Урок развития речи в 5 классе

Тема: Описание снежинок.

Цель: - подготовка учеников к описанию снежинок;

       - формирование умения передавать музыкальные впечатления в высказывании.

Предварительная подговка: выполнение упражнений учебника Т. А. Ладыженской(312, 331, 345, 347, 356, 509, 544, 554, 572) на текущих уроках.

Выставка картин И. Левитана, М. Грабаря, К. Юона

Ход урока:

I.  Вводное слово учителя о теме, задачах урока, о необычности предстоящей работы: подготовиться к описанию прекрасного поэтического предмета, который детям хорошо знаком, но они должны отгадать, что это.

1.Отгадывание загадки.

Учитель:  Сейчас я загадаю загадку, а вы найдёте ответ на неё.

                    Он слетает белой стаей и сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.

Он на солнышке румяный, под луною голубой,

Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой

(снег.)

2.Ребята отгадывают загадку.

П. Беседа.

Учитель: - Как вы определили, что речь идёт о снеге?

           - Какая часть речи помогла вам отгадать загадку?

           - Вы правильно определили роль глаголов (слетает, сверкает, тает,
залетает) и имён прилагательных в тексте загадки: они называют
действия и признаки предмета, о котором идёт речь, и тем самым
помогают определить его.

Учитель:  На прошлых уроках мы читали художественные описания снега Г. Николаевой (см. указанный учебник, упр. 312 «Подарочный денёк»), Грабаря (упр.331), К. Паус-товского («Первый снег») и других мастеров слова. Снег часто становится героем сказок. Назовите такие сказки («Снежная королева» Андерсена, «Госпожа Метелица» братьев Гримм.)

Учитель:     В сказке «Снежная королева» Андерсен рассказывает о целом снежном царстве, где верные слуги королевы - снежинки сопровождают её во всех путешествиях и ста-новятся соучастниками злых волшебных дел. Да и сама снежная королева - это, вероятно тоже недобрая снежинка, которая превратилась в прекрасную женщину. Вот как описывает её Андерсен:

Музыкальное оформление.

«За окном порхали снежинки. Одна из них, побольше, упала на край цветного ящика и начала расти, расти, пока, наконец, не превратилась в женщину, закутанную в белый тончайший тюль, сотканный, казалось из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда, и все же живая. Глаза ее сияли, как две ясных звезды, но не было в них ни теплоты, ни покоя...»

III. Анализ записанного текста на доске.

(Ученики вместе с учителем анализируют описание Снежной королевы, снежинок-

слуг (первоначально текст читался наизусть учеником).

«Каждая снежинка казалась под стеклом куда больше, чем была на самом деле и походила на роскошный цветок или девятиугольную звезду. Это было так красиво!

Навстречу Герде несся целый поток снежных хлопьев, но они не падали с неба - небо было совсем ясное, и в нём полыхало северное сияние, - нет, они бежали по земле прямо на Герду и становились всё крупнее и крупнее, Герда вспомнила большие красные хлопья под увеличительным стеклом, но эти были куда больше, страшнее и все живые. Это были передовые дозорные войска снежной королевы. Одни напоми-нали собой больших безобразных ежей, другие - стоглавых змей, третьи - толстых медвежат с взъерошенной шерстью. Но все они одинаково сверкали белизной, все были снежными хлопьями...»

IV. Анализ таблицы «Снежные слова»

(коллективно составляется учениками вместе с учителем).

 

Цвет, краски: Какие используются цвета, краски при описании снега?

Нетронутая белизна снега, сиреневый, золотисто-розовый, голубой, густо-синий в тени, опаловый в лунную ночь, переливающихся звездами, ослепительно блестящий на солнце. А еще? (ослепительно сверкающий, белый тончайший тюль).

Снежный покров на взгляд и на ощупь:

Воздушно легкие снега, воздушная пышность, глубокий хрупкий, рыхлый, пушистый, зернистый. А еще? (большие красивые хлопья, роскошный цветок, десятиугольная звезда и т. д.)

Звуки:      Сыпался как стеклянный дождь, падающий о ёлки, звеня, хрустел. А       еще?

 

V.   Слово учителя с элементами беседы.

 

Учитель: Видите, как много мы вспомнили снежных слов.

                Но снег можно изобразить не только словами. А как?

Учитель: Его можно нарисовать красками на холсте. Краски передают множество цветовых  оттенков снега в разное время дня и года.  Назовите «снежные» картины.

 

Ученики: «Февральская лазурь» М. Грабаря, «Конец зимы. Полдень». К. Юона,

                «Март» И. Левитана, «Февраль», «Подмосковье» Нисского и др.

(В кабинете оформлена выставка этих картин)

 

Учитель:  Художник не просто рисует на картине снег - он передаёт с помощью

                красок своё отношение к снегу, и вместе с художником мы любуемся

                 и восхищаемся зимним пейзажем, испытываем радость или грусть. Но

                 снег может быть и героем музыкального произведения, например, музыкаль-

                ной   сказки. У русского композитора П. Чайковского есть балет по сказке известного немецкого писателя Гофмана «Щелкунчик».     Многие из вас её читали, видели балет или мультфильм. Вспомните, что там происходит?

 

Ученик:  (пересказывает краткое содержание балета Чайковского)

       Музыкальное оформление. П. Чайковский «Щелкунчик».

«Во дворце президента собираются гости на рождественский праздник. Зажигается ёлка, дети получают подарки. Дочери президента Маше дарят ещё и щелкунчика для раскалывания орехов смешного большеголового уродца. Но озорные мальчишки ломают его. Праздник кончается. Наступает полночь. Вдруг совершается чудо: ёлка начинает расти, и все её украшения оживают. Оживает и уродливый щелкунчик. И вдруг со всех сторон появляются огромные мыши. Щелкунчик вступает в сражение, и в тот момент, когда, казалось, гибель Щелкунчика неизбежна, в борьбу решительно вступает Маша, она кидает в мышиного царя свою туфельку. Щелкунчик превращается в пре-красного принца. Он приглашает Машу в волшебное кондитерское царство. После многих приключений Маша и принц возвращаются во дворец.»

 

Учитель:  О чём эта сказка?

 

Ученики: Эта сказка о верной дружбе и преданности.

 

Учитель: Так вот, в балете П. Чайковского Маша и Щелкунчик попадают в зимний заснеженный лес и видят прекрасный танец снежинок. В сказке Гофмана этого таинственного леса и танца снежинок нет. Но Петру Ильичу очень хотелось, чтобы в спектакле участвовали маленькие балерины. Для них он написал чудесный танец и назвал его «Вальс снежных хлопьев».

 

Учитель:  Что вы знаете о вальсе?

Ученики:    (делятся своими знаниями о вальсе)

Учитель: Чтобы вы поняли, что происходит в музыке, совершим вместе с героями сказки   путешествие в зимний лес. Итак, представьте, что вы тайком от других гостей новогоднего праздника выбираетесь из дворца и попадаете в спящий лес...

 

YI    Прослушивание «Вальса снежных хлопьев».

 

YII Беседа о музыкальных впечатлениях.

 

Учитель:   Прекрасная музыка, не правда ли? Какое настроение она у вас

               создала?

 

Учитель: События происходят в ночном лесу. Таинственный лунный свет

               меняет всё вокруг. Каким вы видите лес под лунным светом? Деревья?

               Ночное небо?

- Что происходит вокруг вас?

- Опишите снежинки. Какие они?

- Какие движения они совершают в морозном воздухе? Опишите их

танец. С каким настроением кружатся снежинки?

 

VIII. Обобщающее слово.

 

Учитель: Итак, густой заснеженный лес. Большая поляна. Ночь. Но в небе, словно темный глаз великана, светит жёлтая луна. Поэтому в сказочном лесу светло, видны таинственные очертания елей, берёз. На их пушистых ветках, на самой поляне - кругом лежит переливающийся, похожий на рассыпанные сокровища маленьких гномов снег. Так и хочется потрогать его руками! Вокруг тишина. Чуть потрескивает под ногами героев снежок. Но вот нежно зазвенели замёрзшие берёзовые веточки. Качнулась мохнатая еловая лапа. Пронёсшийся над лесом ветер сорвал с деревьев и закрутил одну, вторую, третью снежинку. В одно мгновенье началась настоящая метель. Она завертела снежинки в озорном хороводе. И вот уже не видно леса. Есть только прекрасные, сияющие под лунным светом, бесконечно движущиеся в вальсе снежные хлопья. Однако и снежинки, и ветер скоро устали. Нежные хлопья снега опустились вниз, на ветки елей, на поляну. Всё замерло. Кончился беспечный танец. В лесу опять тихо и спокойно.

 

IX. Речевая ситуация. (Устные детские сочинения)

 

1) Ситуативные задания (на подготовку 5-10 минут).

а) Представьте, что вы - постановщик танца снежинок. Опишите подробно
          движения танцовщиков;

б) костюмер, опишите костюмы танцовщиц, головные уборы, нарядные платья,
         украшения и пр.

в) дирижёр; напишите для себя, как должна исполняться музыка (силу звуков,
голоса, инструментов, ритм и темп, чувства, которые должны выразить в своём исполнении музыканты).

 

X. Сочинение - описание (миниатюра)

 

Учитель: - Представьте себе, что ваш друг или просто близкий человек никогда не слышал музыки П. Чайковского. Передайте свои впечатления от музыки Чайковского и опишите снежинки так, чтобы ему очень захотелось услышать этот вальс и увидеть танец снежинок.

             - Попробуйте письменно передать свои впечатления. Я знаю, как трудно бывает начать текст. Поэтому я предлагаю вам первую фразу: «Когда я слушаю «Вальс снежных хлопьев» П. Чайковского, я как будто попадаю... (я представляю себе...)».

             - Кроме того, нужно охарактеризовать музыку, её настроение. Вторую
часть сочинения можно начать так: «Вальс создаёт у меня... Музыка
вальса словно..».

 

Учитель:       Чтобы вы более точно передали свои впечатления, я негромко включу музыку. Она поможет вам быть точными, сделает вашу речь выразительной.

ДЗ: сочинение-описание.

 

 Приложение № 10

                                  ТЕМА: Сочинение-рассуждение

                                                                (11 класс)

Цель урока: подготовка к написанию сочинения-рассуждения по публицистическому тексту.

 

Задачи:

образовательная: - обучить аналитической работе по публицистическому           тексту(написание сочинения-рецензии)

 

развивающая:   - продолжить работу по формированию навыков комплексного анализа художественного текста;

 

воспитательная: - помочь школьникам сформировать активную жизненную

                               позицию;

                            - продолжить процесс воспитания у обучающихся духовности,

                              повышения их общей культуры.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – анализ.

Приемы: наблюдение, сопоставление, сравнение, обобщение, слово учителя, выра-

             зительное чтение.

Метод обучения: проблемно-поисковый.

Оборудование: раздаточный материал, интерактивная доска

Словарь к уроку: тема, проблема, рецензия, культура

 

 

ХОД УРОКА:

 

1. - Добрый день, ребята! Тема нашего урока «Сочинение-рассуждение»

Цель: подготовка к написанию сочинения-рассуждения по публицистическому тексту.

 

2. Ролевая игра.

Из разговора в общественном транспорте:

- Ишь, интеллигент, шляпу надел!

- Почему вы решили, что я интеллигент, может, я такой же хам, как и вы?!

 

3. – Как вы уже поняли, сегодня на уроке мы поговорим о культуре, а поможет нам с вами статья публициста, литературного критика В. Непомнящего, в которой автор высказывает свою точку зрения на эту проблему, а мы с вами должны согласиться или не согласиться с автором и выразить свое мнение по этому вопросу. Свои наблюдения, доказательства оформим в письменной работе – рецензии.

Рецензия – жанр письменной речи, содержащий:

· Комментирование основных положений рецензируемого текста, дополнения, выявляющие отношение рецензента к поставленным проблемам;

· Подробный, детальный анализ рассматриваемого текста (композиция, языковые, синтаксические и графические средства как форма раскрытия авторской позиции, стиль, тип речи, коммуникативная цель автора в данном тексте)

· Вывод о значимости, актуальности произведения и поднятых в нем проблем.

 

4. Работа в группах. Подготовка к сочинению-рассуждению.

 

-  Не торопясь, вдумчиво прочитайте текст, пытаясь понять, что хотел сказать автор, выделите проблемы, поднятые им в данной работе. Ответьте на вопросы, которые даны после текста и используйте их в дальнейшем при написании сочинения. Ответы должны быть развернутыми: объяснение с помощью примеров и комментариев к ним.

 

- При определении стиля и типа речи надо помнить, что абсолютно «чистые», рафинированные случаю попадаются крайне редко. Художественный стиль нередко включает в себя и разговорный, и публицистический – в зависимости от задач текста. Типы речи: описание, повествование, рассуждение – тоже могут сочетаться в различных пропорциях. Чтобы не ошибиться с определением стиля и типа речи, надо представить, где бы вам мог встретиться такой текст: в художественной книге, в учебнике, в газете или в журнале, в разговоре на улице. Во-вторых, попробовать понять, с какой целью он написан, чего хотел автор: сообщить что-либо, рассказать о чем-то, привлечь внимание читателя к каким-нибудь проблемам, научить чему-то, доказать что-то, выразить свои чувства, переживания. Одним словом, представим: кто говорит, с кем, где и зачем. (Речевая ситуация)

 

(Учитель читает текст. Время выполнения работы – 10 мин. 1 вопрос – 1 группа; 2 – 2 группа; 3,4 – 3 группа; 5 – для всех)

 

- Ответы учеников первых двух групп.

 

(В данном тексте есть приметы художественного стиля: образность, использование изобразительно-выразительных средств языка. Есть отдельные приметы научно-популярного стиля: логичность изложения, проблемные вопросы, использование терминов. Но главное, ради чего написан данный текст, в том, чтобы привлечь внимание читателя к нравственным проблемам, воздействовать на него, убедить в ценности культуры, в необходимости поддерживать ее уровень.

Этот текст мог бы появиться на страницах газеты или журнала в качестве проблемного очерка. Разговор автора с читателем эмоционален, экспрессивен, наполнен гражданским пафосом. Для подкрепления своих мыслей автор апеллирует к классическим образцам отечественной культуры, к их роли в жизни страны. Таким образом, текст относится публицистическому стилю. Тип речи – рассуждение. В тексте нет сменяющих друг друга событий, действий, то есть повествования. Нет и описания – изображения какого-либо явления действительности. Зато налицо признаки рассуждения: постановка проблемы, разъяснение мысли автора, доказательства, обоснованные выводы. Итак, перед нами рассуждение.)

 

- Ответ учеников 3 группы.

 

(Метафора – перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству. Ответ – 3. (Слово противоядие является метафорой, оно высвечивает слова пошлость и нравственное уродство как «яд», «отраву», которые губят народ. В вопросе № 4 – предложение № 11 содержит и лексический повтор: преподавание – преподавания, и усилительную частицу ведь.)

 

- Вопрос № 5. - Необходимо не только назвать средства выразительности, но и определить их роль в тексте. Ответы учеников.

 

(Экспрессивный - выразительный. Повторяются вопросы Что такое культура?, дважды встречается настоятельное слово повторяю. Риторический вопрос свидетельствует о раздумьях автора, а повтор помогает выделить важное.

Находим ряды однородных членов предложения, придающие фразе динамику, тем самым подчеркивая единство перечисляемого:









Не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого. Русская литература, русская культура и др.

Для газетно-публицистической фразеологии характерно использование риторических вопросов, устойчивых выражений: ни для кого не секрет, феномен«русских мозгов» и др.; использование политической лексики и лексики из области морали, культуры, науки и т.д., помогающие сделать текст выразительным и аргументированным: система ценностей, этнобиологический, гуманитарное образование, русская культура и т.д.

Есть и разговорные синтаксические конструкции, позволяющие сделать разговор автора с читателем более живым, простым, доступным: Ведь ни для кого не секрет. Недавно кто-то – не помню кто – сказал. Тот же «Теркин».

Ответ: 1.2.4.5.)

 

5. – Также выразительность тексту придает оценочная лексика. Найдите примеры.

( «одна из лучших», «лучшая в мире», «знаменитые», «гениально», «высокая куль-тура».)

 

6. План рецензии. Подбор материала.

- Ознакомимся с предлагаемым планом рецензии и подберем к каждому положе-нию примеры из текста, многие из которых мы уже назвали. Обратите внимание на то, что рассуждение всегда состоит из 3-х смысловых частей:

· вступление, являющееся введением в данную тему и проблематику,

· основная часть, представляющая собой систему аргументов, подтверждающих авторский тезис;

· заключение, подытоживающее рассуждение.

 

(Работа с планом рецензии)

 

7. Итоги урока.

- Т.О., рецензия – это результат проведенной глубокой аналитической работы над текстом. Для ее успешного осуществления используйте алгоритм последовательной деятельности, которым и является рассматриваемый план рецензии.

 

ДЗ: Сочинение-рассуждение.

- Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Считаете ли вы актуальной, важной в наше время тему, поднятую В.Непомнящим? Выскажите свое мнение о содержании текста, аргументируйте свою позицию.

Отметьте 2-3 средства выразительности, характерные для данного текста и приведите примеры их использования. Объем сочинения – не менее 150 слов.

 

                                                 ПЛАН РЕЦЕНЗИИ

1.Вступление:

1. Тема высказывания (то, что положено в основу текста, отбор материала);

2. Идея (тезис) (обобщающая главная мысль, заключающая в себе авторскую оценку, отношение автора к просматриваемому материалу); тон авторской позиции (восхищение, сомнение, тревога, одобрение, убежденность и т.д.);

3. Актуальность темы, проблематики (выделения какого-то аспекта, рассмотрение темы, круг вопросов, которые ставит и пытается разрешить автор текста);

4. Сведения об авторе, если известен автор.

5. Коммуникативная цель автора (пытается доказать какую-то мысль, объяснить свою точку зрения, убедить в справедливости или ошибочности того или иного суждения, раскрыть феномен личности, если это портретный очерк. Желание автора привлечь к проблеме, актуализировать значимость какого-то положения).

2. Основная часть – анализ содержания:

1. Основные положения, их комментарии; выражение своего оценочного отношения к тексту (автор убежден; он убедительно доказывает; аргументированно обосновывает; нет сомнения; очевидно то, что; главным достоинством является; дается интересный анализ; особ хочется отметить; плодотворным представляется то, что; как истинный публицист, автор проявил умение и т.п.)

2. Формы выражения авторской позиции (диалог, повествование; от 1-го лица – создает личностный, доверительный характер беседы с читателем, непосредственность общения;

2-го лица – прямое обращение автора к читателю, позволяет достичь максимальной убедительности и эффекта сопереживания, соучастия;

3-го лица – объективированная манера, создание эффекта абсолютной известности;

3. Анализ формы текста:

а) композиция (кольцевая, целостная, логически выверенная, симметричная); принцип расположения аргументов (градация, антитеза, аналогия и т.д.);

б) языковые (лексические и синтаксические) средства выразительности, определите их роль в тексте, приведите примеры (выражают авторское отношение, раскрывают внутреннее состояние, создают образ, подчеркивают динамичность, позволяют поддержать диалог, передают атмосферу, служат средством создания единства, целостности текста, акцентируют, усиливают мысль, удерживают внимание и т.д.);

в) графические средства выразительности (выделение слов курсивом, заглавной буквой), выявление ключевых слов в тексте.

3. Вывод – итог: удалось ли автору воплотить свой замысел, выполнить свою коммуникативную задачу, согласны ли вы с авторской позицией.

 

 

Рецензия – жанр письменной речи, содержащий:

· Комментирование основных положений рецензируемого текста, дополнения, выявляющие отношение рецензента к поставленным проблемам;

· Подробный, детальный анализ рассматриваемого текста (композиция,    языковые, синтаксические и графические средства как форма раскрытия авторской позиции, стиль, тип речи, коммуникативная цель автора в данном тексте)

· Вывод о значимости, актуальности произведения и поднятых в нем проблем.

 

 

                                                                                              Приложение № 11

                                   Тема: Сочинительные союзы.

        (урок-практикум с элементами лингвистического анализа в 7 классе)

 

Цель:  закрепление навыков различения групп (разрядов) сочинительных союзов.

 

 

Задачи:

образовательные: - учить распознавать группы сочинительных союзов;

                            - формировать навык постановки запятой в ССП и в простом П с                                                 однородными членами;

 

развивающие:      - продолжить работу по развитию связной устной и письменной ре-

                            чи, по формированию умения составлять схемы сложных П и пред-

                            ложений с однородными членами;

                         - продолжить работу по лингвистическому анализу художественного

                            текста;

                         - развивать самостоятельность обучающихся;

 

воспитательные: - прививать на материале урока эстетическое восприятие слова;

                           - способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма

                           через восприятие картин родной природы.

 

 

Тип урока: комбинированный.

 

Форма урока: урок-практикум.

 

Приемы урока: наблюдение, сопоставление, сравнение, обобщение, слово учителя,                                                                   выразительное чтение.

 

Метод обучения: проблемно-поисковый.

 

Оборудование: таблица «Сочинительные союзы», схемы, рисунки, интерактивная доска, раздаточный материал, карточки к уроку.

 

Предварительная подготовка: выполнение упр. 323 («Русский язык. 7 класс», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, – М: Просвещение, 2003.)

 

ХОД УРОКА:

Оргмомент.

- Добрый день, ребята! Тема нашего урока «Сочинительные союзы» Цель урока:   изучение группы сочинительных союзов и их разрядов. Зачем нам это нужно?

- Полученные знания помогут нам научиться грамотно расставлять знаки препинания в ССП и между однородными членами предложения.

- Запишите в рабочих тетрадях число и тему урока.

 

2. Повторение.

- Начнем урок с актуализации знаний по ранее изученным темам. 2 ученика будут ра-ботать у доски по карточкам (индивидуальная работа), а остальные ребята проверяют выполнение домашнего задания (учебник «Русский язык» 7 кл. Автор: М.Т.Баранов) – упр.323.

(Работа со схемами)

- Посмотрите на схемы П, записанные на доске, найдите соответствующие им предло-жения, пронумеруйте схемы. Назовите вид СП по способу связи.

- Итак, мы с вами увидели, что сочинительный союз И может соединять как равно-правные слова, т.е. однородные члены предложения, так и части ССП.

- Отчего зависит постановка или отсутствие запятой перед союзом И?

    (Проверка индивидуальной работы учеников, работающих у доски)

- Карточка 1 (правописание производных предлогов). Учитель оценивает работу.

- Карточка 2. Синтаксический разбор предложения.

Снег быстро начал таять, и везде показалась вода. (Пов, невоскл, сложное, ССП

1) простое, двусостав, полн, распростр, не осложн.

2) простое, двусостав, полн, распростр. не осложн.)

 

 

- Итак, мы с вами еще раз убедились, что части ССП связываются сочинительными союзами, например, союзом И.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: