Профессиональные компетенции

- способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7).

 

§ 1. Возникновение нотариата

 

Одной из основных функций нотариата является защита прав и законных интересов участников гражданского оборота и экономических отношений, при этом она присуща данному органу исторически и развивалась вместе с нотариатом с момента его возникновения.

История российского нотариата восходит корнями к римскому частному праву, которое может рассматриваться как основа для возникновения современного латинского нотариата. Чтобы проследить этапы развития нотариата и выявить его особенности, складывавшиеся в течение длительного времени, обратимся к анализу историко-правового опыта.

С античных времен особое место в иерархии должностных лиц стали занимать писари, ведущие книги записей знати. По мнению французских нотариусов Ж.-Ф. Пиепу и Ж. Ягра <1>, история нотариата совпадает с историей доказательств, когда доказательство устное уступило место доказательству письменному. Потребность в специалистах по составлению юридически грамотных документов прослеживается еще в Древнем Египте (около 3 тыс. лет до н.э.) и в Древнем Вавилоне (1750-х гг. до н.э.), где они были известен как scribae (книжник, писец). В Древнем Вавилоне царем Хаммурапи были изданы законы, являвшиеся результатом крупной реформы существовавшего правопорядка, призванной унифицировать и дополнить действие неписаных норм поведения, зародившихся еще в первобытном обществе. Текст законов Хаммурапи был высечен на обелисках из прочного камня, которые устанавливались на главных площадях поселений Древнего Вавилона. В обязанности писца входило переписывание государственных документов, записывание публичных разбирательств, фиксация официальных сообщений, в том числе прокламаций, личных писем, завещаний, налоговых отчетов, различных административных, экономических и религиозных документов и других письменных сообщений. Писцы представляли собой сословие древней бюрократии и были осведомлены почти о каждом значимом событии и гражданине в Древнем Вавилоне.

--------------------------------

<1> См.: Пиепу Ж.-Ф., Ягр Ж. Указ. соч. С. 37.

 

Историками принято связывать историю нотариата с историей Римской империи и ранней католической церкви. Римляне разработали систему нотариата и распространили ее на всю территорию земель, в которых они имели власть. Церковь создала свою собственную систему нотариата и оказала влияние на дальнейшее развитие профессии после упадка Римской империи.

Слово notarius (нотариус) происходит от латинского слова nota - системы стенографии, разработанной Туллием Тироном (103 г. до н.э.), секретарем древнеримского оратора Цицерона. Тирон использовал стенографические знаки (nota) для записи речей Цицерона <1>. Служащие, составляющие договоры и другие важные документы, приняли этот метод написания текстов, а термин "нотариус" был использован для описания этих лиц.

--------------------------------

<1> См.: Halliwell T. History of Notaries. 2000. Personal Website of Tom Halliwell. Цит. по: Michael L. Shea Notary law. URL: https://www.sos.state.co.us/pubs/notary/files/notary_law_monograph.pdf (дата обращения: 19.08.2017); http://www.leamedcounsel.com/notaryhistory.html.

 

Н. Ляпидевский и А.М. Фемилиди <1> отмечают, что в республиканскую эпоху Римской империи оформлением правовых документов занимались три категории лиц:

--------------------------------

<1> См.: Ляпидевский Н. История нотариата. М., 1875; Фемилиди А.М. Русский нотариат: история нотариата и действующее нотариальное положение 14 апреля 1866 года: Пособие к изучению русского нотариального права. СПб.: Изд. Я.А. Канторовича, 1902.

 

1) государственные служащие (scribae - скрибы). В обязанности scribae входило и изготовление публичных документов, и ведение общественных счетов, а также выдача копий и выписок из них, с удостоверением их правильности за своей подписью от имени магистрата. Также они присутствовали при судебных разбирательствах претора и вели судебный журнал (протокол);

2) лица, состоящие на службе у частных лиц (exceptores (эксцепторы) - свободные люди, работающие за вознаграждение домашними секретарями богатых граждан и notarii (нотарии) - рабы);

3) табеллионы (tabelliones) - свободные римские граждане, не состоящие на государственной службе, занимающие составлением юридических актов и судебных документов за вознаграждение под надзором государственной власти. Табеллионы имели свои конторы, в которых составляли различные юридические акты (в редких случаях им разрешалось совершать эти действия на дому) и были членами корпорации, создаваемой в каждом городе Римской империи. Табеллионы избирались членами корпорации, а назначались на должность распоряжением префекта города. В целях придания документам значение публичных актов табеллионы являлись в судебные учреждения и вносили их в судебные протоколы. После этого спор о подлинности акта становился невозможным, что имело важное практическое значение для их владельцев. Таким образом, в табеллионах просматриваются черты современного нотариата. Став прародителем института нотариата, организация деятельности табеллионов получила в XII в. новое имя - нотариат и была принята европейским государствами как основа для развития современного нотариального права.

Римская империя достигла своего апогея в период 96 - 180 гг. н.э., во время которого она объединила 45 провинций с населением более 75 млн человек. Империя охватывала территорию современных Испании, Англии, Центральной Европы и все земли, граничащие со Средиземным морем. Основное римское влияние на этих территории сказывалось в системе права и управления. Деятельность нотариата также имела распространение по всей Римской империи, а его авторитет существенно укреплялся. Эпоха расцвета Римской империи стала снижаться к концу II в. и окончательно пала в VI в. под натиском варваров.

Параллельно светскому институту табеллионов в христианской церкви возникает аналогичное ему учреждение, именуемое церковным нотариатом. Во время беспорядков, которые последовали в связи с падением Римской империи, папа Римский занял место римских императоров, и церковь взяла на себя многие функции, которые раньше принадлежали правящей власти. По мнению Н. Ляпидевского <1>, возникновение церковного нотариата объясняется заимствованием духовными властями обычая держания при себе домашних секретарей и писцов. Пользуясь огромным влиянием на правовую жизнь всего государства, церковь не ограничилась организацией нотариата, служащего исключительно нуждам и потребностям церковного управления, но постепенно начала вводить этот институт в светскую жизнь путем назначения особых нотариусов для мирян, которые конкурировали с табеллионами. Уже с VIII в. нотариат является государственной должностью, утверждаемой духовной властью, вследствие чего он получает огромное значение в правовой жизни государства и оказывает влияние на развитие этого института в Европе в средние века. Церковный нотариат достаточно быстро стал "корпоративным учреждением, вполне организованным, с иерархическим расчленением и ясно очерченными формами деятельности" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Ляпидевский Н. История нотариата. М., 1875.

<2> Черемных И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. М., 1999. С. 14.

 

В 803 г. император Карл Великий распорядился назначать нотариусов по всей империи, а в 805 г. он потребовал, чтобы все епископы имели своих собственных нотариусов. В обязанность церковных нотариусов входило: присутствовать во время бесед епископов с народом и вести записи этих бесед; составлять акты по делам церкви, в том числе по избранию епископов, отпущению на волю рабов, сделок от имени церкви; представление в суд некоторых документов (например, дарственные в пользу церкви) для придания им публичного значения.

На примере Франции рассмотрим, как развивался институт нотариата в средние века. Со времени правления Карла Великого во Франции нотариальная деятельность была неразрывно связана с судопроизводством. Нотариус, который первоначально выполнял функции секретаря суда, составлявшего соглашение и предоставлявшего его на подпись судье, с течением времени стал прямым представителем государства на этапе удостоверения соглашений.

В 1304 г. королевским указом был создан специальный реестр, в который нотариусы были обязаны заносить имущественное положение договаривающихся сторон и их имена, а также завещания и размеры сборов, которые нотариус получал за совершение своих действий. Далее в связи с потребностью королевской казны государство было заинтересовано в увеличении количества нотариусов путем разделения нотариальных функций. На этом этапе нотариусы составляли подлинники документов, табеллионы - свидетельствовали просто копии и копии с подлинника (grosse), хранители записи отвечали за сохранность документов, а хранители печатей - ставили на документах печать для придания обязательной силы этим актам <1>.

--------------------------------

<1> См.: Бутенев В.И. История возникновения и развития нотариата за рубежом и в России // Право и государство: теория и практика. М.: Право и государство, 2012. N 5. С. 122 - 126.

 

Нотариусы в средние века выполняли функции документирования фактов, обеспечивающих доказательства в суде. Институт нотариата постоянно развивался вместе с развитием государства и права, экономики и гражданского оборота.

Более современный вид институт нотариата во Франции приобрел в результате принятия Закона от 25 Вантоза XI г. (16 марта 1803 г.).

Этот акт заложил правовые основы для формирования современной латинской модели нотариата. Указанный Закон стал первым фундаментальным нормативно-правовым актом, регулировавшим деятельность нотариата <1>.

--------------------------------

<1> См.: Долгов М.А. Нотариат в российском государстве: история и современность: Монография. М.: Изд-во РГТЭУ, 2012.

 

Еще одним важным юридическим источником, непосредственно связанным с развитием нотариата и укреплением его правового положения, стал Гражданский кодекс Наполеона Бонапарта 1804 г. Этот выдающийся правовой акт послужил основой для развития французской правовой системы и формирования романо-германской правовой семьи. Кодекс был основан на принципах и институтах римского права.

Создатели Кодекса 1804 г. закрепили за письменными доказательствами верховенство и определили в качестве основой задачи нотариальной деятельности составление аутентичных актов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Терехов Е.В. История развития и становления нотариата // Актуальные проблемы политики и права. Межвузовский сборник научных статей. Пенза: Информ.-изд. центр ПГУ, 2012. Вып. 8. С. 93 - 99.

 

Кодекс Наполеона получил широкое распространение, а его отдельные положения сохранились в Европе и других странах и в настоящее время. Таким образом, Закон XI Вантоза и Кодекс Наполеона повлияли на развитие и распространение нотариата во всем мире. Нотариусы во многих странах получили делегированные им государством полномочия, а нотариальные акты стали квалифицированными письменными документами, приобретя особую доказательственную силу.

В Германии институт нотариата был позаимствован у Франции, но в процессе своего развития в XIX столетии получил свои особенности.

Характер деятельности немецкого нотариата характеризовался, во-первых, отсутствием единого законодательства для всех германских земель, во-вторых, совмещением судебных, адвокатских и нотариальных функций в едином лице <1>.

--------------------------------

<1> Сумин А.М. Правовое регулирование нотариата в Германии // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 1998. N 1. С. 110.

 

Важным источником нотариального права было Рейнпрусское положение о нотариате 1822 г., разработанное специально для земель, присоединенных к Пруссии. Этот акт устанавливал довольно серьезные требования к нотариусам: возраст не младше 25 лет, наличие юридического образования, двухлетняя юридическая практика, два специальных экзамена. Кроме того, нотариусам запрещалось заниматься адвокатской деятельностью.

Еще более строгие требования предъявляло к нотариусам Саксонское положение о нотариате 1859 г. Оно устанавливало для кандидатов в нотариусы возраст не ниже 30 лет и наличие стажа адвокатской деятельности не менее 5 лет. Назначались саксонские нотариусы Министерством юстиции <1>.

--------------------------------

<1> Мизинцев Е.Н. История нотариата в Германии. URL: http://old.notariat.ru/press_4181_23.aspx.htm (дата обращения: 19.08.2017).

 

В конце 70-х гг. XIX в. после создания Германской империи начался естественный процесс унификации правовых норм, что относилось и к законодательству о нотариате. В итоге конце XIX в. было принято два общегерманских законодательных акта, непосредственно относившихся к институту нотариата: Закон от 15 июля 1890 г. и Закон от 25 июня 1895 г. Но, несмотря на это, в разных землях Германии продолжали действовать свои законы, изданные в разное время: Баварский 1512 г., Кельтский 1822 г., Рейнских провинций 1845 г., Ганноверский 1853 г., Франкфуртский 1669 г. В отдельных германских землях, например в Баварии и Рейнской Пруссии, продолжала существовать французская модель нотариата с характерными для нее обширными полномочиями нотариуса.

В целом для германской модели нотариата были характерны следующие черты:

- наличие юридического образования в качестве обязательного требования к нотариусам;

- назначение нотариусов министром юстиции;

- контроль за деятельностью нотариусов со стороны министра юстиции и председателей судов;

- статус государственного служащего у нотариуса;

- отсутствие государственного жалования и пенсии у нотариуса.

Можно сделать вывод, что с момента появления нотариат развивался в нескольких направлениях: 1) нотариус - государственный служащий; 2) нотариус - лицо свободной профессии; 3) церковный нотариус <1>. Первые получили распространение во Франции, вторые - в Италии, третьи постепенно утратили свое значение, хотя до настоящего времени некоторые особенности церковного нотариата сохранены в Великобритании.

--------------------------------

<1> См.: Романовская О.В., Романовский Г.Б. Нотариат в Российской Федерации: проблемы развития. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. С. 62.

 

§ 2. Создание и развитие российского нотариата

 

История формирования российского нотариата непосредственно связана с развитием правовой системы государства, продиктованной развитием товарно-денежных отношений. Нотариат возник как институт, призванный защищать частную собственность и обеспечивать бесспорность имущественных и других прав участников гражданского оборота.

Специалистами принято выделять несколько основных периодов развития нотариальных учреждений в России <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации: Учебник / Под ред. Е.А. Борисовой. М.: Юстицинформ, 2016 (автор главы 2 "История нотариата" - Е.А. Борисова). С. 62 - 77; Комаров Н.И. Нотариат в Российской Федерации: Курс лекций. М.: Лекс-книга, 2005. С. 8 - 14; Шамба Т.М., Кокин В.Н., Шамба Н.Т. Нотариат в Российской Федерации: Учебник / Под ред. Г.Г. Черемных. 3-е изд., перераб. М.: Норма; Инфра-М, 2010. С. 28 - 44, и др.

 

Первый период (X в. - сер. XVII в.) - упоминание в уставных, жалованных грамотах удельных князей о совершенных сделках, действие Псковской судной грамоты 1467 г., Судебника Ивана III 1497 г., Судебника Ивана IV 1550 г., Указа Федора Михайловича 1635 г.), положивших начало формированию российского нотариата.

Второй период (сер. XVII в. - 1860 гг.) - время действия Соборного уложения 1649 г. царя Алексея Михайловича, законодательства Петра I и его преемников, Свода законов Российской империи 1832 г.), упорядочивших нотариальную деятельность.

Третий период (1866 - 1917 гг.) - подготовка, принятие Положения о нотариальной части 1866 г., его действие.

Четвертый период (1917 - 1993 гг.) - период советского нотариата и действия положений о государственном нотариате 1922 г., 1923 г., Закона о государственном нотариате в СССР 1973 г., Закона РСФСР "О государственном нотариате" 1974 г.

Пятый период берет свое начало в 1993 г. и длится по настоящее время (период действия Основ законодательства РФ о нотариате).

Данная периодизация отражает наиболее важные моменты в истории нотариата, которые, в свою очередь, неразрывно связаны с историей российской государственности.

 

2.1. Возникновение и развитие нотариата в России

с X до середины XVII в.

 

К моменту создания нотариата в Российской империи государства Западной Европы уже имели свои сложившиеся нотариальные системы и накопили определенный опыт правового регулирования нотариальной деятельности. Этот опыт, несомненно, был использован при создании отечественного нотариата, который во многом стал заимствованным институтом. В то же время нельзя отрицать влияние исторических традиций, формировавшихся в самой России. Их анализ показывает, что с самого начала институты, которые можно охарактеризовать как "протонотариальные", были ориентированы на защиту прав и законных интересов в том числе прав собственников.

В России, как и в Европе, прослеживается определенная связь развития института нотариата с деятельностью церкви. Именно церковь была напрямую заинтересована в существовании нотариата, так как она являлась активным участником гражданского оборота и осуществляла юрисдикционную деятельность по ряду направлений. Церковь способствовала развитию нотариата, компетенция которого уже к VII в. вышла за рамки собственно "церковных" дел.

В нашей стране к сфере компетенции Русской православной церкви исторически относились семейные и наследственные дела. Именно по этим делам церковь и осуществляла правовое регулирование, и вершила суд. При епископе состояли священники и дьяконы, намофилаксы и хартофилаксы как хранители книг, грамот и делопроизводства. Именно в таком виде зарождалось на Руси протонотариальное производство, во многом тесно связанное с церковными уставами, как, впрочем, и вся жизнь русского общества того времени.

Православие как организованный и централизованный религиозный институт укрепился в России в конце первого тысячелетия нашей эры. Памятники русского права - Новгородская и Псковская судные грамоты - говорят о хранении различного рода договоров и иных документов в православных храмах <1>.

--------------------------------

<1> См.: Беляев И.Д. История русского законодательства. СПб., 1999. С. 102, 294, 433.

 

Однако документальные записи упоминались и раньше. Так, договор князя Олега (912 г.) и договор князя Игоря (945 г.) с греками содержат вполне определенные сведения о письменном совершении юридических сделок. К X в., времени правления князя Владимира Святого, относятся упоминания о ворах и денежном откупе за убийство. Эти первые правовые законы Руси стали предвестниками будущего российского нотариата <1>.

--------------------------------

<1> См.: Седлова Е.В. Нотариат: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под ред. Е.А. Чефрановой. М.: Юрайт, 2015. С. 24.

 

На Руси в течение длительного времени роль протонотариата заменялся институтом свидетелей, которые фиксировали факт заключения сделки или завещания имущества. В соответствии со ст. 50 Русской Правды (Пространная редакция), договор займа должен был заключаться только в присутствии свидетелей: "Кто отдает деньги в рост или мед в настав, или хлеб в присып, тому надлежит представить свидетелей; и как он при них договорился, так ему и брать рост" <1>. В Русской Правде встречаются и другие упоминания об институте свидетелей при совершении определенных юридических действий (ст. ст. 47, 48, 49, 52, 99 и др.).

--------------------------------

<1> Русская Правда. Пространная редакция // Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 1997. С. 16.

 

Постепенный переход от использования свидетелей при совершении правового акта к его юридическому закреплению начинается в Псковской и Новгородской феодальных республиках в условиях активного развития торговли и связанных с ней сделок.

В Новгородской феодальной республике посадники и тысяцкие имели свои печати, которые прикладывались к договорным, жалованным и другим новгородским грамотам <1>.

--------------------------------

<1> Беляев В.Д. История русского законодательства. СПб., 1998. С. 136 - 137.

 

Завещания, написанные жителями Пскова, требовали скрепления или утверждения, которое совершалось посредством положения завещания в ларь Святой Троицы - центрального храма города. Как писал известный дореволюционный исследователь истории права М.Ф. Владимирский-Буданов, в Пскове и Новгороде формы правильного составления завещания требовали "подписки послуха, которым был обычно отец духовный, и в таком случае достаточно было одного послуха. Но, кроме того, требуется подпись дьяка, писавшего завещание" <1>.

--------------------------------

<1> Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д, 1995. С. 476.

 

Дошедший до нас вариант Псковской судной грамоты датируется началом XV в., следовательно, именно к этому периоду можно отнести начало правового регулирования процедуры скрепления завещаний протонотариальным порядком <1>.

--------------------------------

<1> Комаров Н.И., Пашенцев Д.А., Пашенцева С.В. Очерки истории права Российской империи (вторая половина XIX - начало XX века). М.: Статут, 2006. С. 205.

 

В тексте Псковской судной грамоты можно встретить упоминание о таких юридических документах, выступавших одним из судебных доказательств по гражданским делам, как расписки и закладные доски. Согласно Псковской судной грамоте "ищущий торгового долга по доскам" должен был представлять еще "рядницу", т.е. долговую запись, из которой было бы видно, что деньги даны были в долг по торговле. Рядница должна была писаться при церкви св. Троицы, и копию с нее следовало хранить в ларе храма Святой Троицы. При этом в грамоте говорилось, что если кредитор будет требовать с поручителя долг, а должник представит рядницу в уплате долга, и если эта рядница будет "слово противу слова" с копией ее, хранившейся в ларе Святой Троицы, то должник и поручитель освобождались от платежа по иску. В ином случае они обязаны были уплатить по требованию кредитора <1>. Кроме того, в ст. ст. 50 и 82 Псковской грамоты говорилось, что грамоты, "судницы" и "позовницы" могут быть "запечатаны" князем или у Святой Троицы <2>. Такое запечатывание - скрепление документа специальной печатью - также можно рассматривать как прообраз будущей нотариальной регистрации.

--------------------------------

<1> Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д, 1995. С. 318.

<2> См.: Псковская судная грамота // Российское законодательство X - XX веков. М., 1984. Т. 1.

 

С именем Иоанна III Васильевича связано важное событие в истории государства вообще и нотариата как правового института в частности. Письменное совершение юридических сделок было установлено Судебником, который князь утвердил Высочайшим указом в 1497 г. Так, в соответствии со ст. 94 Судебника, лошадь в Москве должна была покупаться при пятенщике, который "пятнил" ее и записывал в книгу с подробным обозначением примет. За совершение этого действия пятенщик брал пошлину. Статья 95 устанавливала, что "по городам и по волостям лошадь кто где купит или менит, тут у наместников, и у волостелей, и у их пошлинников и пятнает; а записывати те лошади в книги у целовалников дьяку земскому; а пятенщиком имати с купца денга, а с продавца денга ж" <1>.

--------------------------------

<1> Судебник 1550 г. // Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 1997. С. 95.

 

Земский собор 7 февраля 1613 г. нарек царем Михаила Федоровича. Время правления первого Романова характеризуется активным участием органов правительственной власти в совершении частноправовых актов и подготовке документов, что оказало определенное влияние на постепенно развивающийся институт российского нотариата. Согласно указу Михаила Федоровича 1635 г. все договоры займа, поклажи и ссуды должны были совершаться непременно письменно под страхом их полной недействительности. Акты покупки дворов в Москве записывались в Земском приказе.

При нем активизировалась и деятельность площадных подьячих, а также думных дьяков в Разрядном и Посольском приказах. Подобно табеллионам, которые в Древнем Риме составляли юридические акты и судебные бумаги, площадные подьячие, а позднее и дьяки на Руси занимались аналогичным промыслом, заложив тем самым основы профессии нотариуса в нашей стране. Свидетельства об этом особом классе людей (писчиков, площадных писчиков, площадных дьячков, подьячих с площади, площадных подьячих), составлявших своего рода корпорацию профессиональных писцов, специализирующихся в совершении сделок, относятся к XVI в. Подьячие объединялись в свободные артели, цель которых состояла в поддержке людей этой профессии, оказании взаимной помощи и защите от возможных нападок. В Москве письменные акты писались на Ивановской площади, что дало основание историкам считать ее "главной нотариальной организацией Московского государства". Помимо этого, в Москве существовали другие "большие и мелкие площади", имевшие различную компетенцию, в частности, на Ивановской площади могли совершаться акты по различным сделкам, на других площадях могли писаться только некоторые из них <1>.

--------------------------------

<1> См.: Золотников М.Ф. Подьячие Ивановской площади. К истории нотариата Московской Руси. Пг., 1916. С. 5.

 

Кандидаты в подьячие Ивановской площади принимались по указу государя при участии площадной организации. Кандидаты на должность площадного подъячего подавали прошение (челобитную) царю. При этом характеристику кандидату на должность давали выборные старосты, через которых впоследствии и осуществлялся государственный надзор за площадными подъячими. Площадные подьячие получали плату с лиц, обращавшихся к их услугам, называвшуюся "писчее" или "могарыч".

По мнению Г.Г. и И.Г. Черемных, эти площадные подьячие и есть зародыш того органа публичной деятельности, который впоследствии вылился в форму нотариата <1>.

--------------------------------

<1> См.: Черемных Г.Г., Черемных И.Г. Нотариальное право: Учебник / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Эксмо, 2004. С. 171.

 

2.2. Развитие нотариата в России с середины XVII в.

до 1866 г.

 

Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 г. стало крупнейшим правовым памятником своего времени, достаточно объемным и подробным. Оно в некоторой степени систематизировало действовавшие до этого времени указы, в том числе относившиеся к порядку совершения сделок и договоров.

Соборное уложение обязало стороны совершать сделки только через площадных подьячих с составлением справки и последующей записью в поместном приказе, таким образом, впервые разграничив функции органа, совершающего сделку, и органа, регистрирующего ее. Фактически именно Соборное уложение 1649 г. создало целую эпоху в развитии российского нотариального института. Оно упорядочило и систематизировало действующие до его появления отдельные отрывочные указы, создало ту основу, на которой впоследствии вырос твердый порядок укрепления прав на имущество, принятый в Своде законов 1832 г.

Высоко оценивая роль Соборного Уложения в истории развития нотариата, ученые отмечают, что "именно это Уложение создало целую эпоху в развитии российского нотариального института. Документ разделил крепости (сделки), под которыми понимаются все письменные акты, по способу их совершения на два разряда в зависимости от ценности излагаемой в них сделки: к 1-му разряду принадлежат большие дела на сумму свыше 10 рублей; ко 2-му - дела малые, на меньшую сумму" <1>.

--------------------------------

<1> Пиджаков А.Ю., Ермилкин В.Н. Из истории нотариата в России // Нотариус. 2010. N 1. С. 27.

 

Одним из основных преобразований в этот период, оказавшим сильное влияние на последующее историческое развитие нотариального дела в России, можно считать установление строгого надзора за площадными подьячими и их зависимости от органов государственной власти. В частности, специальным Указом Петра I от 9 декабря 1699 г. было предписано "совершать всякие крепости" не у площадных подьячих на Ивановской площади в Москве, а в соответствующих приказах, куда надлежало присылать раз в два месяца все крепости, совершавшиеся в городах.

1 января 1700 г. совершение всех крепостных сделок и записей между лицами городских сословий в Москве было передано в компетенцию московской ратуши, а совершение торговых крепостей поручено Московской большой таможне.

Петр I с помощью полной централизации системы совершения регистрационных действий намеревался снизить беспорядки и злоупотребления, которые часто происходили при совершении правовых актов подьячими на Ивановской площади. Но установленный им новый порядок оказался неудобным, поэтому уже 30 января 1701 г. "было волено писать крепости по прежнему указу в палатке Ивановской площади". Осуществление надзора за деятельностью площадных подьячих был поручено Оружейной палате. Впоследствии для непосредственного заведования крепостным делом учрежден особый приказ крепостных дел, который состоял из нескольких судей.

При Петре I были созданы новые органы центрального управления - коллегии. После учреждения Юстиц-коллегии в губерниях были образованы особые конторы крепостных дел, которые состояли из писцов и надсмотрщиков. Надзор за деятельностью этих контор был поручен особому секретарю, или комиссару, который назначался Юстиц-коллегией <1>.

--------------------------------

<1> См.: Щенникова Л.В. Гражданское законодательство и нотариат в России: проблема соответствия // Законодательство. 2002. N 11. С. 74; Пономарев А.Ф. Из истории Российского нотариата // Нотариат в России. М., 2001. С. 21.

 

Дальнейшие преобразования в системе совершения регистрационных действий последовали в период правления Екатерины II. В ходе губернской реформы 1775 г. была упразднена Юстиц-коллегия, и совершение крепостных актов передали Палате гражданского суда. Эта Палата представляла собой соединенный Департамент юстиции и Вотчиной коллегии. Екатерина II предприняла попытку сокращения излишних формальностей при совершении правовых актов, предоставляя возможность совершать акты о переходе недвижимых имуществ частным маклерам.

С 1781 г. появляются и упоминаются в законодательстве маклеры и нотариусы, которые вводились исключительно для совершения торговых сделок и разного рода посредничеств.

В целом, на протяжении XVIII в. полномочия по совершению регистрационных действий несколько раз передавались в ведение различных вновь создаваемых судебных и административных учреждений: уездных судов, крепостных отделений, экспедиций гражданских судов. В результате в этот период в правовой практике укрепилось три варианта заключения договоров: домашний, явочный и крепостной. Крепостной порядок был обязателен в отношении недвижимого имущества, то есть применялся только для актов об отчуждении недвижимостей и крепостных людей <1>.

--------------------------------

<1> Сизиков М.И. История государства и права России с конца XVII до начала XIX века. М., 1998. С. 87.

 

Для других актов было необходимо засвидетельствование их в учреждениях крепостных дел или у "публичных нотариусов", впервые введенных упоминавшимся выше Вексельным уставом 1729 г. Прочие акты могли совершаться домашним порядком, с участием или без участия свидетелей.

В эпоху реформ Александра II, охвативших все отрасли общественной и государственной жизни России, преобразования проводились и в нотариальном деле.

Важной предпосылкой реформирования нотариата стала Судебная реформа 1864 г., которая создала в Российской империи новый суд - бессословный, гласный, состязательный, с участием присяжных заседателей. Радикальный характер судебной реформы определил необходимость реформирования законодательства, в первую очередь процессуального.

Вместе с новыми Судебными уставами 1864 г. было выработано и Положение о нотариальной части, в основу которого положены три нотариальных законодательства Западной Европы: французское 1813 г., австрийское 1845 г. и баварское 1861 г. Результатом этой законотворческой деятельности стали два проекта - 1863 и 1866 гг. Первый из них, наиболее приближенный к жизни, не прошел через Государственный совет. Второй проект Положения был утвержден императором 14 апреля 1866 г.

 

2.3. Развитие нотариата в России с 1866 до 1917 г.

 

После утверждения 14 апреля 1866 г. императором Александром II Положения о нотариальной части <1> лицом, наделенным правом совершать и свидетельствовать нотариальные акты в России, стал нотариус. По мнению историков, в основе этого Положения лежит нотариальное законодательство Западной Европы: французское 1813 г., австрийское 1845 г., баварское 1861 г. Вначале было подготовлено два проекта - 1863 и 1866 гг. Первый был отвергнут Государственным советом, второй принят и утвержден императором <2>. Тем не менее Положение о нотариальной части знаменует новый этап в развитии нотариата в России.

--------------------------------

<1> Свод законов Российской империи. СПб., 1892. Т. 16. Ч. 1. С. 195 - 210.

<2> См.: например: Андреева Ю.А. История становления российского нотариата // Нотариус. 2007. N 6; Ахмедов Ч.Я. Положение о нотариальной части 1866 г. как нормативное основание функционирования нотариата во второй половине XIX - начале XX в. // История государства и права. 2007. N 8.

 

Принятие унифицированного акта о нотариате и введение нотариальных учреждений знаменовали собой новую эпоху в истории развития российского нотариата. Положение представило нотариусов в совершенно новом виде - в таком, в каком до него они не существовали <1>.

--------------------------------

<1> См.: Филиппова О.В. Становление нотариата в России, история и современность // Нотариальный вестник. 2012. N 9.

 

В соответствии с ст. 3 данного Положения должности нотариусов учреждались в столицах, губернских и уездных городах, а в случае необходимости и в уездах. Но Положение было введено не на всей территории страны, там, где отсутствовали нотариусы, их функции выполняли мировые судьи, уездные суды, полиция.

В соответствии со ст. 17 Положения нотариусы числились состоящими на государственной службе, им присваивался 8 чин по должности. Однако при этом ни жалованья, ни пенсии от государства они не получали. Статьей 208 Положения нотариусы признавались свободными профессионалами, осуществляющими свою деятельность на коммерческой основе. Таким образом, в их статус было заложено серьезное противоречие.

За оказанные услуги по соглашению с клиентом нотариус брал определенную плату. В случае отсутствия такого согласия стоимость нотариального действия определялась согласно тарифу. В целях обеспечения исполнения обязательств, которые могли возникнуть вследствие неправильных действий нотариуса, он обязан был при назначении на должность внести залог.

Удостоверение нотариальных документов осуществлялось не от имени государства в целом, а от имени той губернии, где нотариус служил, так как он имел печать с изображением губернского герба.

Нотариус должен был выполнять свои обязанности только в пределах своего нотариального округа. Все предусмотренные законом нотариальные действия должны были совершаться в помещении нотариальной конторы. В соответствии со ст. ст. 37, 114 Положения нотариусы обязаны были ежедневно находиться в своих конторах не менее 6 часов. В исключительных случаях нотариальные действия могли совершаться "на дому", но только в другое, свободное от службы время.

В местностях, где присутствие нотариуса признавалось государством необходимым, но при этом желающих занять имевшуюся вакансию не было, законом предусматривалась возможность назначения нотариуса от правительства. Кандидат в назначаемые государством нотариусы должен был отвечать всем требованиям, которые законодательство устанавливало по отношению ко всем нотариусам.

Назначаемый правительством нотариус являлся государственным служащим, он пользовался всеми положенными госслужащим правами и преимуществами наравне с секретарем окружного суда. Такой нотариус получал жалование, назначавшееся Министерством юстиции, и не предоставлял обязательного нотариального залога.

Помимо должностей нотариусов законодательство вводило должности старших нотариусов. Их правовой статус отличался от положения обычных нотариусов. Старшие нотариусы состояли на государственной службе, и их содержание, права и привилегии соответствовали содержанию, правам и привилегиям сотрудников окружных судов.

Старшие нотариусы могли иметь помощников, которые по статусу приравнивались к секретарям окружных судов.

Введение должностей старших нотариусов повлекло за собой разделение компетенции. Регистрационные действия в отношении крепостных актов, то есть актов, связанных с переходом права собственности и иными вещными правами на недвижимое имущество, находились в ведении старших нотариусов. Все прочие предусмотренные законодательством нотариальные действия совершались младшими нотариусами (ст. ст. 154 - 156) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Шаповалова Л.Л. Институт нотариата в России: историко-правовой аспект. Ставрополь, 2000. С. 19.

 

Согласно ст. 65 Положения круг действий нотариусов был определен достаточно четко. В него входили такие действия, как совершение актов, выдача выписок из актовых книг, копий актов, удостоверение актов, разного рода протестов, принятие на хранение от частных лиц документов. Нотариусы получили право совершать любые акты, кроме актов состояния, служебных и межевых, а также свидетельствовать документы.

В соответствии с волей законодателя, при совершении любого нотариального действия должны были присутствовать два свидетеля, а при составлении купчих на недвижимое имущество требовалось три свидетеля.

Статьей 31 Положения были определены строгие правила ведения нотариальных реестров - в них не допускались подчистки и неоговоренные исправления.

Положение содержало нормы, посвященные нотариальной тайне. Она должна была соблюдаться относительно всех нотариальных действий <1>.

--------------------------------

<1> См.: Филиппова О.В. Указ. соч.

 

Положение о нотариальной части как источник права имело ряд особенностей.

Во-первых, его прохождение через Государственный Совет как главный законосовещательный орган и последующее утверждение императором позволяет охарактеризовать этот акт как полноценный закон.

Во-вторых, это положение создавалось на основе масштабных заимствований зарубежного опыта, прежде всего германских нотариальных актов.

В-третьих, это положение с самого начала рассматривалось как временное и было введено в действие не на всей территории страны.

В-четвертых, Положение о нотариальной части не регулировало весь круг вопросов, которые относились к нотариальной деятельности. Ряд важных вопросов, связанных с нотариатом, регулировался на основе Учреждений судебных установлений. Меры юридической ответственности нотариусов определялись нормами Уложения о наказаниях уголовных и исправительных.

Ответственность нотариусов за возможные должностные злоупотребления и упущения, в том числе имевшие характер наказуемых проступков, в рассматриваемый период регулировалась Уложением о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., которое с 1885 г. действовало в новой редакции.

В соответствии с уголовным законодательством, ответственность нотариусов наступала по тем статьям, которые касались преступлений и проступков чиновников ведомства крепостных дел.

К преступным деяниям применительно к нотариусам закон относил следующие деяния, совершенные как по неосмотрительности, так и по злому умыслу:

1) неисполнение обязанностей, возложенных на нотариусов законом;

2) злоупотребление предоставленными законом полномочиями.

Уложение о наказаниях предусматривало три вида нарушений нотариусами своих обязанностей:

- совершение по неосмотрительности акта от имени лиц, которые не имели в соответствии с законом права на участие в нем (акты купли-продажи, заклада, раздела или иного действия);

- совершение нотариального акта без удостоверения тождества и точной воли лица, или удостоверение такого акта по небрежности, невниманию нотариуса на основании сведений, которые не могли служить доказательством чьей-либо "самоличности";

- участие нотариуса в противозаконной продаже имения, состоящего под запрещением, опекой или в секвестре, при наличии неосмотрительности нотариуса или неполноты имевшихся справок.

К числу злоупотреблений предоставленными полномочиями, которые влекли за собой уголовную ответственность, относились следующие деяния:

- сознательное и по злому умыслу совершение нотариусом акта без наличия предусмотренного законом числа свидетелей, а также без оговорки пробелов и поправок;

- совершение, свидетельствование, утверждение подложных сделок, а также сделок, совершенных путем насилия и обмана;

- сокрытие нотариусом факта отсутствия у одной из сторон законного права на совершение нотариального акта;

- сокрытие нотариусом факта наложенного на имущество законного запрещения отчуждения и необъявление о том покупателю;

- совершение нотариусом от чьего-либо имени заведомо подложных крепостей или заочное совершение актов от имени отсутствующих, без надлежащей на то доверенности, равно как и от имени вымышленных лиц;

- совершение нотариальных актов задним числом;

- сокрытие, истребление или заведомая порча книги актов <1>.

--------------------------------

<1> Комаров Н.И., Пашенцев Д.А., Пашенцева С.В. Указ. соч. С. 225.

 

Если неисполнение нотариусом возложенных на него обязанностей произошло по его неосмотрительности, небрежности или невниманию, то на основе судебного приговора следовало отрешение его от должности с запрещением занятия ее в будущем. За злоупотребление нотариусом предоставленными законом полномочиями полагался арест и последующее заключение в тюрьму.

Если нотариус совершал какой-либо акт, содержавший в себе распоряжения, явно противоречащие действовавшему законодательству или основам государственного строя, ему грозило тюремное заключение на срок до двух лет, а в случаях особой важности - лишение всех прав состояния и ссылка в Сибирь.

Несмотря на определенные проблемы и недостатки, принятие этого акта стало большим и важным шагом в развитии отечественного нотариата. В результате этого события нотариальная деятельность стала осуществляться на законной основе, в четких правовых рамках. Это объективно способствовало укреплению авторитета нотариата как правового и социального института.

Несмотря на то что нотариусы имели достаточно полномочий по совершению нотариальных действий, направленных на оформление отношений гражданского оборота, в России в конце XIX в. существовали еще три группы органов и должностных лиц, наделенных правом совершать нотариальные действия.

К их числу относились:

1) биржевые маклеры и нотариусы, корабельные маклеры;

2) узкоспециализированные маклеры: судоходных расправ, государственного коммерческого банка, частные, слуг и рабочих людей, цеховые, ремесленных управ, Кронштадтского общества вольных матросов;

3) магистраты, ратуши, думы, таможенные чиновники, становые приставы, торговые словесные суды, которые выполняли функции нотариуса или маклера при их отсутствии <1>.

--------------------------------

<1> См.: Полтавская Н.А., Кузнецов В.Н. Нотариат: Курс лекций. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Омега-Л, 2002. С. 7 - 8.

 

Временное положение о нотариальной части вызывало справедливые критические замечания, касающиеся лишних формальностей оформления нотариальных актов, а также требований, которые затрудняли деятельность нотариусов и ложились тяжелым бременем на их клиентов.

По Высочайшему повелению о пересмотре всей системы нотариальной части от 19 мая 1899 г., при Министерстве юстиции Российской империи была создана Комиссия по пересмотру действующего Положения о нотариальной части. Данная комиссия работала с 1902 по 1904 г. В результате был составлен проект обновленного Положения о нотариальной части.

Существенно предлагалось изменить положения, касающиеся устройства нотариата, порядка совершения нотариальных действий, утверждения крепостных актов, нотариального тарифа, применения нотариальных правил на особых территориях Российской империи (Варшавский округ, Прибалтийские губернии, Бухарское и Хивинское ханства и др.).

В новом акте были повышены требования к кандидатам в нотариусы. Прежде всего, это относилось к возрастному цензу. Если раньше для занятия должности нотариуса было достаточно достижения совершеннолетия (21 год), то новый проект предусматривал повышение возрастного ценза до 25 лет, чтобы привлекать в нотариусы более зрелых, обладающих некоторым жизненным опытом людей.

Однако принятие нового Положения о нотариальной части постоянно откладывалось. К тому же, как отмечали заинтересованные современники, проект имел существенные недостатки: в нем не было точного изложения всех должностных обязанностей нотариуса; не был решен вопрос осуществления эффективного контроля нотариальной деятельности со стороны окружных судов; не нашли решения вопросы корпоративной организации нотариусов, в частности проблемы создания нотариальных советов и проведения съездов нотариусов. В проекте Положения фактически не затрагивалась насущная и дискуссионная проблема заработка нотариусов. Эта неопределенность осложняла перспективную возможность привлечения в нотариат квалифицированных юристов.

На страницах периодической печати того времени отмечалось, что нововведения, которые предлагали авторы законопроекта, недостаточны, поверхностны и не достигают цели качественного улучшения нотариальной деятельности <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Журнал Министерства юстиции. 1906. N 9. С. 189 - 198.

 

В конечном итоге, можно говорить о том, что задуманная нотариальная реформа в начале XX в. потерпела неудачу. Причины этого имели комплексный характер и в целом могут быть выражены в следующих положениях:

1) при разработке проекта реформирования нотариата не учитывались в полной мере интересы субъектов нотариальной деятельности, права и законные интересы подданных Российской империи;

2) в правящих элитах не было необходимой решимости принципиально реформировать нотариальную деятельность;

3) в научном и юридическом сообществе не сложилось единой позиции по главным вопросам реформирования нотариата;

4) отсутствие корпоративных начал в российском нотариате не дало нотариусам как заинтересованным субъектам возможности сформировать и выразить свою консолидированную волю по дискуссионным вопросам реформирования нотариального законодательства.

Первая мировая война и изменения в политическом и экономическом устройстве в России в 1917 году окончательно помешали исполнению этого плана.

 

Доктрина

"Особого публичного органа для выполнения нотариальных функций в России не возникло, хотя определенные предпосылки и потребность в нем существовали. В этих условиях правительство имело возможность сделать логичный для себя выбор в пользу заимствования соответствующего зарубежного опыта. Образцы такого опыта были представлены в виде нотариального законодательства Франции, Германии и Австрии, вместе с Россией входивших в состав романо-германской правовой семьи. Западный опыт развития нотариата не в полной мере соответствовал отечественному опыту, но со времен Петра Великого на собственный опыт привыкли не слишком обращать внимания, довольствуясь иноземными образцами" <1>.

--------------------------------

<1> Комаров Н.И., Пашенцев Д.А., Пашенцева С.В. Указ. соч. С. 212.

 

2.4. Развитие нотариата в России с 1917 до 1993 г.

 

После революции 1917 г. произошли существенные изменения в отношениях собственности и их правовом регулировании. Декретами о суде от 24 ноября 1917 г. N 1 <1> и от 7 марта 1918 г. N 2 <2> также были признаны утратившими силу все законы, которые противоречили новому политическому строю. Нотариат как составляющая прежнего правопорядка выпал из общей системы государственных органов и практически перестал существовать. При этом нотариальные функции были распределены между отделами юстиции, органами загса, судьями.

--------------------------------

<1> СУ РСФСР. 1917. N 4. Ст. 50.

<2> СУ РСФСР. 1918. N 26. Ст. 420.

 

В связи с разрешением частной торговли и промышленности в 1921 году (НЭП) и принятием нового гражданского законодательства появилась потребность в нотариальном засвидетельствовании сделок, совершаемых между государственными хозяйственными организациями и частными лицами, договоров отчуждения строений, договоров подряда или поставки. Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 12 августа 1921 г. <1> было установлено, что засвидетельствование сделок и договоров производится нотариальными столами губернских отделов юстиции и уездных бюро юстиции. В развитие этого документа циркуляром Народного комиссариата юстиции от 13 августа 1921 г. было предусмотрено учреждение указанных нотариальных столов.

--------------------------------

<1> СУ РСФСР. 1921. N 60. Ст. 417.

 

4 октября 1922 г. СНК РСФСР было принято Положение о государственном нотариате РСФСР <1>, которым предусматривалось создание государственных нотариальных контор <2>. Нотариат был учрежден как государственный орган, а нотариус признавался должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия. Также согласно указанному Положению с определенными ограничениями совершение некоторых нотариальных действий делегировалось народным судьям.

--------------------------------

<1> СУ РСФСР. 1922. N 63. С. 807.

<2> Романовская О.В., Романовский Г.Б. Указ. соч. С. 67.

 

14 мая 1926 г. Постановлениями ЦИК и СНК СССР было принято Постановление "Об основных принципах организации государственного нотариата" <1>. Осуществление нотариальных функций было возложено на государственные нотариальные конторы. Отдельные нотариальные действия и на определенной территории возлагались на иные государственные органы (консульские учреждения, исполкомы). Государственный нотариус не мог занимать "иных государственных должностей, за исключением должностей выборных и преподавательских, состоять членами коллегии защитников, служить по найму в кооперативных и общественных организациях и у частных лиц, а равно участвовать в торговых и промышленных предприятиях" (п. 4). Вознаграждение за свой труд государственный нотариус получал только от государства <2>. Государственному нотариусу, а также сотрудникам государственной нотариальной конторы вменялось соблюдение нотариальной тайны. В компетенцию государственных нотариальных контор входило удостоверение сделок, свидетельствование подлинности подписей, удостоверение некоторых фактов, хранение документов, регистрация арестов, свидетельствование верности копий, совершение протестов.

--------------------------------

<1> СЗ СССР. 1926. N 35. Ст. 252.

<2> Романовская О.В., Романовский Г.Б. Указ. соч. С. 68.

 

С 1929 г. фактически проводилась политика, направленная на ликвидацию нотариата. 20 июля 1930 г. принято Положение о государственном нотариате РСФСР, утвержденное ВЦИК и СНК РСФСР <1>. В нем были закреплены функции нотариальных органов. Указывалось, что выполнять нотариальные действия могут не только нотариальные конторы, но и районные или соответствующие им исполнительные комитеты, а также городские советы городов и поселков, не являющиеся районными центрами, но только в случае отсутствия в населенном пункте нотариальной конторы (п. 2). Общее руководство государственным нотариатом возлагалось на судебные органы <2>.

--------------------------------

<1> СУ РСФСР. 1930. N 38. Ст. 476.

<2> Романовская О.В., Романовский Г.Б. Указ. соч. С. 68.

 

Характеризуя данный период развития нотариата, А.Я. Кодинцев пишет: "Сокращалась сфера деятельности нотариата из-за отмены ряда нотариальных удостоверений и из-за общего сокращения гражданского оборота. Большинство нотариальных контор было закрыто. К 1 января 1937 г. в СССР осталось всего лишь 122 конторы, в том числе в РСФСР - 74 (в 1924 г. было 414, в 1935 г. - 59)" <1>.

--------------------------------

<1> Кодинцев А.Я. Разрушение и восстановление системы советского нотариата в середине 30-х годов XX века // Нотариус. 2006. N 3.

 

Восстановление полноценного государственного нотариата началось после принятия Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1936 г. "О реорганизации нотариальных органов" <1>.

--------------------------------

<1> СУ РСФСР. 1936. N 15. Ст. 100.

 

В период Великой Отечественной войны совершение отдельных нотариальных действий имело свои особенности. В частности, 15 сентября 1942 г. СНК СССР было принято Постановление "О порядке удостоверения доверенностей и завещаний военнослужащих в военное время" <1>. Указанный акт разрешал удостоверение завещаний командованием воинских частей и начальниками госпиталей.

--------------------------------

<1> СП СССР. 1942. N 8. Ст. 133.

 

Новое Положение о государственном нотариате РСФСР было утверждено Советом Министров РСФСР 31 декабря 1947 г. <1>. Оно предусматривало, что нотариальные действия в государственных нотариальных конторах, расположенных в республиканских, краевых, областных центрах и городах республиканского (РСФСР) подчинения, совершают старшие нотариусы, а в остальных нотариальных конторах - нотариусы. Также предусматривалась возможность совершения ряда нотариальных действий исполнительными органами сельских Советов депутатов трудящихся (станиц, хуторов, аулов).

--------------------------------

<1> СП РСФСР. 1947. N 980.

 

Согласно Положению нотариусами государственных нотариальных контор могли быть лица, имеющие высшее или среднее юридическое образование. В отдельных случаях нотариусами могли быть лица, имеющие не менее двухлетнего стажа работы в качестве судей, прокуроров, следователей, юрисконсультов или нотариусов.

Назначение на должность нотариусов производилось только по прохождении лицом стажировки и сдаче испытаний.

30 сентября 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР было утверждено Положение о государственном нотариате РСФСР <1>. Согласно ст. 1 этого Положения задачами государственного нотариата РСФСР являются укрепление социалистической законности, предупреждение правонарушений, охрана прав и законных интересов граждан, а также государственных учреждений, предприятий, колхозов и иных кооперативных и общественных организаций путем удостоверения сделок и совершения других нотариальных действий. Положение предусматривало, что на должность нотариуса мог быть назначен только гражданин СССР. Устанавливался более высокий образовательный ценз - наличие высшего юридического образования. При этом ст. 13 вводила исключение, ставшее во многом правилом: в отдельных случаях на должность нотариуса могут быть назначены лица, не имеющие высшего юридического образования, при условии что они не менее трех лет работали в должности судьи, прокурора, государственного нотариуса, юрисконсульта или адвоката. Предусматривалось также прохождение стажировки, которая не являлась обязательной.

--------------------------------

<1> Ведомости РСФСР. 1965. N 40. Ст. 991.

 

Руководство деятельностью государственных нотариальных контор осуществлялось судебными органами. Верховный Суд РСФСР утверждал сеть государственных нотариальных контор. Председатель Верховного Суда РСФСР назначал и освобождал от должности старших нотариусов первых нотариальных контор. Нотариальные конторы содержались за счет республиканского бюджета по смете Верховного Суда РСФСР.

19 июля 1973 г. Верховным Советом СССР был принят Закон СССР "О государственном нотариате" <1>, сохранявший модель государственного нотариата. Нотариат получил многозвенную систему. Первая государственная нотариальная контора наделялась особым статусом, в ее функции входили совершение наиболее сложных нотариальных действий и методическая помощь остальным нотариальным конторам. Руководство нотариатом было передано органу общей компетенции (Совету Министров, Советам народных депутатов, исполнительным комитетам и т.д.), а также органам юстиции.

--------------------------------

<1> Ведомости ВС СССР. 1973. N 30. Ст. 393.

 

Государственные нотариусы подразделялись на старших государственных нотариусов, заместителей старших государственных нотариусов, государственных нотариусов. Государственный нотариус не был независимым участником правоотношений, он лишь фиксировал волю сторон. Исходя из концепции советского права, приоритета публичного интереса над частным, законодательство вменяло нотариусу в обязанность активно воздействовать на стороны гражданского оборота.

Согласно ст. 8 Закона СССР "О государственном нотариате" государственные нотариусы и другие должностные лица, совершающие нотариальные действия, обязаны оказывать гражданам, государственным учреждениям, предприятиям и организациям, колхозам, иным кооперативным и другим общественным организациям содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность и другие подобные обстоятельства не могли быть использованы им во вред. Обжалование нотариальных действий или отказа в их совершении происходило в судебном порядке; жалобы на государственных нотариусов, не связанные с совершением ими нотариальных действий, должны были подаваться в органы юстиции. За совершение нотариальных действий взималась государственная пошлина, строго регламентированная действовавшим законодательством.

Закон содержал перечень нотариальных действий, которые могли совершать государственные нотариальные конторы. В ст. 10 говорилось, что эти конторы совершают следующие нотариальные действия:

1) удостоверяют сделки (договоры, завещания, доверенности и др.);

2) принимают меры к охране наследственного имущества;

3) выдают свидетельства о праве на наследство;

4) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

5) налагают запрещения отчуждения жилого дома;

6) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

7) свидетельствуют подлинность подписи на документах;

8) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;

9) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

10) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

11) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке;

12) удостоверяют время предъявления документов;

13) передают заявления граждан, государственных учреждений, предприятий и организаций, колхозов, иных кооперативных и других общественных организаций другим гражданам, государственным учреждениям, предприятиям и организациям, колхозам, иным кооперативным и другим общественным организациям;

14) принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

15) совершают исполнительные надписи;

16) совершают протесты векселей;

17) предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков;

18) принимают на хранение документы;

19) совершают морские протесты.

Список не являлся исчерпывающим, так как законодательством Союза ССР и союзных республик на государственные нотариальные конторы могло быть возложено совершение и иных нотариальных действий.

На должности государственных нотариусов назначались граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование. В отдельных случаях, предусмотренных законодательством союзных республик, на должности государственных нотариусов могли назначаться лица, не имеющие высшего юридического образования.

Нотариус являлся обыкновенным служащим и получал заработную плату, практически не зависящую от результатов его работы. Учитывая, что работа была во многом чисто механической, связанной с проверкой правильности заполнения утвержденных бланков договоров, доверенностей, заявлений, а также низкооплачиваемой, выпускники юридических вузов не стремились занять должность нотариуса <1>.

--------------------------------

<1> См.: Романовская О.В., Романовский Г.Б. Указ. соч. С. 67 - 69.

 

Государственные нотариусы не могли состоять на службе в других учреждениях, организациях и на предприятиях. Исключения могли быть сделаны для государственных нотариусов, занимавшихся преподавательской или научной работой.

Закон РСФСР от 2 августа 1974 г. "О государственном нотариате" <1> практически воспроизводил текст Закона СССР "О государственном нотариате" с развитием некоторых положений, связанных с порядком совершения каждого нотариального действия.

--------------------------------

<1> Ведомости РСФСР. 1974. N 32. Ст. 852.

 

2.5. Возрождение нотариата в России в 1993 г.

 

В связи с переходом в России к рыночной экономике стало понятно, что государственный нотариат не способен осуществлять защиту прав и законных интересов участников экономических отношений на должном уровне. Постоянное увеличение количества государственных нотариусов не избавляло от проблем, связанных со скоростью и качеством оказываемых нотариальных услуг. Государственный нотариат финансировался по остаточному принципу, что отражалось на техническом оснащении контор. Государственные нотариусы также не были заинтересованы в своей деятельности, поскольку количество нотариальных действий не отражалось на их заработной плате.

В связи с этим было принято решение по разработке нового закона о нотариате, который бы учитывал новые веяния времени. 11 февраля 1993 года Верховным Советом РФ были приняты Основы законодательства РФ о нотариате. Новый закон был создан по канонам нотариата латинского типа. В нем прослеживаются черты дореволюционного законодательства России, а также современног


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: