МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ К.Д. ГЛИНКИ»
Кафедра информационного обеспечения
и моделирования агроэкономических систем
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
на тему: «Разработки автоматизированной информационной системы
По начислению заработной платы по 18-разрядной тарифной сетке
(на примере работников: Колчин Н.С., Липатов С.И., Осипова Э.Н., Паршин В.Ю)».
Выполнила: студентка
заочного отделения
экономического
факультета Б 3с - 1а
Авдеева С.Ю.
Руководитель:
Воронеж
2010
Содержание
Введение | 3 | ||||
1. Общая характеристика информационных систем | 4 | ||||
1.1. Понятие информационной системы | 4 | ||||
1.2. Этапы развития информационных систем | 4 | ||||
1.3. Структура информационных систем | 5 | ||||
1.4. Классификация информационных систем | 9 | ||||
1.5. Функциональные подсистемы информационных систем и их характеристика
| 11 | ||||
2. Разработка информационной системы по начислению заработной платы по 18-разрядной тарифной сетке (на примере работников Колчин Н.С., Липатов С.И., Осипова Э.Н., Паршин В.Ю) | 14 | ||||
| 2.1. Пояснительная записка | 14 | |||
| 2.2. Формы входных, промежуточных и выходных документов | 16 | |||
| 2.3. Информационно-логическая модель | 21 | |||
| 2.4. Алгоритм функционирования информационной системы | 23 | |||
Выводы | 26 | ||||
Список использованной литературы | 27 | ||||
Приложения | 28 | ||||
Введение
Автоматизированные информационные системы, функционирующие на основе ЭВМ, предполагают автоматизацию информационных процедур. Они обладают широкими функциональными возможностями и могут применяться для обработки больших массивов информации.
Разработка и применение автоматических информационных систем на практике в современное время, с развитием науки, техники, электроники и ростом потребностей человека в хранении и быстрой обработки информации, является очень актуальной задачей.
В данном курсовом проекте на конкретном примере разрабатывается автоматическая информационная система по начислению заработной платы по 18-разрядной тарифной системе.
В ходе выполнения курсового задания будут изучены теоретические основы проектирования, разработки и функционирования АИС, а также будет осуществлено непосредственное создание АИС с помощью прикладного программного обеспечения MS Excel.
Курсовой проект основывается на условном примере, которые не отражает всех особенностей начисления заработной платы (в виду специфичности и сложности реализации). Однако выполнение данного курсового проекта позволяет ознакомиться и научиться применять все необходимые инструменты обработки текстовой и табличной информации.
|
|
Вся исходная и нормативная информация предоставлена во входных форматах в виде таблиц MS Excel. Поставленной задачей является формирование ведомости выдачи заработной платы на основе имеющихся учетных сведений о четырех работниках: Колчин Н.С., Липатов С.И., Осипова Э.Н., Паршин В.Ю.
Практический раздел курсовой работы будет состоять из нескольких разделов.
Постановка задачи будет описана в пояснительной записке. В разделе проектирования форм документов будут описаны форматы данных, определена схема размещения показателей в исходных таблицах и других формах с промежуточными расчетами и выходными показателями. Будет построена информационно-логическая модель, разработан алгоритм расчета каждого показателя.
После выполнения курсового задания будут сделаны соответствующие итоги о проделанной работе и эффективности применения разработанной АИС на практике.
1. Общая характеристика информационных систем
1.1. Понятие информационной системы
Успешная практическая деятельность человека все в большей степени зависит от эффективной организации обмена информацией. Установлено, что объем информации, растет примерно пропорционально квадрату развития производительных сил. Информационные процессы реализуются во всех сферах деятельности людей. Информация и данные все чаще рассматриваются, как жизненно важные ресурсы, которые должны быть организованы так, чтобы ими можно было легко пользоваться.
Человек издавна пытался ускорить и облегчить поиск нужных сведений, создавая и используя различного рода справочники, картотеки, каталоги. Масштабность задач, стоящих перед современным обществом, потребовала развития новых форм реализации основных информационных процедур. Качественно перерабатывать большой объем информации в ограниченные сроки без специальных методов и средств обработки практически невозможно. Совокупность средств и методов реализации информационных технологий принято называть информационной системой (ИС).
Информационная система - это совокупность различных средств и методов, предназначенных для сбора, подготовки, хранения, обработки и выдачи информации в интересах пользователя.
1.2. Этапы развития информационных систем
С развитием технического уровня вычислительных средств информационные системы прошли несколько этапов:
1. Ручные ИС, в которых все процессы обработки информации осуществляются вручную. Данные системы характеризуются, как правило, небольшим объемом хранящейся информации. Ручные ИС, к которым можно отнести каталоги, картотеки, облегчают поиск нужной информации по определенной совокупности признаков. Носителями информации являются первичные документы. Для поиска информации используются простые селектирующие приспособления и методы систематизации, библиотековедения.
2. Механизированные ИС, предполагающие при обработке и поиске информации использование различных средства механизации, в том числе счетно-перфорационных машин. В настоящее время такие системы уже не используются.
3. Автоматизированные ИС, функционирующие на основе ЭВМ и других технических средств, предполагают автоматизацию целого ряда информационных процедур. Эти ИС обладают широкими функциональными возможностями и способны хранить и обрабатывать очень большие массивы информации. Носителями информации являются запоминающие устройства ЭВМ.
4. Автоматические ИС предполагают полную автоматизацию информационных процедур, а информационный процесс не требует участия в нем человека. Примерами автоматических ИС являются роботы, станки с программным управлением, системы безопасности АЭС, системы автоматизации технологических процессов и т.п.
|
|
Структура информационных систем
Информационная система состоит из отдельных взаимосвязанных элементов. Совокупность элементов и отношений между ними определяет структуру ИС.
§ Информационное обеспечение представляет собой совокупность различных информационных массивов (файлов), ЕСКК (единая система классификации и кодирования информации), унифицированных систем документации и схем информационных потоков, циркулирующих на объекте автоматизации.
Основным назначением информационного обеспечения является обеспечение организации и представления информации, соответствующей любым требованиям пользователей, а также условиям автоматизированных технологий.
Под документом понимается информационное сообщение на естественном языке зафиксированное на бланке установленной формы и имеющем юридическую силу. Совокупность всех документов, циркулирующих на объекте автоматизации, представляет собой систему документации.
От правильно разработанной системы документации во многом зависят сокращение объемов работ по подготовке к вводу в память ПЭВМ, сокращение числа возможных ошибок и повышение надежности системы в целом. Четкое построение документов, унификация и упрощение их форм способствуют сокращению цикла обработки и своевременному получению всех необходимых данных о результатах производственно-хозяйственной деятельности организации (объекта автоматизации).
Основными носителями информации при автоматизированной обработке являются входные и выходные документы, т.е. утвержденной формы бумажные или экранные носители информации, имеющие юридическую силу.
Документы можно классифицировать по ряду признаков:
· по сфере деятельности - плановые, учетные, статистические, банковские, финансовые, бухгалтерские и др.;
· по отношению к объекту управления - входящие (первичные), исходящие (сводные), промежуточные, архивные;
|
|
· по содержанию хозяйственных операций - материальные, денежные, расчетные;
· по назначению - распорядительные, исполнительные, комбинированные;
· по объему отображаемых операций - единичные и сводные;
· по способу использования - разовые и накопительные;
· по способу заполнения - вручную или при помощи средств автоматизации учета.
Применение АИС обусловило необходимость адаптации документации к требованиям машинной обработки, унификации и стандартизации документации. Унифицированная система документации (УСД) представляет собой комплекс взаимосвязанных стандартных форм документов и правил их оформления на основе применения средств вычислительной техники.
В 1994 г. был утвержден ГОСТ на унифицированную систему организационно-распорядительной документации. Каждой утвержденной Госстандартом России форме документа присваивается в соответствии с Общегосударственным классификатором управленческой документации - ОКД код, который располагается в верхней правой части документа.
Унифицированная система документации устанавливает общие требования к разработке документов и их содержанию, включает формы документов, государственные стандарты и методические материалы, регламентирующие порядок оформления, согласования и утверждения документов.
Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главной целью УСД является обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства.
Документы, циркулирующие на объекте автоматизации, образуют информационные потоки.
Информационный поток - это группа или совокупность перемещаемых данных, относящихся к какому-то конкретному участку экономических расчетов (одной задаче).
Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результатной информации, т.е. направление движения информации от источников к получателю. Анализ структуры подобных схем позволяет выработать меры по совершенствованию всей системы управления.
Построение схем информационных потоков обеспечивает:
· исключение дублирующей и неиспользуемой информации;
· классификацию и рациональное представление информации;
· оптимизацию путей прохождения документов;
· рациональную обработку информации.
При этом подробно должна рассматриваться взаимосвязь движения информации по уровням управления (стратегическому, тактическому, операционному). Следует выявить, какие показатели необходимы для принятия управленческих решений, а какие нет. К каждому исполнителю должна поступать только необходимая информация.
§ Техническое обеспечение представляет собой совокупность технических средств, предназначенных для работы АИС и соответствующей документации по установке, наладке и контролю этих средств. К настоящему времени сложились три основные формы организации технического обеспечения: централизованная, децентрализованная, частично децентрализованная.
Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших ЭВМ и вычислительных центров.
Децентрализованное техническое обеспечение предполагает реализацию АИС на базе ПЭВМ непосредственно на рабочих местах.
Частично децентрализованное, предполагает организацию технического обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих из персональных компьютеров и суперЭВМ для хранения баз данных, используемых многими АИС.
По процедурно-функциональному признаку технические средства делят на:
· средства сбора и регистрации информации (аппараты по подсчету денег, формированию пакетов банкнот, распознаванию фальшивых купюр; аппараты по работе с драгоценными металлами; аппараты по обслуживанию пластиковых карт и др.);
· устройства ввода-вывода информации (клавиатура, мышь, тачпад, сканеры и др.);
· средства передачи данных и линии связи (кабели, передающая среда, рабочие станции, серверы, сетевые адаптеры, модемы, концентраторы и т.д.);
· средства обработки (микро-, мини-, супер-ЭВМ);
· средства хранения (накопители на ЖМД, CD и др.);
· средства вывода информации (мониторы, принтеры);
· средства оргтехники (факс, ксерокс и пр).
§ Математическое обеспечение — совокупность математических методов, моделей и алгоритмов для реализации целей и задач АИС.
К средствам математического обеспечения относятся средства моделирования процессов управления; методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.
§ Программное обеспечение (ПО) - это совокупность комплекса различных по функциям и взаимосвязанных программ, участвующих в решении задач в составе АИС, и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ.
ПО развивается исходя из требований других видов обеспечения АИС. При обработке данных ПО является связующим звеном между комплексом технических средств и другими подсистемами АИС. Таким образом, ПО призвано оживить технические средства, то есть заставить их выполнять операции по обработке информации.
В состав программного обеспечения входят:
· общесистемное ПО — это совокупность программ и программных комплексов для обеспечения работы компьютера и сетей ЭВМ.
· прикладное (специализированное) ПО - предназначено для решения функциональных задач в составе АИС и работы пользователей.
· техническая (программная) документация - необходима для пользователей ПО. Она описывает основные возможности программных средств, режимы работы, порядок их использования, а также требования к информационному и техническому обеспечению, контрольные примеры.
К общесистемному ПО относятся комплексы программ, обеспечивающие работу компьютера и компьютерных сетей, а также служат для контроля и управления процессом обработки данных.
В свою очередь, общесистемное ПО состоит из 3-х частей:
· базовое ПО (операционные системы, программы-оболочки или файловые менеджеры);
· средства программирования (языки программирования, системы программирования, системы автоматизированного проектирования);
· сервисное ПО - это программы, которые направлены на расширение возможностей ОС и поддержание АИС в рабочем состоянии. Они называются утилитами и обеспечивают обслуживание ЭВМ, служат для выполнения вспомогательных операций по обработке. К ним относятся программы диагностики работоспособности компьютера, антивирусные программы, программы архивирования файлов, программы резервного копирования, программы защиты от несанкционированного доступа, программы криптографического шифрования, программы обслуживания сети.
Прикладное (специализированное) ПО носит проблемно-ориентированный характер и представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной АИС. В его состав входят пакеты прикладных программ (ППП), реализующие разработанные модели, отражающие функционирование реального объекта автоматизации.
В свою очередь прикладное ПО состоит из двух частей:
· пользовательское прикладное ПО - это текстовые процессоры (MS Word и пр.), табличные процессоры (MS Excel и др.), СУБД (MS Access и др.), интегрированные пакеты программ (MS Office);
· конкретное (проблемное) ППО - это бухгалтерские программы «1С:Бухгалтерия», «Парус», «Инфософт» и др; программы в области страхования; программные продукты сферы бюджетирования «Нефрит» и «Красный директор»; программы планирования Project Expert и Альт-Прогноз; ППП правовых баз данных «Гарант», «Кодекс», «Консультант-Плюс» и др.; программы «операционный день банка»; программы автоматизации банковской деятельности «Инверсия», «Диасофт», «Асофт», «Програмбанк» и др.; программы финансового анализа; комплексные программы автоматизации предприятия «БОСС-Компания», «Галактика», «NS 2000».
В отличие от пользовательского ПО, где алгоритм функционирования АИС задается разработчиком, в конкретном ПО алгоритм уже задан.
Техническая (программная) документация поставляется фирмой-разработчиком программных продуктов и разрабатывается для различных категорий пользователей.
§ Организационное обеспечение - это совокупность методов и средств, определяющих взаимодействие персонала с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.
Организационное обеспечение используется специалистами для повышения эффективности управления, как на стадии создания, так и на последующих стадиях жизнедеятельности системы. Оно включает широкий спектр проблем, связанных с проектированием и функционированием АИС, определяет организационную структуру, состав элементов, их связи и взаимодействие, устанавливает четкий порядок выполнения комплексов работ, отражает особенности системы, включает правовые акты, регулирующие деятельность человеко-компьютерной системы. Техническое перевооружение информационно-вычислительного обслуживания предприятий, организаций, фирм, банков и финансовых органов существенно изменяет функции и организацию работы их сотрудников. Создаются принципиально новые условия, при которых комплекс технических средств и специалисты объекта автоматизации действуют в едином контуре регулирования в рамках выбранного варианта технологического процесса. Все связанные с этим особенности функционирования должны быть заблаговременно учтены, отражены в технологической документации и инструкциях, регламентирующих выполнение конкретных операций. Организационное обеспечение включает методы, средства, персонал нужной квалификации для организации качественного функционирования системы.
Основная цель организационного обеспечения заключается в организации надежной работы на всех стадиях автоматизации информационных процессов, а также в обеспечении строгого контроля за исполнением работ согласно утвержденным инструкциям и правовым актам.
Организационное обеспечение реализует следующие функции:
· анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться АИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;
· подготовку задач к решению на компьютере;
· разработку управленческих решений, направленных на повышение эффективности системы управления.