Примерная программа курса

История России с древнейших времён до конца XVI в.

7 класс

Основные компоненты курса.

Тема 1. Россия в смутное время. Конец XVI- начало XVII в. 6 час.

 

Предпосылки смуты. Конец династии Рюриковичей. Правление Бориса Годунова. Бедствия народа: голод.

Начало самозванства. Лжедмитрий I. Вторжение войск самозванца в Россию. Смерть Годунова. Правление Лжедмитрия I. Восстание в Москве. Гибель Лжедмитрия.

Воцарение В. Шуйского. Восстание И. Болотникова. Гражданская война. Поражение Болотникова.

Лжедмитрий II. Усиление гражданской войны. Польско-шведская интервенция. Героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры, Смоленска. 

Падение Шуйского. Семибоярщина. Первое ополчение. Патриарх Гермоген. Подъём национального самосознания народа. Второе ополчение. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский. Освобождение Москвы.

Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых. Вступление на престол Михаила Романова.

 

Тема 2. Россия в период правления царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. 1613 – 1676 гг. 9 час.

 

Окончание смуты. Столбовский мир 1617. Деулинское перемирие 1618. Внутренняя и внешняя политика царя Михаила Романова.

Россия в середине XVII в. Территория, население. Экономика. Налоговая политика и необходимость уплаты налогов. Государственное управление. Самоуправление при первых Романовых.Личность царя Алексея Михайловича. Соляной бунт. Соборное Уложение 1649 года.

Присоединение Украины к России. Украинские земли под властью Речи Посполитой. Запорожская Сечь. Война Б. Хмельницкого с Речью Посполитой. Переяславская рада. Русско-польская война 1654-1667 гг.

Церковная реформа. Раскол в церкви. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум. 

Народные волнения 1660-1670-е годы. Медный бунт. Донское казачество. Восстание Степана Разина.

Сибирь и Дальний Восток. Великие географические открытия русских землепроходцев и мореходов. С. И. Дежнев. В. Атласов. В. Поярков. Е. Хабаров. Совместная жизнь русского народа и народов Сибири.

Русская культура ХVII в. Развитие научных знаний. Школа и образование. Начальные и греко-латинские школы. Славяно-греко-латинская академия. Литература. Круг чтения русского человека ХVII в. Зодчество живопись. Симон Ушаков. Театр. Музыка. Народное творчество. Быт и нравы представителей различных слоёв общества.

 

Повторение. Россия в XVII в. 1 час.

 

 

 

Тема 3. Россия в конце XVII- первой половине XVIII в. 10 час.

 

Правление царя Фёдора Алексеевича. Стрелецкий бунт 1682 г. Регентство царевны Софьи 1682 –1689 гг.

Начало правления Петра I. Азовские походы. Великое посольство 1687 – 1698 гг. Стрелецкий бунт 1698 гг.

Северная война 1700-1721 гг. Международное положение России накануне войны. Поражение под Нарвой. Преобразования в армии. Первые победы в Прибалтике и на Карельском перешейке. Начало строительства Санкт-Петербурга. 

Вторжение шведов в Росси. Сражение у дер. Лесной. Полтавское сражение. Прутский поход Петра I.

Преобразования во флоте. Боевые действия на море. Гангутское сражение 1714 г., битва у о. Гренгам 1720 г. Конец Северной Войны. Нищтадтский мир 1721 г. Провозглашение России империей. Каспийский поход Петра I 1722 г. Укрепление международного положения России.

Государственное управление. Сенат. Коллегии. «Табель о рангах». Учреждение Правительствующего Синода. Административно-территориальное деление России. Сословная политика. Налоговая политика. Подушная подать.

Экономическое развитие России в первой четверти ХVIII в. развитие мануфактурной промышленности. Ремесленное производство. Сельское хозяйство. Внутренняя и внешняя торговля.

Рост народного недовольства. Усиление церковного раскола. Восстание в Астрахани. Движение Кондратия Булавина. Оппозиция реформам. Семейная жизнь императора. Царевич Алексей. Устав о наследии престола.

Русская культура конца ХVII - первой четверти ХVIII в. Образование. Создание сети общеобразовательных и специальных школ. Развитие науки и техники. Учреждение Академии наук. Издание книг. Литературная жизнь эпохи. Живопись. Архитектура. Театр. Новое в быту. Раскол в культуре.

 

Тема 6. Россия в середине ХVIII в 5 час.

 

Дворцовые перевороты. Значение дворянской аристократии и гвардейских полков в борьбе за власть. Екатерина I. Пётр II Анна Иоановна. Внутренняя и внешняя политика. Иностранное засилье во власти. Бироновщина. Император Иван Антонович.

Переворот 1741 г. Елизавета Петровна. Внутренняя и внешняя политика. Участие России в семилетней войне Пётр III. Расширение привилегий дворянства.

Наука, просвещение и культура России в середине XVIII века. Деятельность Академии наук. Учреждение Московского университета. Великие географические открытия. Литература середины века. Архитектура. Живопись М.В. Ломоносов.

Повторение Россия в эпоху Петра I и во времена дворцовых переворотов. 1 час.

 

Тема 5. Россия во второй половине XVIII века. 8 час.

 

Царствование Петра III. Указ о секуляризации церковно-монастырских владений. Манифест о вольности дворянства. Переворот 1762 года, начало правления Екатерины II. Сподвижники Екатерины II Фаворитизм.

Внешняя полшитика Екатерины II Русско-турецкие войны. Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение восточнославянских земель. Освоение Северо-Американского континента. Начало российско-американских отношений. Россия и Япония.

Движение Е.И. Пугачёва 1773-1774 гг.

Внутренняя политика Екатерины II. Губернская реформа 1775 г. Жалованная грамота дворянству 1785 г. Жалованная грамота городам. Из истории самоуправления в России при Екатерине II. Русская Православная Церковь при Екатерине II. Экономическая жизнь России второй половины XVIII в. Сельское хозяйство. Мануфактурное производство.

Правление Павла I. Внутренняя и внешняя политика Павла I. Указы Павла I в отношении крестьян, армии, церкви. Ограничение привилегий дворян. Павел I как человек и политик. Итальянский и швейцарский походы А. В. Суворова. Русский флот в войне 1798-1799.

Культура России второй половины XVIII века. Просвещение. Учебно- воспитательные учреждения. Развитие науки. Техническая мысль Литература. Музыка. Театр. Архитектура. Скульптура. Живопись

Повторение. Россия во второй половине XVIII в. 1 час.

 

Итоговое повторение 1 час.

 

 

Примерное планирование учебного материала

По курсу «История России XVII – XVIII века.»

Класс.

 

 

Тема 1. Смутное время.

 

Урок 1. Введение.

Основные вопросы изучения нового материала

Из история России с древнейших времён до конца XYI в. Обзор основных проблемм.

 

Урок 2. В преддверии смуты.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Предпосылки смуты. 2.Конец царской династии Рюриковичей. 3.Правление Бориса Годунова.

 

Урок 3. Лжедмитрий I.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Начало самозванства. 2.Война Лжедмитрия с Борисом Годуновым. 3.Правление Лжедмитрия I.

 

Урок 4. Царь Василий Шуйский.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Правление Шуйского. 2.Движение Болотникова. 3.Конец Болотникова.

 

Урок 5. Расцвет самозванства.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Лжедмитрий II. 2.Новые «царевичи» 3.Вторжение иноземцев.

 

Урок 6. Междуцарствие.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Семибоярщина. 2.Первое ополчение. 3.Лжедмитрий III.

 

Урок 7. Освобождение Москвы. Начало династии Романовых.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Второе ополчение. 3.Земский собор. 4. Вступление Михаила Романова на престол.

 

Тема II. Россия в период правления царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. 1613 – 1676 гг.

 

Урок8. Правление царя Михаила Фёдоровича.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Преодоление Смуты. 2.Внутренняя политика. Налоговая политика. 3.Внешняя политика.

 

Урок 9.Царь Алексей Михайлович.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Личность царя. 2.Соляной бунт. 3.Соборное Уложение.

 

Урок 10. Государственное управление и экономика России в XYII в.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Территория и население. 2.Государственное управление. Самоуправление во времена первых Романовых. 3.Экономика.

 

Урок 11. Присоединение Украины к России.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Украинские земли под властью Речи Посполитой. 2.Война Хмельницкого с Речью Посполитой. Переяславская Рада. 3. Русско-польская война.

 

Урок 12. Раскол в Русской Православной Церкви.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Церковные реформы. 2.Никон и Аввакум. 3.Старообрядчество.

 

Урок 13. Народные волнения в 1660-1670-е годы.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Медный бунт. 2.Донские казаки. 3.Восстание Разина.

 

Урок 14. Сибирь в XYII веке.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Сибирь и её народы. 2.Освоение русскими Сибири. 3. Землепроходцы и их открытия.

 

Урок 15-16 Культура России в XYII веке.

Основные вопросы изучения нового материала

 

Грамотность и просвещение. 2.Литература. 3.Театр. 4.Архитектура. 5.Живопись. 3. Быт.

 

Тема III. Россия в конце XVII- первой половине XVIII в.

 

Урок 17. Наследники Алексея Михайловича.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Царь Фёдор Алексеевич. 2. Стрелецкий бунт 1682 года. 3.Регентство царевны Софьи.

 

Урок 18. Начало правления Петра I.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Устранение Софьи. 2.Азовские походы. 3. Великое посольство и последний стрелецкий бунт.

 

Урок 19. Начало Северной войны.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Нарвская «конфузия». 2.Первые победы. 3.Основание Петербурга.

 

Урок 20. Перелом в войне.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Шведское нашествие. 2.Полтавская битва. 3.Прутский поход.

 

Урок 21. Конец Северной войны.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Морские победы. 2.Ништадтский мир. 3.Каспийский поход.

 

Урок 22. Государственные преобразования Петра I.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Государственное управление. 2.Административно-территориальное деление. 3.Сословная политика. Налоговая политика Петра I.

 

Урок 23. Экономика при Петре I.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Промышленность. Из истории купеческих родов. Демидовы. 2.Торговля.

 

Урок 24. Народные движения при Петре I.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Рост народного недовольства. 2.Восстание в Астрахани. 3.Движение Кондрата Булавина.

 

Урок 25. Преобразования в области культуры.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Прсвещение и наука. 2.Искусство. 3.Дворянский быт.

 

Урок 26. Пётр I. - человек и политик.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Семья Петра I. 2.«Дело» царевича Алексея. 3.Устав о наследии престола.

 

Тема IV. Россия в середине XVIII века.

 

Урок 27. Наследники Петра I.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Екатерина I 2.Пётр II. 3.Вершители судьбы трона.

 

Урок 28. Правление императрицы Анны Иоановны.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Восстановление самодержавия. 2.Внутренняя политика. 3.Внешняя политика.

 

Урок 29. Брауншвейгское семейство.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Император Иван Антонович. 2.Переворот 1741 года. 3.Судьба Брауншвейгской семьи.

 

Урок 30. Императрица Елизавета Петровна.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Личность императрицы. 2.Внутренняя политика. 3.Внешняя политика.

 

Урок 31. Наука просвещение и культура России в середине XVIII века.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Наука и просвещение. 2.Литература и искусство. 3.Михаил Васильевич Ломоносов.

 

Тема V. Россия во второй половине XVIII века.

 

Урок 32. Император Пётр III.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Воспитание, подготовка к трону. 2.Царствование Петра III. 3.Переворот 1762 года.

 

Урок 33.Екатерина II: личность и эпоха.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Личность императрицы. 2.Первые годы правления. 3.Сподвижники Екатерины.

 

Урок 34.Внешняя политика при Екатерине II.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Русско-турецкая война 1768-1774 годов. 2.Русско-турецкая война 1787-1791 годов. 3.Разделы Речи Посполитой.

 

Урок 35. Движение Е.И. Пугачёва.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Начало восстания. 2.От Оренбурга до Казани. 3.Конец восстания.

 

Урок 36.Внутренняя политика Екатерины II.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Реформы. 2.Экономическая жизнь. 3.Россия и Великая Французская революция.

 

Урок 37-38. Правление Павла I.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Личность императора. 2.Внутренняя политика. Война с Францией 1798-1799 годов.

 

Урок 39. Просвещение и наука во второй половине XVIII века.

Основные вопросы изучения нового материала

1.Прсвещение. 2.Наука. 3.Техническая мысль.

 

Урок 40. Литература и искусство во второй половине XVIII века.

1.Литература. 2.Музыка и театр. 3.Архитектура. 4.Скульптура. 5.Живопись. 6.Основание Эрмитажа.

 

Урок обобщения 41. История России в XVII-XVIII веках.

 

 

Материалы для словарной работы.

 

Политическая жизнь страны Население, социальные группы
Боярская дума Бунт Выборы Гражданская война Династия Дворцовый переворот Законность (незаконный) Император Империя Коллегии Кондиции Наследник престола Независимость страны Политика Приказы Реформа Самодержавная монархия Самозванство Самоуправление Соборное Уложение «Совет всей земли». Собор Смутное время Табель о рангах   Боярин Воевода   Дворяне Духовенство Дьяк Казаки Крестьяне Крепостной Купец Наместник Посадские Подъячие Приписные крестьяне Сословия  
Земледелие. Сельская жизнь Городская жизнь. Ремесло
Барщина  Вотчина Всероссийский рынок Крепостное право Натуральное хозяйство Отходничество Пашенное земледелие Поместье Специализация (сельского хозяйства, ремесла)   Городской посад Импорт Мануфактуры Промыслы Протекционизм Слобода Товар Экспорт
Религия. Церковь Вооружённые силы
  Литургия Монастырь Мусульманство Патриарх Секуляризация Святость Старообрядчество Синод Уния, униатская церковь Христианство   Гвардия Интервенция Ополчение Редут Рекрут Регулярная армия Полки иноземного строя  
Культура Другие слова
Академия наук Барокко Гражданская азбука Классицизм Парсунная живопись Портрет Иконопись Гравюра Традиция Театр Университет Эрмитаж   Ассамблея Губерния Подушная подать Уезд Отечество Родина Экспедиция Фаворит

 

Основные умения учащихся

7 класс.

 

Достаточно полно воспроизводить исторические сюжеты по учебным пособиям, историческим документам, рассказам учителя.

Определять значение изученных в курсе понятий.

Выстраивать события истории в хронологическом порядке. Соотносить исторические события отечественной и зарубежной истории.

Составлять план, заполнять таблицу, по материалам учебника, фрагментов исторических источников под руководством учителя.

 Оценивать исторические факты, явления, деятельность исторических личностей.

Самостоятельно и под руководством учителя анализировать текст учебника, исторического документа. Использовать текст учебника, исторического документа в качестве доказательства своих суждений.

По материалам исторических источников готовить сообщение и выступать с ним.

Оценивать полноту и правильность ответа учащихся. Участвовать в обсуждении проблемы.

Использовать карту при изложении исторических сюжетов.

Примерный минимум знаний по темам.

 

Примерный минимум знаний по теме. I. Смутное время.

 

Знания по хронологии

7 ноября - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год);

1613 - Земский собор. Начало династии Романовых

Внутренняя жизнь страны.

Выделяют черты смутного времени в конце ХYI- начале ХYII в: стихийные бедствия, хозяйственный упадок, гражданская война, интервенция, ослабление и падение государственной власти. Указывают, что возрождение монархии связано с деятельностью Земского собора - совета всей земли.

Внешняя политика страны.

Указывают на потери России на северо-западе и отсутствие выхода в Балтийское море.

 

Примерный минимум знаний по теме II. Россия в период правления царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. 1613 – 1676 гг.

 

 

Знания по хронологии

1649 - Соборное уложение. Завершение оформления крепостного права.

1654 - Всенародная рада в Переяславле. Воссоединение Украины с Россией.

1654 – начало раскола в Русской Православной Церкви.

Внутренняя жизнь страны.

Отмечают успехи в хозяйственной жизни страны в ХYII в., при этом называют новые черты в экономике страны: специализация районов по производству товаров, развитие мануфактур и всероссийского рынка (рыночных отношений). Указывают на налоговое бремя эпохи. Называют великие географические открытия в Сибири. Имеют представление о сословном устройстве страны, характеризуют положение важнейших сословий. Указывают на окончательное оформление крепостного права в стране и укрепление самодержавной монархии. Имеют общее представление о самоуправлении в ХYII в. Отмечают патриотическую роль Православной Церкви во время борьбы с интервентами, характеризуют раскол как драматическое событие в истории нашей страны. Называют крупнейшие достижения в развитии русской культуры этого века.

Внешняя политика страны.

Указывают на потери России на северо-западе и отсутствие выхода в Балтийское море. Война с Польшей возвратила смоленские земли, в состав России вошла Левобережная Украина.

 

Примерный минимум знаний по теме III. Россия в конце XVII- первой половине XVIII в.

 

 

Знания по хронологии.

1703 - основание Петербурга.

10 июля 1709 - День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении

9 августа 1714 - Гангутское сражение.

1721 - образование Российской империи.

1721 - начало синодального периода в истории Русской православной Церкви.

Внутренняя политика страны.

Называют преобразования в экономике, армии, государственном устройстве, церковном управлении культуре. Знают некоторые факты из жизни выдающихся политических и военных и церковных деятелей страны.

Внешняя политика.

Раскрывают значение Северной войны для России: расширение политических и торговых связей, возрастание международного престижа России.

 

Примерный минимум знаний по теме IV. Россия в середине XVIII века.

 

 

Хронология.

1756-1763 участие России в Семилетней войне.

1755 - Открытие Московского университета в Москве.

Внутренняя политика.

Опредиляют дворцовые перевороты как борьбу политических группировок за власть.

Внешняя политика.

Показывают в чём выразилось усиление влияния России в международных делах и её престиж. Определяют роль России в семилетней войне.

 

Примерный минимум знаний по теме V. Россия во второй половине XVIII века.

 

Хронология.

11 сентября 1790 - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над Турецкой эскадрой у мыса Тендр

24 декабря 1790- День взятия турецкой крепости Измаил войсками под командованием А.В. Суворова

Внутренняя политика.

Отмечают изменения в развитии промышленности, сельского хозяйства. Раскрывают смысл понятий: расслоение крестьянства, отходничество. Оценивают проблему крепостничества. Указывают на изменения положения дворянства и городского сословия.

Внешняя политика.

Показывают в чём выразилось усиление влияния России в международных делах и её престиж. Показывают какие внешнеполитические задачи были решены в результате русско-турецких войн.

 

Варианты памяток при изучении истории в 7 классе.

Памятка. Как работать с учебником истории.

 

1. Прочитай название параграфа. Определи по оглавлению учебника к какой теме он относится.

2. Сперва прочитай параграф полностью. Уясни для себя его название, на какие части он делится.

3. Затем приступи к изучению его по пунктам. Соотнеси название пункта с его содержанием определи значение новых слов выражений, обрати внимание на даты, имена исторических деятелей, найди на исторической карте все необходимые объекты.

При работе с текстом помни о главных вопросах историка: что произошло, где произошло, когда произошло? Подумай о причинах и последствиях событий.

Обрати внимание на то, какие события происходили в это время за рубежом России. Используй для этого синхронистическую таблицу.

4. Ознакомившись с содержанием параграфа ответь на поставленные к нему вопросы. Рассмотри рисунки.

5. Перескажи содержание сперва по пунктам, а затем весь параграф. Используй карту, рисунки в учебнике они помогут тебе добиться успеха в запоминании содержания параграфа. Лучше пересказывать текст вслух.

Памятка. Как работать с учебными картинами.

1. Определи как называется картина, имя художника, когда он её написал.

2. Рассмотри внимательно что изображено на картине, при этом обрати внимание на людей и их действия, внешний вид, предметы, которые их окружают.

3. К какому времени относятся изображённые на картине события, где они происходят. По возможности определи имена действующих лиц, к какому сословию или какой группе они относятся.

4. Обрати внимание какое настроение создаёт картина, как художник передаёт характер героев. Вместе с учителем определите, что в картине является художественным вымыслом, как художник передаёт историческую правду. По возможности сопоставь время создания картины художником с датой событий изображённых на ней.

5. Составь рассказ об изображённых событиях. Используй при необходимости материалы учебника. Обязательно включи новые слова и выражения.

 

Памятка для характеристики исторического деятеля.

 

1. Имя исторического деятеля. В какое время он жил (если возможно установи точную дату). К какой общественной группе (сословию, классу) он принадлежал.

2. Если возможно опиши его внешность, черты характера.

3. Расскажите о его делах. В чьих интересах он действовал. Каким путём добивался своей цели. Установите по делам, поступкам какие сильные и слабые стороны характера проявились в его деятельности.

4. Оцените результаты его деятельности: для государства, народа, живущих рядом с ним людей, для развития культуры и др.

5. Какие дела и поступки вызывают ваше уважение к нему, какие неодобрение?

 

Памятка. Отзыв на ответ.

1. Ответ правильный полный: ученик знает факты, необходимые даты, имена, использует карту.

2. Ответ построен по плану, содержит необходимые доказательства, завершается выводом. При необходимости в ответе прозвучали ответы на главные вопросы историка что произошло?, где произошло?, когда произошло?

3. Речь образная, выразительная, содержит необходимые исторические термины (не содержит повторов, ненужных слов).

 

Памятка. Работа с документом (письменным источником).

 

1. Прочти текст документа. Если возможно установи кто является его автором, к какому времени и месту относится его создание. Если это сделать затруднительно, то установи к какой изучаемой теме относится его содержание.

2. На каком языке он представлен (церковнославянский, современный) Установи значение всех непонятных слов.

3. О чём свидетельствует документ? Что тебе известно об этом времени из учебника или урока? Ответь на вопросы к документу поставленные в учебнике или предложенные учителем.

4. Можно ли по тексту установить отношение автора к событиям о которых он повествует? С какой целью создавался текст? Можно составить какие либо представления о самом авторе на основе текста?

 

История России в документах, таблицах, оценках учёных

(Учебные материалы для подготовки к уроку.)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: