Анализ и синтез. Способ мысленного расчленения целого на части называется анализом. Противоположный анализу прием синтез. Но реализуется эта мыслительная операция совместно с анализом, а также обобщением, систематизацией, классификацией. Синтез — это мысленное соединение частей в одно целое (раскрытие связей между ними). Синтез лучше всего продемонстрировать в ходе составления логической цепочки признаков (частей) первобытно-общинного строя: простые орудия труда → совместный труд → общее имущество → равенство членов общины.
При изучении отечественной истории вводятся простейшие приемы анализа. Например, рассмотреть рисунок древнерусского воина и определить, из каких предметов состоит его вооружение. В этой работе помогает специальная памятка: для сравнения выдели сопоставимые признаки; оставь самые существенные из них; на первое место поставь самый важный признак, потом зависящие от него; сравни события и явления; сделай вывод.
Сравнение— это установление общего и различного. Как показывают исследования психологов, ученики 5-7 классов при сравнении лучше устанавливают черты различия, чем сходства; легче определяют только особенное или только общее; сходство четче видят на фоне различий.
Выявляя сходство и различие, младшие школьники сравнивают славянский поселок и древний Киев, Куликовскую битву и Ледовое побоище, Московский Кремль XII и XV вв. Ученики среднего возраста могут сравнить несколько явлений, описанных в тексте, например: мануфактуру и мастерскую ремесленника, регулярную армию Петра I и войско стрельцов вместе с дворянской конницей,
Прием доказательства применяется при выяснении сущности понятий. Для доказательства какого-либо положения, высказанного как тезис, подбираются аргументы. Каждый из них должен обосновать истинность тезиса. В ходе доказательства четко отделяется один ряд умозаключений от другого. Исходным материалом для доказательства могут быть документы, статистические данные.
Деятельность учащихся при изучении теоретического материала
Таблицы, логические схемы, задачи, различные виды планов широко применяются при изучении теоретического материала. Распространенный вид работы с учебником — составление простого и сложного плана параграфа. Сначала ученикам предлагается обсудить содержание предварительно выделенных учителем частей текста, дать этим частям заголовки и по ним составить план. Затем нужно самостоятельно разделить текст на смысловые части; выделить в каждой из них главную мысль; сформулировать заголовки для каждой части (пункта) плана.
План может составляться по пунктам учебника (т.е. подзаголовкам параграфа) с нумерацией римскими цифрами. В абзацах выделяются основные мысли, сформулированные на их основе пункты плана с арабскими цифрами. Небольшие абзацы при необходимости объединяются в части с единым заголовком. Такая работа способствует обобщению учебного материала.
При обучении составлению сложного плана учитель прибегает к памятке. Памятка-предписание, являясь логической схемой, дает указания о способах деятельности. Итак, памятка-предписание по составлению сложного плана.
В ходе рассуждающего изложения учитель показывает ученикам, как надо делить параграф на части, выделяя главное и обобщая, учит определять соотношение части и целого, более узких и широких понятий. Части должны быть небольшие, содержащие одну-две основные мысли. Учитель ставит вопрос перед классом: на какие части надо разделить данный текст? Дает задание озаглавить каждую часть, перечислить факты, явления, раскрывающие содержание каждого пункта плана.
Отмечаются основные ошибки, допускаемые школьниками при составлении планов.
Задания и игры. При отработке умений интеллектуального характера следует приучать учеников дополнять ответы товарищей; делать устные отзывы; излагать исторический материал с учетом знаний по изученным курсам истории, литературе, географии, обществоведению. Надо научить ставить вопросы к тексту учебника, задавать устные вопросы, логически точно, без лишних фраз отвечать на них. В целях отработки этого умения вводятся игровые моменты. Вот один из видов игры. Ученики каждого ряда получают листки бумаги и подписывают их. Задание состоит в том, что каждому надо сформулировать и записать любой вопрос по пройденному материалу. Ассистенты собирают, перемешивают листки с вопросами и раздают их вновь. Теперь нужно ответить на вопрос. Работы проверяются и анализируются ассистентами. Лучшие вопросы и ответы на них читаются в классе.