Пояснительная записка
Экологическое образование и воспитание - направление дошкольной педагогики, призванное заложить основы экологической культуры с первых лет жизничеловека. Дошкольный работник, осуществляющий это направление, должен обладать достаточным уровнем экологической культуры, пониманием общих и региональных экологических проблем, владеть основами экологии и специальной методикой экологического образования и воспитания детей и взрослых, уметь создавать условия в детском саду для реализации задач образования, воспитания и развития воспитанников.
Цель
- Овладение содержанием и методикой экологического образования, воспитания и развития детей,
- овладение знаниями и умениями, и навыками самостоятельной работы.
С этой целью в данных методических рекомендациях разработаны семинарские, практические занятия, а также самостоятельная работа студентов. Их сочетание способствует установлению связи теории и практики.
Умения
- раскрывать содержание основных понятий и оперировать ими;
- выделять основные идеи, представленные в историко-педагогической литературе, психолого-педагогических исследованиях, методической литературе; сопоставлять взгляды педагогов, психологов по различным проблемам методики природоведения и экологического образования в ДОУ;
- анализировать содержание, структуру природоведческих знаний, умений и навыков, представленных в общеразвивающих вариативных и парциальных программах, с позиций современных требований к экологическому образованию, а также с позиций общедидактических принципов;
- анализировать вариативные программы экологического образования и воспитания, соотносить их с собственными взглядами на данную проблему;
- оценивать уровень сформированности знаний о природе и отношения к ней детей в разных возрастных группах;
- выбирать из программ детского сада задачи, которые решаются посредством приобщения к природе, конкретизировать их в перспективных и календарных планах,
- осуществлять диагностику экологических знаний, умений, навыков воспитанников и характер отношения детей к природе;
- анализировать результаты диагностики, делать выводы по совершенствованию процесса экологического образования и воспитания детей.
Количество практических и семинарских занятий, самостоятельной работы студента, их содержание соответствует тематическому плану учебной дисциплины «Методика экологического образования».
Самостоятельная работа
Раздел №1 Формирование естественно-научных представлений у дошкольников.
Тема 1.2. Особенности приспособления животных к условиям среды. Самостоятельная работа №1
Цель: Формирование представлений об особенностях приспособления животных к условиям среды и распространению их по земному шару.Упражняться в написании рефератов.
Задание: Написание реферата: «Особенности приспособления животных к условиям среды» (2ч.)
Порядок выполнения:
Форма контроля: реферат.
Литература:
1. Акимушкин Н.А. Мир животных. изд. в 3 томах. 1989
2. Кашкаров Д.Н. Основы экологии животных. Л. 1994
3. Плавильщиков З.А. Зоология для педучилищ. М. 1978
Раздел №3. Методы экологического образования
Тема 3.1. Наблюдение- ведущий метод экологического образования.
Самостоятельная работа №2.
Цель: Формирование умений составления конспектов занятий для детей с нарушениями в развитии и с сохранным развитием.
Задание: составление конспекта «Наблюдение за живым объектом» с учётом образовательной программы (особенности развития ребёнка на выбор). (4ч.)
Порядок выполнения:
Форма контроля: конспект.
Литература:
1. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. под редакцией П.Г.Саморуковой. М., 1993
2. НиколаеваС.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 1999
Тема 3.2. Опыт как наблюдение проводимое в специально созданных условиях.
Самостоятельная работа №3.
Цель: Формирование умений в подборе опытов с объектами неживой природы, формулировании темы, цели, компановке содержания опыта, способствующего выявлять скрытые особенности объектов, устанавливать несложные причинно-следственные связи и зависимости.
Задание: составление конспекта опытов с объектами неживой природы с указанием темы, цели, содержания. (2ч.)
Порядок выполнения:
Форма контроля:конспект занятия организации опытов.
Литература:
1. Несложные опыты, знакомящие детей с природой (Методика ознакомления детей с природой в детском саду., под редакцией П.Г.Саморуковой). М. 1993
2. Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. М. 1998
3. Рыжова Н.А. Волшебница вода. М. 1997
4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М. 2001
Тема 3.3. Труд как метод экологического образования.
Самостоятельная работа № 4.
Цель: Формирование умений составления конспектов трудовых занятий с учётом требований программы, особенностей развития детей.
Задание: составление конспекта трудового занятия для детей, имеющих нарушения в развитии (возраст детей на выборя). (2ч.)
Форма контроля:конспект занятия.
Литература:
1. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. под редакцией П.Г.Саморуковой. М. 1993
2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М. 1999
Тема 3.5. Использование моделей в эколого-педагогической работе.
Самостоятельная работа №5.
Цель: Формирование способностей студентов в разработке и изготовлении моделей предметно-схематических или графических в экологическом образовании ребёнка с учётом их развития.
Задание: Разработка и изготовление моделей предметно-схематических или графических.(2ч.)
Форма контроля:модели.
Литература:
1. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Под редакцией П.Г.Саморуковой. М. 1993
2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М. 1999
3. Программа «Развитие» Л.А.Венгера. М.1996
4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М. 2001
Тема 3.6. Место словесных методов в системе экологического образованию дошкольников
Самостоятельная работа № 6.
Цель: Формирование умений разрабатывать конспекты занятий обобщающей беседы по заданной теме.
Задание: составление конспекта занятия обобщающей беседы «Перелётные птицы» для детей, имеющих нарушения в развитии.(2ч.)
Форма контроля:конспект занятия.
Литература:
1. -Методика ознакомления детей с природой в детском саду. под редакцией П.Г.Саморуковой. М., 1999
2. -Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 1999
3. -Мир природы и ребёнок. Учебное пособие для педучилищ. СПб.,1998
Раздел №5 Эколого-содержательный подход к построению развивающей среды в ДОУ.
Тема 5.1. Экологическое пространство в помещении ДОУ-важное условие экологического образования.
Самостоятельная работа №7.
Цель:Формирование умений оформлять паспорта растений, используя условные обозначения доступные и понятные детям, отражая внешний вид растения, место произрастания в естественных условиях и потребности.
Задание:Разработка и оформление паспортов комнатных растений.(2ч.)
Форма контроля:паспорта комнатных растений.
Литература:
1. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., 2001
2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 1999г.
3. Мир природы и ребёнок. Учебное пособие для педучилищ. СПб.,1998
4. Программа «Развитие» Л.А.Венгера. М., 1996
Тема 5.2. Участок ДОУ-база эколого-педагогической работы с детьми.
Самостоятельная работа №8.
Цель: Формирование умений создавать проекты озеленения участка ДОУ, соблюдая алгоритм проектной деятельности.
Задание:Разработка и оформление проектов озеленения участка ДОУ.(2ч.)
Форма контроля:проект озеленения участка ДОУ.
Литература:
1. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.,2005
2. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М., 2005
3. Озеленение участка детского сада (составители:.ВихроваЛ.Т., МакароваИ.А.) М., 1972
Тема 5.3. Методика ознакомления с природой края.
Самостоятельная работа № 9.
Цель: Формирование понимания создания презентации, как вариативной формы представления наглядного материала, для работы с детьми, сотрудниками ДОУ, родителями, отражая географическое положение, климат, природу, традиции.
Задание:Содание презентации «Мой край». (2ч.)
Форма контроля:презентация «Мой край».
Литература:
1. Кириллов В.И. География Красноярского края. Красноярск 2005
2. Кириллов В.И. Природа Красноярского края и её охрана. Красноярск 1989
Раздел №6 Сезонные изменения в природе.
Тема 6.1. Методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями в природе.
Самостоятельная работа № 10.
Цель:Закреплять умение излагать содержание темы в определённой последовательности, отображая изменения в природе в летний период,устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой.
Задание:написание реферата «Изменение в природе Красноярского края летом».
Форма контроля: реферат.
Литература:
1. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М., 1973
2. Стрижов В.И. Календарь русской природы. М.,1987
3. Мир приоды и ребёнок. Под редакцией Л.М.Маневцовой. СПб.,1998
Раздел №7 Технология экологического образования дошкольников.
Тема 7.2..Планирование. виды планирования.
Самостоятельная работа №11.
Цель:Закрепление умений распределять материал экологического содержания в течение дня, соблюдая последовательность детских видов деятельности и их разнообразие.
Задание:Составление плана эколого-воспитательной работы с детьми, имеющих нарушения в развитии.
Форма контроля: план работы по экологическому образованию.
Литература:
1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 1999
2. Мир природы и ребёнок. Учебное пособие для педучилищ. СПб.,1998
3. Лучич М.М. Детям о природе. М., 1992
Тема 7.3. Особенности эколого-педагогической работы в разновозрастной группе.
Самостоятельная работа №12.
Цель: Формирование умений работать с указателем статей, опубликованных в журнале «Дошкольное воспитание» в 2005-06гг.
Задание:Составление списка статей по экологическому образованию в разновозрастной группе дошкольников из журналов «Дошкольное воспитание» за 2005-06 годы.(2ч.)
Форма контроля: список статей.
Литература:
1. журналы «Дошкольное воспитание» за 2005-06г.
Практические занятия
По разделу №1 Формирование естественно-научных представлений у дошкольников.
Тема 1.3 Биоценоз- сообщество живых организмов
Практическое занятие1
Определение отношения между продуцентами и консументами данного
биоценоза (на выбор).
количество часов– 2 часа
Цель работы: Определение биоценозов в ближайшем окружении и составление пищевой цепи, характерной для него.
Средства
Модели, отражающие пищевую цепь нескольких биоценозов.
Задание
- Приведите примеры биогеоценоза, биоценоза, агроценоза Красноярского края
- Составление схемы пищевой цепи, характерной для биоценоза участка ДОУ.
Методические указания
Необходимо показать, что природа представляет собой сложную экологическу систему, в которой всё взаимосвязано. Раскрыть основные взаимоотношения между живыми организмами и средой обитания, выделить и охарактеризовать экологические факторы. Показать роль и значение биосферы, роль растений как первичных продуцентов органического вещества.
По разделу №2 Теоретические основы развития методики экологического образования
Тема 2.4 Анализ современных образовательных программ по экологическому воспитанию
Практическое занятие1
Составление аналитической справки- результата анализа разделов экологического содержания в общеобразовательных программах (цель, задачи,содержание, структура) и парциальных пограммах.
количество часов – 4часа
Цель работы:Определение схемы составления аналитической справки – результата анализа экологических программ разного уровня.
Средства
Общеобразовательные программы «Детство», «Развитие», «Программа воспитания и обучения в детском саду» и парциальные программы «Мы», «Наш дом – природа», «Юный эколог».
Задание
-Проанализировать содержание раздела экологической направленности одной общеобразовательной программы и парциальной, и установить концептуальную совместимость.
-Разработать схему составления аналитической справки-результата анализа программ.