Восцарение Бориса Годунова

Кратковременное правление Федора Ивановича

В припадке гнева Иван Грозный убил своего старшего сына Ивана, такого же крутого нравом, как и его отец. В 1584 г. на престол взошел другой сын Грозного, Федор. Оставался, однако, еще и малолетний Дмитрий от последней жены Ивана IV из рода Нагих. В отличие от отца Федор обладал мягким нравом, был, по выражению современников, «кротким» царем. Но Федор Иванович совершенно не любил государственные дела, быстро уставал от них. Он предпочитал проводить время в церкви, за тихими беседами, в покое. Основные государственные заботы и власть вместе с этим перешли к шурину (брату жены) царя Борису Годунову. Государь очень любил свою супругу Ирину, а Годунов, в свою очередь, имел на сестру большое влияние. Власть Бориса Годунова всилу его личных качеств в тот период главным образом держалась на родстве с женой царя.

6 января 1598г умер царь Федор Иванович. Между тем у Федора и Ирины детей не было, и среди знати постоянно возникали требования о расторжении этого бездетного брака. Сам царь и, понятно, особенно Годунов всячески противились этому. Бездетному Федору должен был наследовать младший сын Грозного Дмитрий.

В 1591 г в результате угличской драмы погиб малолетний Дмитрий, законный наследник царского престола. Обстоятельства этого дела полностью не ясны. Официальная версия гласила, что царевич в припадке падучей болезни (которой наградил его отец) упал на нож и зарезался. Однако в самом Угличе произошел мятеж, поскольку молва вполне определенно называла виновниками убийства царевича подосланных Годуновым людей. Скорее всего, так и было. За мятеж угличан строго наказали, многих выселили. Существует и еще одна версия, что царевич был спрятан, а убит другой ребенок.

Борьба за царский престол

Смерть Дмитрия и Федора приближала исполнение властолюбивых замыслов Годунова. С этим событием прекратила свое существование многовековая династия Рюриковичей. Это было очень серьезно для страны с уже устоявшимися представлениями о совершенной необходимости царской власти, о том, что править в Москве могут только лица определенной династии, что страна в определенной мере не просто Россия, а их законная вотчина. Царь имеет право на жизнь и смерть, собственность любого. Царь — божий помазанник: его власть от бога, а потому он должен быть из определенной династии. Сознание, не только народа, но и знати было почти полностью проникнуто религиозными догмами, верой в сверхъестественное, в различные события нравственно-религиозного характера (например, несправедливый развод с супругой, несоблюдение церковного обета и прочее), которые могут иметь важнейшее значение для страны. С другой стороны, всяческие бедствия объяснялись господним гневом за те или иные грехи. Следовательно, за грехи царя могла страдать от бога вся держава. В этих условиях пресечение династии давало пищу для самых различных толкований, слухов, высказываний, юродствований и т. п.

Престол государя Руси оказался свободным. Загадочная смерть царевича Дмитрия в Угличе в 1591 г., выгодная Годунову, и смерть болезненного и бездетного царя Федора, поставили перед страной небывалую проблему: необходимость выбора царя.

Царь Федор Иванович не оставил письменного завещения. По поводу его последней воли существует 2 версии. Одна из них исходила от правительства Бориса Годунова и гласила, что Федор «оставил державу» своей супруге, родной сестре Бориса, а своими душеприказчиками назначил патриарха Иова и Бориса Федоровича. По другой версии, подкрепленной свидетельствами современников, Федор наказал Ирине «принять иноческий образ» и остаток жизни провести и монастыре.

С первого же дня междуцарствия началась упорная борьба между претендентами на обладание высоким троном государя. Среди желающих надеть на себя шапку Мономаха первыми называли представителей высшей знати – Федора Никитича Романова (родного племянника царицы Анастасии и двоюродного брата царя Федора) и «принцев крови» Василия, Дмитрия, Александра и Ивана Шуйских. Борис Годунов по своему родословию был одним из последних в ряду тех, кого аристократы ститали достойным занять первое место в государстве. По их глубокому убеждению, царем на Руси мог быть только князь Рюрикович, а Борис, который происходил не от «царского корени», не мог и не должен был думать о царской короне. И все же в трудной, полной драматизма борьбе за корону, нелегкую победу в конечном счете одержал Годунов.

Таким образом, боярин Годунов приобрел исключительное влияние в царстве. Надо отметить, что Борис обладал серьезным государственным умом, хваткой, имел широкий кругозор. Дела России при нем пошли достаточно успешно. Страна отдыхала от бесконечных войн, казней, нестабильности, происходивших из-за взбалмошного характера Грозного. Постепенно заселялись покинутые села, началась колонизация Сибири.

Восцарение Бориса Годунова

За все время царствования Годунов сокрушил и избавился от многих политических противников и сумел откужить себя верными людьми. К концу царствования Федора и в Боярской Думе, и в Государевом дворе были сторонники Бориса, обязанные ему своим выдвижением и опасавшиеся перемен. Тем не менее со смертью Федора ситуация а Думе изменилась – сильно возросло влияние противников Бориса, группировавшихся на этот раз вокруг Романовых. Поэтому Годунов вопреки воле Федора не хотел пострижения вдовствующей царицы Ирины и надеялся временно закрепить за ней трон, с тем, чтобы потомполучить его из ее рук. Возведению Бориса на трон всячески способствовал его преданный слуга – патриарх Иов, всецело обязанный правителю своим избранием на патриарший престол.

1 сентября 1598г в Новодевичий монастырь, где в то время вместе со своей сестрой, все же ушедшей в монастырь 15 января 1598г, находился Борис Годунов, отправилась депутация во главе с Иовом. После торжественного «моления» Борис милостиво согласился венчаться на царство «по древнему обычаю». Через 2 дня в Успенском соборе Кремля состоялась коронация Годунова. По этому обычаю многих представителей феодальной знати царь пожаловал новыми думными чинами. Не обошел вниманием и своих противников: боярство было «сказано» Александру Никитичу Романову, окольничими стали Михаил Никитич Романов и Богдан Яковлевич Бельский. Выдано было тройное жалование боярам, дворянам, дьякам. Годунов торжественно объявил об амнистии и отмене смертной казни на 5 лет.

Патриаха Иова Борис отблагодарил особо. В 1599 ему была дана жалованная грамота, по которой монастыри с крестьянами и все слуги первосвятителя освобождались от их суда (кроме дел о душегубстве) и подлежали теперь только париаршему суду.

Итак, Борису Годунову удалось преодолеть преграды на пути в высшей власти, не прибегая к насилию, без кровоприлития сломитьсопротивление бояр. Он был умным политическим деятелем и стремился к стабилизации своей власти путем консолидации всего правящего класса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: