Вышесказанное, в частности приведенные соображения о причинах политической преступности подводят к выводам относительно организации ее предупреждения.
Как отмечают В.Н. Кудрявцев и В.Е. Эминов, основную роль здесь играют средства и методы общего предупрежденияпреступлений, которые должны быть направлены на решение кардинальных проблем общественного развития: повышения уровня жизни населения, сглаживание существенных различий в доходах граждан, ликвидацию кризисных явлений в экономике и т.д. Предупреждению антигосударственной политической деятельности способствует своевременное разрешение не только экономических проблем, но и вопросов, связанных с межнациональными конфликтами или религиозными спорами. Существенную роль играет внутриполитическая стабилизация: достижение общественного согласия, прекращение противостояния ветвей власти и политических партий, признание и поддержание плюрализма взглядов, обеспечение обстановки терпимости к другим мнениям и политическим предпочтениям.
|
|
Все эти социально-экономические и политические меры общего предупреждения должны дополняться системой правовых мероприятий. Главное из них — твердое поддержание конституционного порядка, при котором возможные разногласия между политическими партиями, социальными группами, отдельными гражданами решаются не путем конфронтации, переходящей в насилие, а в соответствии с юридическими механизмами, созданными в этих целях (парламентские слушания, «круглые столы», арбитраж, суд и т.д.). Понятно, что для этого необходимо достижение достаточно высокого уровня политической и правовой культуры в стране.
За последние годы государство фактически сняло с себя заботу о воспитании граждан. В результате средства массовой информации, подчиняясь интересам финансовых воротил, развернули безудержную пропаганду секса, насилия, пренебрежения к законам и государственным установлениям. Очевидно, в систему общей профилактики политической преступности должны быть включены также просветительные и воспитательные меры, направленные на укрепление нравственности, поддержание чувства патриотизма, любви к своей Родине и уважения к существующим национальным институтам. Особенно важно это на ранних этапах формирования личности — в семье, школе.[23]
Специальное предупреждениеполитической преступности осуществляется правоохранительными органами, среди которых ведущую роль в рассматриваемой сфере играет Федеральная служба безопасности (ФСБ). Отказавшись от тотального политического контроля, которым занимались органы государственной безопасности в советское время, указанная служба призвана предупреждать преступления противогосударственной направленности, раскрывать и расследовать их, принимать меры к устранению причин и условий, их порождающих.
|
|
Федеральная служба безопасности анализирует политическую обстановку в стране и, установив сферы социальной напряженности, чреватые нежелательными конфликтами, обращает на это внимание правительства и соответствующих государственных органов или общественных организации. Расследуя конкретные дела об антигосударственной деятельности, ФСБ вправе вносить представления о причинах и условиях, способствующих политическим преступлениям. Указанные представления должны быть рассмотрены адресатами в месячный срок.
При обнаружении признаков подготовки конкретного преступления, сотрудники ФСБ обязаны принять конкретные меры к его предотвращению и пресечению, с тем, чтобы не допустить его реального совершения. В этой связи особо важное значение имеет борьба с распространенностью в стране незаконного хранения оружия и взрывчатых веществ, проводимая не только ФСБ, но и милицией и таможней. Серьезная роль принадлежит разработке законодательства, направленного на запрещение экстремистских организаций правого и левого толка, на предупреждение образования религиозных сект и других антиобщественных групп, проповедующих антиконституционные, насильственные методы овладения государственной властью.
В силу достаточно широкой распространенности нападений на различные категории граждан и должностных лиц, в том числе заказных убийств, имеющих, возможно, политическую подоплеку, важное предупредительное значение имеет превентивная охрана этих лиц, а также ограничение доступа посторонних лиц в государственные учреждения, общественные организации и частные фирмы. Помимо поддержания порядка в пропускной системе здесь имеют значение и технические средства, например, телевизионные камеры слежения, рентгеновские аппараты и магнитные датчики для обнаружения оружия и взрывчатых веществ и т.п. При этом установление надежного контроля за порядком и безопасностью не должно перерастать в атмосферу недоверия и подозрительности по отношению ко всем и каждому, что свойственно «полицейскому государству», но решительно противоречит статусу демократического правового общества.
Заключение
На сегодняшний день направление, в криминологии изучающее политическую преступность является одними из развивающихся направлений. В научной литературе особо подчеркнуто, что политическая криминология как специфическое направление российской гуманитарной мысли переживает период становления, так что ощущается острая потребность в проведении соответствующего стыкового анализа политической сферы общественной жизни с преступностью. Но несмотря на это данный вид преступлений представлял и представляет в настоящее время значительную угрозу обществу и является серьезным препятствием для нормальной деятельности государства, вызывая социальное недовольство и общественное напряжение. Таким образом, выработка научных положений по исследованию данного явления, а также основанных на них методов предупреждение социально оправданно и полностью отвечает интересам законопослушных граждан и государства. Однако данные методы должны основываться на нормах права, а также уважать права и свободы человека и гражданина. Под конец хотелось бы привести высказывание одного известного немецкого криминолога Г. Шнайдер: «…политическая преступность всегда возникает там, где предпринимаются попытки помешать или способствовать политическим изменениям... преступными средствами и методами…»[24]
|
|
Список использованной литературы
1. Уголовный кодекс РФ. М.: Юрайт. 2009. – 174с.
2. Организованная преступность в России. Под ред. Р. Айдинян и Я. Гилинского М.: Юристъ – 2003. – 330с.
3. Гринин Л. Е. Государство и исторический процесс. Политический срез исторического процесса. М.: УРСС, 2007. – 217с.
4. Ковалев Н. Сейчас шпионят ради денег // Известия. 2000г. № 2
5. Лунеев В.В. Политическая преступность в России прошлое и настоящее.// Закон и право. 2003. – С.12
6. Г. Шнайдер. Катехизис революционера. Революционный радикализм и Россия. М.. 1997. С. 244.
7. Криминология. Под ред. А. И. Долговой. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА– ИНФРА • М), 2001. – 623с.
8. Криминология. Под. ред. В.А. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М.: Юристъ, 2000.- 678с.
9. Малков В.Д. Криминология. М.: ЗАО «Юстицинформ». – 2008. 528с.
[1] Гринин Л. Е. Государство и исторический процесс. Политический срез исторического процесса. М.: УРСС, 2007. – С.45
[2] Малков В.Д. Криминология. М.: ЗАО «Юстицинформ». – 2008. С.39
[3]Лунеев В.В. Политическая преступность в России прошлое и настоящее.// Закон и право. 2003. – С.12
[4] Г. Шнайдер. Катехизис революционера. Революционный радикализм и Россия. М.. 1997. С.210.
[5] Мотескье Ш.Л. Избранные произведения. – М., 2001. – С.20
[6] Кабанов П.А. Политическая преступность в демократических государствах: некоторые виды и формы ее проявления в современном мире//Вестник научных трудов. – Нижнекамск: НКФ МГЭИ, 2004. – С.25
[7] Криминология. Под ред. А. И. Долговой. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА– ИНФРА • М), 2001. – С.446
[8]Там же. С.447
[9] Ковалев Н. Сейчас шпионят ради денег // Известия. 2000г. № 2
[10] Криминология. Под. ред. В.А. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М.: Юристъ, 2000.- С.331
[11] Организованная преступность в России. Под ред. Р. Айдинян и Я. Гилинского М.: Юристъ – 2003. – С.10
[12] Кабанов П.А. Политический терроризм: криминологическая характеристика и меры сдерживания. – Нижнекамск: МГЭИ. – 2003. – С.45
[14] Назипова Р.Н. Агрессия НАТО против Югославии в свете международного права // Актуальные вопросы гуманитарного и профессионального знания: Сборник научных трудов. - Нижнекамск: НКФ МГЭИ, 2000. -С 68-70.
|
|
[15] Криминология. Под. ред. В.А. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М.: Юристъ, 2000.- С.331
[16] Криминология. Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 2002. С.313
[17] Кабанов П.А. Политическая преступность в демократических государствах: некоторые виды и формы ее проявления в современном мире//Вестник научных трудов. – Нижнекамск: НКФ МГЭИ, 2004. – С.25
[18] Груздева А.П.Проблемы совершенствования уголовно-правовой охраны политических прав граждан в условиях предвыборной компании // Актуальные проблемы юридических наук. - Нижнекамск. 2002. - С.72-81
[19]Козлова Н. После выборов - в СИЗО // Российская газета. - 2001. - 20 мая №11
[20] Иванченко А.В.Об обжаловании решений и действий комиссий при проведении выборов депутатов в Государственную Думу 2001 года // Государство и право. - 2003. - №9. - С.42
[21] Кабанов П.А. Политическая преступность в демократических государствах: некоторые виды и формы ее проявления в современном мире//Вестник научных трудов. – Нижнекамск: НКФ МГЭИ, 2004. – С.25
[22] Королев М. Выборы под шелест купюр//Юридический вестник. – 2004. - №11.- С.2-3
[23] Криминология. Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 2002. С.315
[24] Г. Шнайдер. Катехизис революционера. Революционный радикализм и Россия. М.. 1997. С. 244.