Роль финансов в распределении и перераспределении ВВП

Распределительная функция осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения.

Субъектами распределения на микроуровне выступают юр. и физ. лица, на макроуровне — гос-во. Объектами распределения служат ВВП и НД в денежной форме. С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости (на микроуровне) и перераспределение этой стоимости (на макроуровне).

Распред-ная функция охватывает три ступени:

1) формирование фондов денеж. средств. На микроуровне создаются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необходимые для кругооборота капитала, и денеж. средства домохозяйств, а на макроуровне — централизованные средства гос-ва;

2) распределение денеж. фондов через финансовые инструменты. На микроуровне образуются обособленные фонды предприятия (уставный, оплаты труда, амортизации) и домашнего хозяйства для конкретного потребления; на макроуровне возникают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;

3) использование денеж. фондов призвано обеспечить на микроуровне расширенное производство и существование отдельных членов общества, на макроуровне — улучшение народнохозяйственных пропорций, общегосу-ных потребностей страны.

При первичном распределении на микроуровне возникают основные, или первичные, доходы. В сфере материального производства к первичным доходам относятся:

1) прибыль предприятий;

2) отчисления в соц., внебюджетные фонды;

3) доходы работающих.

Первичное распределение продолжается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных, или производных, доходов.

Перераспределительный процесс ВВП и НД осуществляется через финансы. При этом используются такие инструменты, как расходы, налоги, кредит, цены. В результате перераспределения формируются общегос-ные фонды — бюджеты всех уровней и внебюджетные соц. фонды. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, д. обеспечить лиц, не занятых в сфере материального производства или вообще не участвующих (не имеющих возможности участвовать) в трудовом процессе.

Т. о. распределительная функция финансов позволяет:

1) образовывать денежные фонды на уровне предприятия и домашнего хозяйства, а также государства;

2) образовывать не просто денежные фонды, а фонды целевого назначения;

3) осуществлять межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между сферами и соц. группами;

4) создавать необходимые резервы как на уровне предприятий, так и государства.
4. Расходы гос-ва на соц. цели и источники их финансирования.

В составе расходов гос-ва на соц. сферы предусмотрены средства их фед-ого бюджета на:

· выплата пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим гос. военную и правоохранительную службу, проживающим на территории РФ, а также в государствах Балтии (пенсионное обеспечение, в том числе выходящих на пенсию по выслуге лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца);

· выплата ежемесячного пожизненного содержания судьям судов общей юрисдикции и арбитражных судов, оплата санаторно-курортного лечения и приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта судьям, находящимся в отставке системы арбитражных судов РФ, пенсионное обеспечение судей;

· содержание федеральных учреждений соц. обслуживания (медико-социальных экспертных комиссий, домов интернатов для престарелых и инвалидов);

· предоставление мер соц. поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, (выплата различных компенсаций);

· выплату единовременных денежных компенсаций реабилитированным лицам;

· выплату компенсации безработным гражданам материальных затрат в связи с направлением на работу или обучение в другую местность по предложению органов службы занятости;

· обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца;

· предоставление семьям погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг;

· обеспечение инвалидов трансп-ми средствами;

· ассигнования на реализацию основных мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам РФ»;

· оказание финансовой помощи общественным организациям, включая предоставление субсидий общероссийским общественным организациям инвалидов, а также предприятиям и организациям, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов,

· приобретение новогодних подарков для детей, принимающих участие в новогоднем празднике в Кремлевском Дворце;

· ассигнований на реализацию мер соц. поддержки отдельных категорий граждан по проезду на транспорте пригородного сообщения.




Элементы налога и их характеристика.

Налоги – обязательные платежи ЮЛ и ФЛ в установленном законом порядке, взимаемые гос-ом для обеспечения ресурсной поддержки установленных ему функций.

Элементы налога:

•субъект налога – налогоп-щик в лице ФЛ или ЮЛ;

•объект налога – результат или элемент деятельности налогоплательщика, подлежащий налогообложению;

•источник налога – конкретный объект налога для конкретного налогоплательщика;

•ед. обложения – ед. измерения объекта налогоо-ния;

•налоговая ставка – сумма налога на ед. обложения, выраженная в % или в абсолютном виде;

•налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта за расчетный период;

•налог. период – временной период за кот. уплачив-ся налог;

Налоговая база – стоимостная, физ. или иная харак-ка объекта налогообложения.

НК различает налоги и сборы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: