Деловая игра на тему: «Законодательный процесс в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации»

 

Игровая методика позволит обучающемуся включиться своими активными действиями в правотворческий процесс, образно почувствовать сущность правотворческих действий.

                   Цель:

- изучить законодательный процесс в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

                   Задачи:

- освоить методику подготовки проектов законов к внесению в законодательный орган;

- усвоить правила законодательной техники;

- изучить права и обязанности инициатора законопроекта;

- уяснить и научиться применять нормативные правовые акты, регулирующие законодательный процесс;

- овладеть навыками публичных выступлений на правовые темы.

Участники игры:

1. Председатель Государственной Думы ФС РФ.

2. Инициатор проекта – депутат Государственной Думы.

3. Совет Государственной Думы – 2 чел.

4. Депутаты Государственной Думы – 6 и более человек.

5. Члены Совета Федерации – 2 чел.

6. Представители законодательных (представительных) органов субъектов РФ – 2 чел.

7. Представитель Президента РФ.

8. Представитель Правительства РФ.

9. Представитель Конституционного Суда РФ.

10. Представитель Высшего Арбитражного Суда РФ.

11. Представитель Верховного Суда РФ.

12. Представитель Совета Федерации ФС РФ

13. Правовое управление Государственной Думы – 1 чел.

14. Ответственный комитет Государственной Думы – 3 чел.

15. Независимый эксперт – 1 чел.

16. Работники аппарата Государственной думы – 2 чел.

 

Игра рассчитана на минимальное число участников – 20 человек.

Возможно увеличение участников в роли депутатов Государственной Думы.

Игра должна проводиться в зале, оборудованном для проведения заседаний.

Для проведения игры осуществляется ряд предварительных этапов, предполагаемая продолжительность которых – 1 месяц. В этот период участники игры выполняют предварительные задания преподавателя.

 

Предварительные задания.

I этап.

Освоение Регламента Государственной Думы – «Законодательная процедура».

 

II этап.

Распределение по ролям. Поиск и уяснение нормативных актов, регулирующих участие в законодательном процессе соответствующих участников.

 

 

III этап.

Выполнение заданий по ролям.

1. Инициатор проекта составляет сопроводительные документы и передает их вместе с проектом в Совет Думы, готовит выступление с обоснованием необходимости принятия внесенного ими проекта (ст.106 Регламента).

2. Совет Думы назначает ответственный комитет и передает ему проект (ст.109).

3. Все субъекты права законодательной инициативы подают свои отзывы, замечания и предложения в ответственный комитет.

4. Ответственный комитет:

- передает проект на независимую экспертизу и в Правовое управление Государственной Думы, обобщает отзывы, замечания и предложения (1чел.)

- Законопроект и подготовленные материалы передает в Аппарат Государственной Думы (ст.117). Готовит материалы и передает их в Совет Думы (ст.114) (1 чел).

- Готовит доклад по проекту (1 чел.)

5. Работник Аппарата государственной думы тиражирует и раздает проект с документами (ст.117).

6. Представители Правового управления проводят правовую экспертизу и на основании ее дают заключение (ст. 112).

7. Независимый эксперт готовит заключение.

8. Депутаты Государственной Думы готовят вопросы инициатору законопроекта.

9. Председатель изучает процедурные правила, в том числе порядок ведения заседаний Государственной думы.

 

 

Порядок проведения игры.

1. Открытие заседания Председателем Государственной Думы.

2. Доклад субъектов права законодательной инициативы.

3. Содоклад представителя ответственного комитета.

4. Вопросы депутатов государственной Думы.

5. Ответы инициатора закона.

6. Заслушивание замечаний предложений субъектов права законодательной инициативы или их представителей.

7. Принятие решения по законопроекту.

 

Литература.

1. Конституция РФ. М.,1993.

2. Елчев В.А. Аппарат Государственной Думы и законотворческий процесс. М.,1999.

3. Котенков А.А. Актуальные проблемы взаимоотношений Президента РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ в законодательном процессе. – Государство и право. 1998. №11.

4. Надеев Р. правовая экспертиза законопроектов. – Российская юстиция. 1998. №1.

5. Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М.,2002.

 

 

Требования к уровню освоения

 программы

(контрольное собеседование)

Контрольное собеседование (экзамен) является итоговой формой оценки знаний студентов, состоит из двух теоретических вопросов и проводится устно.

Студент должен продемонстрировать знания всего курса «Теория государства и права», умения мыслить и находить взаимосвязи между различными темами курса.

Вопросы к контрольному итоговому собеседованию находятся в учебно-методическом комплексе по «Теории государства и права».

Целесообразно выделить основные требования к уровню освоения программы курса:

Оценка «отлично» выставляется студенту преподавателем за полное освоение им программы курса, знание и владение всеми основными терминами, знания основной и дополнительной литературы, а также текущего законодательства, систематической работы на лекционных и практических занятиях, умении самостоятельно анализировать изученный материал, применять полученные знания на практике.

Оценка «хорошо» выставляется студенту преподавателем за полное освоение студентом программы курса, знание основных терминов курса и основной учебной литературы по нему, а также текущего законодательства, систематической работы на лекционных и практических занятиях, умении применять полученные знания на практике.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту преподавателем за освоение им основной программы курса, знания основных терминов курса и основной учебной литературы, а также умении применять полученные знания на практике.

 

 

ДЛЯ ЗАМЕТОК

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: