Фундаментальных и прикладных исследований

Проведен системный анализобразования как механизма и формы культурной преемственности. Как показало исследование, существует фундаментальная гуманитарная традиция западноевропейской и отечественной культуры развития образования в контексте общего процесса культурно-исторического развития. В рамках данной традиции сущность развития культуры предстает в ее глубинных основаниях: через измерение «жизнесмыслов» «универсалий» культуры (человек, природа, общество, ценности и идеалы и т.д.). Образование в этой связи трактуется как социокультурный феномен, в структуре которого интерпретируются общекультурные установки, идеалы и ценности. Объективно между образованием и культурой существует взаимосвязь, которая носит гуманитарный характер, так как рассматривает в качестве ведущей идею совершенствования и самосовершенствования человека. Теоретический анализ понятия «исторический тип культуры» позволяет выработать оригинальную методологическую позицию, основанную на отношении к типу культуры с аксиологических оснований. Такая типология исходит из признания универсальных тенденций в развитии аксиологических доминант культуры, влияющих на развитие всех социальных систем, в том числе, и системы образования. Исследование взаимосвязи модели образования и конкретно-исторического типа культуры выявило существование определенных методологических подходов к данной проблеме. Проблему взаимосвязи модели образования и конкретно-исторического типа культуры целесообразно рассматривать через призму универсальных ценностей, присущих определенному типу культуры, детерминирующих принципиальные особенности образовательной модели и влияющих на процесс ее развития и трансформации (Запесоцкий А.С.).

Систематизированы и обобщены теоретико-методологические подходы к изучению культуры личности: антропологический, основанный на признании «абсолютной ценности человека»; диалектический, включающий представления о процессе «саморазвития, самодвижения и самотворения человека»; «со-бытийный», определяющий культуру личности как процесс самоопределения в мультикультурном пространстве. Выделен также подход, понимающий культуру личности как процесс непрерывного духовного становления, и развивающий «личностную открытость к миру». Показано, что наиболее актуальными и перспективными для современной психолого-педагогической науки являются интеграционные подходы, базирующиеся на идеях активного творческого взаимодействия Человека и Мира.

Выявлена сущность и особенности влияния интеграционных процессов культуры и образования на развитие человека. Общий характер и результативность интеграционных процессов сферы культуры и образования в целом определяется свойственными им особенностями и спецификой конкретной культуры, в рамках и условиях которой осуществляется собственно интеграция как содержательно-целостное обобщение разнообразных исторически выработанных форм деятельности человека. Фундаментальными базовыми характеристиками интеграционных процессов выступают универсальность и антропологизм в соответствии с пониманием «мира как целого» и научной концепцией о человеке как основной мировоззренческой категории при исследовании общества и природы.  Позитивное влияние данных процессов на развитие человека обусловлено рассмотрением совокупности сведений об эволюции общества в культурно-историческом контексте, целостным познанием мира через исследование явлений культуры и художественных фактов, проникновение в природу человеческого знания, объективный взгляд на закономерности и динамику социокультурного  прогресса человечества (Кабкова Е.П., Бутов А.Ю.).    

Выявлены основные проблемы профессионального художественного образования в России и за рубежом в условиях общеевропейских реформ. Подписание в Болонье Совместной декларации (1999) о создании европейского об­разовательного пространства положило начало процессу реформирования общей системы высшего профессионального образования. Перед странами, подписавшими Болонскую конвенцию, встал ряд  проблем, касающихся главным образом открытости образовательных структур и учебных программ, осуществления равных прав граждан разной региональной и национальной принадлежности в получении образования, достижения определенного социального статуса профессии, свободы в передвижении разного рода специалистов с учетом их востребованности на европейском рынке труда. Специфика отечественного профессионального художественного образования требует разработки принципиально иных подходов к решению проблем в этой области. Одной из главных задач развития отечественной системы художественного образования является сохранение собственных культурных традиций в этой сфере и одновременно внедрение инновационных технологий обучения, разработка общих критериев оценки содержания и уровня профессиональной подготовки художников разного профиля с ориентацией на общеевропейские стандарты (Дружкова Н.И.).

Разработаны концептуальные основы воспитания искусством детей и юношества, которые опираются на взаимодействие фундаментальных положений общей теории развивающего обучения, культуросообразной модели образования с методологией искусствоведческих исследований (музыковедения, искусствоведения, театроведения и др.). Информационно-описательная модель образования переориентируется на проектную модель, обеспечивающую перемещение акцента с предметного содержания на способы его освоения в процессе приобщения к разным видам искусства. В результате воспитательного воздействия искусства формируется творческий слушатель, зритель, читатель, способный в процессе целостных интерпретаций феноменов искусства создавать (проектировать) личностные культуротворческие траектории развития человека в новых социокультурных условиях.

Большое значение приобретает динамика развития системы современного отечественного художественного образования в  новой социокультурной ситуации, где особую роль имеет исторический опыт творческой деятельности в разных видах традиционного народного декоративно-прикладного искусства. В системе организации учебно-воспитательного процесса выделяются инновационные интерактивные формы обучения, позволяющие сохранять характерные черты народного искусства и развивающие преемственность традиций и ценностей искусства как такового. В результате исследования определены организационно-педагогические условия развития учебных заведений нового типа, включающие допрофессиональный процесс подготовки детей в начальном, среднем и высшем специальном образовании (Максимович В.Ф.).

Создана концепция «Воспитание искусством детей и молодежи в системе «музей - учреждения образования», в которой  цель определяется как формирование культуры творческой личности (А.В.Бакушинский),  способной воспринимать произведения искусства, ценить их и активно участвовать в деятельности по сохранению и созданию культурных ценностей. Выявлены принципы, способствующие повышению эффективности образовательно-воспитательного процесса в системе взаимодействия музея и учреждений образования: комплексный подход к разработке содержания, форм и методов работы с подрастающим поколением; преемственность на уровне освоения художественной культуры мира и содержания образовательно-воспитательного процесса на разных возрастных этапах; взаимообусловленность восприятия произведений искусства и продуктивной художественно-творческой деятельности (Столяров Б.А., Протопопов Ю.Н.).

Охарактеризована специфика культуроцентричности как базового критерия современного высшего социального образования. Показано, что культуроцентричность развивается с одной стороны, в контексте продолжающегося взаимозависимого противостояния социологического реализма и социологического номинализма, определяющего общность и характерные особенности знания в целом. С другой стороны, в противоречивом единстве культуры глобального (универсального), регионального, национально-этнического, а также коллективного, общественного и личностно-индивидуального, технологического и феноменологического характера. Осуществлена систематизация фактов и условий, определяющих приоритет культуроцентричности как базового критерия оценки качества современного социального образования (Григорьев С.И.).

Выявлены закономерности формирования культуры межнационального общения у современной молодежи. Разработан методологический подход к исследованию межкультурной коммуникации как диалога культур. Обоснована идея о значимости этнокультурного диалога для поликультурного пространства России. Проведен культурфилософский анализ категории «диалог», подчеркнута ценность аксиологического и герменевтического его аспектов, даны атрибутивные характеристики и разновидности культурного диалога и установлены причины диалоговых противоречий. В процессе исследования проведен комплексный анализ этнического фактора в межкультурных процессах, выявлена его внутренняя структура и основные конструкты, что позволило сформулировать модели межэтнического взаимодействия, определить доминирующие принципы исследования этого сложного явления (Давыдов Ю.С., Волова Л.А.).

Определен предмет «педагогики искусства» и методологические основы его изучения как области научного знания.Проведенное исследование основополагающих трудов в этой области показало, что область педагогики искусства, как научного знания, следует ограничить теорией художественного образования. Педагогика искусства, ядром которой является художественная дидактика, представляется одной из теоретических составляющих общей педагогики. Под «педагогикой искусства» понимается творчески развивающая педагогика, охватывающая теорию и практику эстетического воспитания и художественного образования. Педагогика искусства определялась как самостоятельная область педагогики на протяжении ХХ века в деятельности ученых и художников, выдвигавших такие гуманистические идеи, как «воспитание через искусство», «формирование культуры творческой личности», «пробуждение человека в человеке», «приобщение к искусству, как культуре духовной» (Фомина Н.Н., Савенкова Л.Г.).

Выявлены концептуальные основы изучения художественно-творческого развития детей и подростков, определившиеся в первой половине XX века. В трудах С.Т. Шацкого и В.Н. Шацкой, А.В. Бакушинского, Г.В. Лабунской, в дальнейшем – А.И. Бурова, Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского, Ю.И. Рубиной, Б.П. Юсова, Ю.Н. Усова оформилась научная традиция отношения к ребенку как личности, способной на творческую деятельность в художественных образах на основе эстетического восприятия окружающей действительности. А.В. Бакушинским на рубеже 1910-20-х гг. было определено и научно обосновано значение искусства в духовном, интеллектуальном и эстетическом развитии ребенка, приоритетные виды художественной деятельности для каждого возраста, взаимосвязь процессов эстетического восприятия и разнообразных форм творчества в становлении личности. «Художественная культура» была определена им как концептуальная основа системы художественного воспитания и образования, объединяющая общеобразовательную школу, среднюю и высшую школу, обязательное и внешкольное воспитание (в студиях и в музеях), художественно-педагогическое образование.

После Октябрьской революции сложилась система координации усилий ученых, педагогов и представителей всех видов искусства в области «эстетического образования», под которым понималось «не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее». В документах Единой трудовой школы было отмечено также, что «трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы обездушенным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда и науки». Созданная А.В. Бакушинским и его последователями методология изучения художественного творчества дает основание для осмысления природы детского творчества, особенностей эстетического воспитания и художественного образования в контексте культурных традиций (Фомина Н.Н.).

Осуществлено теоретико-методологическое обоснование универсальности эстетического принципа в дошкольном образовании. Его универсальность обусловлена, с одной стороны, интенсивным развитием творческого воображения - центрального психического новообразования дошкольного детства. С другой стороны, развитие воображения протекает в рамках художественно-эстетической деятельности, которая выступает для дошкольника своего рода «деятельностью деятельностей», поскольку содержит в себе общую модель построения любой формы преобразовательного отношения к миру у ребенка этого возраста (для младших школьников данную функцию выполняет учебная деятельность). Это диктует необходимость разработки целостного содержания дошкольного образования на основе эстетического принципа, который совпадает с принципом развития творческого воображения в разных видах деятельности.

 Раскрыта особая роль эстетического принципа в образовании детей старшего дошкольного возраста. Эстетическая природа любого вида деятельности дошкольников, определяемая его психологическим ядром – творческим воображением, а также особенности специфических форм детского художественного творчества, создают оптимальную базу для формирования личностной готовности ребенка к школе. Творческий – художественно-эстетический опыт ребенка содержит в себе ключевые составляющие этой готовности: способность занять (в плане воображения) позицию другого человека, с которой можно оценить и проблематизировать свою; придавать исполнительным действиям осмысленную, а их результатам – выразительную, «адресную» форму; первоначально управлять своими переживаниями и объективировать их в обобщенном виде (на рисунке, в поделке, танце, музыке и т.д.) и др. Кроме того, на собственно предшкольном этапе развития возникает уникальная возможность организованного приобщения основной массы детей к художественно-эстетической культуре в ее универсальной (а не специализированной) форме (Кудрявцев В.Т., Школяр Л.В.).

Разработаны методологические основы современного литературного образования в контексте традиций гуманитарного знания. Современное литературное образование как процесс и результат формирования целостной личности через присвоение отечественной и мировой классической литературы базируется на совокупности теоретических положений, которые и являются его важнейшими методологическими принципами. Аксиологический принцип как исходный по отношению к содержанию, формам и методам, а также характеру взаимодействия в художественно-педагогическом процессе, определяет изучение и формирование у растущего человека устойчивых представлений о социокультурной среде, художественных явлениях действительности, национальных идеалах, литературном творчестве как историческом наследии и всемирной ценности. Культурологический принцип с одной стороны предполагает применение в литературном образовании разнообразных средств преподавания и обучения из смежных областей гуманитарного знания (истории, различных видов искусств и др.), с другой –  подразумевает организацию самостоятельной, литературно-творческой деятельности, направленной на художественное познание классической и современной литературы, реальной действительности и общественной жизни человека. Традиции гуманитарного знания, определяющие отношение к человеческой природе, образованности и духовной культуре, в данном контексте выступают в качестве первоосновы, ключевой теоретической предпосылки для всестороннего и свободного развития личности, формирования ее целостного мировоззрения, а в итоге – реализации цели литературного образования школьников на современном этапе (Поль Д.В.).

Разработаны концептуальные подходы к содержанию современного художественно-эстетического образования в профильной школе. В основе содержания лежит идея эстетизации образования как социально-исторического феномена во всей совокупности его составляющих, осуществляемая на трех уровнях. Первый - категориальный, где содержание образования (своеобразие мира в различных областях общественного бытия и общественного сознания, формы предметной деятельности человека и др.) раскрывается в контексте основных эстетических категорий (прекрасного, возвышенного, комического, трагического и т.д.). Второй - функциональный, связанный с реализацией на старшей ступени школы целого ряда специфических функций художественно-эстетического образования (познавательной, коммуникативной, воспитательной, эвристической, преобразующей, гедонистической и др.). Третий - методологический, предполагающий определенные принципы, формы и конкретные способы организации целостного художественно-педагогического процесса, через искусство влияющего на духовное начало Человека.

В опоре на сложившиеся отечественные традиции эстетического воспитания и художественного образования выделены ведущие позиции относительно содержательного наполнения современного образования в профильной школе: всеобъемлемость и общечеловеческая значимость, где имеют место «вопросы веков», «интересы мира», «судьбы человечества» (В.Г. Белинский); отражение процессов культурно-исторического развития и способов отношения человека к миру и самому себе в настоящем, («осуществление в изящных образах … современной думы о значении и цели в жизни», В.Г. Белинский); представление об искусстве как о книге жизни человечества (высокое назначение искусства – «быть для человека учебником жизни», Н.Г. Чернышевский) (Алексеева Л.Л.).

Разработана модель эстетической компетентности современных детей разных возрастных групп. Эстетическая компетентность в целом – это способность к гармоничной самореализации личности, которая стимулируется балансом образно-эмоционального и интеллектуального присвоения любой информации, обеспечивающим позитивное приятие мира, интерес, толерантность и ценностную равнозначность отношения к его разнообразию. В результате прикладных тестовых исследований эстетической компетентности детей разных возрастных групп выявлена следующая последовательность развития ее компонентов: от развития чувства образной формы у дошкольников, через включение установок образного восприятия у младших школьников, к присвоению культурных знаний и ценностных шкал развитого вкуса в средней и старшей школе. Новым подходом к общему образованию можно считать введение содержания эстетической компетентности в структуру ключевых компетенций и разработку возрастной концепции присвоения ее учащимися общеобразовательной школы. Спецификой эстетической компетентности, входящей в группу социокультурных компетенций, мы считаем приоритет способностей над знаниями. Основным выводом исследования можно считать педагогическую актуальность включения в цели образования эстетической компетентности как аспекта общего развития каждого ребенка, синтеза способностей и знаний, а не только компонента общей эрудиции (Торшилова Е.М.).

Разработаны принципы моделирования образовательного и информационного пространства школы и педвуза средствами искусства, что позволяет компенсировать культурологические, психологические, коммуникативные и др. проблемы современного образования. Выделен основополагающий организационно-педагогический принцип культуроцентричности, понимаемый как средоточие, концентр духовно и содержательно значимого, с которым взаимосвязаны конкретизирующие его принципы: диалогичности, эмоционального насыщения, креативности, вариативности и свободы выбора. Согласно этим принципам корректируется содержание и формы образования, организация деятельности субъектов образования, обеспечиваются культуросообразные условия самоопределения и самореализации ребенка в сфере образования. Выявлено, что интегративное использование принципов обеспечивает эффективную реализацию целей, задач, содержания, форм, методов, технологий и составляют основу закономерностей учебного процесса образовательного учреждения. Установлено, что особенно эффективно принципы работают в их отношении с искусством, т.к. в произведении искусства субъективно воплощаются искания и идеалы исторической эпохи; общение с искусством - это диалог зрителя, читателя, слушателя с художественным гением; создание и восприятие произведений искусства – творческие процессы. Субъективный характер взаимоотношений с искусством обеспечивает вариативность и свободу выбора в поиске своего культурного пространства школьниками и студентами (Кашекова И.Э.).

Разработано содержание образовательной области «Искусство» на основе единства федерального, регионального и школьного компонентов, реализующихся, во-первых, в адекватности отбора музыкального материала художественных культур различных народов современному уровню развития музыкального искусства в разнообразии жанров и форм народного профессионального творчества; во-вторых, в общности концептуальных подходов к изучению музыкального искусства своего и других народов; в-третьих, в единстве и целостности методики преподавания национального, регионального и федерального компонентов, направленной на освоение музыкального искусства как многонациональной музыкальной картины мира. Всё это обуславливает необходимость учёта при проектировании содержания образовательной области «Искусство»: специфики и уровня развития национального музыкального искусства, особенностей социального функционирования национальной музыкальной культуры, особенностей концептуальных и методических подходов программы по музыке, реализующей федеральный компонент государственного стандарта образования (Критская Е.Д., Красильникова М.С.).

Определены механизмы взаимодействия базового и дополнительного художественного образования в школах полного дня, где в качестве основных выделены: творческая активность в организации общего поля педагогической деятельности, применение инновационных педагогических технологий, сотворчество в планировании учебно-воспитательного процесса, расширение сферы педагогической коммуникации. В процессе исследовательской работы были установлены механизмы взаимодействия в условиях кино- и театрального образования. Для кинообразования таковыми являются: опора на имеющийся уровень знаний в области искусства и культурный контекст, присущий школьникам данного возраста; дополнение и углубление полученных учащимися знаний, расширение представлений детей о том или ином культурном явлении; тематическая близость произведений, изучаемых в кино- и базовом образовании; эмоциональное наполнение полученных знаний (представление знакомых образов или событий в произведении экранного искусства); перенос знаний, умений и навыков, полученных на занятиях дополнительного образования на учебные предметы базового образования (навык восприятия, анализа и оценки художественного произведения, коммуникабельность, творческая активность и т.д.).  

В театральном образовании в качестве эффективных механизмов взаимодействия выступают: поддержка и развитие театрально-творческой среды в образовательном пространстве школы через игровые основы обучения и смещение акцента от «школы памяти» (репродуцирования) к «школе действия» с приоритетом  продуктивности, целесообразности и художественности результата; организация двуединого процесса обучения школьников и повышения квалификации педагогического коллектива на основе театральных технологий в логике развития современной педагогической науки; применение драматизации в общеобразовательном процессе с использованием ролевых функций, «актерского проживания» и т.п. для более эффективного усвоения учебного материала; создание дидактического театра в классе с целью постановки программного школьного материала по литературе для его наглядного изучения; функционирование в школе самодеятельного театра, возглавляемого учителями общеобразовательных предметов как способ изучения художественной культуры и действенный инструмент формирования навыков  творческой деятельности в коллективе (Баженова Л.М., Некрасова Л.М.).

Выявлены формы и виды моделей интеграции предметов гуманитарно-художественного цикла в образовательных учреждениях разного типа. В ряду форм выделены такие как классно-урочная, внеурочная и внеклассная с набором определенных качественных характеристик: 1) временная, учитывающая учебное время интеграции между отдельными образовательными дисциплинами (блок уроков, объединенных единой учебной задачей, тематикой, историческим периодом, личностью, образовательными и мировоззренческими задачами; работа в структуре взаимодействия на протяжении полугодия, направленная на развитие мировоззрения и целостного художественного сознания; совместная творческая деятельность в течение учебного года); 2) предметная, рассчитанная на взаимодействие определенных учебных дисциплин.  Поскольку в основе интеграции лежит способность педагога к пространственному видению своего предмета в единой структуре образовательных дисциплин, за счет выхода за рамки одного предмета происходит расширение учебного пространства в целом. Это стимулирует педагогическое творчество учителя и служит основой для построения разных видов моделей: доминирование одного из предметов искусства как условия и основы для интеграции и взаимодействия других образовательных дисциплин; работа в мобильных блоках учебных дисциплин в процессе реализации единой образовательной задачи; взаимодействие нескольких дисциплин на единой основе с последующим локальным подключением других предметов для рассмотрения специфики учебного материала (Ермолинская Е.А., Савенкова Л.Г.).

Выявлена преемственность дополнительного художественного образования на разных ступенях развития человека, где направленность на творческое развитие детей является общей тенденцией.  Различные подходы к творческому развитию проявляются в гармоничном сочетании многообразных видов художественной деятельности, в предоставлении разной степени свободы на занятиях, поступенности художественного развития ребенка с учетом динамики его взросления, в методах побуждения творческой активности. Показано, что использование детских музыкально-сценических произведений позволяет раскрыть огромный творческий потенциал растущего человека, поскольку здесь органично сочетается вокал, поэзия, инструментальная музыка, пластика, танец и изобразительное искусство. В процессе освоения и создания музыкально-сценических произведений повышается уровень активности детей, возрастает гибкость творческих проявлений, свобода переключения с одного вида деятельности на другой. Ребёнок приобретает опыт межличностного общения, умение взаимодействовать в коллективе, выполнять различные социальные роли.

В ходе исследования выявлены основные принципы преемственности дополнительного художественного образования: целостность всех компонентов воспитательного процесса, что означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания; оптимальное соотношение педагогического руководства и самостоятельной деятельности школьников, где предусмотрена организация различных видов деятельности на основе сохранения творческой свободы детей; адаптивная социализация, сепарация и инициация, что предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через механизмы адаптации к социуму; гуманизм по отношению к растущему человеку, независимо от возраста и других факторов социального здоровья. Установлено, что в процессе преемственности дополнительного художественного образования наибольшую сложность представляет решение проблемы «комплексной социализации», координирования разнонаправленных факторов и институтов общества для оптимизирующего педагогического влияния на занятиях искусством (Демин В.П., Стукалова О.В.).

Раскрыта методология проектирования художественного образования в рамках информационно-коммуникационных технологий. В процессе исследования установлено: 1) результативность современного художественного образования может пониматься как освоение учащимися методов и средств для творческой самореализации личности в информационном обществе; 2) достижение этих результатов возможно лишь при самостоятельном творческом проектировании как ключевом условии вхождения ребенка в мир культуры и освоения им культурного наследия; 3) сфера информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), доминирующая в современном мире, по сути, является одним из языков моделирования, и составляет инструментарий проектной культуры и эквивалентна языкам науки и гуманитарного знания.  Следовательно, для преодоления кризиса, выраженного в постоянно увеличивающемся разрыве между гуманитарным и инженерно-техническим содержанием обучения, между традиционной образовательной моделью обучения по образцам и современным запросом на инициативную креативную личность, необходимо акцентировать важность художественного образования, базирующегося на проектных методах обучения и включающего ИКТ как средство для самообразования и творческой деятельности.

Анализ отечественных и зарубежных практик использования проектных методов в художественном образовании позволил определить методологию проектирования, которая включает в себя:  построение системы последовательной творческой деятельности, направленной на достижение цели и реализацию проекта - создание  самостоятельного художественного произведения; активное включение общегуманитарных знаний в образовательный цикл; расширение диапазона художественных средств, вовлеченных в процесс образования; освоение новых электронных технологий; использование интеллектуально-проблемной тематики в творческих заданиях; учет внутренних творческих мотиваций учащихся в процессе постановки учебных задач; возможность формирования многосоставных и многоуровневых проектов, включающих в себя разные уровни сложности, в зависимости от возрастных особенностей учащихся и использования разнообразных художественных средств выражения (Селиванова Т.В.).

В русле решения методологических проблем проектирования музыкального образования в рамках информационно-коммуникационных технологий разработана концепция электронного музыкального творчества как нового вида учебно-художественной деятельности. Выдвигаемая автором исследования концепция реализуется через систему следующих положений. Электронное музыкальное творчество как явление современной музыкальной культуры характеризуется интеграцией исторически сложивших коммуникативных построений, связанных с автокоммуникацией, импровизацией, композицией, звуковой режиссурой (включая звуковой синтез) и программированием. Данный вид музыкального творчества строится на основе интерактивности – диалогичного взаимодействия с компьютерной программой. При этом соотношение между ролями пользователя электронного инструмента и музыкально-компьютерной программой в создании музыкального целого колеблется в широких пределах. Электронное музыкальное творчество как учебно-художественная деятельность нового вида представляет собой интонационную деятельность, направленную на развитие музыкальности, включает такие составляющие как композиторская, исполнительская, звукорежиссерская, и предусматривает создание музыки стереофонического склада (Красильников И.М.).

Разработана структура и содержание учебно-методических комплектов по искусству с мультимедийным приложением. Учебник «Музыкальное искусство» раскрывает ключевые понятия музыкального образа и музыкальной драматургии в широком смысле, как культурологическую основу мировоззрения, творческого почерка, стилистики композиторов разных эпох. Содержание конкретизируется через учебные темы, выстроенные в следующей логике: от жизненного предназначения музыки, диалектику жизненных и музыкальных впечатлений как источника творческого состояния композитора, исполнителя, слушателя, - к пониманию единства мира в его сложности и многозначности восприятия. В основе учебника по изобразительному искусству лежит современный интегрированный полихудожественный подход. В содержании значительно усилена познавательная и творческая сторона обучения искусством. В учебнике впервые четко представлены учебные задачи, направленные на освоение языка искусства: формы, цвета, композиции, пространства, которые выстраиваются в зависимости от проблематики содержания и степени усложнения художественных умений (Школяр Л.В., Савенкова Л.Г.). Специфика создания учебников по мировой художественной культуре заключается в гармоничном сочетании традиционного историко-хронологического принципа изложения материала с современным поликультурным подходом и развернутым мультимедийным сопровождением, включающим в себя широкий визуальный ряд, текстовую хрестоматию и фрагменты редко исполняемых музыкальных произведений. Это обеспечивает восприятие и осмысление школьниками не только отдельных памятников культуры, но и широкий охват самого движения Мировой художественной культуры в сложном комплексном единстве и взаимосвязи (Кабкова Е.П.). Разработано электронное учебное пособие «Интернет-парк». Историко-культурное содержание пособия, структурированное и адаптированное для целей активного творческого освоения с помощью проектных методов работы, базируется на актуальных для современного общества темах множественности способов видения мира. Методический инструментарий позволяет преподавателю осуществлять самостоятельный творческий конструктивный подход для организации учебного процесса (Селиванова Т.В.).

Раскрыты приоритетные направления реализации здоровьесберегающей функции образования, среди которых: пропаганда здорового образа жизни, выявление факторов риска в появлении различных заболеваний через средства массовой информации в школах, колледжах и ВУЗах; создание системы нестрессового информирования о рисках, а также специального обучения, направленного на развитие личностной активности, способности самостоятельного решения и самореализации учащихся; разработка технологий поддержания здоровья в соответствии с возможностями и способностями учащихся; ведение мониторинга состояния здоровья (Бальсевич В.К., Матыцин О.В., Блеер А.Н.). Охарактеризовано состояние культуры здоровья современных школьников и социально-педагогические условия ее формирования. Выявлено, что существует корреляция между степенью ориентации на здоровый образ жизни (сбалансированное питание, отсутствие вредных привычек, регулярные занятия спортом и т.д.) и показателями, характеризующими физическое, социальное и психологическое благополучие учащихся, тенденции их творческой самореализации. Эти показатели определяются уровнем самочувствия, активности, тревожности, характеристиками социальной, культурной, эмоционально-личностной и психологической сферы. Установлено, что большинство показателей, характеризующих здоровый образ жизни, коррелирует с показателями возраста, пола, состояния здоровья, субъективного самочувствия, эмоциональной и социальной сферы учащихся (Лубышева Л.И.).

Раскрыты основные направления и принципы организации культурного досуга детей в семье, дошкольных и образовательных учреждениях. Анализ состояния проблем культуры досуга и здорового стиля жизни выявил тенденции свертывания интеллектуально-духовных видов досуга в семье, увеличения удельного веса рекреативных видов досуга (туризм, путешествия), увеличения количества школьников, исповедующих бездеятельный отдых (причем удельный вес школьников в данном случае больше даже по сравнению с людьми пенсионного возраста) и показал, что в крупных городах лишь 40% родителей организуют интеллектуально-духовный досуг своих детей; в средних городах – 30%; в сельской местности – 25%.

В процессе исследования установлено, что основными направлениями организации культурного досуга детей и подростков в современных условиях являются: развитие позитивных молодежных объединений, движений и инициатив; методическое и информативное обеспечение развития системы досуговых учреждений, реализующих интересы детей и подростков; формирование условий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей и подростков; обеспечение адресной помощи в организации культурного досуга детям и подросткам с ограниченными возможностями и нуждающимся в социальной защите; поддержка форм досуговой деятельности, связанной с реализацией программ для одаренных детей и подростков; совершенствование педагогической работы и повышение профессионального мастерства руководителей культурных центров, учреждений дополнительного образования и др. учреждений, входящих в систему организации культурного досуга.   Выделены ведущие принципы организации культурного досуга детей и подростков: общедоступность и личностная ориентированность, расширение социокультурных возможностей для самоопределения и самореализации подростков, создание условий для формирования благоприятной среды, стимулирующей увеличение участия в физкультурной, спортивной и других видах деятельности (Фохт-Бабушкин Ю.У.).

Проведен анализ ресурсов конкурентных возможностей вузов в сфере физической культуры, спорта и туризма. Установлено, что в данной образовательной системе повышение конкурентоспособности связано с  формированием новой аксиологической парадигмы, рассматривающей здоровье как ценность на уровне индивидуального и общественного сознания, а также как объект, обеспечивающий благополучие учащихся на разных уровнях (физическом, психологическом, социальном и духовном) (Портнов Ю.М., Неверкович С.Д., Блеер А.Н., Баймурзин А.Р.).

Выявлены формы и способы творческой самореализации личности в современной культуре. Высшей формой творческой самореализации на индивидуально-личностном уровне выступает жизнетворчество, как возможность расширения и обогащения внутреннего мира личности путем создания и интеграции образа прошлого, настоящего и будущего. На социокультурном уровне творческая самореализация личности осуществляется в формах художественно-творческой (театральное, визуальное, изобразительное, музыкальное, пластическое и т.д. искусство) и научно-технической (творческие проекты, изобретения, открытия) деятельности, а также в социальном творчестве (артпедагогика, социокультурное проектирование). Это направлено на расширение сферы ролевого репертуара личности, координацию уровня ожиданий личности с потенциальными возможностями среды, актуализацию природных способностей человека, их развертывание, закрепление в активной структуре личности, а также реализацию в социуме; получение нового индивидуально-личностного восприятия социокультурной среды. В ряду методов творческой самореализации личности выделены такие как индивидуализация, самовыражение, расширение сферы ролевого репертуара личности путем освоения новых форм творческой самореализации (Бережная М.С.). Определены механизмы формирования культуры досуга и здорового образа жизни у детей и молодежи, предполагающие на уровне общественного сознания – формирование комплексного представления о здоровье, на уровне мировоззренческой культуры – развитие представления о рисках разного рода. Это позволит оптимизировать ситуацию в сторону снижения  риска и сформировать у детей и молодежи представление о здоровье как одной из высших культурных ценностей (Булгакова Н.Ж., Матыцин О.В.).

По итогам фундаментальных и прикладных исследований сделаны следующие выводы:

1. Разработаны теоретико-методологические основы непрерывного развития современного образования в культурно-историческом контексте, предопределяющие содержательно-целостное обобщение разнообразных исторически выработанных форм деятельности человека и формирование у детей и молодежи объективных воззрений на закономерности и динамику социокультурного прогресса человечества;

2. В рамках комплексной программы РАО «Интеграция образования и культуры» впервые проведены исследования в области системного анализа современного образования как механизма и формы культурной преемственности, влияния интеграционных процессов культуры и образования на развитие человека, разработки концептуальных основ воспитания искусством детей и юношества, выявления закономерностей формирования культуры межнационального общения у детей и молодежи;

3. Принципиальная новизна полученных результатов состоит в теоретическом обосновании интеграционных процессов культуры и образования, описании новой ветви гуманитарного знания – педагогики искусства как целостной системы и определении ее категориального аппарата, систематизации научных подходов и механизмов формирования у подрастающего поколения культуры здоровья и здорового образа жизни;

4. Обоснованы приоритетные стратегические направления развития художественного образования и эстетического воспитания детей и юношества в современной России, созданы концептуальные теории построения учебников нового поколения по музыке, изобразительному искусству и мировой художественной культуре и электронных образовательных ресурсов, раскрыты приоритетные направления реализации здоровьесберегающей функции образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: