Субкультура студенческой молодежи

В 2000-е годы палитра молодежной субкультуры чрезвычайно широка. В ней появились и оформились новые поколения, направления, вкусовые пристрастия и модные поветрия — где угодно можно встретить киноманов, алисоманов, рейверов, блэкеров, трешеров, думеров, толкиенистов, гранжиров, рэпперов, гопников и т.п. Молодежная субкультура возникла потому, что благодаря ей молодое поколение удовлетворяло определенные жизненно важные потребности. При объяснении причин и целей возникновения молодежной субкультуры у специалистов сложилась следующая точка зрения. Перед молодыми людьми в сложный период перехода из детства к зрелости возникает множество сложных проблем, которые они не способны решить, опираясь на имеющийся опыт либо на жизненный опыт взрослых. Им необходима группа сверстников, которые сталкивается с теми же самыми проблемами, имеет такие же ценности и идеалы. Этот период неопределенности возникает потому, что человек покидает детство — период минимальной ответственности, и вступает во взрослость — период максимальной ответственности. Для смягчения перехода от одной крайности к другой и нужна молодежная субкультура, аккумулировавшая в себе опыт решения жизненных проблем, накопленный многими поколениями молодых людей и отличающийся от опыта старших поколений. Достаточно своеобразной является субкультура студенческой молодежи. С переходом к рыночным отношениям в системе ее ценностей произошли значительные изменения. В новых условиях студенчество, как чувственный барометр эпохи, оказалось способным измерять состояние общества и отражать его в своем сознании. Исследования ценностей ориентации студентов в политической и нравственной сферах, показывают, с одной стороны, личностные интересы и потребности молодежи, с другой – ее отношение к обществу и его проблемам. Большинство опрошенных признают самоценности человека и человеческой жизни, гуманные отношения между людьми, социальную справедливость и социальную защиту прав гражданина. Смысл жизни они видят в создании хорошей семьи и воспитании, далее следуют по значимости высокий уровень жизни и самовыражение. Подавляющее большинство отвергает приоритет общественного интереса над личным, а получение максимума жизненных удовольствий преобладает над общественно полезным трудом. Большая часть студенческой молодежи испытывает состояние политической апатии, равнодушия ко всему окружающему. Изменилось и отношение к общественной деятельности, потребность в ней не ощущает 81% опрошенных, что во многом связано с ухудшением их материального положения и необходимостью заниматься мелким бизнесом. Нравственный облик студентов характеризуется снижением моральных критериев поведения, что в определенной мере отражает процессы, происходящие в обществе, и прежде всего – усиление аморализма и преступности, охватывающим главным образом молодежь. Чаще стали встречаться в студенческой среде такие явления, как пьянство, увлечение порнографией, грубость по отношению к педагогом, воровство, наркомания и другое.

Таким образом, процесс формирования духовного облика студенческой молодежи сопровождается переоценкой ценностей, критическим осмыслением опыта предшествующих поколений, новыми представлениями о своем будущем и общества.

Одним из значимых занятий в сфере свободного времени молодежи является чтение. В отношении современной молодежи к чтению социологи выделяют четыре основных тенденции:

1) несовпадение интересов и знаний – лучше известна классика из школьной программы, но больше привлекает современная литература;

2) внимание к творчеству писателей, выбор того или иного жанра определяются общей социокультурной ситуацией, происходящими в обществе процессами;

3) преобладает предпочтение тех произведений и авторов, которых широко пропагандируют средства массовой коммуникации;

4) немаловажную роль в чтении молодежи играет подверженность групповым стереотипам, когда литературные интересы определяются модой, групповые предпочтения обуславливают индивидуальный выбор читателя.

Теперь рассмотрим, как молодежь относиться к кино. Кинофильмы 30 – 50-х гг обладали притягательной силой, эмоциональной заразительностью. Среди них были и шедевры мирового кино, непритязательные комедии и сказки с их райским благоденствием. Для поколения этих лет кино было единственным искусством, открывающим путь в мир прекрасного. Тем не менее молодежь продолжает ходить в кино. Это объясняется тем, что репертуар кинотеатров направлен, прежде всего на молодежь: молодые герои, тематика и жанры фильмов, динамизм сюжетов – все рассчитано на особенности молодежного возраста, его эмоционально – чувственное отношение и стремление к развлекательности. Кино для молодежи – это не столько возможность контакта с искусством, сколько возможность коллективного сопереживания, эмоционального, дружеского общения.  Совершенно уникальным, особым искусством является театр, где зритель становится непосредственным участником создания спектакля. В последнее время наблюдается не только сокращение молодежной аудитории театра, но и тенденция увеличения числа случайных зрителей и сокращения постоянных посетителей. Интересна динамика молодежных ориентаций в сфере театра:

1) предпочтение постановок современных авторов по сравнению с классикой в 70-е гг;

2) направленность на музыкальные спектакли легкого, развлекательного жанра преобладающей части молодежи, кроме студентов, которым присуще стремление к осмыслению наиболее актуальных проблем современности, воплощенных средствами драмы;

3) изменение популярности отдельных театров и их репертуара – самые популярные театры не имеют молодежного репертуара, а другие не пользуются у нее спросом. Таким образом, театр не использует свои воспитательные возможности. Значительное место в жизни человека занимает музыка не столько как вид искусства, сколько как звуковой фон жизни. Молодежь обращается к музыке чаще, чем к другим видам искусства. Но большинство слушает, не проявляя избирательности. Произведения классики в структуре музыкальных интересов занимают последнее место. Даже представители молодежной интеллигенции не имеют элементарных музыкальных знаний. Что касается вкусов молодежи в музыке, то преобладающее большинство молодежи предпочитает поп- и рок – музыку, лишь отдельные из  них – симфоническую, органную, оперную. Таким образом, отношении молодежи к чтению, кино, театру и музыке показывает, что преобладающее большинство проявляет тенденции к потреблению легких, развлекательных видов и жанров искусства, и лишь небольшая часть понимает, интересуется произведениями классики мировой и отечественной культуры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: