В течение трех месяцев мы проводили экспериментальную работу по сенсорному развитию среди детей раннего возраста в экспериментальной группе.
Следующий этап эксперимента, контрольный, мы проводили с двумя группами – с экспериментальной и с контрольной.
На данном этапе мы проводили диагностику уровня сенсорного развития после нашей коррекционной работы. Для этого мы использовали методики, предложенные нами в констатирующем этапе эксперимента.
Сравнительный анализ контрольного эксперимента позволил сделать вывод о том, что планомерная и систематическая коррекционная работа по сенсорному воспитанию у детей раннего возраста значительно влияет на сенсорное развитие детей, и на развитие личности дошкольника в целом. Это выразилось в количественных и качественных показателях (Приложение Г,Д,Е).
В экспериментальной группе при диагностики уровня сенсорного развития мы выявили такие данные: у 34 % детей высокий уровень сенсорного развития; у 34 % детей достаточный уровень сенсорного развития; у 25 % детей средний уровень, у 7 % удовлетворительный и детей низким уровнем сенсорного развития не наблюдается.
|
|
В контрольной группе у 25 % детей высокий уровень сенсорного развития; у 34 % детей достаточный уровень сенсорного развития; у 34 % детей средний уровень, у 7 % удовлетворительный и детей низким уровнем сенсорного развития не наблюдается.
Вначале мы наблюдали за детьми во время проведения разнообразных игр. Нас прежде всего интересовали дети имеющие к констатирующем эксперименте низкий и удовлетворительный уровень сенсорного развития. По поведению этих детей в ходе игр, мы заметили позитивные изменения. Например, в экспериментальной группе средний и достаточный уровень сенсорного развития стала у таких детей как Артем Р., Паша Г., Вадим Б., Стас Г., Рая Р. Они лучше стали лучше различать цвета, выделять предметы по форме и величине, обращали внимание и могли различать разнообразные звуки и запахи, умели ориентироваться в пространстве и т.д. Дети стали соизмерять свои возможности и желания с другими детьми.
В ходе бесед с детьми, мы заметили, что у детей появился интерес к произведения искусства, реагировать на необычные звуки, дети обращают внимание на свойства окружающих предметов и демонстрировать эти знания окружающим.
В контрольной группе видимых изменений не произошло, что и подтверждает анализ проведенного обследования.
Таким образом, контрольный этап эксперимента показал, что планомерная, систематическая работа по формированию у детей сенсорного воспитания способствует развитию личности дошкольника в целом, а именно благотворно влияет на познавательную активность ребенка в повседневной жизни в ближайшем его окружении, при следующих условиях:
|
|
- добровольного непринужденного вовлечения всех детей в игровую деятельность;
- правильном обучающем общении взрослого и ребенка;
- проведение групповой и индивидуальной работы с детьми;
- организации специальных занятий и игр;
- наличие в группе развивающей среды.
ВЫВОД
Для подтверждения гипотезы нами был проведен психолого-педагогический эксперимент, который включал констатирующий, формирующий и контрольный этап.
Экспериментальное исследование было проведено в ДУЗ №60 г.Симферополя с детьми раннего дошкольного возраста. Время проведения с 1 января по 15 марта 2010 года.
Для проведения эксперимента мы выбрали две первых младших группы – экспериментальная и контрольная. Экспериментальная группа состояла из 12 человек – 5 мальчиков и 7 девочек, возраст детей о 2,2 до 2,11 лет. Контрольная группа также состояла из 12 человек – 6 мальчиков и 6 девочек, возраст – от 2,5 до 2,10 лет
В ходе констатирующего этапа эксперимента мы выявили уровни сенсорного развития детей раннего возраста с помощью диагностики, описанную Канонко О.Л
Исследование показало, что в экспериментальной группе детей с высоким уровнем сенсорного развития не наблюдается; у 25 % детей достаточный уровень сенсорного развития; у 16 % детей средний уровень, у 25 % удовлетворительный и у 34 % детей низкий уровень сенсорного развития.
В контрольной группе у 16 % детей высокий уровень сенсорного развития; у 25 % детей достаточный уровень сенсорного развития; у 43 % детей средний уровень, у 16 % удовлетворительный и детей низким уровнем сенсорного развития не наблюдается.
На основе полученных данных мы провели формирующую работу по сенсорному развитию у детей раннего возраста. В коррекционной работе мы использовали ряд игр и игровых упражнений.
В ходе контрольного этапа эксперимента мы проверяли эффективность проведенной работы. Мы определяли изменение уровня сенсорного развития детей раннего возраста.
Выявили, что экспериментальной группе при диагностики уровня сенсорного развития мы выявили такие данные: у 34 % детей высокий уровень сенсорного развития; у 34 % детей достаточный уровень сенсорного развития; у 25 % детей средний уровень, у 7 % удовлетворительный и детей низким уровнем сенсорного развития не наблюдается.
В контрольной группе у 25 % детей высокий уровень сенсорного развития; у 34 % детей достаточный уровень сенсорного развития; у 34 % детей средний уровень, у 7 % удовлетворительный и детей низким уровнем сенсорного развития не наблюдается.
Таким образом, результаты исследования показали, что проведенная работа, способствовала сенсорному развитию у детей раннего возраста экспериментальной группы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ранний возраст – особый период детства, когда каждый день имеет уникальное значение в развитии ребенка. Развитие и становление личности в этот период происходит очень стремительно, и зависят от социальных условий, в каких растет ребенок. На третьем году жизни происходит дальнейшее сенсорное развитие ребенка. Он подолгу сосредоточивается на действиях с предметами. Совершенствуются его основные движения: ходьба, бег, лазанье, бросание. Движения становятся целенаправленными, разнообразными, действия — целевыми. Одновременно развивается активный словарь ребенка, возрастает понимание речи взрослых. Малыш употребляет почти все части речи, говорит распространенными предложениями, задает много вопросов, может говорить и слушать, понимает короткие рассказы, сказки, стремится расширить свой круг общения со взрослыми и сверстниками.
|
|
Координированными становятся движения руки и глаза, ребенок учится не только видеть, но смотреть и слышать. Теперь уже он способен различать предметы по форме, величине, цвету. Выполняя целевые действия, ребенок пытается установить причинно-следственные связи, решает конкретные, простые задачи. Он свободно ориентируется в пространстве (в группе, на участке детского сада), знает, что такое далеко, близко, потом, наверху. Личные успехи в практической деятельности, овладение разговорной речью приводят к интенсивному развитию навыков: бытовых, гигиенических, культуры поведения, общения. Играя, ребенок все время пытается что-то делать: строить, копать, переливать воду, перекладывать предметы.
В этом же возрасте дети начинают рисовать, лепить, конструировать, оценивать свои действия и действия сверстников по игре. Таким образом, благодаря достигнутым умственным возможностям у детей третьего года жизни совершенствуются речь, мышление, память, воображение, развиваются волевые процессы, возникает потребность в содержательной деятельности, все это следует учитывать в процессе организации воспитания и обучения детей на занятиях.
Для дальнейшего сенсорного развития и воспитания детей третьего года жизни воспитатель ставит перед собой следующие задачи:
развивать речь детей, знакомить с предметами ближайшего окружения, с явлениями общественной жизни, художественной литературой, природой;
учить устанавливать сходство основных признаков предметов и различие между ними, сравнивать их, устанавливать логические связи между явлениями;
знакомить с цветом, формой, величиной, пространственными и числовыми отношениями;
развивать внимание, память, воображение; развивать изобразительную и конструктивную деятельность, предпосылки трудовой деятельности; воспитывать навыки культуры поведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Базовий компонент дошкільної освіти в Україні.-Київ:Дошкільне виховання, 1999.
|
|
2. Венгер Л.А.Умственное развитие детей дошкольного возраста.-Москава, 1986.-168с.
3. Венгер Л.А., Пилюгина Є.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка.-Москва,1988
4. Захаров Н.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка— М.: Просвещение, 1986.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Москва: Логос., 20005
6. Игры для интенсивного обучения / Под.ред. В.В. Петрусинского. – Москва., 1992.
7. Калинина Р.Р. Психологическая диагностика в детсом саду.-СПб:Речь,2003.-144с.
8. Кулагина Ю.П., Кольцкий В.Н. Возрастная психология: полный изненный цикл развития человека. – Москва:Сфера, 2002. -464с.
9. Краткий психологический словарь. – Москва., 1985
10. Максименко С.Д. Теория и практика психолого-педагогического исследования. — К.: НИИП.1990.
11. Марцинковская Д.Т. Детская практическая психология. – Москва:Гордарики, 2000.-255с.
12. Методичні рекомендації до програми розвитку та виховання дитини раннього віку «Зернятко» / Під ред.. О.Л.Канонко.-Київ:Кобза, 2004
13. Мухина В.С. Возрастная психология. – Москва., 1998.
14. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – Москва:Тривола., 2000.-300с.
15. Олійник Л.М. Ознайомлення дітей раннього віку із сенсорними еталонами //Жошкільне виховання.-1996.
16. Олійник Л.М., Романюк І. Ю. Я працюю з малюками. – Харків:Ранок., 2007.
17. Петровский А. В., Брушлинский А. В., Зинченко В. П. и др. Общая психология., учебник для студентов педагогических институтов под ред. Петровского А. В. –3-е изд., перераб. и доп. – М.; Просвещение, 1986.
18. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений – 2-е изд., стереотип. – М.; издат. центр Академия; Высшая школа, 2001.
19. Печора К.Л. ПантюхинаГ.В., Голубьева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольном учреждении.-Москва, 1986.
20. Пилюгина Є.Г. Занятия по сенсорному воспитанию.-Москва,1983.
21. Практикум по возрастной психологии. /Под ред. Л.Головей,
Е.Рыбалко. — С.-П., 2001.
22. Практикум по психолого-педагогическим играм с детьми и подростками / Под ред. М.Р. Битяновой. – Питер., 2003.
23. Програма розвитку і виховання дитини раннього віку «Зернятко» / Науч.кер. О.Л.Канонко.-Київ:Кобза,2004.
24. Психологическая служба в дошкольном учреждении./Авторы-составители: Н.П.Смелянчкая, Е.И.Кравцова.-Луганск:Янтарь, 2003.-128с.
25. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. — М.: Педагогика, 1988.
26. Роберт Кайл Детская психология: Тайны психики ребенка.- СПб:Еврознак., 2002.-416с.
27. Рогов Е. И. Психология человека – М.; Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - 320 с
28. Рубенштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – Москва., 1973.
29. Сенсорное воспитание в детском саду /Под ред.. Н.Н.Подьякова, В.Н.Аванессовой.-Москва:Просвещение, 1981.
30. Столяренко Л. Д. Основы психологии - Ростов – на – Дону: Феникс, 1997.
31. Фролова А.И. Умственное воспитание детей раннего возраста.-Киев:Радянська школа., 1989
32. Эльконин Д.Б. Психология игры. – Москва, 1986.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица диагностики сенсорного развития у детей раннего возраста в контрольной группе констатирующий эксперимент
Имя ребенка | диагностики |
итог | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
1.Антон 2.Гермен 3.Маша 4.Юля 5.Стас 6.Карина 7.Сейдамет 8.Лейла 9.Олег 10.Лида 11.Максим 12.Оля | У Д С Д Д С Д С С У У С | У В С Д В С Д Д С С У С | Н В Д С В Д С Д С С У С | У В С С В С Д С У С С У | У В Д Д В С Д Д С С С С | С Д С Д В У Д С С С У С | У В С Д В С В В Н Н Н У | У В С Д В С Д Д С С У С |
Высокий уровень – 16% - 2 человека
Достаточный уровень – 25% - 3 человека
Средний уровень – 43% - 5 человека
Удовлетворительный уровень – 16% - 2 человека
Низкий уровень – не наблюдается
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица диагностики сенсорного развития у детей раннего возраста в экспериментальной группе констатирующий эксперимент
Имя ребенка | диагностики |
итог | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
1.Аня 2.Давид 3.Денис 4.Юля 5.Эмине 6.Карина 7.Эдем 8.Соня 9.Олег 10.Теслиме 11.Настя 12.Вова | Н С С У У Д С У Д Д У Н | У Д С Н У С С Н Д В У У | Н Д Д Н Н С У Н Д В Н У | Н Д Н Н У С У У В Д У Н | У В Д Н У С У Н Д Д У Н | Н Д С У Н У Н Н С Д Н Н | Н Д С Н У С У Н Д Д У Н | Н Д С Н У С У Н Д Д У Н |
Высокий уровень – не наблюдается
Достаточный уровень – 25% - 3 человека
Средний уровень – 16% - 2 человека
Удовлетворительный уровень – 25% - 3 человека
Низкий уровень – 34% - 4 человека
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ЗАНЯТИЕ №1
Дидактическая игра «Огоньки разные: синие, зеленые, желтые, красные»
Цель: упражнять детей в различении и назывании основного цвета предмета (красного, зеленого, желтого и синего), в узнавании цвета по образцу. Учить соотносить название цвета с предметом, ритмично наносить на темный фон бумаги мазки контрастных цветов,
Словарь: фонарик, огонек, зажги, здесь, там.
Материал: фонарики из бумаги четырех основных цветов (сделанные по типу елочных игрушек), разложенные в разных местах групповой комнаты, мольберт с большим листом бумаги темного цвета, краски (красная, желтая, зеленая, синяя), кисти.
Методика проведения. Воспитатель показывает детям коробку и говорит: «Посмотрите, что лежит в коробке. Это фонарик. Какого цвета фонарик? Что еще есть в коробке? (Показывает.) А вот еще фонарик. Назовите его цвет. (Достает все фонарики.) Давайте поиграем с фонариками, будем их прятать, а потом находить. Кто найдет фонарик, тот и возьмет его себе, подойдет ко мне и назовет какого он цвета. Брать нужно только один фонарик. Будут искать их Саша, Вова, Оля». Воспитатель прячет фонарики. Дети находят их, берут по одному и подходят к воспитателю. Речевые упражнения. Вопросы: Где нашел фонарик? Какого он цвета? Какого цвета фонарик у Вовы? Назови, у кого такой же фонарик, как у тебя. Воспитатель: «Мы нашли много-много цветных фонариков, все они разные: синие, красные, зеленые, желтые. Поднимем их вверх — как будто зажигаем огоньки. Появилось много огоньков красных, синих, зеленых, желтых. Стало светло. Теперь опустим фонарики. Потухли огоньки».
Сенсорные упражнения. Воспитатель обращается к ребенку: «Вова, подними красный фонарик, пусть все дети, у кого красный фонарик, поднимут их вверх. Теперь загорается синий фонарик!» Так зажигают фонарики всех цветов, потом дети опускают руки вниз — фонарики «гаснут». Воспитатель подходит к мольберту, обращает внимание детей на темный лист бумаги и говорит: «Ничего не видно, нет ни одного огонька. Сейчас будем зажигать фонарики, будет много огоньков, станет светлее». Предлагает зажечь огоньки. Ребенок подходит к мольберту и наносит кистью «огонек» мазком на листе бумаги.
ЗАНЯТИЕ №2
Дидактическая игра «Угадай, сколько» Цель: научить детей различать и называть предметы, группировать одинаковые предметы и определять их количество словом «много».
Словарь: сколько, много.
Материал: коробка с матрешками (5—6 штук), салфетка.
Методика проведения. Воспитатель ставит на стол накрытую салфеткой коробку и сообщает: «Кто к нам пришел! Посмотрите! (Показывает матрешек в коробке.) Правильно, матрешки. (Начинает по одной вынимать из коробки.) Матрешка пришла, и еще матрешка пришла, и еще матрешки, и еще красивая матрешка, и вот еще матрешка! Кто пришел? Сколько матрешек? Вот сколько (показывает рукой па всех матрешек). Покажи, Оля, матрешек. Теперь Вова покажет. Все покажите пальчиком матрешек». Воспитатель показывает на каждую из них и говорит: «Вот матрешка, вот, вот. Вот сколько! Сколько матрешек? Да, много матрешек. Скажи, Оля: много матрешек». Воспитатель предлагает детям поставить матрешек в коробку и говорит: «Возьми, Таня, матрешку, поставь ее в коробку, еще одну возьми. Сколько матрешек а коробке? Много матрешек поставили в коробку».
Сенсорные упражнения. Воспитатель предлагает каждому ребенку трехместную матрешку. Нужно раскрыть ее и поставить матрешек в ряд, сказать: много матрешек. Потом собрать их всех и поставить на полку. Сколько матрешек на полке? Много.
ЗАНЯТИЕ№3
Раскладывание различных по цвету предметов на две группы
Цель: учить детей группировать однородные предметы, резко отличающиеся по цвету (красный - синий, желтый - черный, оранжевый - фиолетовый, зеленый - белый).
Словарь: такой, одинаковый, разный.
Материал: шарики восьми цветовых тонов.
Методика проведения. Воспитатель обращается к детям и говорит, что скоро будет праздник, красивыми гирляндами они будут украшать группу. Воспитатель показывает гирлянду и поясняет, что на ней много разноцветных шариков: красных, оранжевых, желтых, зеленых, фиолетовых, черных, белых. В коробке у нее такие же шарики (они перемешаны произвольно). Затем вынимает из коробки шарик красного цвета и кладет его водну сторону, синего - в другую. Показав детям желтый шарик, спрашивает: «Где лежит шарик желтого цвета, куда положить еще один?» Затем прикладывает к желтому черный и говорит: «Шарики разные, этот желтый, а этот черный, а теперь положу желтый к желтому, вот они и одинаковые». Воспитатель берет из коробки оранжевый шарик и предлагает ребенку найти такой же, отметить, что они одинаковые, затем приложить к оранжевому фиолетовый - шарики разные. Так несколько раз дети подбирают одинаковые шарики, затем с помощью воспитателя - разные, резко контрастные по цвету.
Сенсорные упражнения. Воспитатель предлагает детям самим подобрать шарики одинакового, затем разного цвета и в разнообразных сочетаниях. Для этого ребенок должен подойти к фланелеграфу, взять из коробочки плоскостной шарик, приложить его к яркой нитке: рядом с красным шариком приложить синий, с синим - желтый, с желтым - черный и т. д. «Правильно разложили шарики. Шариков много, но все они разные» или «Красивая гирлянда из красных и синих шариков».
ЗАНЯТИЕ №4
Дидактическое упражнение «Подбери шарики по цвету»
Цель: учить различать и называть зеленый цвет. Упражнять в выборе одного цвета из трех.
Словарь: один, много.
Материал: одна зеленая коробка с красными, синими и зелеными шариками; коробочки белые, оранжевые, фиолетовые (количество их вдвое больше, чем количество детей).
Методика проведения. Лошадка в тележке привозит большую зеленую коробку и много маленьких. Воспитатель раздает детям по две коробки. Затем раскрывает большую коробку и показывает малышам много разных шариков: «Посмотрите, дети, у меня в руке зеленый шарик. Давайте скажем: зеленый. Это зеленый шарик. Подойди, Оля, возьми у меня из коробки зеленый шарик, положи его к себе в маленькую коробочку, теперь подойди, Нина, и возьми красный шарик, положи в свою коробочку. Какого цвета у тебя шарик? Правильно, красного. А коробочка? Найди еще зеленый шарик и положи его в другую коробку. Какие еще шарики остались в коробке? Какого цвета коробка?» (Шарики синие, коробка зеленая.) Задание повторяется, но теперь уже в зеленой коробке остаются только зеленые шарики. Дети называют: «Зеленая коробка, зеленые шарики».
Сенсорные упражнения. Воспитатель предлагает ребенку выбрать из трех цветов один и опустить его в коробку с круглым отверстием. «В красную коробку опустил зеленый шарик», «Шарик круглый, отверстие круглое, шарик зеленого цвета, а коробка красная», «Шарик зеленого цвета, а коробка синяя», «Шарик зеленого цвета, коробка тоже зеленая». По ходу занятия воспитатель поощряет детей за правильные ответы и действия.
ЗАНЯТИЕ №5
Дидактическая игра «Цветные бантики»
Цель: учить детей группировать близкие по цветовому сочетанию предметы (красный - оранжевый, синий - фиолетовый), продолжать формировать представления о цвете.
Словарь: оранжевый, фиолетовый, привязать, найти.
Материал: банты четырех цветов (красного, оранжевого, синего, фиолетового), куклы в платьях такого же цвета.
Методика проведения. Воспитатель показывает детям сидящих на столе кукол, предлагает посмотреть, как они одеты: «Сегодня мы с вами будем одевать кукол в нарядную одежду. Посмотрите на эту куклу. Какого цвета у нее платье? Правильно, красного. Для кукол у меня в коробке лежат банты. Каждой кукле нужно подобрать бантик такого цвета, как и платье. К красному платью подобрать красный бантик, к синему - синий, к фиолетовому - фиолетовый и т. д. Посмотрите, как это делается». Воспитатель прикладывает к платью куклы соответствующего цвета бантик. Объясняет детям, что банты подобраны правильно и их можно завязать. Предлагает: «Подойди, Саша, подбери к платью куклы такой же бант». Если ребенок неправильно выполняет задание (например, к оранжевому платью прикладывает красный бант, к синему - фиолетовый), то воспитатель объясняет, что бант подобран неправильно и кукла не хочет его завязывать.
Сенсорные упражнения. Каждому ребенку можно предложить четыре куклы, вырезанные из картона, и цветные бантики. Если ребенок затрудняется правильно выполнить задание, воспитатель сам подбирает и «привязывает» по два бантика кукле, а остальные бантики предлагает найти и «привязать» самостоятельно.
При повторном проведении занятия можно предложить детям подобрать куклам соответствующего цвета корзинки, чашечки.
ЗАНЯТИЕ №6
Дидактическое упражнение «Догони шар, кубик» Цель: учить соотносить формы предметов различной величины (большой, маленький), вкладывать в отверстия шар и куб, кольцо и квадрат,
Словарь: вложи, опусти, квадрат, кольцо.
Материал: корзинка с цветными формами, яркая коробка с отверстиями соответствующих форм (квадрат, круг). Кубик и кольцо прячутся, а шарик их «догоняет».
Методика проведения. Воспитатель обращает внимание на форму предметов, которые лежат в корзинке, уточняет, как с ними можно играть. Проводится обследование форм, закрепляется название цвета. Воспитатель предлагает найти на цветной коробке такое же по форме отверстие, как шарик. «У шарика круглое окошко, у кубика - квадратное. Наши формы - куб, шарик и кольцо - будут играть в догонялки, каждый из них может спрятаться только в своем окошке: шарик в круглом окошке, кубик в квадратном, кольцо в своем большом, круглом окошке. Побежало кольцо в свое окошко и спряталось. Нет кольца. Теперь прячется кубик, спрятался, шарик побежал догонять, подкатился к круглому окошку, прыг, спрятался. Догнал кубик, а кубик - кольцо».
ЗАНЯТИЕ №7
Дорожки широкие и узкие из кирпичиков
Цель: закреплять умение детей строить широкие и узкие дорожки, раскладывая кирпичики на столе длинной стороной друг к другу, а также используя различные способы их соединения в зависимости от назначения дорожки. Продолжать учить играть с постройкой. Активизировать употребление в речи слов, определяющих величину и название строительных деталей.
Словарь: дорожка узкая, длинная, широкая.
Материал: кирпичики (один набор на стол), большие и маленькие машины, матрешки.
Методика проведения. Воспитатель говорит: «Дети, у вас на столе стоят машины. Они большие и маленькие. Для них нужно построить дорогу. Что мы строили в прошлый раз? Какие дорожки строили для кукол? Внимательно посмотрите на машинки и скажите: одинаковой ли они величины? Скажи, Саша, какую дорогу нужно построить для твоей большой машины? Какую дорогу по ширине нужно построить для маленькой машины? Из чего будем строить? Как можно построить узкую дорогу?» Дети отвечают, воспитатель помогает малышам ответить на вопросы. Воспитатель: «Дети, постройте на столе разные дорожки для машины: и узкие, и широкие. Строить можно по-разному, в зависимости от того, как располагать кирпичики».
Сенсорные упражнения. Обследование образца постройки — широкой и узкой дорожки. Самостоятельное выполнение заданий детьми на основе прошлого опыта. По ходу выполнения задания воспитатель фиксирует внимание на последовательности действий, прочности соединения кирпичиков. Обыгрывание постройки транспортными игрушками малых форм.
ЗАНЯТИЕ №8
Постройка по замыслу
Цель: учить детей самостоятельно строить уже знакомые постройки па основе ранее усвоенных действий. Доводить начатое до конца, уметь связно рассказать о выполненной постройке.
Материал: образцы построенных дорожек (широких и узких, трамвайной линии и железной дороги), транспортные игрушки, сюжетные фигурки.
Методика проведения. Воспитатель говорит: «Дети, у меня на столе построены разные дорожки: для машин, матрешки, трамваев, электровоза. Каждый сам может построить какую-нибудь дорожку или линию. А когда выполните задание, нужно будет рассказать, что построено».
Сенсорное упражнение. Каждый строит самостоятельно. Воспитатель контролирует соответствие построек замыслу детей, аккуратность выполнения задания. В конце занятия спрашивает; «Что построили? Из каких деталей строили? Как сделали широкую дорожку? Для кого предназначена узкая дорожка? Кто построил трамвайную линию? Для чего? На что похожи трамвайные рельсы? (На две узкие дорожки.)
На каком расстоянии расположены рельсы друг от друга? (Воспитатель уточняет: кирпичики надо ставить так, чтобы между рельсами сохранялось одинаковое расстояние.) Возьмите все кирпичики и покажите на них узкую короткую сторону, а затем длинную. С какой игрушкой хочешь играть?» Обыгрывание построек. Складывание строительных деталей в коробки.
ЗАНЯТИЕ №9
Постройка ворот с применением различных деталей
Цель: сформировать представления детей о том, что ворота могут быть разной конструкции. Научить планировать постройку на плоскости стола. Упражнять в самостоятельном выборе способа постройки, учить украшать свою постройку, используя образец.
Словарь: столбы, перекрытия.
Материал: три образца ворот, разнообразные игрушки, наборы строительного материала.
Методика проведения. Воспитатель показывает детям несколько ворот, из изготовленных из картона, различной величины. Обращает внимание на общую их форму, затем показывает ворота, построенные на столе. Обследование образца. Затем обращается к детям: «Одинаковые ли у меня ворота? Чем они отличаются? Из каких деталей построены первые ворота? Посмотрите на эти ворота и скажите, какие у них общие детали. (Столбы есть у всех ворот.) Из одинаковых ли деталей изготовлены столбы? (У одних ворот они сделаны из кирпичиков, у других - из кубиков, у третьих-основание из кирпичиков, а столбы из трех кубиков; перекрытие из длинной пластины.) Посмотрите, как я украсила ворота: на перекладину первых ворот я поставила кубик, вторых - призму, на третьи ворота с обеих сторон перекладины поставила по одному красному кубику. Сейчас каждый из вас будет строить ворота для куколок, птички, машины. Ворота должны быть прочными, устойчивыми, поэтому кубики следует плотно прикладывать друг к другу». Воспитатель спрашивает у детей, какие ворота они будут строить, из каких деталей.
Сенсорные упражнения. Закрепить представления, о форме строительных деталей, учить правильно отбирать детали для одного из вариантов ворот, контролировать качество прикладывания кубиков и кирпичиков друг к другу. Использовать дополнительные детали.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Таблица диагностики сенсорного развития у детей раннего возраста в контрольной группе контрольный эксперимент
Имя ребенка | диагностики |
итог | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
1.Антон 2.Гермен 3.Маша 4.Юля 5.Стас 6.Карина 7.Сейдамет 8.Лейла 9.Олег 10.Лида 11.Максим 12.Оля | С Д Д В Д С В Д Д В У С | С В Д Д В С В Д Д Д У С | У В Д Д В Д Д Д С Д У С | С В В С В С В С У Д С У | С В Д Д В С В Д С С С С | С Д С Д В У Д С С С У С | У В С Д В С В В У У Н У | С В Д Д В С В Д С Д У С |
Высокий уровень – 25% - 3 человека
Достаточный уровень – 34% - 4 человека
Средний уровень – 34% - 4 человека
Удовлетворительный уровень – 1% - 1 человека
Низкий уровень – не наблюдается
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Таблица диагностики сенсорного развития у детей раннего возраста в экспериментальной группе контрольный эксперимент
Имя ребенка | диагностики |
итог | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
1.Аня 2.Давид 3.Денис 4.Юля 5.Эмине 6.Карина 7.Эдем 8.Соня 9.Олег 10.Теслиме 11.Настя 12.Вова | Д В В Д Д Д Д С В В С У | Д В В Д Д В Д У В В С У | Д В В Д Д Д В С Д В У У | В Д В С В С С С В Д С У | Д В Д В Д Д Д С В В С У | С В В С С В Д Д В В С Н | Д Д Д д С В С С Д Д У Н | Д В В Д С Д Д С В В С У |
Высокий уровень – 34% - 4 человека
Достаточный уровень –34% - 4 человека
Средний уровень – 25% - 3 человека
Удовлетворительный уровень – 7% - 1 человека
Низкий уровень – не наблюдается
ПРИЛОЖЕНИЕ Е