Уровни усвоения | Цели занятия (обобщенные) | Конкретизирован-ные цели, выраженные в действиях детей | Методы обучения | Формы проверки |
1 УУ Уровень знакомства представления (деятельность учащихся) по узнаванию | Дети получают представление о чем-либо | Дети опознают, различают, классифицируют (при внешней опоре) | Объяснительно-иллюстративные: рассказ, демонстрация, иллюстрация, работа с книгой, пробное выполнение практических действий при внешней опоре | Задание –опознание; задание -различение; задание -классификация; выполнение типовых заданий |
2 УУ Алгоритмический уровень (воспроизводящая деятельность учащихся) | Дети усваивают понятия, правила, алгоритм выполнения и умеют применять их в типовых ситуациях | Дети описывают, определяют, находят, составляют, выделяют, объясняют, демонстрируют, формулируют, воспроизводят (по памяти, без внешней опоры) | Репродуктивные: выполнение типовых заданий, выполнение тренировочных упражнений, проверочная беседа, практические работы, наблюдения | Задание -подстановка, конструктивное задание, все виды практических (репродуктивных) работ |
3 УУ Творческий уровень (поисковая деятельность, «открытие» новых знаний, способов) | Применяют знания, умения и навыки в нестандартных (нетиповых) ситуациях | Дети видоизменяют, реорганизовывают, обобщают, систематизируют, упрощают, усложняют речевой материал, находят причинно-следственные связи в тексте, выбирают, оценивают значимость данных, формируют новые цели, проводят анализ (синтез) составляющих объекта | Проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский метод, эвристическая беседа | Задания-проблемы, проблемные вопросы, творческие работы, моделирование |
Приложение 2
|
|
Схема занятия по формированию лексико-грамматического строя речи
Тема записывается в соответствии с календарно-тематическим планированием (например: «Труд людей осенью» (лексическая тема). «Предлог на» (грамматическая тема).
Цели и задачи:
речевые: например, расширить словарный запас по теме «Труд людей осенью», учить употреблять предлог на в устной речи и т.п. (2-3 цели);
коррекционные: например, расширять объём вербальной слуховой памяти (можно планировать на неделю);
обучающие: (то новое, что сообщается ребёнку об окружающем мире), например, дать представление о труде хлебороба;
воспитательные: например, учить понимать ценность труда в обществе.
Речевой материал: лексические единицы, значение которых уточняется, вводится; примерный набросок предложений, рассказов, которые логопед (воспитатель речевой группы) планирует получить от детей на уровне языкового материала. Например, «хлебороб», «элеватор», «Я собираю урожай на даче».
|
|
Ресурсы
План занятия
1. Организационный момент (связан с темой).
Актуализация знаний. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
3. Сообщение темы, постановка цели (возможно в виде проблемы): для речевых и обучающих целей озвучиваются УУ. Сруктурирование занятия в виде вывешивания на доску этапов деятельности (например, с помощью схем-рисунков: «губы» - говори, «ухо» - слушай, «красные, синие квадраты» - звуковой анализ, «?» - задавай вопросы). По окончании выполнения каждого задания подводится итог, когда ребёнок проговаривает проделанное, при необходимости подбадривается педагогом: «У тебя всегда есть шанс сделать лучше».
4. Этапы работы в соответствии с календарно-тематическим планом занятия. («Открытие» нового знания детьми,первичное закрепление, самостоятельная работа с самопроверкой, включение в систему знаний и повторение.)
Например, работа по освоению новой лексики включает:
- презентацию вновь вводимой лексики (грамматической единицы);
- организацию усвоения;
- организацию повторения и контроль за качеством усвоения.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Приложение 3
Конспект речевого занятия в средней группе составила учитель-логопед О.Е. Бутеева
Тема: Зима
Цели:
Речевые: закрепление в речи существительного с обобщающим значением зима, уточнение и расширение словаря по теме (снег, лёд, мороз, идти, дуть, падать, белый, холодный, холодно).
Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в форме ед. ч. им. падежа). Развитие диалогической речи.
Коррекционные: совершенствование физиологического дыхания, фонематического восприятия, конструктивного праксиса, артикуляционной, тонкой и общей моторики, зрительного внимания.
Обучающие: расширение и конкретизация представлений о зиме, явлениях живой и неживой природы зимой.
Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению задания. Воспитание нравственно-эстетических чувств в общении с природой.
Ресурсы: картинный план занятия,комочки ваты, картина «В зимнем парке», сборные снеговики для наборного полотна и магнитной доски, красные семафоры, рабочая тетрадь, контейнер с карандашами, игрушки для сопровождения выполнения артикуляционной гимнастики, плоскостные изображения снеговиков.
Речевой материал: имя прилагательное + имя существительное м., ж., ср. р. в форме ед. ч. им. падежа.
Предварительная работа: наблюдения за изменениями в природе во время прогулок с родителями и воспитателями, разучивание подвижного упражнения «Снежная баба», чтение русской народной сказки «По щучьему велению».
Ход занятия
Организационный момент
(Личностные УУД; 1УУ)
На столе перед каждым ребёнком плоскостное изображение снеговика. Логопед:- Здравствуйте, ребята (дети здороваются с логопедом, обращается внимание на улыбку, доброжелательность, настрой на сотрудничество на занятии). Давайте поздороваемся и улыбнемся нашим гостям – снеговикам (дети здороваются со снеговиками).
- А теперь, пожалуйста, пусть сядет тот, у кого снеговик с красным ведром на голове, (ребёнок садится). Какое ведро у твоего снеговика? («ведро красное»).
- Пусть сядет девочка, у снеговика которой зелёный шарф. Какой шарф у твоего снеговика? («шарф зелёный»).
- А какой шарф у твоего снеговика, Ваня?
|
|
Целеполагание и мотивация
(Коммуникативные, регулятивные УУД; 1УУ, 2УУ)
- Не случайно я приготовила для вас эти картинки. Ребята, какое время года наступило? («Наступила зима».) Вы любите зиму? («Да, мы любим зиму».) Сегодня мы с вами будем говорить о зиме, о том, что происходит в природе зимой, чем занимаются зимой на прогулке дети. Какое у вас, ребята, сейчас настроение? («Настроение весёлое, радостное».) Что вы знаете о зиме? («На улице холодно. Идёт снег. Деревья голые. Люди одеты тепло».) – предложения повторяются хором.
- На улице много снега. Кого вы вчера слепили на участке? («Мы слепили снеговика».) Снеговик какой? («Снеговик белый, добрый и т.п.») Замечательного снеговика вы слепили! Замечательный снеговик получился, потому что вы дружно работали. А сегодня на занятии как мы будем работать? («Мы будем работать дружно».) Молодцы! Будем внимательно слушать друг друга, проговаривать хором.
- Сегодня на занятии, чтобы научиться красиво говорить, мы будем выполнять упражнения для правильного дыхания, упражнения для губ и язычка, рисовать снеговика, выкладывать его из деталей, также выполним физкультминутку и составим рассказ о зиме по картине (одновременно логопед демонстрирует картинный план).
Дыхательная и артикуляционная гимнастика
(Регулятивные УУД, 1УУ, 2УУ)
- Чтобы наша речь была красивой, выполним упражнения.
1. Упражнение «Снежинки».
Логопед раздаёт детям комочки ваты и предлагает положить на ладонь (рука вытянута).
- Сделайте вдох и подуйте на «снежок», не раздувая щёк, вытянув губы
трубочкой (3-4 раза).
2. Общая артикуляционная гимнастика.
«Заборчик», «Хоботок», «Парус» (по 2-3 раза каждое). Использование игрушек или предметных картинок в качестве зрительной опоры.
- Ребята, что мы сейчас выполняли? - ответы с опорой на картинный план («Мы выполняли упражнения для дыхания, губ, языка».) Ребята, как мы будем говорить на занятии? («Мы будем говорить красиво».) А как мы будем работать? («Мы будем работать дружно».) – проговаривание хором.
|
|
Самостоятельная работа с самопроверкой
(Познавательные, общеучебные, регулятивные УУД; 1,2 УУ)
Работа в тетради.
Логопед: Когда вы лепили снеговика из холодного снега, что чувствовали ваши ручки? («Они замёрзли».) Давайте разотрём ручки.
В ваших тетрадях снеговик недорисован. Нарисуем его. Возьмите синий карандаш и обведите комки, из которых он сделан. Сначала обведите верхний комок, потом - средний, затем - нижний. Обведите ноги снеговика.
- Чёрным карандашом нарисуйте глазки - угольки и ротик, а красным
— нос — морковку. А вот ведро на голове вы можете нарисовать любым
карандашом. Какое ведро у вас получилось?
Ребёнок: У меня синее ведро (зелёное, жёлтое, красное и т.д.).
Упражнение «Собери снеговика» (развитие конструктивного праксиса, тонкой моторики)
Логопед: Сегодня мы с вами рассматривали и рисовали снеговика, а сейчас я предлагаю собрать снеговиков из деталей. Мальчики будут собирать снеговиков на магнитной доске, а девочки — на наборном полотне.
(Логопед следит за выполнением задания и предлагает детям оценить работу
друг друга.) Какой снеговик получился? («Снеговик белый, красивый …») Какого цвета у снеговика морковка? («Морковка красная».) Какого цвета у снеговика ведро? («Ведро зелёное, синее …»)
- Ребята, вспомните, пожалуйста, что мы сейчас делали? - ответы с опорой на картинный план («Мы рисовали (выкладывали) снеговика».) Какими стали наши пальчики? («Пальчики стали быстрыми, умелыми».)
Физминутка
(Регулятивные УУД, 1УУ, 2УУ)
Подвижная игра «Снежная баба» с проговариванием и движением:
Сегодня из снежного
мокрого кома
Идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком.
Мы снежную бабу слепили
у дома.
Стоит наша баба «Рисуют» руками в воздухе три круга, начиная
у самых ворот: с маленького.
Никто не проедет, Грозят пальце, то левой, то правой руки.
никто не пройдёт.
Знакома она уже всей детворе, Идут по кругу, взявшись за руки, последние
А Жучка всё лает: слова произносит один ребёнок, сидящий
«Чужой во дворе» в центре круга.
«Открытие» нового знания детьми
(Познавательные логические, регулятивные коммуникативные УУД; 1,2 УУ)
Беседа по картине «В зимнем парке». (Уточнение и расширение словаря по теме «Зима», развитие диалогической речи.)
Логопед: - Внимательно посмотрите на картину. Кто нарисован на картине? Чтобы речь была красивой, предложение начните со слов «на картине...» («На картине нарисованы дети») – индивидуальный опрос, проговаривание хором. Логопед: - Куда они пришли? Дети:- Они пришли в парк. Логопед: Что делает девочка в синей шапочке? Дети: Она лепит снеговика. Логопед: Что делает мальчик? Дети: Он катается на лыжах.
Логопед: Что есть у девочки в красном комбинезоне? Дети: У неё есть санки.
Логопед: Кто пришёл с ней?
Дети: Собака.
Логопед: Какое время года на картине? Дети: На картине зима.
Логопед: Почему вы так думаете?
Дети: Везде лежит снег.
Логопед: Какой снег?
Дети: Снег белый, холодный, мокрый, пушистый.
Первичное закрепление
(Познавательные логические, регулятивные, личностные, коммуникатив-ные УУД; 1,2 УУ)
Логопед: Правильно. Пушистый белый снег лежит на земле, на деревьях, на крышах домов. Какой снег лежит на земле? («На земле лежит … снег.») Какой снег лежит на деревьях? («На деревьях лежит … снег.») Какой снег лежит на крышах домов? («На крышах домов лежит … снег.») На улице холодно, поэтому дети одеты тепло. У детей румяные щёчки. Прилетели снегири. На рябине сидит синичка. Как вы думаете, детям нравится гулять зимой? («Детям нравится. Им весело».)
Рефлексия (Регулятивные, личностные УУД; 2,3 УУ)
- Ребята, расскажите, пожалуйста, снеговикам, что сегодня было на занятии? Чему вы научились на занятии? - ответы с опорой на картинный план.
Предлагаю сказать друг другу хорошие слова («Маша умная», «Саша внимательный», «Снеговик добрый» …)
Окончание занятия. (Оценка работы детей.)
- Покажите, какое у вас настроение.
Давайте ещё раз улыбнёмся нашим дорогим снеговикам.