Проблемы и перспективы развития современной Российской налоговой системы

Главной проблемой нашей страны, как и многих других стран в последние три года является финансовый кризис. Налоговое регулирование – классика антикризисной политики. В новейшей экономической истории практически всех развитых и большинства развивающихся стран на этот счет представлено много примеров. Намерение координировать налоговую политику в рамках обеспечения макроэкономической стабильности ясно выражено в итоговых документах Лондонского саммита «двадцатки».

Россия в этом ряду не является исключением. Необходимость проведения антикризисных мер была очевидна уже в 2008 году, некоторые из них были реализованы в ходе реформирования налогового законодательства и действуют с 1 января 2009 года. Практически все введенные с 2009 и 2010 года изменения в Налоговый кодекс РФ (НК РФ) направлены на облегчение положения налогоплательщиков.

Налоговая реформа – важнейший элемент экономической политики, главным приоритетом которой является безусловное выполнение государством всех обязательств перед гражданами. Но на это нужны средства. А ведь доходы бюджета – 2009 сокращены почти на 40 % от изначально запланированных. Задача налоговой системы– эффективно мобилизовать финансовые ресурсы в бюджетную систему. В то же время, именно налоговая система, как минимум, не должна препятствовать бизнесу бороться за выживание, и как максимум, создать предпосылки для скорейшего начала роста и модернизации экономики [18, c. 44].

В ходе реализации налоговой реформы изменения происходят по многим налогам. Меньше всего изменилось косвенное налогообложение – это касается и ставок, и налогового механизма в целом, поэтому в перспективе намечен ряд мер по его совершенствованию [16, c. 73].

В 2010 году произошли некоторые изменения в налоге на добавленную стоимость. Наряду с прежний порядком возмещения у компаний появилась возможность быстрее возместить НДС, воспользовавшись заявительным порядком, который прописан в новой статье 176.1 Налогового кодекса РФ. Начиная с I квартала 2010 года налогоплательщики вместе с отчетностью по НДС могут подать заявление о возврате суммы налога к возмещению до окончания камеральной проверки. По результатам рассмотрения этого заявления налоговики возвращают сумму возмещения на расчетный счет компании (или зачитывают в счет имеющейся недоимки). Если впоследствии по результатам «камералки» выяснится, что налог был возмещен неправомерно, компания будет обязана вернуть сумму возмещения с процентами (начисляются исходя из двойной ставки рефинансирования).

Список не облагаемых НДС операций пополнился с 2010 года еще несколькими видами операций: — оказание услуг по передаче государственного или муниципального имущества в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление их уставной деятельности; — реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами; — реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами. В 2010 году так и не произошло ожидаемое снижение ставки НДС, для добросовестных налогоплательщиков предполагается внести в НК РФ изменения, направленные на сокращение сроков и упрощение процедуры возмещения НДС при использовании нулевой ставки налога [22].

Совершенствование акцизного налогообложения в перспективе связывается, прежде всего, с механизмом предотвращения ухода от их уплаты. Кроме того, чтобы предотвратить существующие злоупотребления, связанные с возвратом алкогольной продукции производителю, предполагается предусмотреть восстановление полученных налоговых вычетов и уплату соответствующих сумм в бюджет в этом случае, а также и в случае утраты (недостачи) алкогольной продукции и в случае уничтожения налогоплательщиком произведенной им алкогольной продукции.

С 1 января 2010 г. в среднем на 20 процентов повысились ставки акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно. Ставки на табак, сигары и сигариллы выросли на 40 процентов. Также увеличилась ставка на моторные масла и автомобильный бензин. Cамое значительное повышение ставок коснулось пива с объемной долей спирта от 0,5 до 8,6 процента - они возросли почти в три раза [22].

В основном изменения происходят в части прямого налогообложения. На протяжении нескольких лет не утихают споры вокруг такого налога, как налог на доходы физических лиц. Недовольства, прежде всего, связаны с единой для всех ставкой данного налога. Однако ставку налога на доходы физических лиц в ближайшей перспективе пересматривать не предполагается, хотя в Государственную Думу и в другие компетентные органы неоднократно вносились предложения о введении прогрессивной шкалы налогообложения, что соответствует мировой практике и принципу справедливости налогообложения. С 2010 года вычет на продажу имущества находившегося в пользовании не более пяти лет увеличился до 250 000руб. Имущественный вычет в размере не выше 2 млн рублей с 2010 года можно применить при покупке не только жилья, но и земельных участков, предназначенных для строительства, или на которых уже расположены жилые дома[23].

Самым крупным изменением, в результате реализации антикризисных мер, безусловно, стала отмена единого социального налога.

С 1 января 2010 года вступит в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ (далее – Закон № 212-ФЗ), который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов. Глава 24 Налогового кодекса «Единый социальный налог» утратит силу.  Страховые взносы должны перечисляться отдельно в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный) [21]. 

Действие нового закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами. 

Главное, что изменится, размер ставок. Вместо ставки ЕСН в размере 26 процентов с 2011 года в общей сложности по всем взносам придется платить 34 процента. Сейчас общий размер ставки по фондам останется на уровне 26 процентов: в ПФР – 20 процентов, ФСС – 2,9 процента, ФФОМС – 1,1 процента и ТФОМС – 2 процента (ст. 57 Закона № 212-ФЗ). Из 20 процентов взносов в ПФР за лиц, которые родились в 1966 году и старше, взносы полностью перечисляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, 1967 года рождения и младше – 14 процентов на страховую и 6 процентов на накопительную часть [21].

Наиболее существенные преимущества с 2009 года предоставлены налогоплательщиками по уплате налога на прибыль. Главное, что ставка налога снижена до 20 %, причем за счет части, зачисляемой в федеральный бюджет, поэтому налогоплательщики могут также рассчитывать и на снижение региональной ставки на 4 %, как было ранее. В 2010 году были внесены некоторые изменения правил расчета налога, в то же время по налогу на прибыль остается еще масса нерешенных вопросов, провоцирующих налогоплательщиков на получение необоснованной налоговой выгоды и затрудняющих процесс налоговой проверки [15, c. 92].

Решение крайне сложной проблемы налогообложения прибыли от операций с ценными бумагами в ближайшие три года выходит на первый план. Ввиду нестабильности финансовых рынков будет уточняться редакция ст.280 «Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами» НК РФ в частности определения рыночных цен ценных бумаг для расчета налога на прибыль организаций. В первую очередь намечается сократить – с 12 месяцев до 90 дней – срок, в течение которого цена на ценную бумагу будет считаться рыночной, относительно цены, сложившейся на торгах в прошлом [22].

В течение ряда последних лет надежным источником федерального бюджета субъектов Российской Федерации был налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который неизменно рос более высоким темпами, чем налоговые поступления в целом, и вышел на второе место по значению в налоговой системе Российской Федерации, что в основном можно объяснить правилами определения налоговой базы, поставившими величину налога в зависимости от стоимости добытых полезных ископаемых. С середины 2008 рост цен на полезные ископаемые прекратился и началось их существенное падение, соответственно упали и размеры налоговых поступлений. С 2009 года существенно расширен диапазон применения нулевой ставки НДПИ [12, c. 16].

Одновременно с некоторым реформированием существующего налогового механизма, как очевидно, приводящего к дифференциации и индивидуализации налоговых ставок, начинается работа по переходу к налогообложению добавочного дохода нефтедобывающих отраслей. Поскольку сам механизм для России является абсолютно новым и сложным, ясно, что переход на новую систему в одночасье нецелесообразен, поэтому в ближайшей перспективе можно рассчитывать только на пилотный проект, связанный с внедрением налога на отдельных месторождениях [23].

К налогам на природные ресурсы, кроме НДПИ относится также и водный налог, ставки которого не пересматривались с момента введения в действие в 2004 году главы 25.2 НК РФ, то есть эти ставки рассчитывались исходя из кономических условий 2003 года. По расчетам специалистов, ставки водного налога обеспечивают поступление сумм налога, соответствующих менее чем 30% затрат, необходимых для оптимального содержания и развития водохозяйственного комплекса. Естественно, что заниженные ставки налога не способствует рациональному водопользованию, предопределяют необходимость государственных дотаций из бюджета, целесообразность предоставления которых экономически не обоснованна, поэтому готовится федеральный закон, предусматривающий индексацию ставок налога начиная с 2010 года. Кроме того, намечается пересмотр плательщиков налога с целью приведения в единообразный вид ряда понятий налогового законодательства и Водного кодекса Российской Федерации [15, c. 89].

В результате реализации антикризисных мер, изменения коснулись не только налогов, а также и специальных налоговых режимов. В отличие от предыдущих лет, изменения упрощенной системы налогообложения в перспективе несколько ограничат круг потенциальных налогоплательщиков за счет организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся торгово-посреднической деятельностью, и некоммерческих организаций, поскольку именно в этих сферах деятельности чаще всего отмечались злоупотребления полученными преимуществами при помощи различных налоговых схем. В Налоговый кодекс РФ с 2010года были внесены изменения, дающие возможность перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 января текущего года организациям, доход которых за 9 месяцев 2009 года составил не более 45 млн. руб. При этом до 60 млн. руб. увеличен предельный размер доходов, дающий право на применение этого режима [23].

Справедливым является то, что с 2009 года принято решение ограничить сферу применения ЕНВД теми налогоплательщиками, среднесписочная численность работников у которых за предшествующий календарный год не превысила 100 человек. В то же время организация с численностью работников далеко не всегда является микробизнесом – все  зависит от объема ее деятельности. На 2010 год установлен коэффициент-дефлятор К1, необходимый для расчета налоговой базы по единому налогу на вмененный доход равный 1,295. С 2010 года сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ при выплате вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 % [17, c. 65]. 

По системе налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей за последние годы было отменено ограничение, не позволяющее переходить на этот налоговый режим организациям, имеющим филиалы и (или) представительства. Право переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога получили рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели, если у них средняя численность работников не превышает за налоговый период 300 человек, они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования, а также при условии, что у них в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%. Снято ограничение на перенос убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, на будущие налоговые периоды. Отменена обязанность представления налогоплательщиками налоговой декларации по итогам отчетного периода (полугодия), она будет представляться только по итогам налогового периода (календарного года) [22].

По единому сельскохозяйственному налогу продолжают отсутствовать ограничения по размерам экономической деятельности для перехода на уплату этого налога, что позволяет переходить на этот налоговый режим крупным сельскохозяйственным товаропроизводителям, уровень доходности которых позволяет уплачивать налоги наравне с прочими экономическими агентами, не использующими специальные налоговые режимы. В то же время для малых сельскохозяйственных товаропроизводителей этот налоговый режим остается достаточно сложным ввиду необходимости ведения бухгалтерского и налогового учета.

Одной из важнейших проблем налогового законодательства остается проблема введения главы «Налог на имущество физических лиц» в НК РФ, при этом есть основания полагать, что в ближайшем будущем предвидятся существенные изменения в обложении местными налогами. Естественно, любые изменения законодательства направлены на повышение роли и значения местных налогов в доходной базе местных бюджетов.

В бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2009-2011 годах» указывается на необходимость ввести в НК РФ главу, регулирующую налогообложение жилой недвижимости граждан [22].

Предполагалось, и соответствующая работа уже ведется несколько лет, что два местных налога – налог на имущество физических лиц и земельный налог – будут объединены в налог на недвижимость, при этом в двух регионах Российской Федерации налог на недвижимость был экспериментально введен.

В то же время отсутствие единой методике оценки недвижимости, не сформированность кадастра недвижимость имущества, порядка государственной кадастровой оценки объектов недвижимости не позволяет надеяться, что  новый налог будет введен.

Продолжение совершенствования налогового законодательства является актуальной задачей. Непомерное налоговое бремя для предприятий–основной экономический порок российской системы налогообложения. Опыт налоговой системы в России говорит о том, что только законодательная форма дает оптимальную возможность обеспечения правомочия участников налоговых отношений, воздействовать на их поведение силой авторитета правовых норм, придавать этим отношениям необходимую стабильность и определенность.

В целом можно сделать вывод, что в основном, предлагаемые изменения нацелены на перспективу и в большей степени ориентированы на устранение тех пробелов, которые способствуют уклонению от  уплаты налогов, наносят экономический ущерб государству, что вполне логично при сохранении достаточно низкого уровня налогового бремени. 

Формулируя предложения по налоговой политике, необходимо обратить внимание на две задачи, которые следует решить: повышение законности в налоговой сфере и корректировка порядка исчисления и уплаты отдельных налогов.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Налоговая система — совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

История налогов России началась с возникновения дани в конце девятого века, которая была необходима для получения средств государству, затем появились пошлины, акцизы. Для повышения казны государства вводились новые способы и налоги, такие как подушная подать, налог на бороду и усы, гербовой сбор и многие другие. Многие восстания и конфликты происходили именно из-за высоких налогов с населения. В настоящее время налоговая система функционирует на основе Налогового кодекса, состоящего из двух частей.

С 1 января 2006 года в налоговой системе Российской Федерации действует 14 налогов и сборов (в том числе 9 - федеральных, 3 - региональных, 2 - местных) и 4 специальных налоговых режима.

В последние годы наша страна, проводит антикризисные налоговые меры, в результате которых произошло снижение с 24 % до 20 % налога на прибыль, что должно простимулировать организации, не скрывать некоторую часть своих доходов, за счет чего, снижение ставки не приведет к уменьшению поступлений. С 2010 года ЕСН было заменено отчислениями в пенсионный фонд, фонд социального страхования, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд медицинского страхования, общий размер ставки составляет 26 %, государство планирует увеличить в 2011 году эту ставку до 34 %.

 Положительным результатом налогового реформирования также является введение специальных налоговых режимов в виде упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, а также для сельскохозяйственных товаропроизводителей, направленных на снижение налогового бремени для налогоплательщиков, упрощение процедуры налогообложения и администрирования.

Налоги и налоговая система - это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможен экономический подъем России.

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Чем проще налоговая система, тем, проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах.

В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы. Такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога, поэтому перед государством стоит задача, упростить систему налогообложения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая-М.: «Омега-Л», 2009. – 560с.

2. Андреева М.Ю., Вотищева Л.И. История финансов России: учеб. пособие / М.Р.Олежнева. −Владивосток: ДВГАЭУ, 2000. − 232 с.

3. Майбуров И.А., Носов М.Е. История налогов и налогообложения в Р.Ф.: учеб. пособие / А.Н. Ушак. − 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2010. − 423 с.

4. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / П.И. Вахрин. –5-е изд.,перераб. И доп. М.: ИНФА-М, 2006. − 509 с.

5. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Р.Ф.: учебник для вузов / Н.И. Шапованова. – 7-е изд., перераб.и доп. М.: «МУФЕР», 2006. − 592 с.

6. Перов А.В.., Голкушев А.В. Налоги и налогооблажение: учеб. пособие / Л.Р. Богданова. − 5-е изд., перераб. и доп. − М.: Юрайт-Издат., 2005. − 720 с.

7. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: учеб. пособие / А.М. Ковалева. − М.:ИНФРА-М, 2003. − 192 с.

8. Самохвалова Ю.И. Упрощенная система налогооблажения: учебник / Т.К.Попова. − 5-е изд., перераб. и доп. – 5-е изд., перераб. и доп. М.: «Дашков и Ко», 2009. − 320 с.

9. Скрипниченко В.Д. Налоговая система Р.Ф.: учеб. пособие / И.В.Гришина. − Спб.: «БиФа», 2007. − 239 с.

10. Эршавили Н.Д.Налоговый процесс.: учеб. для вузов/ Н.М. Руденко. − 3-е изд., перераб. и доп. − М.: ЮНИТИ-ДАНН, 2006. − 430 с.

11. Алиев Б.Х. Роль налогообложения в обеспечении экономического равновесия // Налоги и финансовое право. − 2009. − № 9. − С. 20-26.

12. Бетин О.И. Бюджетный федерализм в России: проблемы регулирования и управления// Российский налоговый курьер. − 2008. − № 6. − С. 10-19.

 13. Бризгами А.В., Головин А.И.  Налоговые новости// Налоги и финансовое право. − 2009. − № 11. − С. 13-39.

14. Ильин А.В. Налоговый кодекс: проблема применения неопределенных норм // Налоги и финансовое право. − 2009. − №12. − С.32-41.

15. Первушен М.А. Налоговые риски и международный финансовый кризис последствия для бизнеса//Налоги и налогообложение. − 2010. − № 1. − С. 87-102.

16. Примаков Е.М. Налоговая политика и пути выхода из кризиса// Налоги и налогообложение. − 2009. − № 10. − С. 67-92.

17. Скворцов О.В. Совершенствование специальных налоговых режимов, как инструмент налоговой политики государства// Налоги и налогообложение. − 2008. − № 6. − С. 54-78.

18. Шаталов С.Д. Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения, перспективы //Налоговый вестник. − 2010. − № 1. − С. 39-52.

19. Шевцова Т.В. Налоговое администратирование из первых уст// Российский налоговый курьер. − 2007. − № 7. − С. 69-78.

20. Ярникова Е.В. Отдельные вопросы применения специальных налоговых режимов// Налоговый вестник. − 2008. − № 4. − С. 54-63.

21. Закон об отмене ЕСН. − Режим доступа URL: http: //www.rosbuh.ru/news.asp?rbn_id=6068.html

22. Основные направления налоговой политики Р.Ф. на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. − Режим доступа: URL: http: //www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=88298.html

23.Федеральная налоговая служба. − Режим доступа: URL: http: // www.nalog.ru/ /.html

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: