Музеи и архивы Беларуси в Интернете

В последнее время достаточно активно стала разрабатываться проблема представления музеев в сети Интернет. Это объясняется тем, что сегодня существенным фактором стало «лицо музея, обращённое в открытое информационное пространство». От качества представленной здесь информации теперь зависит интерес к музею со стороны посетителей: интерес будет тем выше, чем качественнее и полнее будет представленная в сети информация.[ 13 ]

Самыми простыми по содержанию сайтами являются так называемые «домашние страницы» (home-pages), где дано лишь описание музея и его программ. На таких сайтах информация помещается чаще всего на одной странице и почти не содержит иллюстраций, а тем более мультимедиа. В качестве примера можно привести сайт Литературного музея Янки Купалы в Минске (http://www/belarus.net/museum/y_index.html). Но следует отметить, что в наши дни такого рода сайты довольно редки и встречаются они лишь там, где этой проблемой занимаются недавно или недостаточно активно.

Более популярен электронный путеводитель по музею, такой сайт состоит из нескольких страниц, посвящённым областям деятельности музея, но представленная там информация носит описательный характер.

Следующим по уровню представляемой информации идёт сайт, содержаший не столько справочную информацию о музее, сколько о его коллекциях. Такие сайты обычно содержат большое количество графического и мультимедиа материала и обычно содержат следующие части:

1) Информация для посетителей;

2) История музея;

3) Коллекции и отдельные предметы;

4) Виртуальные экскурсии;

5) Выставки;

6) Обучение и образование;

7) Научная деятельность.

Белорусские музеи представлены в Интернете очень скупо, что резко снижает их известность. Развитие музейных представительств в Интернете позволяет музеям приобрести более широкую аудиторию, найти новых партнёров, обмениваться полезной информацией с заинтересованными организациями и лицами. Но интерес к музею со стороны как пользователей, так и других музеев, будет во многом зависеть от того, насколько полно и качественно будет предоставлена в сети Интернет информация о музее. Перед белорусскими музеями стоит жизненно важная задача: «показать себя в Интернете во всей красе». Для решения этой задачи потребуется немало средств, но затраты должны вскоре окупит себя благодаря притоку большого количества новых посетителей: согласно социологическому опросу, проведённому недавно в США, более 59 % опрошенных посетителей музеев, на вопрос: «Что побудило Вас посетить музей?», ответили на него так: «Предварительное посещение Интернет-страницы этого музея».

Что касается белорусских архивов, то с целью автоматизации поиска хранящихся в НИАБ дореволюционных документов и дальнейшего размещения их в сети Интернет создаются и продолжают наполняться информацией различные БД, которые представляют собой географические и именные указатели к документам архива. В 1994 г. началась работа над созданием АИПС «Родовод» [ 7 ], которая предназначена для ведения учёта основных генеалогических источников и создания научно-справочного аппарата к документам архива, содержащим такие сведения. Сегодня БД содержит более 100 000 записей: сведений из ревизских сказок за период 1795 – 1874 гг.

Для повышения полноты поиска представляется ряд средств расширения поискового запроса, среди которых можно выделить три группы:

1) Расширение количества слов запроса всеми их морфологическими формами, что реализуется привлечением знаний о морфологии языка;

2) Расширение запроса близкими по смыслу словами за счёт подключения тезауруса – семантического словаря, устанавливающего связи между различными значениями слов с указанием типа и силы связи. Характерным недостатком является объективная неполнота базы понятий, которая не может охватить все имеющиеся в языке слова и их формы.

3) Расширение запроса словами, близкими по написанию и звучанию. В алгоритме нечёткого поиска используется система быстрого ассоциативного поиска слов, содержащихся в документах, что позволяет найти слова по любым цепочкам составляющих их букв.

Использование такого алгоритма было первым способом, с помощью которого архив попытался решить свою задачу. Предварительно было ясно, что такой поиск даёт больше шума. Но выберет и все случаи, которые были бы описаны алгоритмом, использующим морфологический анализ. При попытках использовать такой алгоритм на некоторые запросы было получено огромное количество результатов, анализ которых представляет значительную сложность.

В поисках решения проблемы было тщательно проанализировано содержимое архивной БД «Родовод». В результате оказалось, что причин разночтения три:

1) Схожесть фамилий по звучанию: Оленевич – Аленевич, Шашок – Шешок, Филиппович – Филепович, Тишкевич – Цишкевич, Амбражевич - Амброжевич;

2) Фамилии неразборчиво написаны или с ошибкой, введено с ошибкой оператором-архивистом;

3) Схожесть написания, которая в свою очередь может быть:

а) типичной, то есть присущей любому почерку (например, И-Н-П-К, Т-М-Ш-НЕ, И-А_ЕЕ-СЕ и т. д.;

б) нетипичными, то есть являющиеся особенностью почерка конкретного человека (примеры в этом случае могут быть непредсказуемыми: Т-ГЛ, АЖ-ОМС и дальше).

Для решения этих проблем существует простой алгоритм, заимствованный из практики американских архивов. Суть его заключается в том, что согласным присваивается определённый код, причём близкие по звучанию звуки должны быть закодированы одной и той же цифрой. Таким образом, все фамилии получат код на основе звучания согласных. Поиск по такому коду будет, очевидно. Очень оперативным. В настоящее время архив работает над реализацией этого алгоритма.

Одновременно возможно и применение других искусственных приёмов, активизирующих поиск. Например, архивом разработана программа для создания алфавитного списка всех фамилий, встречающихся в БД. Интересно. Что список оригинальных фамилий составил только одну четвёртую от общего числа. Использование такого алфавита значительно сократит анализ схожести фамилий и увеличит достоверность выдаваемой из БД информации.

 

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ:

В своём развитии Интернет охватывает все сферы жизни. Не мог он обойти стороной и музеи с архивами. Несмотря на определённую консервативность лиц, возглавляющих белорусские музеи и архивы, а также определённую степень их предвзятости к Интернету, музеи и архивы нашей страны выходят через Интернет на международную арену, завоёвывая авторитет и известность. Часть работы на этом «фронте» уже сделана, но всё же предстоит проделать немалый объём работы для того, чтобы наши музеи и архивы заняли достойное место в Интернете.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: