Приоритеты социальной политики России

 

Несмотря на оживление в экономике и даже небольшой рост, говорить о долгосрочных тенденциях пока рано. Одна из главных социальных и экономических проблем - низкие реальные доходы населения, сильно ограничивающие спрос, в том числе на продукцию инвестиционных отраслей и тормозящие экономическое развитие. Решать сугубо экономические вопросы нужно только в комплексе с совершенствованием социальной политики.

Реальностью сегодняшнего дня стало изменение принципов финансирования социальной сферы - она все более опирается на внебюджетные средства.

Главными задачами остаются стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни и снижение числа бедных.

Предстоит перевод жилищно-коммунального хозяйства на рыночные рельсы и его демонополизация, повышение доли оплаты жилищно-коммунальных услуг населением до 100% (сейчас на уровне 40%) при одновременном введение системы жилищных субсидий для беднейших слоев. Одна из главных задач – необходимо повышать размеры оплаты труда при одновременном повышении уровня пенсий. Должна вводится концепция “государства благосостояния”, которая включает в себя, как программы социального страхования, относящихся ко всем слоям населения, так и систему мероприятий для поддержки доходов наименее обеспеченных семей: страхование по старости, от болезней, пособие по безработице, дополнительные программы государственной помощи для неполных семей с детьми, слепых, нетрудоспособных и т. п., включающие продовольственные талоны, обеспечение жильем, другие социальные услуги. Особая роль в программах “государство благосостояния” отводится трансфертам. Трансферт – это безвозмездная передача части доходов или имущества индивида или организации в распоряжение других лиц. Следует отметить, что при помощи трансфертов могут перераспределяться не только денежные доходы, но и экономические возможности. Бедные семьи получают больше возможности для того, чтобы дать хорошее образование своим детям. Но одновременно возникает проблема, связанная с дилеммой эффективности и справедливости, которая заключается в парадоксальном явлении – количество людей, относимых к категории бедных может взрасти в результате усилий по борьбе с бедностью. дело в том, что перераспределение доходов вообще и трансферты, в частности, меняют экономическое поведение людей. Люди часто стараются так изменить свое поведение, чтобы получить именно социальный трансферт, а не так, чтобы повышать свои стимулы к труду при помощи государственной поддержки. Начинает расти социальная нагрузка на государственный бюджет и, следовательно, растущий дефицит. Таким образом, существует опасность того, что экономические стимулы будут подорваны, производственная деятельность сократится и уменьшится объем распределяемого ”пирога”.

 

 Глава 3   Приоритетные национальные проекты

 

Немаловажную роль в названии национальных проектов имеет слово «приоритетный». Реализации национальных проектов уделяется особое внимание. Организационные ресурсы и финансовые средства на реализацию приоритетных национальных проектов могут предоставляться за счет и в ущерб другим программам и другим отраслям экономики, а могут использоваться дополнительные свободные финансовые и организационные средства. И приоритет в данном случае означает направление этих средств именно на обозначенные проекты, а не на какие либо другие. Важной чертой приоритетных национальных проектов будет именно то, что их реализация не будет осуществляться в ущерб другим отраслям экономики. Это обеспечит залог истинного роста, а не развития одних отраслей экономики за счет других.

Приоритетные национальные проекты - совокупность административных усилий и финансовых мер, направленных на изменение качественных и количественных показателей развития страны (системные изменения, модернизация страны) и жизни населения, в отведенные временные рамки и при известном ресурсном обеспечении; выполняемое в приоритетную очередь на фоне других программ.

Разработка предложений по приоритетным национальным проектам велась с 1999 года. Еще накануне Президентских выборов 1999 года В.В.Путин впервые поставил задачу подготовить национальные проекты перед только что созданным Центром стратегического развития (ЦСР). ЦСР разработал 5 проектов: образование, медицина, доступное жилье, ипотека для военнослужащих и Калининград как особая экономическая зона. Каждый проект предполагал широкие структурные реформы в своей области. Предложения по национальным проектам были переданы в Администрацию Президента

Программа приоритетных национальных проектов была сформулирована Президентом России публично 5 сентября 2005 года на расширенном совещании с членами Правительства, руководством Федерального собрания и членами президиума Госсовета. Владимир Путин определил конкретные пути социальной политики страны до 2008 года. В качестве приоритетных направлений глава государства выделил здравоохранение, образование, жилье и сельское хозяйство, назвав развитие программ – «Приоритетные национальные проекты».

Основная работа по реализации национальных проектов возложена на Правительство. Контроль за его деятельностью будет вести Совет при Президенте РФ по реализации приоритетны национальных проектов, созданный 21 октября 2005 года. Реализация национальных проектов началась с 1 января 2006 года. В целом на эти цели в бюджете 2006 года было предусмотрено 134,5 миллиарда рублей. С учетом внебюджетных средств на реализацию приоритетных национальных проектов будет направлено около 180 миллиардов рублей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: