Обучение слепых и слабовидящих совместно со зрячими детьми

Рассмотрим особенности обучения ребенка с нарушением зрения в условиях коллектива зрячих сверстников.

В классе, где находится такой ребенок, желательно, чтобы было не более 15 учеников с тем, чтобы обеспечить индивидуальный подход к ребенку.

Прежде всего, необходимо создание психологического настроя слепого и слабовидящего учащегося не преодоление трудностей. Остальных же учащихся следует познакомить с особенностями слепого и слабовидящего, создать доброжелательную обстановку и сформировать доброе отношение к такому ученику. Однако действия, направленные на достижение этой цели, должны быть обдуманны и тактичны, так как излишняя опека нового ученика может развить у него эгоистические установки, а у окружающих детей – снисходительное отношение.

Дети порой бывают жестоки и могут дразнить и издеваться над слепым или слабовидящим ребенком. В тактичной форме учитель должен объяснить ученикам, что нельзя сосредотачивать внимание на дефекте больного ребенка, тем более дразнить и обижать его. Учителю следует показать многие положительные стороны своих незрячих учеников, например, знание большого количества стихов, рассказов, умение петь, с тем, чтобы вызвать уважение к ним со стороны зрячих учащихся. Объективность оценки также должны стать нормой работы учителя, что позволит детям с нарушениями зрения чувствовать себя на равных со зрячими детьми.

Принимая ребенка с нарушением зрения в свой класс, учитель должен тщательно обдумать, где посадить нового ученика. Если ребенок сохранил частичное зрение или он слабовидящий, т.е. острота зрения более 0,05, и он не имеет выраженной светобоязни, его следует посадить на первую парту, желательно в среднем ряду.

Тотально слепой ребенок или ребенок с глубоким снижением зрения, опирающийся в своей работе на осязание и слух, может работать за любой партой с учетом степени слышимости в этом месте. В случае, если у ребенка нет светобоязни и он нуждается в дополнительном освещении, рабочее место должно быть освещено настольной лампой с регулятором степени освещенности.

Если у учащегося наблюдается сильная светобоязнь, его нужно посадить спиной к окну или закрыть окно шторой. При наличии светобоязни на одном глазу ребенку следует сидеть так, чтобы свет падал с противоположной стороны.

Оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих учеников составляет не более 15-20 минут непрерывной работы. Для учеников с глубоким нарушением зрения, в зависимости от индивидуальных особенностей, она не должна превышать 10-20 минут. В классе должны быть обеспечены повышенная общая освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение на рабочем месте не менее 400-500 люкс.

Если слабовидящий ребенок работает с опорой на зрение, то при использовании доски записи должны быть насыщенными и контрастными, буквы крупными. При записи он должен использовать цветные маркеры для наиболее важных моментов в записываемом материале, тогда не придется дополнительно напрягать зрение для прочтения всей записи в тетради.

Одна из важных задач учителя – включение слепого и слабовидящего ученика в работу класса. При этом учителю и ученикам следует помнить, что темп письма и чтения слепого и слабовидящего ниже. Он не сможет успевать за классом. В связи с этим наряду с прибором Брайля используются диктофоны, на которые записываются фрагменты урока.

Следующий момент – это ограничение времени зрительной работы (см. п.1.4 в,г). Учитель должен помнить об этом и учить слепого и слабовидящего анализировать литературные произведения на слух, выделяя лишь опорные слова и предложения. Речь учителя должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет или рисует.

Учитывая, что многие объекты слепые и слабовидящие дети никогда не держали в руках или видели лишь смутно, и потому непонятны им, необходимо использовать реальные объекты, направляя на них руки и взгляд детей.

Во время перерывов и после занятий дети с нарушениями зрения должны иметь возможность познакомиться поближе с одноклассниками, может быть даже ощупать их. К сожалению, многие слепые и слабовидящие не умеют общаться, они не слушают собеседника, и диалога в общении не получается. Говорящий хочет показать, что он много знает, но такое поведение не вызывает ответного эмоционального отклика у слушателя.

В новом коллективе зрячих ребенку с нарушением зрения приходится преодолевать ряд комплексов, таких как боязнь пространства и новых людей, неуверенность в себе. В этом ему надо помочь, предоставив возможность побыть лидером, например капитаном команды по шашкам или шахматам, ведущим литературной композиции, викторины и т.п.

Необходимо включать его в различные походы и экскурсии. Если подготовить незрячего ребенка в качестве гида, то это послужит и его самоутверждению, и признанию со стороны одноклассников. При этом он должен соблюдать те же нормы и правила поведения, что и остальные дети. Однако его следует поощрять при успешном следовании этим правилам.

Улыбка или кивок головы как способ поощрения не всегда доступны ребенку с нарушением зрения. Лучше всего положить руку на плечо или погладить его, но словесная похвала еще важнее, так как ее слышат и другие дети.

Наиболее сложная проблема для незрячего – это ориентирование в пространстве. Ребенок должен знать основные ориентиры комнаты, где проводятся занятия, путь к своему месту. В связи с этим не следует менять обстановку и место ребенка, особенно на первых порах, пока он не выработает автоматизма движения в знакомом помещении.

Дети любят смотреть фильмы и видеозаписи. Слепых и слабовидящих также необходимо привлекать к их просмотру. Однако показ следует сопровождать словесными объяснениями ситуации, обстановки, поведения героев.

Некоторые дети с нарушением зрения из-за имеющихся комплексов стараются не привлекать внимания к своим проблемам и стесняются попросить помощи у взрослого или у одноклассников. В таких случаях нужно постоянно держать ребенка в поле своего зрения и постараться увидеть и почувствовать, когда ему нужна помощь. Ребенок должен научиться спрашивать и принимать помощь от сверстников. Очень важно, чтобы в этой ситуации ребенок сохранял чувство собственного достоинства и стремился сам оказывать помощь в соответствующей его возможностям ситуации. [21]

6 Качества, необходимые педагогу в работе со слепыми детьми

Помимо образованности в работе со слепыми детьми педагогу необходимы следующие качества:

— любовь к детям, заботливость, готовность выполнять материнские обязанности (оказывать непосредственную по­мощь в самообслуживании и пространственной ориентировке);

— наблюдательность, умение поставить себя в положение ученика, проникнуть в мир его личности, понять его психическое состояние и др.;

— высокий уровень культуры речи (содержательность, пра­вильность и образность речи, простота изложения, эмоциональ­ность);

— организаторские способности (подготовка к каждому ме­роприятию, рациональная расстановка исполнителей);

— коммуникативные способности (умение добиться взаимо­понимания с учащимися);

— развитость педагогического внимания (умение ориенти­роваться в различных ситуациях, педагогическая гибкость, умение сдерживать свои отрицательные эмо­ции);

— педагогический энтузиазм (инициативность, готовность вы­полнять любую работу вместе с детьми). [22]

Известный педагог Фридрих Цех писал по этому поводу: «Относительно этических качеств учителя слепых нужно подчеркнуть, что учитель слепых должен быть человеком сердечным, добрым, которому доставляет удовольствие и для которого является потребностью оказывать помощь слепым. <…> Влияние его должно быть умиротворяющим, успокаивающим, ободряющим. <…> Нервным и суровым людям не место в школах слепых. Учащие должны быть веселого, живого характера, должны принимать участие в играх детей, руководить ими». [23]

 

7 Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов

1. Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе.

 

При необходимости может быть организовано совместное (в одном коррекционном учреждении) обучение незрячих и слабовидящих детей, детей с косоглазием и амблиопией.

 

Для формирования у воспитанников компенсаторных процессов проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия по развитию осязательного (III вид) и зрительного восприятия, речи, социально-бытовой и пространственной ориентировке, ритмике, лечебной физкультуре, формированию навыков общения.

 

2. В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте.

 

3. В 1 класс (группу) коррекционного учреждения III вида принимаются дети 6 - 7лет, допускается также прием детей свыше указанного возраста на 1 - 2 года.

 

4. Количество воспитанников в классе (группе), группе продленного дня в коррекционном учреждении III вида - до 8 человек.

 

5. Коррекционное учреждение III вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

 

1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4 - 5 лет);

 

2 ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 - 6 лет);

 

3 ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2 года).

 

Общий срок обучения - 12 лет.

 

6. В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения для близи), форма и течение патологического процесса. Также могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии.

 

Кроме того, в коррекционное учреждение IV вида принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4) для продолжения лечения зрения.

 

7. В 1 класс (группу) коррекционного учреждения IV вида, как правило, принимаются дети 6 - 7-летнего возраста.

 

8. Количество воспитанников в классе (группе), группе продленного дня в коррекционном учреждении IV вида - до 12 человек.

 

9. Коррекционное учреждение IV вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

 

1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4 года);

 

2 ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 6 лет);

 

3 ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2 года).

 

10. На 1 ступени общего образования выявляются индивидуальные возможности воспитанников. Коррекционная направленность образовательного процесса осуществляется на уроках по общеобразовательным предметам, а также занятиях по социально-бытовой ориентировке, развитию зрительного и осязательного восприятия, речи, по пространственной ориентировке, ритмике, лечебной физкультуре, логопедии, по формированию навыков общения. Это способствует приобретению воспитанниками специфических умений и навыков, приемов самоконтроля и самопроверки, осуществляются занятия по элементарной социально-бытовой ориентировке. Восполняются пробелы дошкольного образования, расширяются знания об окружающем мире специфическими для данной категории воспитанников способами.

 

На 2 ступени общего образования проводится работа по дальнейшему формированию коррекционно-компенсаторных навыков в соответствии с возрастом воспитанников, продолжаются коррекционные занятия, увеличивается объем занятий по развитию навыков общения, социально-бытовой ориентировке и ориентировке в пространстве, способствующих их социальной реабилитации, адаптации и интеграции в среду зрячих.

 

На 3 ступени общего образования завершается обучение по общеобразовательным предметам (в соответствии с учебной программой), совершенствуются навыки воспитанников по ориентировке в пространстве и создаются условия для сознательного и активного включения их в жизнь общества.

 

11. Обучение воспитанников с нарушениями зрения осуществляется с широким использованием тифлоприборов и специального оборудования с учетом структуры зрительного дефекта, степени и характера нарушения зрения. При этом обучение незрячих базируется на использовании осязательного и зрительно-осязательного восприятия. Основой обучения является система Брайля.

 

Используется нестандартный дидактический материал и особые средства наглядности, позволяющие расширить рамки доступности учебной и другой информации.

 

12. Для детей 5 - 7 лет могут быть организованы дошкольные группы или подготовительные классы.

 

13. В штаты коррекционных учреждений III-IV видов вводится должность логопеда из расчета не менее 1 единицы на 20 воспитанников с нарушениями речи.

 

14. В штаты коррекционных учреждений III-IV видов вводится должность сестры-ортоптистки из расчета не менее 1 единицы на 20 воспитанников с глазными заболеваниями.[25]

 

 

8 ПОЛИТИКА работы с детьми с нарушением зрения на примере Шадринской школы-интернат № 12 Курганской области.

 

       В Шадринской специальной (коррекционной) школе – интернате №12 обучаются 257 детей, из них 51 ребенок - инвалид с нарушением зрения.

Решением педагогического совета от 19.12.2007 года в 2007 году утверждена и реализуется экспериментальная программа «Социально – трудовая адаптация детей - инвалидов на основе социального партнерства в условиях школы –интерната», позволяющая на основе различных диагностик, методик составить социальный паспорт выпускника из числа детей – инвалидов, определить его профпригодность с учетом его физических, психических возможностей, интересов в целях определения его дальнейшего образовательного маршрута.

Создан Совет содействия семье и школе, в планах работы которого просматриваются вопросы:

•     отчет о летнем отдыхе детей – инвалидах;

•     отчет социального педагога и педагога – психолога о работе с детьми - инвалидами;

•     итоги посещения семей с детьми – инвалидами и др.

 

Вопросы организации допрофессиональной подготовки рассматриваются на заседаниях совета школы, совещаниях при директоре и административных планерках.

Для организации коррекционно – развивающей работы в школе – интернате оборудованы и оснащены кабинеты коррекционного блока: зал ЛФК, 5 медицинских кабинетов, в том числе специальный ортоптический кабинет для коррекции зрения, кабинеты ритмики, логопедии, педагога – психолога.

В целях организации обучения незрячих детей все педагоги школы – интерната №12 прошли курсовую переподготовку по обучению чтению и письму по системе Брайля. Педагоги обеспечивают щадящий подход к обучению детей, выявляют и ликвидируют причины трудностей и отставания в усвоении программного материала. Воспитатели используют различные формы и методы работы по формированию житейских умений и навыков воспитанников с учетом их возрастных, индивидуальных возможностей, здоровья. Уроки по 40 минут - 2-12 кл., в 0, 1-х классах – 35 минут.

В школе – интернате ежегодно проводится углубленный медицинский осмотр воспитанников, по результатам которого осуществляется оздоровительная работа. Дети, имеющие хронические заболевания, состоят на диспансерном учете.

Ежегодно для воспитанников, в том числе для детей - инвалидов проводятся медико - реабилитационные курсы позволяющие оздоравливать детей без отрыва от учебы.

При организации работы с родителями детей – инвалидов проводятся родительские собрания совместно со специалистами учреждений системы социальной защиты населения по вопросам защиты прав детей – инвалидов, оформления и реализации индивидуальных программ реабилитации, трудоустройства и др.

       Дети – инвалиды постоянно принимают участие в проведении декады инвалидов в г.Шадринске, в школе проводится День инвалида. В 2007 была организована радиолинейка, конкурс «Рекорды Гиннеса», новогодняя елка для детей – инвалидов и членов их семей и другие мероприятия. В 2008 - 2009 учебном году в план работы д/о «Смена» включены ежемесячно мероприятия для данной группы детей.

В целях организации досуговой деятельности детей – инвалидов в режиме дня школы предусмотрено свободное время, позволяющее проводить экскурсии на предприятия г. Шадринска, организовывать творческие встречи, посещать библиотеки, музеи. В школе - интернаты созданы кружки и спортивные секции различной направленности, 100% инвалидов охвачены кружковой работой.

Воспитанники школы – интерната, в том числе и инвалиды являются членами Федерации спортсменов детей с ограниченными возможностями здоровья, в рамках которой в 2007-2008, 2008-2009 учебных годах проведены соревнования по настольному теннису, шахматам, шашкам, пулевой стрельбе, лыжным гонкам.

Кроме того, учащиеся школы – интерната участвуют в районных, городских, областных, зональных и российских спортивно –массовых и физкультурно – оздоровительных мероприятиях, смотрах и конкурсах профессионального мастерства и художественного творчества среди интернатных учреждении.

В октябре 2007 года воспитанники школы приняли участие в открытом чемпионате среди спортсменов – инвалидов по зрению в г. Екатеринбурге. В ноябре 2007 г. 2 детей учавствовали во Всероссийской спартакиаде «Республика спорт» г. Москва. В феврале 2008 г. в Зимней Всероссийской спартакиаде для детей – инвалидов по зимним видам спорта в г. Клязьма Московской области, где воспитанник Шарипов Айрат стал победителем лыжных гонок на 3 км. и завоевал золотую медаль.

           

Выпускники из числа детей – инвалидов обучаются в различных учебных заведениях начального, среднего, высшего профессионального образования г.г Шадринска, Кургана и других субъектов Российской Федерации. [24]  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: