Лекция 8. Интербихевиоральная психология

 

Интербихевиоральная психология утверждает, что мы должны начинать любое исследование с того, что можно наблюдать, - в отличие от систем психологии, которые начинают с таких конструктов, как способности мозга, обработка информации, хранилище памяти, внутренние побуждения (драйвы), разум, и с других ненаблюдаемых факторов. Кроме того, необходимо интепретировать результаты наших исследований в терминах тех же самых наблюдаемых событий.

Основы интербихевиоризма были заложены в 1920-х годах Дж. Р. Кантором, который работал главным образом в одиночку, продолжая писать до самой своей смерти (1984 в возрасте 95 лет). Его система привлекла внимание исследователей лишь последние 15-20 лет.

Интербихевиризм называет объект, на который мы реагируем, «стимульным  объектом», а смысл или функцию, которые ему присущи в любой заданной ситуации, - «функцией стимула» или «стимульной функцией».

Так книга – это не просто бумага и типографская краска, а нечто существующее для того, чтобы нас обеспечить материалом для чтения. Она может выполнять также функцию пресс-папье, ступеньки крыльца или материала для разжигания костра. Подобно тому, как любой данный объект может иметь более одной функции, точно так же больше одной функции может иметь любая реакция на него. Мы можем читать книгу, чтобы получить информацию или ради развлечения, но это одна и та же реакция – чтение. Наши собственные паттерны поведения также могут быть функциями стимула. Мы считаем себя удачливыми, несчастными, независимыми, заслуживающими презрения и т.д., однако мы представляем собой единый организм, подобно тому, как различные функции книги относятся к какой-то одной книге. Наши интеракции с объектами являются в действительности стимульными функциями этих объектов.

Система выделяет несколько типов стимульных функций, но особенно важна замещающая функция стимула. Если вы посмотрите на свои часы и решите, что вам пора идти в учебную аудиторию, вас стимулирует не аудитория, а часы, которые её заменяют. Любые памятки – это заменители стимулов. Мышеловка, которая срабатывает, но не захватывает мышь, становится замещающим стимулом для изобретения более совершенной ловушки, т.е. это стимульный объект для разработки лучшего устройства – устройства, которого ещё не существует.

Интербихевиоризм говорит, что изобретения, формулы, метафоры, поэзия, художественная и документальная литература, воспоминания, выводы, финансовые сделки, мифы, религия, теории и научный прогресс – всё это состоит, главным образом, из замещающих, а не прямых функций стимула. При разговоре также используется замещающая стимуляция, поскольку объект или ситуация, на которые ссылается говорящий (и о которых слышит слушатель), часто отсутствуют.

Реакция на стимул состоит из телесных движений, но функциональный характер этой реакции называют функцией реакции.

- У тебя осталось хоть немного воздушной кукурузы?

- Да.

- Ты съел всю воздушную кукурузу?

- Да.

Реакция (ответ) одна и та же – «да», но в двух примерах она выполняет различные функции.

Улыбка, которая имеет различный смысл в различных сеттингах, иллюстрирует фактор сеттинга. Скажем, растение, которое радует нас, когда растет возле ручья, но раздражает нас в нашем саду. Факторы сеттинга могут быть частью организма или внешними по отношению к нему.

Примеры факторов сеттинга, относящихся к организму. Когда мы простужены, то реагируем на ми иначе, чем когда мы здоровы. Если мы идём в продуктовый магазин до еды, то покупаем продуктов больше, чем тогда, когда идём туда после еды. Человек, манеры которого отличаются мягкостью, может быть драчлив, когда пьян.

Примеры факторов сеттинга, внешних по отношению к организму. Обычно в учебной аудитории мы вступаем в интеракции с преподавателями иначе, нежели когда мы общаемся с ними на кафедре или в баре. Собака, которая лает на людей с хозяйского участка, со своей теорритории, обычно не делает этого, когда бежит по улице, не являющейся её территорией. Разнообразие сеттингов, не относящихся к организму, практически бесконечно.

Интербихевиоральная психология предупреждает, чтобы мы не путали среду с функциями стимула. Если мы их всё-таки путаем, то можем прийти к выводу, что видим только световые волны, а не сирену. Тем школам психологии, которые считают, что среда тождественна стимулу, приходится изобретать какоё-то механизм, чтобы снова преобразовать колебания во внешний вид объекта. Этим механизмом является гипотетический мозг или способность разума, производящие затем внешний вид объекта «вне нас».

Крайне важна история наших интеракций. Наши реакции не являются изолированными. Каждое действие влияет на каждое другое действие, и эти последовательности взаимных влияний развиваются в организованные способы исполнения, которые образуют единство. Это единство и есть личность, устойчивая и организация реакций каждого индивидуума.

В отличие от различных форм бихевиоризма интербихевиоризм рассматривает стимульный объект с его функциями как активно взаимождействующие: активный организм в активном мире – отсюда интербихевиоризм (s       r).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: