Глава 1.Этнические группы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт экономики и управления

Реферат

 

По дисциплине «История отечества»

Тема: «Этапы древней истории до образования Киевской Руси»

                                                                                     

 

 Выполнил: студент 1 курса

                                                                                     группы АУ-10

                                                                     Филягина Я. Н                                                           

 

                                                                   Чита     2010

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

 

Главава 1. Этнические группы………………………………………………….4

1.1 Словене………………………………………………………………….4

1.2 Кривичи………………………………………………………………….5

1.3 Поляне…………………………………………………………………...7

Глава 2. Племенные союзы восточных славян…………………………………8

   2.1Институализация власти в союзах племён……………………………10

Глава 3.Хозяйство и быт славян………………………………………………..12

Глава 4.Великое переселение народов…………………………………………18

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы………………………………………………………………23

 

 

Введение

Историю русской государственности можно начинать с заселения в I тыс. до н.э. севера и центра Восточно-Европейской равнины многочисленными славянскими племенами. Они жили оседло и занимались охотой, рыболовством и земледелием, в степной полосе – скотоводством.

 

Расселение славянских племен происходило в VI-VIII вв. по трем основным направлениям: на юг - на Балканский полуостров; на запад - в междуречье Одера и Эльбы; на восток и север по Восточноевропейской равнине. Соответственно произошло и разделение славян на три ветви - южную, западную и восточную. Предками современных русских, украинцев и белорусов являются восточные славяне. Древние славяне были язычниками. У них сложился пантеон (богов) они верили в злых и добрых духов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы: Ярило - бог солнца и Перун - бог грома и молнии, войны и оружия.

В процессе расселения восточных славян по Восточно-Европейской равнине у них произошло разложение первобытнообщинного строя. Они стали объединяться в племенные союзы, которые и предшествовали возникновению государства.

Целью моего иследования является характеристика этапов древней истории Руси до образования Киевской Руси.

В процессе исследования я ставила перед собой следующие задачи:

1.Охарактеризовать этнические группы существовавшие в этот период, а именно историю их образования, отличительные черты.

2.Изучить созданные союзы между этими племенами.

3.Расмотреть основные занятия племён

4.Узнать о переселении народов.

 

Глава 1.Этнические группы

1.1. Слове́не (и́льменские словене)  восточнославянское племя, жившее во второй половине первого тысячелетия в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи и составлявшее основную массу населения Новгородской земли. Археологически ильменские словене отождествляются с «культурой сопок», распространённой в бассейне озера Ильмень с V — VII веков и Верхнем

История

История словен до IX века известна плохо и только по преданиям, а потому — недостоверна. Первопредками словен приписывается основание городов Словенска,Новгорода и Русы задолго до нашей эры. По другой версии, изложенной в спорной Иоакимовской летописи, князь Славен основал только некий Великий Град (то есть столицу словен). Далее по Иоакимовской летописи власть перешла к потомку Славена легендарному князю Вандалу, после которого сменилось десять поколений вплоть до IX века. Сыновьями Вандала были три легендарных князя Избор, Владимир и Столпосвят, княжившие в трёх городах, названых в их честь — Изборск, Владимир и Столпосвятов (отждествлялся Татищевым с Осташковым). Предание о трёх братьях князьях напоминает многие подобные легенды из которых на Руси наиболее известны легенды о Кие, Щеке и Хориве и о Рюрике, Синеусе и Труворе. Татищев В. Н. относит время легендарного князя Вандала к VI веку. Археологических подтверждений существования княжества словен в VI веке не существует, хотя расселение первых групп славян в Южном Приильменье и на Верхней Волге отмечается отдельными памятниками V — VII веков. Следов проживания словен на Волхове в это время не обнаружено.

Значительные изменения в жизни словен происходят в VII — VIII веках. По мнению археолога В. В. Седова это связано с начавшимся потеплением, когда в регионе стало возможно прогрессивное пашенное земледелие, которое в местах проживания словен появляется раньше, чем у соседних кривичей и финно-угров. Приток в Приильменье и на Волхов нового населения из Южной Балтики в этот период рассматривается рядом археологов, как важный фактор этногенеза ильменских словен. Возникновение на Волхове крепостей Любшанской и Городища в VIII веке, увеличение численности населения, распространение могильников с сопками, захоронения знати, развитие торговли свидетельствуют о процессе социально-экономического развития у словен. В Южном Приильменье и в бассейне реки Ловати В. В. Седовым отмечен процесс ассимиляции словенами местных кривичей — культурные традиции словен становятся преобладающими. Всё свидетельствует о лидирующем положении словен в регионе.

Отсутствие надёжных письменных источников по истории словен отчасти восполняется данными археологии. Примерно в 700 году словене вышли к Приладожью и захватили и перестроили финскую Любшанскую крепость в устье Волхова. В 760-е годы словене захватили и перестроили соседнее торгово-ремесленное поселение в Ладоге. В 780-е — 830-е годы словене участвуют в международной торговле (в частности продают пушнину), в их земле оседают клады арабских дирхемов, поступающие по Волге. Очевидно также устанавливаются связи со странами Балтийского бассейна — с Пруссией, Померанией, островами Рюгеном и Готландом. В 830-е годы Приладожье подвергается нападениям варягов со стороны Балтики, после чего в Ладоге наблюдается появление множества вещей балтийского происхождения. В 850-е годы расширяются торговые связи с Готландом и Швецией.

1.2 Кривичи́ группа восточнославянских племен, обитавших в VIII-XII веках на территориях нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии. Сформировались на основе пришлого славянского и местного балтского населения.

Происхождение

По вопросу о происхождении славянских предков кривичей существуют две основные точки зрения. Первая связывает их родину с территорией северной Польши, другая — с карпатским регионом.

Летописи говорят о происхождения кривичей (полочан), наряду с древлянами, полянами (днепровскими), и дреговичами, от осевших на территории Белоруссии племен белых хорватов, сербов и хорутан, пришедших в VI—VII веках.

Кривичей подразделяют на две большие группы: псковскую, и полоцко-смоленскую.

История

Северные кривичи стояли у истоков создания Новгородской Руси, при этом древненовгородский диалект отождествляется с северокривичским. Западные кривичи создали Полоцк, северные — Изборск, а южные — Смоленск (Гнёздово), включенные в состав Древнерусского государства уже при преемнике Рюрика князе Олеге. Во всех регионах кривичи тесно взаимодействовали с варягами.

Культура

Отличительной чертой погребений кривичей являются длинные курганы — валообразные земляные насыпи. Все длинные курганы содержат захоронения по обряду трупосожжения. Кривичская курганная культура отличается от синхронных славянских культур Поднепровья. Наземное устройство жилых и хозяйственных построек кривичей (равно как словен новгородских) напоминает славянские археологические памятники лесной полосы Польши. Другими кривичскими артефактами являются бронзовые серповидные височные кольца, стеклянные бусы, ножи, наконечники копий, серпы, керамика (пряслица и изготовленные на гончарном круге горшки).

 

1.3 Поляне название восточнославянского племени, в эпоху расселения восточных славян поселившегося по среднему течению Днепра, на его правом берегу.

Происхождение

Летописи говорят о происхождении полян, наряду с дреговичами, древлянами, и кривичами (полочанами), от осевших на территории Белоруссии племен белых хорватов, сербов и хорутан, пришедших в VI—VII веках. Поляне, по словам летописца Нестора, резко отличались от соседних славянских племён и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаи имяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим…. брачные обычаи имеяху», тогда как древляне, радимичи и вятичи жили в лесах, «подобно зверям», и браков у них не было. Это описание явно приукрашено Нестором, монахом Киево-Печерской лавры.

Летописная история застает полян уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов — общинного и княжеско-дружинного, причём первый в сильной степени подавлен последним.При обычных и древнейших занятиях славян — охоте, рыболовстве и бортничестве — у полян более чем у других славян были распространены скотоводство, земледелие, «древоделие» и торговля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: