Тема: Описание снежинок.
Цель: - подготовка учеников к описанию снежинок;
- формирование умения передавать музыкальные впечатления в высказывании.
Предварительная подговка: выполнение упражнений учебника Т. А. Ладыженской(312, 331, 345, 347, 356, 509, 544, 554, 572) на текущих уроках.
Выставка картин И. Левитана, М. Грабаря, К. Юона
Ход урока:
I. Вводное слово учителя о теме, задачах урока, о необычности предстоящей работы: подготовиться к описанию прекрасного поэтического предмета, который детям хорошо знаком, но они должны отгадать, что это.
1.Отгадывание загадки.
Учитель: Сейчас я загадаю загадку, а вы найдёте ответ на неё.
Он слетает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
Он на солнышке румяный, под луною голубой,
Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой
(снег.)
2.Ребята отгадывают загадку.
П. Беседа.
Учитель: - Как вы определили, что речь идёт о снеге?
- Какая часть речи помогла вам отгадать загадку?
|
|
- Вы правильно определили роль глаголов (слетает, сверкает, тает,
залетает) и имён прилагательных в тексте загадки: они называют
действия и признаки предмета, о котором идёт речь, и тем самым
помогают определить его.
Учитель: На прошлых уроках мы читали художественные описания снега Г. Николаевой (см. указанный учебник, упр. 312 «Подарочный денёк»), Грабаря (упр.331), К. Паус-товского («Первый снег») и других мастеров слова. Снег часто становится героем сказок. Назовите такие сказки («Снежная королева» Андерсена, «Госпожа Метелица» братьев Гримм.)
Учитель: В сказке «Снежная королева» Андерсен рассказывает о целом снежном царстве, где верные слуги королевы - снежинки сопровождают её во всех путешествиях и ста-новятся соучастниками злых волшебных дел. Да и сама снежная королева - это, вероятно тоже недобрая снежинка, которая превратилась в прекрасную женщину. Вот как описывает её Андерсен:
Музыкальное оформление.
«За окном порхали снежинки. Одна из них, побольше, упала на край цветного ящика и начала расти, расти, пока, наконец, не превратилась в женщину, закутанную в белый тончайший тюль, сотканный, казалось из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда, и все же живая. Глаза ее сияли, как две ясных звезды, но не было в них ни теплоты, ни покоя...»
III. Анализ записанного текста на доске.
(Ученики вместе с учителем анализируют описание Снежной королевы, снежинок-
слуг (первоначально текст читался наизусть учеником).
«Каждая снежинка казалась под стеклом куда больше, чем была на самом деле и походила на роскошный цветок или девятиугольную звезду. Это было так красиво!
|
|
Навстречу Герде несся целый поток снежных хлопьев, но они не падали с неба - небо было совсем ясное, и в нём полыхало северное сияние, - нет, они бежали по земле прямо на Герду и становились всё крупнее и крупнее, Герда вспомнила большие красные хлопья под увеличительным стеклом, но эти были куда больше, страшнее и все живые. Это были передовые дозорные войска снежной королевы. Одни напоми-нали собой больших безобразных ежей, другие - стоглавых змей, третьи - толстых медвежат с взъерошенной шерстью. Но все они одинаково сверкали белизной, все были снежными хлопьями...»
IV. Анализ таблицы «Снежные слова»
(коллективно составляется учениками вместе с учителем).
Цвет, краски: Какие используются цвета, краски при описании снега?
Нетронутая белизна снега, сиреневый, золотисто-розовый, голубой, густо-синий в тени, опаловый в лунную ночь, переливающихся звездами, ослепительно блестящий на солнце. А еще? (ослепительно сверкающий, белый тончайший тюль).
Снежный покров на взгляд и на ощупь:
Воздушно легкие снега, воздушная пышность, глубокий хрупкий, рыхлый, пушистый, зернистый. А еще? (большие красивые хлопья, роскошный цветок, десятиугольная звезда и т. д.)
Звуки: Сыпался как стеклянный дождь, падающий о ёлки, звеня, хрустел. А еще?
V. Слово учителя с элементами беседы.
Учитель: Видите, как много мы вспомнили снежных слов.
Но снег можно изобразить не только словами. А как?
Учитель: Его можно нарисовать красками на холсте. Краски передают множество цветовых оттенков снега в разное время дня и года. Назовите «снежные» картины.
Ученики: «Февральская лазурь» М. Грабаря, «Конец зимы. Полдень». К. Юона,
«Март» И. Левитана, «Февраль», «Подмосковье» Нисского и др.
(В кабинете оформлена выставка этих картин)
Учитель: Художник не просто рисует на картине снег - он передаёт с помощью
красок своё отношение к снегу, и вместе с художником мы любуемся
и восхищаемся зимним пейзажем, испытываем радость или грусть. Но
снег может быть и героем музыкального произведения, например, музыкаль-
ной сказки. У русского композитора П. Чайковского есть балет по сказке известного немецкого писателя Гофмана «Щелкунчик». Многие из вас её читали, видели балет или мультфильм. Вспомните, что там происходит?
Ученик: (пересказывает краткое содержание балета Чайковского)
Музыкальное оформление. П. Чайковский «Щелкунчик».
«Во дворце президента собираются гости на рождественский праздник. Зажигается ёлка, дети получают подарки. Дочери президента Маше дарят ещё и щелкунчика для раскалывания орехов смешного большеголового уродца. Но озорные мальчишки ломают его. Праздник кончается. Наступает полночь. Вдруг совершается чудо: ёлка начинает расти, и все её украшения оживают. Оживает и уродливый щелкунчик. И вдруг со всех сторон появляются огромные мыши. Щелкунчик вступает в сражение, и в тот момент, когда, казалось, гибель Щелкунчика неизбежна, в борьбу решительно вступает Маша, она кидает в мышиного царя свою туфельку. Щелкунчик превращается в пре-красного принца. Он приглашает Машу в волшебное кондитерское царство. После многих приключений Маша и принц возвращаются во дворец.»
Учитель: О чём эта сказка?
Ученики: Эта сказка о верной дружбе и преданности.
Учитель: Так вот, в балете П. Чайковского Маша и Щелкунчик попадают в зимний заснеженный лес и видят прекрасный танец снежинок. В сказке Гофмана этого таинственного леса и танца снежинок нет. Но Петру Ильичу очень хотелось, чтобы в спектакле участвовали маленькие балерины. Для них он написал чудесный танец и назвал его «Вальс снежных хлопьев».
|
|
Учитель: Что вы знаете о вальсе?
Ученики: (делятся своими знаниями о вальсе)
Учитель: Чтобы вы поняли, что происходит в музыке, совершим вместе с героями сказки путешествие в зимний лес. Итак, представьте, что вы тайком от других гостей новогоднего праздника выбираетесь из дворца и попадаете в спящий лес...
YI Прослушивание «Вальса снежных хлопьев».
YII Беседа о музыкальных впечатлениях.
Учитель: Прекрасная музыка, не правда ли? Какое настроение она у вас
создала?
Учитель: События происходят в ночном лесу. Таинственный лунный свет
меняет всё вокруг. Каким вы видите лес под лунным светом? Деревья?
Ночное небо?
- Что происходит вокруг вас?
- Опишите снежинки. Какие они?
- Какие движения они совершают в морозном воздухе? Опишите их
танец. С каким настроением кружатся снежинки?
VIII. Обобщающее слово.
Учитель: Итак, густой заснеженный лес. Большая поляна. Ночь. Но в небе, словно темный глаз великана, светит жёлтая луна. Поэтому в сказочном лесу светло, видны таинственные очертания елей, берёз. На их пушистых ветках, на самой поляне - кругом лежит переливающийся, похожий на рассыпанные сокровища маленьких гномов снег. Так и хочется потрогать его руками! Вокруг тишина. Чуть потрескивает под ногами героев снежок. Но вот нежно зазвенели замёрзшие берёзовые веточки. Качнулась мохнатая еловая лапа. Пронёсшийся над лесом ветер сорвал с деревьев и закрутил одну, вторую, третью снежинку. В одно мгновенье началась настоящая метель. Она завертела снежинки в озорном хороводе. И вот уже не видно леса. Есть только прекрасные, сияющие под лунным светом, бесконечно движущиеся в вальсе снежные хлопья. Однако и снежинки, и ветер скоро устали. Нежные хлопья снега опустились вниз, на ветки елей, на поляну. Всё замерло. Кончился беспечный танец. В лесу опять тихо и спокойно.
|
|
IX. Речевая ситуация. (Устные детские сочинения)
1) Ситуативные задания (на подготовку 5-10 минут).
а) Представьте, что вы - постановщик танца снежинок. Опишите подробно
движения танцовщиков;
б) костюмер, опишите костюмы танцовщиц, головные уборы, нарядные платья,
украшения и пр.
в) дирижёр; напишите для себя, как должна исполняться музыка (силу звуков,
голоса, инструментов, ритм и темп, чувства, которые должны выразить в своём исполнении музыканты).
X. Сочинение - описание (миниатюра)
Учитель: - Представьте себе, что ваш друг или просто близкий человек никогда не слышал музыки П. Чайковского. Передайте свои впечатления от музыки Чайковского и опишите снежинки так, чтобы ему очень захотелось услышать этот вальс и увидеть танец снежинок.
- Попробуйте письменно передать свои впечатления. Я знаю, как трудно бывает начать текст. Поэтому я предлагаю вам первую фразу: «Когда я слушаю «Вальс снежных хлопьев» П. Чайковского, я как будто попадаю... (я представляю себе...)».
- Кроме того, нужно охарактеризовать музыку, её настроение. Вторую
часть сочинения можно начать так: «Вальс создаёт у меня... Музыка
вальса словно..».
Учитель: Чтобы вы более точно передали свои впечатления, я негромко включу музыку. Она поможет вам быть точными, сделает вашу речь выразительной.
ДЗ: сочинение-описание.
Приложение № 10
ТЕМА: Сочинение-рассуждение
(11 класс)
Цель урока: подготовка к написанию сочинения-рассуждения по публицистическому тексту.
Задачи:
образовательная: - обучить аналитической работе по публицистическому тексту(написание сочинения-рецензии)
развивающая: - продолжить работу по формированию навыков комплексного анализа художественного текста;
воспитательная: - помочь школьникам сформировать активную жизненную
позицию;
- продолжить процесс воспитания у обучающихся духовности,
повышения их общей культуры.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок – анализ.
Приемы: наблюдение, сопоставление, сравнение, обобщение, слово учителя, выра-
зительное чтение.
Метод обучения: проблемно-поисковый.
Оборудование: раздаточный материал, интерактивная доска
Словарь к уроку: тема, проблема, рецензия, культура
ХОД УРОКА:
1. - Добрый день, ребята! Тема нашего урока «Сочинение-рассуждение»
Цель: подготовка к написанию сочинения-рассуждения по публицистическому тексту.
2. Ролевая игра.
Из разговора в общественном транспорте:
- Ишь, интеллигент, шляпу надел!
- Почему вы решили, что я интеллигент, может, я такой же хам, как и вы?!
3. – Как вы уже поняли, сегодня на уроке мы поговорим о культуре, а поможет нам с вами статья публициста, литературного критика В. Непомнящего, в которой автор высказывает свою точку зрения на эту проблему, а мы с вами должны согласиться или не согласиться с автором и выразить свое мнение по этому вопросу. Свои наблюдения, доказательства оформим в письменной работе – рецензии.
Рецензия – жанр письменной речи, содержащий:
· Комментирование основных положений рецензируемого текста, дополнения, выявляющие отношение рецензента к поставленным проблемам;
· Подробный, детальный анализ рассматриваемого текста (композиция, языковые, синтаксические и графические средства как форма раскрытия авторской позиции, стиль, тип речи, коммуникативная цель автора в данном тексте)
· Вывод о значимости, актуальности произведения и поднятых в нем проблем.
4. Работа в группах. Подготовка к сочинению-рассуждению.
- Не торопясь, вдумчиво прочитайте текст, пытаясь понять, что хотел сказать автор, выделите проблемы, поднятые им в данной работе. Ответьте на вопросы, которые даны после текста и используйте их в дальнейшем при написании сочинения. Ответы должны быть развернутыми: объяснение с помощью примеров и комментариев к ним.
- При определении стиля и типа речи надо помнить, что абсолютно «чистые», рафинированные случаю попадаются крайне редко. Художественный стиль нередко включает в себя и разговорный, и публицистический – в зависимости от задач текста. Типы речи: описание, повествование, рассуждение – тоже могут сочетаться в различных пропорциях. Чтобы не ошибиться с определением стиля и типа речи, надо представить, где бы вам мог встретиться такой текст: в художественной книге, в учебнике, в газете или в журнале, в разговоре на улице. Во-вторых, попробовать понять, с какой целью он написан, чего хотел автор: сообщить что-либо, рассказать о чем-то, привлечь внимание читателя к каким-нибудь проблемам, научить чему-то, доказать что-то, выразить свои чувства, переживания. Одним словом, представим: кто говорит, с кем, где и зачем. (Речевая ситуация)
(Учитель читает текст. Время выполнения работы – 10 мин. 1 вопрос – 1 группа; 2 – 2 группа; 3,4 – 3 группа; 5 – для всех)
- Ответы учеников первых двух групп.
(В данном тексте есть приметы художественного стиля: образность, использование изобразительно-выразительных средств языка. Есть отдельные приметы научно-популярного стиля: логичность изложения, проблемные вопросы, использование терминов. Но главное, ради чего написан данный текст, в том, чтобы привлечь внимание читателя к нравственным проблемам, воздействовать на него, убедить в ценности культуры, в необходимости поддерживать ее уровень.
Этот текст мог бы появиться на страницах газеты или журнала в качестве проблемного очерка. Разговор автора с читателем эмоционален, экспрессивен, наполнен гражданским пафосом. Для подкрепления своих мыслей автор апеллирует к классическим образцам отечественной культуры, к их роли в жизни страны. Таким образом, текст относится публицистическому стилю. Тип речи – рассуждение. В тексте нет сменяющих друг друга событий, действий, то есть повествования. Нет и описания – изображения какого-либо явления действительности. Зато налицо признаки рассуждения: постановка проблемы, разъяснение мысли автора, доказательства, обоснованные выводы. Итак, перед нами рассуждение.)
- Ответ учеников 3 группы.
(Метафора – перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству. Ответ – 3. (Слово противоядие является метафорой, оно высвечивает слова пошлость и нравственное уродство как «яд», «отраву», которые губят народ. В вопросе № 4 – предложение № 11 содержит и лексический повтор: преподавание – преподавания, и усилительную частицу ведь.)
- Вопрос № 5. - Необходимо не только назвать средства выразительности, но и определить их роль в тексте. Ответы учеников.
(Экспрессивный - выразительный. Повторяются вопросы Что такое культура?, дважды встречается настоятельное слово повторяю. Риторический вопрос свидетельствует о раздумьях автора, а повтор помогает выделить важное.
Находим ряды однородных членов предложения, придающие фразе динамику, тем самым подчеркивая единство перечисляемого:
Не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого. Русская литература, русская культура и др.
Для газетно-публицистической фразеологии характерно использование риторических вопросов, устойчивых выражений: ни для кого не секрет, феномен«русских мозгов» и др.; использование политической лексики и лексики из области морали, культуры, науки и т.д., помогающие сделать текст выразительным и аргументированным: система ценностей, этнобиологический, гуманитарное образование, русская культура и т.д.
Есть и разговорные синтаксические конструкции, позволяющие сделать разговор автора с читателем более живым, простым, доступным: Ведь ни для кого не секрет. Недавно кто-то – не помню кто – сказал. Тот же «Теркин».
Ответ: 1.2.4.5.)
5. – Также выразительность тексту придает оценочная лексика. Найдите примеры.
( «одна из лучших», «лучшая в мире», «знаменитые», «гениально», «высокая куль-тура».)
6. План рецензии. Подбор материала.
- Ознакомимся с предлагаемым планом рецензии и подберем к каждому положе-нию примеры из текста, многие из которых мы уже назвали. Обратите внимание на то, что рассуждение всегда состоит из 3-х смысловых частей:
· вступление, являющееся введением в данную тему и проблематику,
· основная часть, представляющая собой систему аргументов, подтверждающих авторский тезис;
· заключение, подытоживающее рассуждение.
(Работа с планом рецензии)
7. Итоги урока.
- Т.О., рецензия – это результат проведенной глубокой аналитической работы над текстом. Для ее успешного осуществления используйте алгоритм последовательной деятельности, которым и является рассматриваемый план рецензии.
ДЗ: Сочинение-рассуждение.
- Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Считаете ли вы актуальной, важной в наше время тему, поднятую В.Непомнящим? Выскажите свое мнение о содержании текста, аргументируйте свою позицию.
Отметьте 2-3 средства выразительности, характерные для данного текста и приведите примеры их использования. Объем сочинения – не менее 150 слов.
ПЛАН РЕЦЕНЗИИ
1.Вступление:
1. Тема высказывания (то, что положено в основу текста, отбор материала);
2. Идея (тезис) (обобщающая главная мысль, заключающая в себе авторскую оценку, отношение автора к просматриваемому материалу); тон авторской позиции (восхищение, сомнение, тревога, одобрение, убежденность и т.д.);
3. Актуальность темы, проблематики (выделения какого-то аспекта, рассмотрение темы, круг вопросов, которые ставит и пытается разрешить автор текста);
4. Сведения об авторе, если известен автор.
5. Коммуникативная цель автора (пытается доказать какую-то мысль, объяснить свою точку зрения, убедить в справедливости или ошибочности того или иного суждения, раскрыть феномен личности, если это портретный очерк. Желание автора привлечь к проблеме, актуализировать значимость какого-то положения).
2. Основная часть – анализ содержания:
1. Основные положения, их комментарии; выражение своего оценочного отношения к тексту (автор убежден; он убедительно доказывает; аргументированно обосновывает; нет сомнения; очевидно то, что; главным достоинством является; дается интересный анализ; особ хочется отметить; плодотворным представляется то, что; как истинный публицист, автор проявил умение и т.п.)
2. Формы выражения авторской позиции (диалог, повествование; от 1-го лица – создает личностный, доверительный характер беседы с читателем, непосредственность общения;
2-го лица – прямое обращение автора к читателю, позволяет достичь максимальной убедительности и эффекта сопереживания, соучастия;
3-го лица – объективированная манера, создание эффекта абсолютной известности;
3. Анализ формы текста:
а) композиция (кольцевая, целостная, логически выверенная, симметричная); принцип расположения аргументов (градация, антитеза, аналогия и т.д.);
б) языковые (лексические и синтаксические) средства выразительности, определите их роль в тексте, приведите примеры (выражают авторское отношение, раскрывают внутреннее состояние, создают образ, подчеркивают динамичность, позволяют поддержать диалог, передают атмосферу, служат средством создания единства, целостности текста, акцентируют, усиливают мысль, удерживают внимание и т.д.);
в) графические средства выразительности (выделение слов курсивом, заглавной буквой), выявление ключевых слов в тексте.
3. Вывод – итог: удалось ли автору воплотить свой замысел, выполнить свою коммуникативную задачу, согласны ли вы с авторской позицией.
Рецензия – жанр письменной речи, содержащий:
· Комментирование основных положений рецензируемого текста, дополнения, выявляющие отношение рецензента к поставленным проблемам;
· Подробный, детальный анализ рассматриваемого текста (композиция, языковые, синтаксические и графические средства как форма раскрытия авторской позиции, стиль, тип речи, коммуникативная цель автора в данном тексте)
· Вывод о значимости, актуальности произведения и поднятых в нем проблем.
Приложение № 11
Тема: Сочинительные союзы.
(урок-практикум с элементами лингвистического анализа в 7 классе)
Цель: закрепление навыков различения групп (разрядов) сочинительных союзов.
Задачи:
образовательные: - учить распознавать группы сочинительных союзов;
- формировать навык постановки запятой в ССП и в простом П с однородными членами;
развивающие: - продолжить работу по развитию связной устной и письменной ре-
чи, по формированию умения составлять схемы сложных П и пред-
ложений с однородными членами;
- продолжить работу по лингвистическому анализу художественного
текста;
- развивать самостоятельность обучающихся;
воспитательные: - прививать на материале урока эстетическое восприятие слова;
- способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма
через восприятие картин родной природы.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-практикум.
Приемы урока: наблюдение, сопоставление, сравнение, обобщение, слово учителя, выразительное чтение.
Метод обучения: проблемно-поисковый.
Оборудование: таблица «Сочинительные союзы», схемы, рисунки, интерактивная доска, раздаточный материал, карточки к уроку.
Предварительная подготовка: выполнение упр. 323 («Русский язык. 7 класс», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, – М: Просвещение, 2003.)
ХОД УРОКА:
Оргмомент.
- Добрый день, ребята! Тема нашего урока «Сочинительные союзы» Цель урока: изучение группы сочинительных союзов и их разрядов. Зачем нам это нужно?
- Полученные знания помогут нам научиться грамотно расставлять знаки препинания в ССП и между однородными членами предложения.
- Запишите в рабочих тетрадях число и тему урока.
2. Повторение.
- Начнем урок с актуализации знаний по ранее изученным темам. 2 ученика будут ра-ботать у доски по карточкам (индивидуальная работа), а остальные ребята проверяют выполнение домашнего задания (учебник «Русский язык» 7 кл. Автор: М.Т.Баранов) – упр.323.
(Работа со схемами)
- Посмотрите на схемы П, записанные на доске, найдите соответствующие им предло-жения, пронумеруйте схемы. Назовите вид СП по способу связи.
- Итак, мы с вами увидели, что сочинительный союз И может соединять как равно-правные слова, т.е. однородные члены предложения, так и части ССП.
- Отчего зависит постановка или отсутствие запятой перед союзом И?
(Проверка индивидуальной работы учеников, работающих у доски)
- Карточка 1 (правописание производных предлогов). Учитель оценивает работу.
- Карточка 2. Синтаксический разбор предложения.
Снег быстро начал таять, и везде показалась вода. (Пов, невоскл, сложное, ССП
1) простое, двусостав, полн, распростр, не осложн.
2) простое, двусостав, полн, распростр. не осложн.)
- Итак, мы с вами еще раз убедились, что части ССП связываются сочинительными союзами, например, союзом И.