Практическое занятие1

Пояснительная записка

Экологическое образование и воспитание - направление дошкольной педагогики, призванное заложить основы экологической культуры с первых лет жизничеловека. Дошкольный работник, осуществляющий это направление, должен обладать достаточным уровнем экологической культуры, пониманием общих и ре­гиональных экологических проблем, владеть основами экологии и специальной ме­тодикой экологического образования и воспитания детей и взрослых, уметь созда­вать условия в детском саду для реализации задач образования, воспитания и разви­тия воспитанников.

Цель

 -  Овладение содержанием и методикой экологического образования, воспитания и развития детей,

- овладение знаниями и умениями, и навы­ками самостоятельной работы.

 С этой целью в данных методических рекомендациях разработаны семинарские, практические занятия, а также самостоятельная работа студентов. Их сочетание способствует установлению связи теории и практики.

Умения

- раскрывать содержание основных понятий и оперировать ими;

- выделять основные идеи, представленные в историко-педагогической литерату­ре, психолого-педагогических исследованиях, методической литературе; сопоставлять взгляды педагогов, психологов по различным проблемам методи­ки природоведения и экологического образования в ДОУ;

- анализировать содержание, структуру природоведческих знаний, умений и на­выков, представленных в общеразвивающих вариативных и парциальных про­граммах, с позиций современных требований к экологическому образованию, а также с позиций общедидактических принципов;

- анализировать вариативные программы экологического образования и воспита­ния, соотносить их с собственными взглядами на данную проблему;

- оценивать уровень сформированности знаний о природе и отношения к ней де­тей в разных возрастных группах;

- выбирать из программ детского сада задачи, которые решаются посредством приобщения к природе, конкретизировать их в перспективных и календарных планах,

- осуществлять диагностику экологических знаний, умений, навыков воспитан­ников и характер отношения детей к природе;

- анализировать результаты диагностики, делать выводы по совершенствованию процесса экологического образования и воспитания детей.

Количество практических и семинарских занятий, самостоятельной работы студента, их содержание соответствует тематическому плану учебной дисциплины «Методика экологического образования».

 

Самостоятельная работа

 

Раздел №1 Формирование естественно-научных представлений у дошкольников.

Тема 1.2. Особенности приспособления животных к условиям среды. Самостоятельная работа №1

Цель: Формирование представлений об особенностях приспособления животных к условиям среды и распространению их по земному шару.Упражняться в написании рефератов.

Задание: Написание реферата: «Особенности приспособления животных к условиям среды» (2ч.)

Порядок выполнения:

Форма контроля: реферат.

Литература:

1. Акимушкин Н.А. Мир животных. изд. в 3 томах. 1989

2. Кашкаров Д.Н. Основы экологии животных. Л. 1994

3. Плавильщиков З.А. Зоология для педучилищ. М. 1978

 

Раздел №3. Методы экологического образования

Тема 3.1. Наблюдение- ведущий метод экологического образования.

Самостоятельная работа №2.

 Цель: Формирование умений составления конспектов занятий для детей с нарушениями в развитии и с сохранным развитием.

Задание: составление конспекта «Наблюдение за живым объектом» с учётом образовательной программы (особенности развития ребёнка на выбор). (4ч.)

Порядок выполнения:

Форма контроля: конспект.

Литература:

1. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. под редакцией П.Г.Саморуковой. М., 1993

2. НиколаеваС.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 1999

 

Тема 3.2. Опыт как наблюдение проводимое в специально созданных условиях.

Самостоятельная работа №3.

Цель: Формирование умений в подборе опытов с объектами неживой природы, формулировании темы, цели, компановке содержания опыта, способствующего выявлять скрытые особенности объектов, устанавливать несложные причинно-следственные связи и зависимости.

Задание: составление конспекта опытов с объектами неживой природы с указанием темы, цели, содержания. (2ч.)

Порядок выполнения:

Форма контроля:конспект занятия организации опытов.

Литература:

1. Несложные опыты, знакомящие детей с природой (Методика ознакомления детей с природой в детском саду., под редакцией П.Г.Саморуковой). М. 1993

2. Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. М. 1998

3. Рыжова Н.А. Волшебница вода. М. 1997

4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М. 2001

 

Тема 3.3. Труд как метод экологического образования.

Самостоятельная работа № 4.

Цель: Формирование умений составления конспектов трудовых занятий с учётом требований программы, особенностей развития детей.

Задание: составление конспекта трудового занятия для детей, имеющих нарушения в развитии (возраст детей на выборя). (2ч.)

Форма контроля:конспект занятия.

Литература:

1. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. под редакцией П.Г.Саморуковой. М. 1993

2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М. 1999

 

Тема 3.5. Использование моделей в эколого-педагогической работе.

Самостоятельная работа №5.

Цель: Формирование способностей студентов в разработке и изготовлении моделей предметно-схематических или графических в экологическом образовании ребёнка с учётом их развития.

Задание: Разработка и изготовление моделей предметно-схематических или графических.(2ч.)

Форма контроля:модели.

Литература:

1. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Под редакцией П.Г.Саморуковой. М. 1993

2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М. 1999

3. Программа «Развитие» Л.А.Венгера. М.1996

4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М. 2001

 

        Тема 3.6. Место словесных методов в системе экологического образованию дошкольников

Самостоятельная работа № 6.

Цель: Формирование умений разрабатывать конспекты занятий обобщающей беседы по заданной теме.

Задание: составление конспекта занятия обобщающей беседы «Перелётные птицы» для детей, имеющих нарушения в развитии.(2ч.)

Форма контроля:конспект занятия.

Литература:

1. -Методика ознакомления детей с природой в детском саду. под редакцией П.Г.Саморуковой. М., 1999

2. -Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 1999

3. -Мир природы и ребёнок. Учебное пособие для педучилищ. СПб.,1998

 

Раздел №5 Эколого-содержательный подход к построению развивающей среды в ДОУ.

Тема 5.1. Экологическое пространство в помещении ДОУ-важное условие экологического образования.

Самостоятельная работа №7.

Цель:Формирование умений оформлять паспорта растений, используя условные обозначения доступные и понятные детям, отражая внешний вид растения, место произрастания в естественных условиях и потребности.

Задание:Разработка и оформление паспортов комнатных растений.(2ч.)

     Форма контроля:паспорта комнатных растений.

 

Литература:

1. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., 2001

2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 1999г.

3. Мир природы и ребёнок. Учебное пособие для педучилищ. СПб.,1998

4. Программа «Развитие» Л.А.Венгера. М., 1996

 

 

Тема 5.2. Участок ДОУ-база эколого-педагогической работы с детьми.

Самостоятельная работа №8.

Цель: Формирование умений создавать проекты озеленения участка ДОУ, соблюдая алгоритм проектной деятельности.

Задание:Разработка и оформление проектов озеленения участка ДОУ.(2ч.)

Форма контроля:проект озеленения участка ДОУ.

 

Литература:

1. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.,2005

2. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М., 2005

3. Озеленение участка детского сада (составители:.ВихроваЛ.Т., МакароваИ.А.) М., 1972

 

Тема 5.3. Методика ознакомления с природой края.

Самостоятельная работа № 9.

Цель: Формирование понимания создания презентации, как вариативной формы представления наглядного материала, для работы с детьми, сотрудниками ДОУ, родителями, отражая географическое положение, климат, природу, традиции.

Задание:Содание презентации «Мой край». (2ч.)

Форма контроля:презентация «Мой край».

 

Литература:

1. Кириллов В.И. География Красноярского края. Красноярск 2005

2. Кириллов В.И. Природа Красноярского края и её охрана. Красноярск 1989

 

Раздел №6 Сезонные изменения в природе.

Тема 6.1. Методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями в природе.

Самостоятельная работа № 10.

Цель:Закреплять умение излагать содержание темы в определённой последовательности, отображая изменения в природе в летний период,устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой.

Задание:написание реферата «Изменение в природе Красноярского края летом».

Форма контроля: реферат.

 

Литература:

1. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М., 1973

2. Стрижов В.И. Календарь русской природы. М.,1987

3. Мир приоды и ребёнок. Под редакцией Л.М.Маневцовой. СПб.,1998

 

Раздел №7 Технология экологического образования дошкольников.

Тема 7.2..Планирование. виды планирования.

Самостоятельная работа №11.

Цель:Закрепление умений распределять материал экологического содержания в течение дня, соблюдая последовательность детских видов деятельности и их разнообразие.

Задание:Составление плана эколого-воспитательной работы с детьми, имеющих нарушения в развитии.

Форма контроля: план работы по экологическому образованию.

Литература:

1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 1999

2. Мир природы и ребёнок. Учебное пособие для педучилищ. СПб.,1998

3. Лучич М.М. Детям о природе. М., 1992

 

Тема 7.3. Особенности эколого-педагогической работы в разновозрастной группе.

Самостоятельная работа №12.

Цель: Формирование умений работать с указателем статей, опубликованных в журнале «Дошкольное воспитание» в 2005-06гг.

Задание:Составление списка статей по экологическому образованию в разновозрастной группе дошкольников из журналов «Дошкольное воспитание» за 2005-06 годы.(2ч.)

Форма контроля: список статей.

 

Литература:

1. журналы «Дошкольное воспитание» за 2005-06г.

 

Практические занятия

 

    По разделу №1 Формирование естественно-научных представлений у дошкольников.

     Тема 1.3 Биоценоз- сообщество живых организмов

 

Практическое занятие1

Определение отношения между продуцентами и консументами данного

биоценоза (на выбор).

количество часов– 2 часа

Цель работы: Определение биоценозов в ближайшем окружении и составление пищевой цепи, характерной для него.

 

Средства

Модели, отражающие пищевую цепь нескольких биоценозов.

 

Задание

- Приведите примеры биогеоценоза, биоценоза, агроценоза Красноярского края

- Составление схемы пищевой цепи, характерной для биоценоза участка ДОУ.

 

Методические указания

Необходимо показать, что природа представляет собой сложную экологическу систему, в которой всё взаимосвязано. Раскрыть основные взаимоотношения между живыми организмами и средой обитания, выделить и охарактеризовать экологические факторы. Показать роль и значение биосферы, роль растений как первичных продуцентов органического вещества.

 

 

        По разделу №2 Теоретические основы развития методики экологического образования

       Тема 2.4 Анализ современных образовательных программ по экологическому воспитанию

 

Практическое занятие1

 Составление аналитической справки- результата анализа разделов экологического содержания в общеобразовательных программах (цель, задачи,содержание, структура) и парциальных пограммах.

количество часов – 4часа

Цель работы:Определение схемы составления аналитической справки – результата анализа экологических программ разного уровня.

 

Средства

 Общеобразовательные программы «Детство», «Развитие», «Программа воспитания и обучения в детском саду» и парциальные программы «Мы», «Наш дом – природа», «Юный эколог». 

 

Задание

-Проанализировать содержание раздела экологической направленности одной общеобразовательной программы и парциальной, и установить концептуальную совместимость.

-Разработать схему составления аналитической справки-результата анализа программ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: