Проблема дифференцированного подхода к учащимся в обучении истории

Образование должно соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта; это значит, что оно должно ориентироваться на среднего ученика.

В то же время принцип гуманизации образования требует индивидуализации обучения, при которой учитываются особенности учащихся, создаются условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Способом разрешения этой противоречивой ситуации является технология дифференцированного обучения.

Теория дифференцированного обучения достаточно хорошо разработана в монографиях, диссертациях, разделах учебников по педагогике. Но применение её на практике вызывает сложности.

Слово «дифференциация» в переводе с латинского означает «разделение; разложение целого на различные части, формы, ступени».

Цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, адаптации обучения к особенностям различных групп обучающихся.

Различают дифференциацию по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели), по уровню здоровья (физкультурные группы, по области интересов (гуманитарные, исторические, математические…).

Положительные аспекты уровневой дифференциации:

- у педагога появляется возможность уделять внимание сильному ученику и в то же время помогать слабому;

- появляется возможность более эффективно работать с трудными детьми, плохо адаптирующимися к общественным нормам;

- реализуется желание сильных учеников быстрее и глубже продвигаться в образовании;

- сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;

- повышается уровень мотивации учения в сильных группах;

- в группе, где собраны одинаковые дети, ребёнку легче учиться.

Многие говорят об отрицательных сторонах уровневой дифференциации:

- деление детей по уровню развития негуманно;

- слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;

- высвечивается социально- экономическое неравенство;

- перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства;

Остановимся еще на одном виде дифференциации, которая не утрачивает своей значимости - внутренней (внутри классной или уровневой), так как она наиболее часто используется учителями на уроках.

Внутренняя дифференциация – это организация учебной деятельности учащихся по условным микрогруппам, члены которых близки (сходны) по способностям, интересам, навыкам и умениям в изучении учебного материала, а иногда по психическому состоянию.

Чаще всего дифференциация реализуется через деление класса на микрогруппы, которые различаются по двум критериям: обученности и обучаемости.

Обученность - это определенный итог предыдущего обучения, т.е. характеристики развития ученика, которые сложились к сегодняшнему дню. Показателями обученности могут служить достигнутый учеником уровень усвоения знаний, навыков и умений; качества знаний и навыков (например, осознанность, обобщенность); способы и приемы их приобретения.

Обучаемость – это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития, это ансамбль интеллектуальных свойств человека, от которого также зависит успешность обучения.

Если обученность является характеристикой актуального развития, т.е. того, чем уже располагает ученик, то обучаемость - характеристика его потенциального развития.

Выделяются три группы учащихся:

• с низким уровнем обучаемости и обученности (стартовый, минимально допустимый): слабые ученики должны иметь подсказку в виде плана; 5-7 уч-ся.

• со средним (базовый, репродуктивный): основное звено, базовые знания, возможен некоторый алгоритм выполнения задания; 12-15 уч-ся, минимальный уровень знаний и умений.

• с высоким (продвинутый, творческий): предполагает, что ученики справятся с заданием самостоятельно, без подсказок учителя. Эти задания носят характер сравнения, выявления и решения какой-либо проблемы. Это обычно 1-3 ученика т.е. те, которые знают «сверх программы».

Иногда некоторые выделяют 4 группы.

Бывают различные виды дифференциации:

1. Дифференциация по объему учебного материала (учащимся с низким уровнем обучаемости, медлительным дается больше времени на выполнение задания; учащиеся 2-ой и 3-ей групп в это время выполняют дополнительное задание).

Дифференциация по уровню трудности.

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

4. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся (предусматривает самостоятельную работу учащихся, но тем, кто испытывает затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь, например, образец оформления ответа; памятки, планы; справочные материалы.

5. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся (не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся: все выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством преподавателя, а другие самостоятельно).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: