Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов

 

Страны-импортеры трудовых ресурсов, которые постоянна испытывают потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают прежде всего на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся мигрантов.

В качестве инструмента регулирования численности используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчиты­вается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т.п.), а также принимаются во внимание; состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и со­циальная обстановка в стране-импортере.

Качественный состав трудящихся-иммигрантов регулируется принимающих странах путем использования различных методов (целях определения групп иммигрантов, для которых предусмотрены преференции, в части первоочередного получения въездной визы).

О высоких требованиях к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессио­нальной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специ­альности. Возрастной ценз служит одним из распространенных критериев отбора иммигрантов. Шансы получить разрешение на въезд в страну выше у более молодых претендентов.

Национальность иммигранта — качественный признак, диффе­ренцированный в зависимости от национального состава прини­мающей страны и учитываемый для обеспечения, например в США, национального равновесия.

К числу других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы, относят [5, c. 228]:

— требование хорошего состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США);

— дополнительные профессиональные требования, относящие­ся к ряду специальностей или профессий (в США, напри­мер, иностранный программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соот­ветствующими компьютерными системами);

— ограничения личностного и психологического плана. Так, на­пример, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь «добрый характер». В США издавна ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.

Значение того или иного качественного признака при отборе иммигрантов непостоянно и может меняться в пользу других при­оритетов. Вместе с тем по ряду важнейших характеристик, таких, как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание определенной профессией и профессиональной подготовкой, тре­бования достаточно устойчивы во времени.

Селективность миграционной политики стран-импортеров вы­ражается также в предоставлении льгот отдельным категориям ми­грантов в целях их привлечения в страну. Так, приоритетным пра­вом получения разрешения на иммиграцию пользуются бизнесме­ны, предполагающие открыть дело в стране пребывания.

Одна из целей иммиграционной политики — защита националь­ного рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабо­чей силы. Для осуществления этой цели государства-импортеры применяют меры, направленные на сокращение или предотвращение иммиграции, а также на сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания. Например, в США одновременно с ужесточени­ем политики по отношению к нелегальным иммигрантам законода­тельством предусмотрено право на легализацию для части иностранцев, без разрешения находящихся в стране, что является гуманным актом и свидетельствует о демократических тенденциях в осуществлении иммиграционной политики. Многие страны-импортеры рабочей силы приняли и реализуют государственные программы) стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев, в которых преобладают экономические (а не администра­тивные) стимулы (предоставление материальной помощи и возмож­ности приобретения профессии и т.п.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: