы

Перейдем к рассмотрению возможностей интерфейса АРМ, предоставляемых специальной техникой «перетаскивания» (drag-and-drop) узлов дерева единиц учебной работы. Выше эта техника упоминалась при обсуждении способов визуализации связей объектов «Групп учащихся» с объектами «Учебной работы» (см. рисунок 24). Заметим, что помимо данной задачи описываемая техника позволяет выполнять индивидуальное редактирование связей, а также производить синхронизацию загрузки ленточных форм. Перечислим основные приемы работы.

Для соединения объекта «Учебная работа» с объектом «Группа учащихся» необходимо выполнить следующее:

· любым способом раскрыть листовые узлы деревьев планового контингента и единиц учебной работы, отображающие необходимую пару объектов (напоминаем о возможностях синхронизации дерева единиц учебной работы с выбором узлов на дереве контингента или на основном дереве учебной работы);

· перетащить узел, соответствующий объекту учебной работы, на дерево контингента и отпустить его над узлом соединяемого объекта группы (иконка узла будет подсвечена).

Выполняемая при этом операция аналогична описанной выше команде «Соединить дисциплину с группой». Похожими действиями можно, однако, выполнить операцию, не имеющую аналога на инструментальной панели – перенос имеющейся связи на другой объект «Группа учащихся»:

· сделать видимыми узел, отображающий объект учебной работы, и оба узла, соответствующие связанной группе и группе, на которую необходимо перенести имеющуюся связь;

· перетащить узел, отображающий объект учебной работы, на дерево контингента, но таким образом, чтобы первым узлом на пути перетаскиваемого узла был узел, соответствующий связанной группе (перетащить по направлению имеющейся связи);

· продолжить перетаскивание узла и отпустить его над узлом соединяемого объекта группы, т.е. группы, на которую необходимо перенести имеющуюся связь (процесс будет сопровождаться перемещением подсвеченной иконки по узлам дерева контингента).

Итак, описанная операция использует технику «захвата» имеющейся связи перетаскиванием узла учебной работы над узлом группы (пункт 2). Эту технику можно использовать в операции удаления связи:

· раскрыть соответствующую пару узлов деревьев контингента и учебной работы;

· для «захвата» связи перетащить узел объекта учебной работы на узел группы так, чтобы он был первым узлом дерева контингента, встретившимся на пути;

· продолжить перетаскивание в сторону какого-либо нелистового узла дерева контингента и отпустить над любым из таких узлов (перетаскивание сопровождается соответствующим перемещением подсвеченной иконки).

Операция аналогична команде инструментальной панели «Разорвать связь дисциплины с группой».

Замечание. Описанная техника «перетаскивания» является, по-видимому, более эргономичной, по сравнению с аналогами, предлагаемыми инструментальной панелью.

Второе назначение техники «перетаскивания», как сказано выше, – синхронизация загрузки объектов в поля ленточных форм с целью облегчения доступа к редактируемым атрибутам. Особенности синхронизации форм «Категория учащихся» и «Группа учащихся» с выбором узла на дереве контингента описаны ранее. Этих возможностей, тем не менее, недостаточно для поиска связи конкретной пары объектов «Группа учащихся» – «Учебная работа». Напомним, что реализация этих связей возложена на класс ассоциаций «Распределение учебных работ по группам и кафедрам» (рис.22). Объекты данного класса снабжены, в частности, атрибутами «Множитель» и «Слагаемое корректировки нагрузки», необходимыми в особых случаях для внесения соответствующих изменений в стандартный алгоритм расчета. Доступ к атрибутам предоставлен с помощью ленточной формы «Учебная работа», которая является дочерней по отношению к форме «Группа учащихся»:

Рис. 29. Доступ к атрибутам корректировки учебной нагрузки

Как было указано при описании вкладки «Редактирование», дочерняя ленточная форма открывается при выборе на родительской форме одноименного поля с многоточием. В данном случае дочерняя форма предоставит доступ (по очереди) ко всем связям текущего объекта «Группа учащихся» родительской формы. При этом связанные объекты «Учебная работа» и «Кафедра» (в роли «обучающей кафедры») комментируются в нередактируемых полях (серым шрифтом). Пример на рисунке демонстрирует одну из связей объекта «2 бюджет» (бюджетные студенты 2 курса). Эта связь фиксирует факт проведения лабораторных занятий по дисциплине «ОПД.В.02.1» кафедрой информационных систем в двух (количество) подгруппах (тип) означенной категории учащихся. Доступ к связи, как видно из рисунка, потребовался для введения атрибута «Множитель корректировки нагрузки», в данном случае уменьшающего вдвое результат стандартного расчета.

Из сказанного ясно, что для доступа к атрибутам конкретной связи достаточно первым шагом загрузить объект «Группа учащихся» в поля ленточной формы. После чего, открыв дочернюю форму «Учебная работа», перебирать все связи командами навигатора до тех пор, пока не будет найдена искомая связь. Последняя операция может оказаться трудоемкой: объект «Группа учащихся» в большинстве случаев имеет достаточно много связей (в нашем примере для указанных подгрупп студентов 2 курса проводится много лабораторных занятий по различным дисциплинам). Поэтому АРМ предусматривает синхронизацию загрузки формы «Учебная работа» с выбором связи при помощи техники «перетаскивания» узлов дерева.

Рекомендуется следующая последовательность действий, облегчающая доступ к атрибутам конкретной связи:

· раскрыть узлы деревьев, отображающие необходимую пару объектов («2 бюджет 2» и «Лабораторные занятия» на рис.29);

· перетащить узел учебной работы и отпустить его над связанным узлом группы (эта операция не вызовет никаких действий по редактированию связей, а лишь зафиксирует выбранную связь для использования на следующем шаге, параллельно произведя загрузку требуемого объекта в поля формы «Группа учащихся»);

· открыть дочернюю форму «Учебная работа» (при этом в ее поля будут загружены атрибуты выбранной связи, что не исключает возможности последующего доступа и к другим связям группы при помощи обычных команд навигатора формы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: