Правовые основы ценообразования и цен

 

  19.1. Цена – денежное выражение стоимости товара. Разновидностью цены является тариф – цена на оказываемые услуги и выполняемые работы. Деятельность организаций по формированию цен подчинена определенным нормативным актам и правилам. Эти правила различаются в зависимости от того, с ценой какого вида мы имеем дело.

Выделяют следующие виды цен:

1. В зависимости от роли в ценообразовании государства цены могут быть свободными и регулируемыми. Под свободной (рыночной) ценой понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее. Регулируемая цена – цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер.

2. Различают цены контролируемые и неконтролируемые. Установление и применение регулируемых цен всегда контролируется соответствующими государственными органами.

3. В зависимости от рынка цены делятся на оптовые и розничные. Выделяют оптовые цены предприятия, на котором продукция реализуется другим предприятиям или торгово-сбытовым организациям, и оптовые цены промыш-ленности, по которым продукция реализуется за пределы данной области. По розничным ценам товары реализуются конечному потребителю – населению.

4. По территории действия цены можно классифицировать на внутригосударственные и мировые. Формирование и применение внутригосударственных цен определяется в соответствии с законодательством РФ. Информация о мировых ценах представляет интерес для субъектов, занимающихся внешнеторговой деятельностью.

5. В зависимости от распределения расходов по доставке товаров, страхованию, оплате таможенных сборов цены также распределяются на несколько групп. Такая классификация приведена в Международных правилах толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС».

  Знание механизма формирования и правил применения цен позволяет предпринимателям избежать негативных финансовых последствий. Интерес государства к данной сфере предопределяется задачей создания конкурентной среды на товарных рынках, необходимостью социальной защиты потребителей.

  19.2. Правовые основы государственного регулирования цен определяются Указом Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Особый интерес государства к регулированию цен на продукцию, производимую и поставляемую для государственных нужд, объясняется государственным финансированием этой сферы предпринимательства. Основным принципом формирования цен государственных контрактов является обеспечения экономической выгодности производства и поставки товаров, выполнения работ и услуг для государственных нужд при эффективном использовании средств государственного бюджета, направляемых на эти цели.

19.3. Правовые основы формирования и применения свободных цен

Свободные цены устанавливаются хозяйствующими субъектами самостоятельно. Правила формирования свободных цен изложены в Методических рекомендациях по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги применительно к ценам трех видов:

- свободным оптовым и отпускным ценам предприятия-изготовителя или ценам другого поставщика (цена закупки);

- ценам на продукцию, товары, услуги, реализуемые через снабженческо-сбытовые и другие посреднические организации;

- розничным ценам на продукцию, товары, услуги, реализуемые (оказываемые) населению.

Некоторые особенности установлены законом для формирования и применения свободных цен предприятиями, занимающими доминирующее положение на товарном рынке

Установление такими предприятиями монопольных цен рассматривается как монополистическая деятельность, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. В отношении хозяйствующего субъекта, доминирующего на рынке в качестве продавца или покупателя, в случае установления монопольно высоких (низких) цен применяются санкции и меры ответственности в соответствии с антимонопольным законодательством.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: