Тема 8. Учение об исках

Изучение данного раздела курса следует начать с понятия осуществления права; надо уметь назвать границы осуществления права, определенные Гаем, показать, допускалась ли возможность принуждения субъекта к использованию им своего права.

Затем следует перейти к формам защиты прав и последовательно разобраться с вопросом о развитии этих форм от самоуправства до государственной защиты прав. Надо иметь четкое представление о том, какие органы в Древнем Риме осуществляли защиту прав граждан, какова была их структура и порядок формирования деятельности.

Большое внимание должно быть уделено вопросу об исках. Следует уяснить, почему римское право называют системой исков, какую роль иски играли в развитии права. Надо знать определение иска, данного в Дигестах, уметь назвать отдельные виды исков, определив сущность каждого вида.

Студенты должны иметь четкое представление о формуле иска, знать, из каких частей она состоит, какие положения формулы являются обязательными, а какие могут быть включены в нее дополнительно.

Необходимо знать, что следовало за признанием иска, каким образом ответчик мог оспорить предъявленный ему иск. Надо уметь объяснить, что такое exceptio, какую роль она играла, какие виды эксцепции были известны римскому праву.

Надо тщательным образом изучить вопрос о том, какие виды судебных процессов существовали в Риме, в чем принципиальное различие между ними. Следует знать стадии процесса.

Существенным является вопрос о роли претора и судьи в процессе. При этом надо отметить, каким образом меняется значение каждого из них при переходе от легисакционного к формулярному процессу.

Следует обратить внимание на особенности когниционного производства, отметив при этом, что переход к нему обусловлен всей совокупностью изменений государственного строя в Риме.

При изучении данного раздела курса студенты должны обратить внимание на денежный характер принуждения, уметь объяснить, каким образом исполнялось решение. Надо знать, что такое реституция и когда она имела место, в чем заключалось ее действие. Надо иметь представление о допущении представительства в процессе.

Довольно непростым является вопрос об исковой давности. При этом надо помнить, что римское право не знало исковой давности в современном понятии, т.е. истечения определенного времени, погашающего возможность процессуальной защиты. Однако римские юристы известное внимание уделяли времени в праве. При рассмотрении дела и претор, и судья учитывали факт длительного молчания истца. Кроме того, для некоторых исков существовали законные сроки, определяющие, что само право действует в течение определенного срока времени. Все это побуждало к активной деятельности участников правоотношений. Помимо этого, студенты должны иметь представление о положении истца и ответчика в процессе, их правах и обязанностях.

 

Контрольные вопросы

1. Какова причина деления ординарного процесса на две стадии?

2. Чем различались стадии легисакционного и формулярного процессов?

3. Что такое литисконтестация и какова ее процессуальная роль?

4. Что такое реституция? Когда она применялась?

5. Чем различаются цивильные и преторские иски?

6. Чем отличалась эксцепция от простого отрицания иска?

7. Чем отличался законный срок от исковой давности?

8. Чем отличался когниционный процесс от формулярного?

Терминологический минимум


legis actio

litis contestatio

in iure

apud iudicem

adiudicatio

intencio

condemnatio certa /incerta

pluris petitio re /tempore /loco /causa

praescriptio

exceptio




Задачи

1. Некий гражданин получил с другого деньги за проданного тому быка. Но бык вскоре сдох, объевшись зерна. Против продавца был возбужден иск о продаже больного животного. Но, ожидая все откладывавшегося заседания суда, стороны заключили мировую сделку. Однако когда подошел срок заседания суда, истец потребовал явки ответчика. Правомерно ли он поступил? Каким средством защититься ответчику? Как отнесется претор к заявлению истца?

2. Некий гражданин неоднократно просил своего должника об уплате долга в размере 100 сестерцией. Тот каждый раз уклонялся, но однажды сказал: "Хорошо, я заплачу, но сначала дай мне клятву, что ты никогда больше не будешь с этим приставать ко мне". Кредитор поклялся, но тот долга так и не вернул. Сложилась ситуация: если кредитор будет молчать – он не получит своих денег, если он обратится к претору – то нарушит клятву. Что бы посоветовал в этом случае претор?

3. Император Марк Аврелий запретил истцам принуждать ответчиков являться в суд во время жатвы или сбора урожая. Некий презид провинции распорядился о вызове сторон в суд по поводу права собственности на только что собранный виноград, а когда они не явились, вынес решение в пользу истца. Правильно ли он поступил? Были ли у него основания нарушить утвержденное сенатом распоряжение принцепса? Правильно ли поступили стороны, не явившись по требованию презида?

4. В диалоге Цицерона “Об ораторе” описывается случай, когда адвокат истца упорно добивался разрешения претора на завышенную сумму иска, а адвокат ответчика, напротив, стремился всячески снизить сумму искового требования. Цицерон назвал действия обеих сторон как безграмотные. Почему?

5. Некий ремесленник Марк договорился с Квинтом Серторием, а потом с Гнеем Помпеем о продаже принадлежавшей ему скульптуры. Он получил деньги с обоих, но скульптуру передал Гнею Помпею, ничего не знавшему о существовании Квинта Сертория. Серторий предъявил виндикационный иск против Помпея с целью истребования вещи. Правомерен ли этот иск?

6. В правление императора Юстиниана Виктор Полиэн передал Корнелию Ставру принадлежащий ему дом в аренду на два года. После этого он в составе посольства отбыл за границу, где пробыл 10 лет. На обратном пути Виктор Полиэн был захвачен пиратами и был выкуплен агентами правительства еще через 25 лет. Корнелий Ставр отказался отдать ему дом, ссылаясь на срок давности владения. Может ли Полиэн подать иск против него?

7. Под угрозой расправы некто Вителлий написал Макру расписку с обязательством уплатить ему 5000 сестерциев, но не сделал этого. Макр подал в суд. Вителлий отрицал то, что им было принято на себя какое-то обязательство и, следовательно, правомерность самого иска. Он проиграл формулярный процесс и был присужден к уплате. Почему?

8. Во время участия Квинкция Цинцината в войне с этрусками его сосед Марций Кориолан унес с его участка несколько бревен для постройки сарая. Вернувшийся Цинцинат обратился в суд и предъявил иск об уплате ему двойной стоимости бревен, украденных соседом. Излагая дело на первой стадии легисакционного процесса, он сослался на закон 12 таблиц о компенсации в двойном размере в случае кражи жердей для подобных целей и проиграл процесс. Почему?

9. Некий гражданин требует от соседа, чтобы тот немедленно прогнал свой скот с принадлежащего ему ячменного поля. В ответ сосед потребовал, чтобы гражданин немедленно отремонтировал его забор, поврежденный его овцами, из-за чего скот и проник на ячменное поле. Оба обратились за содействием к претору. Могут ли они требовать иска или интердикта? Какого?

10. Сильный ветер, сорвав с крыши черепицу, увлек ее на соседский двор, где ею была убита овца. Возможен ли иск к хозяину черепицы? Если возможен, то какой – вещный или личный? О чем иск? Каким образом будет исчислена его сумма? Составьте формулу иска, выделив интенцию и кондемнацию.

 


Контрольные работы:

Контрольные работы по курсу «Римское право» предназначены для выполнения студентами заочного отделений, с целью закрепления пройденного материала, а также самостоятельной работе студентов и ее проверке. Пособие содержит десять вариантов контрольной работы, которые выбираются в соответствии с начальной буквой фамилии студента (или по указанию преподавателя).

А, Б, В №1

Г, Д, Е №2

Ж, З, И, Й №3

К, Л №4

М, Н, О №5

П, Р №6

С, Т, У №7

Ф, Х, Ц №8

Ч, Ш, Щ №9

Э, Ю, Я №10

Каждый вариант задания состоит из 8 вопросов и задач. Вопросы составлены в соответствии с программой курса и предполагают знакомство со всем курсом «Римске право». Для успешного ответа на поставленные вопросы и задачи необходимо проработать учебные руководства по предмету, а также обратиться к источникам. Решая задачу, студент должен дать юридическую оценку описанного в задании случая, при этом выбирая только юридически значимые детали и условия, влияющие на решение казуса; подобрать норму римского права, в соответствии с которой решается казус; сослаться на источник, сформулировать и обосновать решение (учитывая, что решений, в зависимости от толкования отдельных деталей, может быть несколько). Студенту следует ответить на вопросы, решить задачи в письменном виде и сдать работу на проверку преподавателю по крайней мере за две недели до сессии. Студенты, не представившие работы или получившие за них неудовлетворительные оценки, к экзамену не допускаются как не выполнившие учебный план. Ответ должен быть точным, кратким (общий объем работы не должен превышать 12 печатных или рукописных листов), содержать точную ссылку на используемый источник (учебник, монографию, статью или произведение римского юриста с указанием выходных данных издания и страниц), написанным (или напечатанным) разборчиво и грамотно.

 

Варианты заданий:


Вариант I

1. Что такое закон? Чем он отличается от плебисцита? Классификация законов?

2. Какими способами может быть изменена правоспособность лица?

3. В чем отличие adrogatio от adoptio?

4. Приведите пример неделимой бестелесной вещи. Возможно ли владение бестелесными вещами?

5. Что такое легат?

6. Как классифицировались контракты в римском праве? Приведите примеры каждого типа контрактов.

7. Охарактеризуйте договоры займа и ссуды? Чем отличается заем от ссуды?

8. Какие случаи “превышения требования” рассматривались римскими юристами?

 

Решите задачу № 1 к темам 3-8.

--------------------------------------------------------------------------------

Вариант II

1. Что такое постоянный эдикт? Чем он отличается от edictum tralaticium и repentinum?

2. В чем отличие физического лица от юридического (universitas)?

3. Как исчисляются степени агнатического и когнатического родства? Кто такой “ближайший агнат”?

4. Что такое как бы владение (quasi possessio)? Что такое владение “одной волей” (solo animo)?

5. Кто такой postum? Как охраняются его права римским правом?

6. Что такое новация обязательства? Приведите примеры?

7. Для каких целей применялась стипуляция? Каких она была видов?

8. Из каких основных и дополнительных элементов состояла формула иска в формулярном процессе? Что такое определенная и неопределенная кондемнация?

 

Решите задачу № 2 к темам 3-8.

--------------------------------------------------------------------------------

 

Вариант III

1. Что вы понимаете под системой римского права?

2. Как различается правоспособность различных категорий иностранцев (peregrini)?

3. Что такое patria potestas? Чем и как она ограничивалась?

4. Что такое «наследственная масса» и что в нее включается?

5. Как классифицировались права на чужие вещи в римском праве?

6. Как прекращается обязательство? В каких случаях предусматривается возможность замены исполнения?

7. Что такое литтеральный контракт? Какие формы он имел в римском праве?

8. Какие формы легисакционного процесса вы знаете? Опишите legis actio sacramento in rem.

 

Решите задачу № 3 к темам 3-8.

--------------------------------------------------------------------------------

 

Вариант IV

1. Почему римляне называли свое право квиритским? Чем оно отличается от ius gentium?

2. Какие права характеризуют status civitatis?

3. В чем специфика правового положения женщины в римском обществе?

4. Что есть универсальное преемство? Каков порядок наследования по римскому праву?

5. Что такое сервитут? Как устанавливались и каким образом прекращались земельные сервитуты?

6. Какие реальные гарантии исполнения обязательств предусматривались в римском праве?

7. Дайте краткую характеристику реальному контракту. Какие контракты относились к этому типу? Кто несет риск случайной гибели вещи в различных контрактах реального типа?

8. Как классифицировались иски в римском праве? Чем вещный иск отличается от личного? Приведите примеры.

 

Решите задачу № 4 к темам 3-8.

--------------------------------------------------------------------------------

 

Вариант V

1. Каково соотношение ius civile, naturale и gentium?

2. Охарактеризуйте правовое положение вольноотпущенников?

3. Кто может быть назначен опекуном по завещанию? Какова ответственность опекуна перед опекаемым?

4. Что такое законный брак? Какие причины могут воспрепятствовать заключению брачного союза?

5. Что является частью вещи? Каков ее правовой режим? Как вы полагаете, является ли пьедестал частью или принадлежностью статуи?

6. Что такое негаторный иск? Для чего он применялся?

7.  Что такое вина? Какие виды вины сформулированы римскими юристами?

8. Чем договор купли-продажи отличается от договора мены? В чем состоит консенсуальный характер договора купли-продажи?

 

Решите задачу 5 к темам 3-8.

--------------------------------------------------------------------------------

 

Вариант VI

1. Каковы причины появления кодификации Юстиниана? Из чего состоит Corpus iuris civilis?

2. В чем принципиальное различие институтов опеки и попечительства? Кто такие законные опекуны?

3. Что такое конкубинат? Чем он отличается от законного брака?

4. Что такое фидеикомиссарное наследство?

5. Какими законными способами устанавливался и прекращался личный сервитут (ususfructus)?

6. Является ли секвестор владельцем сданной ему на хранение вещи? Получает ли он владельческую защиту?

7. Охарактеризуйте формы и виды виндикационных исков, известных римскому праву.

8. Кто несет риск случайной гибели вещи при договоре купли-продажи? Что такое фидуциарный договор? Для чего он применялся?

 

Решите задачу № 6 к темам 3-8.

--------------------------------------------------------------------------------

 

Вариант VII

1. Что вы понимаете под рецепцией? Каковы ее основные этапы и значение?

2. Каким способом подвластный сын мог освободиться из под власти отца? 

3. В чем специфика личного и имущественного положения прикрепленного к земле крестьянина (colonus)?

4. Каков порядок наследования по преторскому праву?

5. Какие вещи относились к res mancipi? Чем примечателен их правовой статус?

6. Какие причины могут привести к невозможности исполнения обязательства? Какую ответственность несет должник за неисполнение обязательства?

7. Как систематизировались безымянные контракты? Чем контракт отличается от пакта?

8. В чем отличие экстраординарного процесса от формулярного?

 

Решите задачу № 7 к темам 3-8.

--------------------------------------------------------------------------------

 

Вариант VIII

1. Назовите основные периоды развития и эволюции римского права. Определите критерии разделения, основные черты каждого?

2. Если коллегия, истощив собственные средства, возьмет заем, но не сможет расплатиться в срок, может ли кредитор обратить взыскание на имущество отдельных членов коллегии?

3. Что такое persona? Может ли человек иметь одновременно несколько personae? Приведите примеры?

4. Охарактеризуйте три формы перехода жены во власть мужа (conventio in manum mariti).

5. Каков порядок наследования по закону?

6. Что такое прекарное владение? Защищается ли такое владение?

7. Что такое альтернативное обязательство? Приведите примеры. Что такое неделимое обязательство? В чем различие солидарного и кумулятивного исполнения обязательства?

8. Что такое обязательство «как бы из контракта»? Приведите примеры.

 

Решите задачу № 8 к темам 3-8. 

--------------------------------------------------------------------------------

 

Вариант IX

1. Что такое сенатусконсульты? Какое значение они имели в республиканскую и императорскую эпоху?

2. Какими способами возможно законное отпущение раба на волю? Были ли ограничения на отпущение рабов? Если были, то какие и чем они обусловлены?

3. Что такое лагерный пекулий? Может ли paterfamilias расплатиться за свои долги из лагерного пекулия подвластного?

4. Какие основные и необходимые элементы должно иметь завещание для того, чтобы быть действительным? Какие дополнительные части оно содержало?

5. Какими способами защищается владение? Что такое и для чего применяется Публицианов иск? Возможна ли временная собственность?

6. Охарактеризуйте основные обязательства из деликтов, известные римскому праву. Что такое кража пользования?

7. Как систематизировались сделки в римском праве? Как оценивается форма волеизлияния? Важна ли мотивация для квалификации юридической сделки?

8. Чем отличаются цивильные и преторские иски?

 

Решите задачу № 9 к темам 3-8.

 --------------------------------------------------------------------------------

 

Вариант X

1. Какие кодификации предпринимались до Юстиниана? Дайте их характеристику.

2. Каким способом и в каких случаях расторгался брак?

3. Что такое наследование «вопреки завещанию»?

4. Какими способами приобретается и утрачивается владение?

5. Облагалась ли в римском праве собственность налогом? Каким образом и почему?

6. Как классифицировались и защищались в римском праве права на чужие вещи?

7. Дайте определение понятию «обязательство»? Из каких источников возникали и как классифицировались обязательства в римском праве? Что такое обязательство «как бы из деликта»?

8. Что такое литисконтестация и какова ее процессуальная роль?

 

Решите задачу № 10 к темам 3-8.

--------------------------------------------------------------------------------

 


ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ для ЗФО

И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К НЕМУ

 

Основная задача семинарских занятий – научить студентов самостоятельному мышлению. Римское право здесь не исключение. Семинар необходим, чтобы студенты получили навыки самостоятельного анализа юридического материала, научились ориентироваться в источниковедческом и историографическом материале, получили навыки разбора юридической казуистики, изучили необходимую латинскую юридическую терминологию.

Материал занятия включает вопросы для коллективного обсуждения. И кроме того, контрольные вопросы, обязательную литературу, задачи и терминологический словарь. Семинар предполагает как коллективное устное обсуждение поставленных вопросов, так и выполнение письменных индивидуальных и коллективных заданий. В письменной форме проверяется знание терминологии и контрольных вопросов, а также умение анализировать юридические казусы (задачи). Поэтому дома студент должен внимательно прочитать учебник, подготовив ответы на основные и контрольные вопросы; подумать над решением задач, приведенных после темы. Чтобы решить задачи, не всегда достаточно знания только учебника. Важно непосредственно обратиться к источнику. Именно работа с источником должна стать основной в ходе семинарского занятия. Поэтому помимо материала учебника необходимо проанализировать материал источников, предлагаемых в списке обязательной литературы. Делать это необходимо заранее, поскольку, к сожалению, библиотека университета не имеет достаточного количества изданий источников, необходимых для работы в классе.

1. Сущность происхождения обязательств

2. Предмет обязательств

3. Исполнение обязательств: место, время, просрочка и ее юридические последствия

4. Обеспечение обязательств

5. Обязательства из договоров

– nexum

– вербальные контракты

– литеральные договоры

– реальные договоры

– консенсуальные договоры

– безымянные контракты

6. Обязательства «как бы из договора»

7. Обязательства из деликтов

8. Квазиделикты

 

Вопросы к экзамену для ОЗО:

1. Система римского права

2. Источники римского права классического периода

3. Законы 12 таблиц: их место и значение в развитии римского права

4. Развитие юриспруденции в предклассическую и классическую эпохи

5. Кодификация Юстиниана

6. Понятия «право- и дееспособность» в римском праве

7. Правовой статус рабов

8. Правовой статус вольноотпущенников

9. Правовой статус римских граждан

10. Правовой статус латинов и перегринов

11. Деление лиц по семейному статусу

12. Понятие и формы брака

13. Правовое положение римской женщины в римском праве

14. Отцовская власть и правовое положение детей

15. Опека и попечительство в римском праве

16. Понятие вещи и деление вещей

17. Понятие и виды владения. Приобретение, защита и утрата владения

18. Характеристика права собственности

19. Понятие и виды сервитутов

20. Суперфиций и эмфитевсис

21. Наследование по завещанию

22. Наследование по закону

23. Легаты и фидеикомиссы

24. Понятие обязательств и его виды

25. Исполнение обязательства: место, время и просрочка

26. Стороны в обязательстве. Виды обеспечения обязательств

27. Понятие и виды договоров

28. Вербальные и литтеральные договоры

29. Договоры займа и ссуды

30. Договор купли-продажи

31. Договоры найма и подряда

32. Договор поручения и товарищества

33. Договоры хранения (поклажи) и заклада

34. Обязательства из квазиконтрактов и квазиделиктов

35. Основные виды деликтов

36. Пакты: понятие и виды

37. Иски: понятие и виды

38. Легисакционный процесс

39. Формулярный процесс

40. Экстраординарный процесс

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: