Результаты аудиторской проверки

        По результатам аудиторской проверки аудитор должен составить отчет аудитора, находящий свое отражение в аналитической части аудиторского заключения.

Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводился на выборочной основе и включал в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности, оценку принципов и методов бухгалтерского учета, правил подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, определение главных оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица, а также оценку общего пред­ставления о финансовой (бухгалтерской) отчетности.

1) Согласно учетной политике, представительские расходы отражаются на сч 91/2 и не включаются в состав затрат, уменьшающих базу по налогу на прибыль.

2) В некоторых первичных документах отсутствуют росписи ответственных лиц.

 

Требования нормативных актов

Согласно приказу Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" (с изменениями от 7 мая 2003 г.) представительские расходы отражаются на счете 26 "Общехозяйственные расходы" и 44 "Расходы на продажу" в зависимости от характера представительских расходов. Кроме того, согласно п.1 пп.22 и п.2 ст.264 гл.25 НК РФ представительские расходы включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от фонда оплаты труда за отчетный период.

Последствия

Представительские расходы не вошли в себестоимость продаж и не вошли в состав затрат уменьшающих базу по налогу на прибыль, в результате чего переплата по налогу на прибыль, что привело к занижению стр.470 (форма №1) за счет завышения стр.624 (форма №1)

Рекомендации

Внести дополнение в учетную политику в целях бухгалтерского и налогового учета с подробным указанием по документальному оформлению представительских расходов.

        В целом, можно сказать, что проведенный аудит предоставляет достаточные основания для выражения положительного мнения.

 

        3.2 Типичные ошибки в формировании учетной политики.

 

        В соответствии с п.3 ст.5 Закона РФ от 21 ноября 1996г. №129 ФЗ. О бухгалтерском учете» организации самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Требования Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденного приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998г №60н, распространяются на все организации независимо от организационно - правовых форм.

        Вопросы формирования учетной политики и ее исполнения относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. В связи с этим учетная политика организация является объектом проверки на всех этапах аудита бухгалтерской отчетности - от планирования до формирования заключения.

        В настоящее время в двенадцати из тридцати пяти действующих правил (стандартов) аудиторской деятельности сдержатся ссылки на учетную политику как на один из основополагающих документов, регламентирующих деятельность проверяемой организации (см. табл. 1).

       Целью ознакомления с учетной политикой при планировании аудита является изучение и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета и документооборота, закрепленных в принятой организацией учетной политике. При этом устанавливается наличие и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику.

        Информационной базой для ознакомления с содержанием учетной политики являются:

        1) приказ (распоряжение и т.п.) об учетной политике проверяемой организации;

        2) рабочий план счетов бухгалтерского учета;

        3) перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для - внутренней бухгалтерской отчетности;

        4) правила документооборота и технологии обработки учетной информации;

        5) утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации;

        6) пояснительная записка, которая раскрывает:

        - сведения, относящиеся к учетной политике организации;

       - избранные при формировании учетной политике отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;

       - изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным;

       - дополнительные данные о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности, прекращении операций, аффилированных лицах, прибыли, приходящейся на одну акцию.

        Изучив и проанализировав предоставленную информационную базу, важно определить (дать оценку), не является ли оно формальным отношение администрации клиента к формированию и исполнению учетной политики. Наличие приказа (распоряжения) об учетной политике и других распорядительных документов, связанных с ней, вовремя изданных и правильно оформленных, не может в достаточной мере свидетельствовать об использовании учетной политики в качестве инструмента управления организацией

             Цель аудита учетной политики составить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности организации (экономического субъекта) исходя из требований, выполнение которых согласно ПБУ 1/98 должна обеспечивать учетная политика организации, а также исходя из следующих допущений:

       - имущественной обособленности организации;

       - последовательности применения учетной политики;

       - временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

         При проведении проверки необходимо установить:

        - наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;

        - соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;

       - последовательность применения учетной политики;

       - наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты;

       - полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;

       - соблюдение учетной политики.

       Аудитор должен проверить, соблюдается ли установленный ПБУ 1/98 порядка принятия учетной политики:

       1) издан ли приказ (распоряжение) руководителя организации по учетной политике (п.9 ПБУ 1/98). Следует помнить, что вновь созданное предприятие должно оформить избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации);

       2) утверждены ли рабочий план счетов, формы используемых нетиповых первичных документов, правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества, порядок контроля хозяйственных операций и др. (п.5 ПБУ 1/98).

       3) издавался ли приказ о дополнениях, вносимых в учетную политику;

издавался ли приказ об изменении учетной политики (п.17 ПБУ 1/98).

        Исходя из требований п.16 ПБУ 1/98 дополнения в учетную политику в течение года могут быть внесены в момент приобретения организацией активов или при возникновении фактов деятельности, имеющих вариантность в законодательстве, но не имеющих аналогов в практике данной организации.

        Анализируя содержание приказа (распоряжения) по учетной политике, аудитор выясняет:

      - все ли положения приказа являются элементами учетной политики;

      - все ли аспекты (организационно-технический, методологический, налоговый) учетной политики нашли в ней отражение.

    Практика тестирования аудиторами приказов (распоряжений) об учетной политике показывает, что некоторые организации включают в этот документ положения, не являющиеся элементами учётной политики, например, сроки выплаты заработной платы, продолжительность отпусков, размеры оплаты командировочных расходов сверх норм. Эта информация должна отражаться в иных внутренних документах организации. Некоторые организации делают ошибку, приводя в приказе способы бухгалтерского учета по всевозможным элементам учетной политики независимо от того, применялись ли они ранее и будут ли необходимы в дальнейшем. Тестирование помогает аудитору выявить, какие из аспектов учётной политики отражены не в полной мере. Наиболее часто в приказе (распоряжении) не находят отражения вопросы:

        1) Организационно-технические:

      - правила и график документооборота;

       - внутренняя отчётность (состав, формы, периодичность, сроки составления и представления, пользователей);

       - система внутреннего контроля (служба внутреннего аудита, специалист, лично руководитель);

       - положение о бухгалтерии и должностные инструкции на работников бухгалтерии;

       - порядок проведения инвентаризаций.

        2) Методологические:

      - способы контроля отклонений фактического расхода материалов от норм;

      - порядок списания общехозяйственных и коммерческих расходов;

       - способы распределения косвенных расходов;

       - оценка незавершённого производства.

       3) Налоговые:

       - порядок организации раздельного учёта затрат (по видам деятельности, по реализованным товарам, облагаемым разными ставками НДС и необлагаемым НДС и налогом с продаж и т.п.);

       - порядок организации раздельного учета объектов социальной сферы (для получения права по налогу на имущество в случаях, когда имущество используется совместно для производственных (льготируемых и нельготируемых целей).

        Для оценки полноты и правильности положений учётной политики аудитор должен убедиться, что в распорядительных документах по учётной политике содержится информация, обосновывающая:

      - выбор организацией способов бухгалтерского учёта:

      - вариантность которых предусмотрена нормативными документами по бухгалтерскому учёту и отчётности;

      - описание которых отсутствует в нормативных актах;

вариантность которых вытекает из противоречивости и несовершенства законодательства;

      - особенности применения способов учёта исходя из специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности и иных условий.

        Если организация самостоятельно разрабатывает те или иные способы учёта, то аудитор должен проверить соответствуют ли они допущениям и требованиям, установленным нормативными документами по бухгалтерскому учёту.

        Несоответствие положений приказа (распоряжения) об учётной политике действующим нормативным актам можно выявить при тестировании. Одной из причин таких несоответствий является несвоевременность внесения корректировок в связи с изменениями в нормативных актах.

       Иногда несоответствия являются следствием неточности формулировок приказа (распоряжения). Так, при выборе условий признания факта реализации товаров (работ, услуг) организации ограничиваются отражением в приказе выбранного метода “по отгрузке” или “по оплате”, не указывая его назначения “для целей налогообложения”.

        Согласно п.10 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» способы ведения бухгалтерского учета, выбранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом издания соответствующего распорядительного документа, и распространяются на все структурные подразделения организации независимо от места их расположения.

На требование последовательного применения выбранной учетной политики аудитору необходимо обратить особое внимание при наличии у организации обособленных структурных подразделений, самостоятельно реализующих продукцию и имеющих отдельный баланс и расчетный счет.

        Практика аудиторских проверок показывает, что принятая в организации учетная политика не всегда последовательно применяется в течение отчетного года или не выдерживается всеми обособленными структурными подразделениями.

       Информация об учетной политике, как неотъемлемая составляющая пояснений к бухгалтерской отчетности, является одним из объектов аудиторской проверки.

        С одной стороны, в процессе аудита следует установить соответствие избранной учетной политики характеру и условиям деятельности организации, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам. Аудитор должен оценить используемые способы ведения бухгалтерского учета с точки зрения рациональности и экономичности построенного на ихоснове учетного процесса, влияние наформирование полной и достоверной картины имущественного и финансового положения предприятия. При этом следует оценить соответствие затрат на осуществление учетной политики с необходимой потребностью в информации о деятельности организации для целей управления. Результаты такой проверки в целом должны найти отражение в аналитической части аудиторского заключения и носить конфиден-циальный характер. Несоответствия существенного характера должны найти отражение в итоговой части аудиторского заключения.

        С другой стороны, аудитору необходимо высказать свое мнение о достоверности отчетности и соответствии реальному положению дел в организации. Мнение аудитора о достоверности отражения учетной политики служит основой выводов и действий контрагентов организации. Пользователь бухгалтерской отчетности должен быть уверен в надежности не только числовых данных, но и пояснений к ним, т.е. информации, раскрывающей учетную политику, на основе которой сформирована отчетность.

        Например, согласно п.25 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/98), утвержденного приказом Минфина России от 15.06.98 №25н, в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация по организации учета материально-производственных запасов:

       - методы оценки материально-производственных запасов по их видам;

       - последствия изменений в учетной политике методов оценки материально-производственных запасов;

       - стоимость материально-производственных запасов, переданных в залог;

       - разница между фактической себестоимостью материально-производственных запасов и стоимостью их возможной реализации,отнесенная на финансовые результаты организации в случае наличия у организации на конец отчетного года запасов (кроме оборудования к установке и малоценных и быстроизнашивающихся предметов), в оценке, превышающей стоимость их возможной реализации, в случае уменьшения продажных цен, нанесения ущерба ценностям или если они полностью или частично устарели;

       -способы перенесения стоимости малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

        В случае установления лимита отнесения к основным средствам, отличного от рекомендованного, организация должна раскрыть это в учетной политике. Чем больше будет объем средств, относящихся к МБП, тем выше будет сумма расходов отчетного периода, и меньше прибыль, а, соответственно, меньше величинауплачиваемого налога.

        В соответствии с требованиями п.27 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации (приказ Минфина России от 06.07.99 №43н), п.18,19 ПБУ 9/99 «Доходы организации» (приказ Минфина России от 06.05.99 №32н), п.21,22 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (приказ Минфина России от 06.05.99 №33н) в бухгалтерской отчетности должна быть раскрыта следующая информация о формировании доходов и расходов:

       - выручка по видам деятельности (структура доходов);

       - выручка, полученная по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами;

      - операционные доходы и расходы (по их видам);

       - внереализационные доходы и расходы (по их видам);

       - чрезвычайные доходы и расходы;

       - расходы по обычным видам деятельности (по элементам и статьям затрат)

       Аудитору необходимо установить, насколько полно и достоверно раскрыты вышеназванные вопросы, а также чем мотивировалось решение о признании доходов, обусловленных предметом деятельности, классифицированных как выручка или операционные доходы. При этом аудитор принимает во внимание факторы (существенность, регулярность и т.п.), которые были приняты организацией при решении вопроса о «предмете деятельности» при принятии учетной политики.

 

     

Заключение

        Подводя итог выполненной работы, необходимо отметить, что учетная политика подчас становится для бухгалтеров чисто формальным документом, которому многие не придают должного значения. А напрасно, потому что:

1)грамотно составленная учетная политика может быть действенным способом законной корректировки финансовых показателей, а значит – снижения налоговой нагрузки на предприятие;

2)положения учетной политики могут стать весомым аргументом в споре с ревизорами;

3)учетная политика является основой для формирования всех остальных организационно-распорядительных документов организации и влияет на принятие управленческих решений;

В связи с этим руководителю и главному бухгалтеру следует весьма серьезно отнестись к формированию и утверждению учетной политики.       В данной курсовой работе рассмотрены теоретические и практические вопросы аудита. Предметом для изучения стала аудиторская проверка учетной политики предприятия ОАО «Антей». Аудит - независимая экспертиза финансовой отчётности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учёта, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчётности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения.

В первом разделе курсовой работе отражены теоретические вопросы аудита учетной политики. Изучены цели и задачи аудиторской проверки, нормативное регулирование.

Во втором разделе была проведена оценка ведения бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля на изучаемом предприятии. При проведении оценки существующей системы бухгалтерского учёта было установлено, что бухгалтерия в организации является структурным подразделением. Бухгалтерский учёт организован в соответствии с учётной политикой, принятой в организации. Система бухгалтерского учёта автоматизирована. Бухгалтерский учёт ведётся в соответствии с действующим законодательством. Отрицательное влияние оказывает неравномерность документационно - информационных потоков и отсут-ствие единого графика документооборота.

В третьем разделе был сделан отчет по ее результатам. Предложенная методика аудиторской проверки включает в себя:

       - разработку общего плана проверки; разработку - программы проверки;

      - разработку контрольных процедур на основе классификатора возможных нарушений;

      - рекомендации по выполнению аудиторских процедур.

Проведение аудиторской проверки организации поможет в исключении простейших технических ошибок; в снижении ошибок, обусловленных неправильным толкованием законодательства;

        Проведенный анализ учетной политики ОАО «Антей» выявил некоторые ее недостатки, для устранения которых необходимо:
       1) рекомендовать оформить приказ об учетной политике в виде двух самостоятельных распорядительных документов. Первый документ - учетная политика для целей бухгалтерского учета. Второй документ - учетная политика для целей налогообложения;

       2)внести более подробный перечень положений в учетную политику как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения;

       3) составить рекомендуемый перечень приложений к учетной политике;

       4)обратить внимание на возможность формирования резервов, как одного из способов оптимизации налога на прибыль. Учетная политика Организации на 2005 год для целей бухгалтерского и налогового учета утверждена приказом №503 от 31.12.04г. в целом принята в соответствии с принципами бухгалтерского и налогового законодательства. Бухгалтерский и налоговый учет в целом соответствуют принятой учетной политике.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: