Основной целью управления является обеспечение прибыльности, или доходности в деятельности шахты, ее конкурентоспособности и устойчивости положения на рынке путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование ресурсов (в том числе и природных), включая использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
Основной задачей управления на шахте является организация добычи угля с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов, а также обеспечение рентабельности деятельности шахты и ее стабильного положения на рынке. Для решения основной задачи необходимо решить множество второстепенных задач.
В связи с этим управление на шахте помогает решить следующие второстепенные задачи:
q определение конкретных направлений развития шахты;
|
|
q разработка стратегии развития шахты;
q выявление приоритетности целей, определение очередности и последовательности их достижения;
q постоянный поиск и освоение новых рынков (сырья, труда, угля);
q обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
q стимулирование работы сотрудников шахты путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;
q постоянное повышение эффективности деятельности шахты;
q координация работы всех ее подразделений;
q выработка системы мероприятий для решения проблем, которые могут возникнуть в непредсказуемом будущем шахты;
q определение необходимых ресурсов и источников их поступления;
q установление контроля над выполнением поставленных задач.
С функциональных позиций управление — это непрерывный процесс последовательного выполнения отдельных функций.
Функции управления — это обособившиеся в результате специализации самостоятельные виды управленческой деятельности, такие как: планирование, организация, координация, мотивация и контроль, выполнение которых дает возможность для достижения целей шахты.
Выделение отдельных функций представляет собой объективный процесс, вызванный разделением и специализацией управленческого труда. Поэтому развитие управления можно рассматривать как процесс его разделения на относительно самостоятельные функции, вызванный потребностями производства.
Функции менеджмента выделяются в относительно самостоятельные, специализированные и обособленные участки управленческой деятельности благодаря тому, что каждая из них имеет четко выраженное содержание, разработанный процесс ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление.
|
|
Содержание функции определяет ее самостоятельность и отвечает на вопрос, какой набор действий осуществляется в рамках данной функции?
Процесс осуществления функции делает ее специализированной и отвечает на вопрос, какова логическая последовательность осуществляемых в рамках функции действий, что и за чем должно следовать, чтобы функция выполнялась.
Структура функции подчеркивает ее обособленность от других функций и отвечает на вопрос, как или каким образом формально связаны между собой действия, выполняемые при реализации данной функции.
Управленческий процесс является непрерывным движением по замкнутому циклу, который напоминает бег белки в колесе. Этот цикл выполняется на уровне операционного управления и состоит из последовательного выполнения пяти этапов, каждый из которых соответствует выполнению одной из пяти функций менеджмента. Причем для полного выполнения управленческих задач каждого этапа в свою очередь необходимо применительно к нему последовательно выполнить все пять функций менеджмента. Этот процесс с помощью метода аналогий схематично можно представить в виде пяти шестерен вращающихся внутри внешнего круга на рис. 2.6. Для того, чтобы внешняя шестеренка сделала один полный оборот, по каждому ее сегменту (т.е. этапу управленческого процесса 1, 2, 3, 4 и 5) должны прокатиться все пять шестерен (т.е. функций менеджмента A, B, C, D, E).
Отечественные и зарубежные авторы литературы по менеджменту предлагают различные варианты классификации функций менеджмента (таблица 2.1), иногда даже противоречащие друг другу. Это объясняется тем, что в условиях постоянно усложняющегося общественного производства трудно выделить универсальный классификационный признак, на основании которого сгруппированные функции могли бы наиболее полно и всесторонне характеризовать управленческую деятельность.
Коротко охарактеризуем функции менеджмента, которые на наш взгляд включает управленческая деятельность.
Планирование — первая функция менеджмента, выполняя которую субъект на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится шахта, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию ее действий, составляет необходимые планы и программы. Образно говоря, необходимо ответить на три вопроса: «В каком состоянии шахта находится в настоящее время, в каком направлении хочет двигаться и как собирается это делать?».
Организация — вторая функция менеджмента, которая позволяет заблаговременно подготовиться к реализации намеченных планов, а именно, включает строительство шахты, формирование ее структуры и системы управления, обеспечение ее деятельности необходимой документацией, то есть выполнение всех подготовительных процессов необходимых для начала производства.
Таблица 2.1 — Варианты перечня функций менеджмента по публикациям различных авторов
№ п/п | Название книги, год издания | Авторы | Перечень функций менеджмента |
1 | Вопросы управления, 1981 | Киллен К. | Планирование, организация, руководство, мотивация, контроль |
2 | Management, 1989 | Megginson M. | Планирование, организация, работа с кадрами, руководство, контроль |
3 | Management, 1991 | Robbins S. | Планирование, организация, руководство, контроль |
4 | Основы менеджмента, 1992 | Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. | Планирование, организация, мотивация, контроль |
5 | Management and organization, 1989 | Dubrin A., Ireland D. | Планирование, организация, руководство, контроль |
6 | Менеджмент организации, 1995 | Румянцева З.П. и др. | Планирование, организация, мотивация, контроль, координация |
7 | Менеджмент, 1995 | Герчикова И.Н. | Маркетинг, планирование, организация, контроль, мотивация |
|
|
Координация — третья функция менеджмента, позволяющая управлять совместной трудовой деятельностью людей, обеспечивать согласованность между звеньями управления и создавать внутри шахты рациональные связи. Как раз эта функция предупреждает возникновение ситуации, когда Лебедь рвется в небеса, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду, в результате чего «воз и ныне там».
Мотивация — четвертая функция менеджмента, позволяющая добиться высокой активности объекта и хорошего качества работ, заинтересовав персонал удовлетворением его потребностей. Для этого необходимо определить, чего же они хотят (а зачастую они и сами этого не знают) и выбрать наиболее подходящий для шахты и действенный для персонала способ удовлетворения этих потребностей, то есть поощрения. Другую сторону мотивации составляют наказания, которые также иногда приходится применять по отношению к нерадивым подчиненным.
Контроль — пятая функция менеджмента, позволяющая заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для процесса корректировки деятельности шахты. Суть этой функции можно выразить словами небезызвестного Козьмы Пруткова, который оставил в своих сочинениях наказ потомкам: «Бди!». Главная задача контроля состоит, таким образом, не в поиске «крайних для наказания» за содеянные ошибки, а в определении причин последних и возможных путей выхода из сложившегося состояния.
Все перечисленные функции не просто составляют единое целое, они переплетены друг с другом, они необходимы для реализации друг в друга, так что порой их трудно разделить. Реализация каждой из них планируется, организуется, координируется, мотивируется и контролируется. Они реализуются с помощью определенных методов, то есть способов приведения их в исполнение. Практика выработала три группы таких методов: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические.
|
|
& Литература: [1, с. 48; 1, с. 154; 2, с. 21, 23; 3, с. 10–18; 4, с. 12; 5, с. 15; 6, с. 11; 11, с. 81-109]