Проблемы рационализации использования минеральных ресурсов

Рациональное использование и охрана минеральных ресурсов в нашей республике обеспечивается выполнением следующих условий:

1) государственная собственность на все виды природных ресурсов, что позволяет комплексно и планово подходить к их использованию и сохранять богатства недр для будущих поколений.

2) осуществление обеспеченности народного хозяйства в минеральном сырье с минимальными общественно необходимыми затратами, внедрение прогрессивных малоотходных и безотходных производств для снижения уровня вредного воздействия на окружающую среду горнопромышленных производств.

В настоящее время вопросы недропользования в Казахстане регламентируются введенным в действие в январе 1996 года Указом Президента (имеющим силу закона) о «Недрах и недропользовании». В соответствии с этим Указом и с Конституцией Республики все недра, в том числе и полезные ископаемые, находятся в государственной собственности.

Правительство республики выполняет следующие функции:

- организует управление государственным фондом недр;

- устанавливает правила пользования недрами;

- определяет участки, предназначенные для удовлетворения государственных потребностей в стратегических и дефицитных видах минерального сырья, устанавливает ограничения на пользование недрами в целях обеспечения национальной безопасности, сохранности окружающей природной среды, безопасности населения, производит консервацию для сохранения запасов в интересах будущих поколений;

- определяет порядок уплаты платежей и налогов для недропользователей, осуществляющих деятельность в отраслях добывающей промышленности;

- определяет порядок лицензирования и заключения контрактов;

- осуществляет выдачу лицензий на право недропользования, а также контроль за соблюдением условий выполнения лицензий и контрактов и др.

Виды деятельности, подлежащие лицензированию в части использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, определяются статьей 21 Закона РК “Об охране окружающей среды”. Помимо экологической аудиторской деятельности и лицензирования сегодня от недропользователей требуется и получение соответствующих разрешений. Согласно статье 16 Закона РК “Об охране окружающей среды” для каждого предприятия обязательным является получение разрешения на природопользование – документа, ежегодно запрашиваемого в центральном исполнительном органе по охране окружающей среды. Этот документ удостоверяет право компании на использование или изъятие природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов с указанием конкретных сроков и объемов, норм, условий природопользования и применяемой технологии.

Кроме разрешения на природопользование предприятию также следует получить разрешение на загрязнение окружающей среды - то есть лимитов, определяющих пределы поступления определенного объема загрязняющих веществ, отходов производства и потребления до уровня, при котором сохраняется благоприятная окружающая среда. Количественно разрешение на загрязнение, выдаваемое сроком на 1 год, выражается в виде квоты на загрязнение, которая представляет собой часть лимита, выделяемого конкретному природопользователю на определенный срок.

Для осуществления деятельности по захоронению и утилизации вредных веществ (отходов) требуется разрешение МООС, с предварительным согласованием на отвод земельного участка с Агентством по управлению земельными ресурсами. Для транспортировки вредных веществ необходимо разрешение МООС, с предварительным согласованием с Министерством транспорта и коммуникаций, АЧС и в некоторых случаях с Министерством здравоохранения.

 

 



Заключение

В республике действует единая государственная система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, правила организации и ведения которой утверждаются правительством.

Основной государственной структурой, осуществляющей государственный мониторинг за состоянием окружающей среды, является МООС. Его подразделения ведут экологический мониторинг как во всех областных, так и в крупных промышленных центрах страны. Государственный мониторинг за состоянием почвы обеспечивает Агентство по земельным ресурсам и землеустройству.

Санитарными органами Минздрава ведется мониторинг за содержанием вредных веществ в продукции растениеводства, употребляемой в качестве пищевых продуктов. Кроме того, МООС также имеет в каждой области, городах Алматы и Астане территориальные управления охраны окружающей среды, основной функцией которых является контроль за исполнением природоохранного законодательства.

В последние годы, в связи с приватизацией ряда промышленных предприятий, обязательным является так называемый производственный мониторинг, который ведется силами самого предприятия. Контроль за качеством и порядком производственного мониторинга осуществляется периодическими проверками со стороны государственных служб.

Основными направлениями обеспечения экологической безопасности являются экологизация экономики, законодательства и общества.

 



Список литературы

1. Гражданский кодекс РК. http://eco.gov.kz/pravo/zakon/zak.php

2. Указ Президента РК «О земле». 1995г.

3. Закон Республики Казахстан от 27 января 1996 года N 2828 «О недрах и недропользовании».

4. Концепция экологической безопасности. 1996г.

5. Закон РК «Об охране окружающей среды». 15 июля 1997г.

6. Закон РК «Об экологической экспертизе». 1997.

7. Закон Республики Казахстан от 23.04.1998 N 219-1 «О радиационной безопасности населения».

8. Водный кодекс Республики Казахстан от 9 июля 2003 года N 481.

9. Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года N 442.

10. Лесной кодекс Республики Казахстан от 8 июля 2003 года N 477.

11. Закон РК от 9 июля 2004 года N 593 «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира».

12. Закон РК от 7 июля 2006 года N 170 «Об охране здоровья граждан».

13. О Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы. Указ Президента Республики Казахстан от 14 ноября 2006 года N 216. 

14. Экологический кодекс от 23.01.2007. http://eco.gov.kz/docs/eko_kodeks.php

15. Концепция развития эколого-аналитического контроля в области охраны окружающей среды в Республике Казахстан на 2005-2007 годы. 02.02.2005.

16. Использование природных ресурсов, как условие и фактор развития и взаимодействия человека и природы. http://www.sitc.ru/ton/chapter2.html

17. Лекции по природопользованию. Экологический портал. http://www.ecology-portal.ru/publ/l/lekcii_po_prirodopolzovaniju/33-1-0-2357

18. Особенности эколого-экономического анализа деятельности предприятия. Фомина Е.С. Волгоград: ВСХА, 2007.

19. Основные мероприятия по улучшению качества земли и охраны ее от истощения. http://exsolver.narod.ru/Books/Econom/Lomakin/c55.html

20. Природно-ресурсный потенциал и факторы его сохранения. http://www.leasingworld.ru/kurs_soc_econom_stat/748-prirodno-resursnyjj-potencial-i-faktory-ego.html

21. Сулейменов М.К. Право недропользования как вещное право. “Акту­альные вопросы коммерческого законодательства в Республике Казахстан”. Материалы семинаров, выпуск 6, изд. Адилет Пресс. Алматы, 1997.

22. Тонкопий М.С. Экономика природопользования, Алматы: Экономика, 2000.

23. Шалинский А.М. Загрязнение окружающей среды и экологическая политика Казахстана. Центр региональных и трансграничных исследований ВолГУ, 2002.

24. Экономические механизмы природоохранной деятельности предприятий. http://rudiplom.ru/lectures/ekonomika-organizacii/906.html

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: