ПРЕДИСЛОВИЕ
1 РАЗРАБОТАН ООО «Институт ВНИИСТ»
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом ОАО «АК «Транснефть»
от «____» ____________200___ г. № _______
3 ДАТА ВВЕДЕНИЯ с «_____» _____________ 200___ г.
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 СРОК ПЕРЕСМОТРА – не реже одного раза в пять лет
6 Оригинал документа хранится в службе нормирования и технического регулирования ОАО «АК «Транснефть».
7 Документ входит в состав информационного фонда ОАО «АК «Транснефть».
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ.. 1
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ.. 1
3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.. 1
4 ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ.. 2
5 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 3
5.1 Цели и основные аспекты выполнения ВАБ объекта МН.. 4
5.2 Эксплуатационные состояния объекта МН.. 4
5.3 Пределы и условия безопасной эксплуатации. 4
6 ОПИСАНИЕ ВАЖНЫХ ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМ И
ОБОРУДОВАНИЯ ОБЪЕКТА МН.. 5
6.1 Перечень систем.. 5
6.2 Описание конструкции и/или технологической схемы.. 5
7 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАЧ ВАБ ОБЪЕКТА МН.. 7
7.1 Классификации. 7
|
|
7.2 Формирование перечня исходных событий аварийных ситуаций. 7
7.3 Принципы моделирования аварийных последовательностей. 9
7.4 Анализ надежности систем.. 9
7.5 Требования к анализу данных. 10
7.6 Требования к анализу надежности персонала. 11
7.7 Принципы разработки вероятностной модели объектов МН.. 12
7.8 Процедуры выполнения количественных расчетов ВАБ.. 12
7.9 Основные принципы анализа неопределенности, чувствительности и значимости результатов количественных расчетов ВАБ.. 13
7.10 Определение ущерба природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах 14
7.11 Основные принципы анализа, интерпретации и представления результатов. 14
8 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ
ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТА МН.. 15
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Системы безопасности объектного уровня. 17
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (справочное) Перечень возможных исходных событий. 18
ПРИЛОЖЕНИЕ В (справочное) Принципы моделирования аварийных последовательностей. 21
ПРИЛОЖЕНИЕ Г (справочное) Анализ надежности систем.. 40
ПРИЛОЖЕНИЕ Д (справочное) Требования к анализу данных, включая данные по вероятности возникновения ис и данные по надежности оборудования. 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Е (справочное) Требования к анализу надежности персонала. 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж (справочное) Принцип разработки вероятностной
модели безопасности объекта МН.. 84
ПРИЛОЖЕНИЕ И (справочное)Процедуры выполнения количественных расчетов ВАБ. 86
ПРИЛОЖЕНИЕ К (справочное) Анализ неопределенности, чувствительности
и значимости результатов количественных расчетов ВАБ. 90
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Л (справочное) Основные принципы анализа, интерпретации и представления данных 95
ПРИЛОЖЕНИЕ М (обязательное) Состав основного отчета по ВАБ. 99
ПРИЛОЖЕНИЕ Н (справочное) Пример расчета ВАБ НПС.. 105
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………………………………..127
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1 Настоящий документ предназначен для проектных организаций, проектных и проектно-конструкторских отделов организаций и предприятий (далее – Предприятия), выполняющих работы по проектированию объектов нового строительства, реконструкции и техническому перевооружению объектов магистральных нефтепроводов (МН) с использованием вероятностных методов на основе моделирования и расчета показателей надежности и безопасности объектов.
1.2 Настоящий документ устанавливает процедуры определения числовых характеристик случайных величин, характеризующих частоту (вероятность) аварии на объектах МН для:
– выявления приемлемости риска, создаваемого объектами МН;
– проведение сравнения предлагаемых проектных решений по уровню безопасности;
– оптимизации проектных решений по критериям безопасности
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем документе использованы ссылки на документы, приведенные в разделе «Нормативные ссылки» РД «Вероятностный анализ безопасности магистральных нефтепроводов. Общие положения», а также на следующий документ:
РД «Вероятностный анализ безопасности магистральных нефтепроводов. Общие положения»
Примечание – При использовании настоящего нормативного документа целесообразно проверить действие ссылочных нормативных документов в соответствии с действующим Перечнем законодательных актов и основных нормативно – правовых и распорядительных документов, действующих в сфере магистрального нефтепроводного транспорта. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим нормативным документом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем документе применены термины РД «Вероятностный анализ безопасности магистральных нефтепроводов. Общие положения», а также следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 Байесовский подход: подход, учитывающий информацию, полученную на предыдущих этапах исследований.
3.2 Дизъюнкция: одна из логических операций, отражает употребление союза «или» в логических выводах.
3.3 Квантификация: измерение качественных признаков в количественном выражении.
3.4 Конъюнкция: одна из логических операций, отражает употребление союза «и» в логических выводах.
3.5 Минимальное аварийное сочетание: это такое сочетание, в котором при удалении любого исходного события оставшиеся события вместе больше не являются аварийным сочетанием.
3.6 Принцип единичного отказа: принцип, в соответствии с которым система должна выполнять заданные функции при любом требующем её работы исходном событии, в сочетании с одним независимым от этого события отказом активного элемента, или пассивного элемента, имеющего движущиеся части, или одной независимой ошибкой персонала.
3.7 Феноменология аварий: накопление и обобщение исходной информация об авариях.
3.8 Чувствительность результата: степень влияния расчетных параметров и основных допущений математической модели на результаты моделирования.
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем документе применены следующие сокращения:
АНП | – | анализ надежности персонала; |
АП | – | аварийная последовательность; |
АС | – | аварийная ситуация или множество аварийных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе функционирования объектов магистрального нефтепровода; |
АСМ | – | автоматизированное структурно-логическое моделирование; |
ВАБ | – | вероятностный анализ безопасности; |
ВОП | – | вероятность ошибок персонала; |
ВПБ | – | вероятностные показатели безопасности; |
ВФ | – | вероятностная функция; |
ДО | – | деревья отказов; |
ДОП | – | деревья ошибок персонала; |
ДС | – | деревья событий; |
ДПС | – | диаграмма последовательности событий; |
Ду | – | диаметр условный; |
ИС | – | инициирующее (исходное) событие; |
ИСА | – | исходное событие аварии; |
ИЭ | – | инструкция по эксплуатации; |
КИП | – | контрольно-измерительные приборы; |
КИП и А | – | контрольно-измерительные приборы и автоматика; |
КПУФ | – | кратчайшие пути успешного функционирования; |
КС | – | конечное состояние; |
ЛКФ | – | логический критерий функционирования; |
ЛФРС | – | логическая функция работоспособности системы; |
МН | – | магистральный нефтепровод; |
МП | – | методические положения; |
МСО | – | минимальные сечения отказов; |
НС | – | нефтепроводная система; |
ОК | – | обеспечение качества; |
ОЛВМ | – | общий логико-вероятностный метод; |
ОМН | – | объект (объекты) магистрального нефтепровода; |
ООП | – | отказ по общей причине; |
ОПС | – | окружающая природная среда; |
СБ | – | система безопасности; |
СДС | – | системное дерево событий; |
СТС | – | сложная техническая система; |
СФЦ | – | схема функциональной целостности; |
ТО | – | техническое обслуживание; |
ФБ | – | функция безопасности; |
ФДС | – | функциональное дерево событий; |
ФПФ | – | формирующие поведение факторы; |
ФРС | – | функция работоспособности системы; |
ЧП МН | – | частота повреждения магистрального нефтепровода. |
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
|
|
5.1 Посредством ВАБ проводится количественная оценка числовых характеристик случайных величин, характеризующих частоту (вероятность) аварии объектов МН для всего жизненного цикла.
5.2 Правовую и методологическую базу применения ВАБ при обосновании и подтверждении безопасности эксплуатации МН составляют Федеральный закон «О техническом регулировании» [1], Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [2], Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [3], а также документы [6-8], приведенные в разделе «Библиография» данного документа.
|
|
5.3 Безопасность эксплуатации МН обеспечивается реализацией Концепции вероятностного анализа безопасности ОАО «АК «Транснефть», изложенной в РД «Вероятностный анализ безопасности магистральных нефтепроводов. Общие положения» (п.5.1.7).
5.4 Задачами настоящих методических рекомендаций являются определение и выбор моделей возникновения и развития аварий с соответствующими исходными данными, допущениями и ограничениями для осуществления количественной оценки риска аварий на объектах МН.
5.5 ВАБ проводится при разработке материалов, обосновывающих строительство (технико – экономическое обоснование – ТЭО), а также проектно–сметной документации на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение объектов МН.
Отчет по ВАБ разрабатывается и включается в соответствующие виды предпроектных и проектных материалов и сводится в систематизированном виде в отдельном разделе (томе, книге).
Отчет по ВАБ должен быть подписан руководством и ответственными исполнителями организаций, разработавших отчет, и согласован руководством проектной организации.