Учебник истории в поликультурном обществе. Учебные пособия по региональной истории

 

Совместная работа по данному кругу вопросов получила весьма существенный дополнительный импульс. В рамках семинара «Подготовка новых учебников по региональной истории в Российской Федерации» (Москва, 8-9 декабря 2004 года) состоялась встреча Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко с представителями Совета Европы и региональными министрами образования Южного Федерального округа, в который входят и республики Северного Кавказа. На встрече Министр подчеркнул важность продолжения реализации в Российской Федерации проектов Совета Европы по преподаванию истории. В этом контексте Министр поддержал идею выбора Северного Кавказа как площадки для разработки модели регионального учебника, так как это, с его точки зрения, может послужить еще одним этапом деятельности в целях достижения мира и стабильности в этом регионе, формирования установок толерантности, профилактики экстремизма и дискриминации, воспитания молодого поколения в духе уважения национальных и религиозных традиций других народов.

 

В рамках проводившегося на семинаре диалога были представлены следующие позиции.

Арильд Торбьорнсен (Норвегия) отметил, что в норвежской школе изучается мировая история, национальная история, региональная история, местная история. Он назвал характеристики, важные для учебников истории, в том числе – для региональных учебников: основная хронология; идентичность; историзм, основанный на познании отношений между причиной и следствием; перспективность; понимание других культур; способность к саморефлексии и историческая компетентность.

 

Йоахим Вайсс (Германия) подчеркнул, что центральное место в историческом образовании занимают позитивные установки и ценности, включая толерантность, уважение к многообразию и непредубежденность. Историческое образование не должно быть простым посредником в интерпретации фактов, оно должно содержать аспекты рассмотрения событий противоречивого характера на основе исторического опыта и ценностей мультиперспективного подхода. В качестве примера изучения локальной истории рассмотрена тема «Мой город имеет свою собственную историю», при изучении которой учащиеся самостоятельно работают в музеях, мемориальных комплексах, библиотеках, муниципальных и местных архивах.

 

Черил Стаффорд (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) рассмотрела вопрос о раскрытии исторического многообразия в преподавании истории в мультикультурном государстве на примере Великобритании. Основное внимание было уделено преподаванию истории Северной Ирландии в собственно ирландском, британском и европейском контекстах. Мультиперспективность истории раскрывается благодаря широкому диапазону исторических источников. Это позволяет установить и интерпретировать разнообразный характер прошлого, способствует активному изучению истории, развитию критического мышления, способности рассуждать и решать возникающие проблемы. Обучение многообразию восприятия истории достигается при использовании широкого диапазона методологий, таких как: драма, презентации; работа с картиной; дебаты; приглашение в класс участников исторических событий; использование Интернет-ресурсов для независимого исследования; посещение исторических мест, достопримечательностей.

 

Доклад Алексея Кругова (Ставропольский государственный педагогический университет, Россия) «Кавказ в федеральных учебниках истории» вызвал значительный интерес участников, поскольку был связан с задачами обсуждения на семинаре возможностей создания регионального учебника на материале истории Северного Кавказа. В докладе подчеркнуто, что Кавказ иногда называют “перекрестком цивилизаций”, “солнечным сплетением Евразии”, где сосредоточились и столкнулись интересы многих народов и стран. Его можно назвать и самой болевой точкой России. Северный Кавказ переживает тяжелейший системный кризис и это обуславливает идею создания регионального учебно-методического комплекта. В настоящий момент среди историков существует «синдром» боязни кавказской темы. После выхода в свет «Истории народов Северного Кавказа» (Т. 1-2. М., 1988, научного издания ныне устаревшего) никто не взял на себя ответственность подготовить современное учебное пособие, тем более - учебно-методический комплект, по истории северокавказского региона для учащихся школ. Создать такое пособие возможно, лишь изучив весь предшествующий опыт отечественной исторической науки, в том числе и опыт написания учебников школьных и вузовских.

 

Докладчик подробно рассмотрел ряд наиболее актуальных вопросов освещения истории Кавказа в школьных учебниках и попытался дать на них свои ответы. Подчеркнуто, что в новейшей российской учебной литературе Кавказ присутствует скорее в качестве географического, нежели исторического понятия. За рамками школьных и вузовских учебников, пособий остаются этнические, социальные и экономические контакты, народов, населяющих_ край. История Северного Кавказа в советский период – тема требующая серьезного анализа. Что можно взять из прошлого для нынешнего учебника? Предложено взять, прежде всего, идею о Кавказе как единой культурно-исторической сокровищнице, в которую каждый народ вносил и вносит свой вклад. Назрела острая необходимость для создания учебно-методического комплекта по истории или, первоначально, по культуре Северного Кавказа возможно, как элективного курса.

 

Предложено_ создать творческую группу из известных ученых, методистов и опытных учителей-практиков, пишущих и реально работающих над учебниками; провести научно-практический семинар, на котором разработать концептуальные основы и структуру будущего учебного пособия; разрабатывать учебное пособие, а в дальнейшем учебно-методический комплект на обновленной методологической, источниковой и методической базе; при этом необходимо использовать опыт как российских, так и зарубежных историков, в том числе -опыт создания таких учебных пособий, как пособие по истории стран Черного моря и Кавказа, подготовленных при участии Совета Европы.

 

Выводы и рекомендации, сделанные в ходе дискуссий:

 

· участники подчеркнули важность подготовки учебников по региональной истории, и обратили внимание на важность вопроса о взаимосвязи региональных и федеральных учебных материалов;

 

· отмечалось, что в регионе Северного Кавказа уже имеется опыт создания региональных учебников, которые имеют ряд недостатков в том числе фактологического характера. Задача состоит в выработке общих подходов к составлению регионального учебника. Если удастся создать учебник по данной территории, то данный методологический и методический опыт можно перенести и на другие субъекты федерации;

 

· в работе над пособием по истории Северного Кавказа важно помнить о следующих принципиальных аспектах данной проблемы: историческая эволюция отношений Кавказа с Россией и Европой; этононациональная история и проблема формирования политической нации; столкновение различных интересов на Кавказе;

 

· обсуждая сложный комплекс исторических и современных проблем Кавказа, участники семинара подчеркнули, что, учитывая многонациональный фактор и неоднозначную оценку политической истории, основное внимание следует уделять фактам и событиям, способствующим объединению и взаимопониманию;

 

· основу учебно-методического комплекса должны составлять программы. Целесообразно проведение конкурса программ. Внесено предложение о создании рабочей группы по разработке учебно-методического пособия и концепции подготовки учебных материалов по региональной истории;

 

· учитывая опыт подготовки региональных пособий под эгидой Совета Европы, важно творчески использовать имеющийся опыт с особым упором на культурную тематику;

 

· разработка регионального учебника должна внести свой вклад и в развитие федерального компонента. В этой связи, создаваемый региональный учебник по Северному Кавказу призван стать важным учебно-методическим комплексом и дополнением к существующим федеральным и региональным учебникам;

 

· частники семинара отметили, что разработка учебника истории Северного Кавказа должна способствовать изменению общественного мнения и негативных стереотипов, существующих сегодня в российском обществе в отношении представителей народов Кавказа. Этот учебник призван содействовать выработке согласованных подходов к общей истории в условиях многонационального и многоконфессионального российского общества, формированию установок толерантного сознания у детей и молодежи, предотвращению дискриминации по национальному и религиозному признаку.

 

Итоги работы в контексте развития исторического образования

 

Работа, проведенная в 1996-2005 годах по вопросам подготовки, издания и использования в школе учебников истории, по своему объему и характеру, очевидно, стала одним из наиболее значительных направлений совместной деятельности Совета Европы и центральных и региональных органов управления образованием Российской Федерации.

 

Ее значение определялось:

 

· характером образовательной ситуации - реформой системы школьного исторического образования и, в особенности, сменой поколения учебников истории, происходившими в последнее десятилетие 20 века и начале 21 века;

 

· сохраняющейся значимостью учебника как основного, универсального средства обучения даже в современном мире с присущей ему информатизацией всех сфер жизни;

 

· эффективной идеологией самого проекта сотрудничества, предусматривавшего рассмотрение учебников с позиций их создателей - авторов и издателей, а также часто критичных, но многочисленных потребителей - учеников и учителей;

 

· широко использовавшимися возможностями сравнительного анализа концепций и практики издания и использования школьных учебников истории в разных европейских странах, что позволило выявить общие подходы и своеобразие ситуаций.

 

· масштабностью семинаров - географической (охвачена значительная часть регионов Российской Федерации на севере и юге, западе и востоке), профессиональной (в работе активно участвовали не только многие специалисты по созданию учебников, но и сотни учителей из десятков городов и сел России).

 

Динамика сотрудничестваимела собственную логику и в то же время соотносилась с процессом становления нового поколения учебников для российских школ.

В тематике семинаров происходил переход от общих вопросов, связанных со школьным учебником, к аспектным, проблемным. Так, были специально рассмотрены:

 

· вопросы, касающиеся учебников по истории 20 века,

 

· подходы к созданию региональных учебников,

 

· вопросы реализации в учебниках межкультурного диалога, идей сотрудничества между народами.

 

Нельзя не отметить и эволюцию деятельности участников семинаров.

Они начали с того, что характеризовали появлявшиеся новые учебники с позиций «старое» ® «новое».

Вслед за констатацией тех или иных новаций начался этап системного анализа учебников. При этом участники семинаров буквально «прослеживали» процесс создания и совершенствования новых учебников, который происходил в это время в российском образовании.

Высшей точкой совместной деятельности стала разработка проектов создания регионального учебника.

 

Существенное значение для оценки результатов работы по вопросам создания и использования школьных учебников истории, проведенной Советом Европы и представителями образовательных учреждений Российской Федерации, имеют реальные перемены в системе действующих учебников истории для российских школ. В числе позитивных изменений, проявившихся в учебниках истории, изданных с начала 21 века, можно назвать следующее:

 

· обогащение аксиологических, оценочных аспектов в большинстве учебников, рассмотрение событий и личностей с позиций исторического диалога;

 

· совершенствование исторического содержания, а главное - познавательного инструментария учебников истории для старшей ступени средней школы (10-11 классы, возраст учащихся - 16-17 лет); в этих учебниках более широко представлены исторические источники, изобразительные материалы, предлагаются развернутые системы вопросов и заданий для организации разносторонней познавательной деятельности старшеклассников.

 

Есть все основания полагать, что в названных изменениях сказался и опыт обсуждения вопросов подготовки учебников на совместных семинарах 1996-2005 годов, активными участниками которых были многие авторы российских учебников, издатели.

 

Все изложенное позволяет оценить сотрудничество по данному направлению как хорошо спланированную, профессионально значимую (валидную), динамичную и результативную работу. Сегодня российские историки и учителя истории с чувством определенного удовлетворения говорят о том большом и сложном пути, который они прошли за последние десятилетия, не “потеряв” историю как важнейший, востребованный личностью и обществом учебный предмет. Представляется, что сотрудничество с Советом Европы внесло ощутимый вклад в то, чтобы мы могли это сегодня сказать.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: