Предварительное обследование. Заключение договора на проведение аудиторской проверки

ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ



СОДЕРЖАНИЕ

1. Предварительное обследование. Заключение договора на проведение аудиторской проверки

2. Планирование аудиторской проверки. Общий план и программа аудита

3. Существенность ошибок, выявленных в ходе аудиторской проверки. Методы оценки уровня существенности

4. Аудиторский риск: понятие, модель, алгоритм оценки



Введение

Аудиторская проверка внутрифирменный контроль

Цель работы — сформировать компетенции и выработать навыки методологии и техники процесса планирования проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Методология и техника аудиторской проверки включают последовательное выполнение всех шагов аудиторского цикла — комплекса мероприятий, которые в соответствии с ФПСАД аудиторская организация обязана осуществить с момента получения предложения на проведение проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности до даты представления заказчику аудиторского заключения о финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Структура аудиторского цикла, порядок его документирования и нормального регулирования представлены в приложении 4.1.

Классический аудиторский цикл включает в себя четыре этапа, строго следующих один за другим:

- преддоговорные мероприятия и заключение договора (предварительное планирование аудита);

- планирование аудиторской проверки руководителем группы; проведение аудиторской проверки;

- формирование мнения и составление аудиторского заключения, а также один функциональный этап, осуществляемый на протяжении всех последовательных этапов,

- организацию внутрифирменного контроля качества при осуществлении аудиторских проверок.


 

Предварительное обследование. Заключение договора на проведение аудиторской проверки

 

Процесс аудита начинается с получения аудиторской фирмой предложения или информации о необходимости аудита клиента.

Это предложение может быть получено:

• как результат проведения рекламной акции или размещения информации об услугах аудиторской фирмы на ее сайте;

• по рекомендации клиентов или других лиц;

• по результатам проводимого конкурса.

Специфической формой проведения обязательного аудита организаций, в уставном капитале которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25%, является конкурсный отбор аудиторских фирм1.

Для проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности аудитор должен иметь необходимые знания (или получить их) о деятельности аудируемого лица в объеме, достаточном для выявления и понимания событий, хозяйственных операций и методов работы, которые в соответствии с профессиональным суждением аудитора могут оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность, подходы к аудиту и аудиторское заключение.

До заключения договора на оказание аудиторских услуг аудитор должен получить предварительные сведения об отрасли и структуре собственности, руководстве и собственниках аудируемого лица и определить, может ли он получить объем информации о деятельности аудируемого лица, необходимый для проведения аудита.

Аудитор может получать сведения о сфере деятельности и аудируемом лице из нескольких источников:

• предыдущего опыта работы с данным аудируемым лицом и в сфере деятельности этого лица;

• информации, полученной от сотрудников аудируемого лица (например, руководителей и ведущих специалистов);

• информации, полученной от внутренних аудиторов аудируемого лица и из отчетных документов внутренних аудиторов;

• информации, полученной от других аудиторов, юристов и консультантов, которые оказывали услуги данному аудируемому лицу или в данной сфере деятельности;

• информации, полученной от специалистов, не являющихся сотрудниками данного аудируемого лица (например, представителей органов, осуществляющих государственное или негосударственное регулирование в отрасли, заказчиков, поставщиков, представителей аналогичных организаций);

• публикаций, относящихся к данной сфере деятельности (например, государственных статистических данных, аналитических материалов, экономических и профессиональных газет и журналов, отчетов, подготовленных банками и участниками рынка ценных бумаг);

• нормативных правовых актов, регулирующих деятельность аудируемого лица;

• посещения административных зданий и производственных помещений аудируемого лица;

• документов, содержащих внеучетную информацию, которая оказывает влияние на ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, протоколов заседаний совета директоров, материалы для акционеров или уполномоченных государственных органов власти, рекламных материалов, смет, внутренних отчетов руководству, должностных инструкций, планов маркетинга и продаж);

• финансовой (бухгалтерской) отчетности за предыдущие годы, инструкции по ведению бухгалтерского учета и системе внутреннего контроля, рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Аудитор должен контролировать получение сотрудниками, назначенными выполнять аудиторское задание, достаточного объема информации о деятельности аудируемого лица, позволяющего выполнить порученную работу. Кроме того, аудитор должен добиться осознания этими сотрудниками необходимости запрашивать дополнительную информацию и обмениваться ею с аудиторами членами аудиторской группы.

Аудитор и аудируемое лицо должны достичь согласия в отношении условий проведения аудита. Согласованные условия необходимо отразить документально в договоре на оказание аудиторских услуг либо в письме о проведении аудита. Письмо о проведении аудита направляется в исполнительный орган клиента до заключения договора на проведение аудита во избежание неправильного понимания им условий предстоящего договора.

Согласно ГК РФ если это письмо составляется для разовых соглашений, оно является офертой — предложением одной из сторон заключить договор. Ее акцепт — принятие предложения другой стороной. Следовательно, клиент, получив письмо о проведении аудита, должен письменно подтвердить согласие на условия аудита, предложенные аудиторской организацией.

Если между клиентом и аудиторской организацией существует долгосрочный договор, в котором определены цель и масштаб аудита, письмо можно не составлять.

Основные условия, которые требуют согласования, следующие:

• цель аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;

• ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и предоставление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

• объем аудита со ссылкой на законодательство Российской Федерации и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

• аудиторское заключение и любые иные документы, которые предполагается подготовить по результатам аудита;

• информация о том, что в связи с применением в ходе аудита выборочных методов тестирования и другими свойственными аудиту ограничениями, наряду с ограничениями, присущими системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, имеется неизбежный риск того, что некоторые, в том числе существенные, искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности могут остаться необнаруженными;

• обеспечение свободного доступа ко всей бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита;

• цена проведения аудита (либо способ ее определения), а также порядок признания услуги оказанной и порядок расчетов.

В договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита) могут также быть указаны:

• договоренности, связанные с координацией работы аудитора и сотрудников аудируемого лица в ходе планирования аудита;

• право аудитора получить от руководства аудируемого лица официальные письменные заявления в связи с аудитом;

• обязательство руководства аудируемого лица содействовать в направлении запросов кредитным организациям и контрагентам аудируемого лица в целях получения информации, необходимой для проведения аудита;

• обязательство руководства аудируемого лица обеспечить присутствие сотрудников аудитора при проведении инвентаризации имущества аудируемого лица.

При необходимости в договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита) или приложениях к нему могут быть также приведены:

• договоренность о привлечении других аудиторов и экспертов к работе по каким-либо вопросам аудита;

• договоренность о привлечении к совместной работе внутренних аудиторов, а также других сотрудников аудируемого лица;

• договоренности, способствующие взаимодействию предполагаемого аудитора с предшествующим (при его наличии);

• любые ограничения ответственности аудитора в соответствии с законодательством Российской Федерации и федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

• информация о любых дополнительных соглашениях между аудитором и аудируемым лицом.

В случае повторяющихся на протяжении ряда лет аудиторских проверок аудитор должен решить, есть ли необходимость пересмотреть условия аудиторского задания или стоит просто напомнить аудируемому лицу о существующих условиях задания.

Аудитор может принять решение не составлять каждый раз новое письмо о проведении аудита. Однако составление нового письма может сделать целесообразным следующие факторы:

• любой признак, указывающий на неправильное понимание аудируемым лицом цели и объема аудита;

• любые пересмотренные или особые условия аудиторского задания;

• кадровые изменения в высшем руководстве, совете директоров или в структуре аудируемого лица;

• изменения в структуре собственности аудируемого лица;

• значительные изменения характера или масштабов деятельности аудируемого лица;

• требования законодательства.

После достижения полного понимания сути аудита между аудитором и проверяемой организацией заключается договор возмездного оказания услуг в соответствии с требованиями гл. 39 ГК РФ.

Специальные условия договора возмездного оказания услуг (применительно к услугам по проведению аудита) предусмотрены в ПСАД «Согласование условий проведения аудита».

Договор на проведение аудиторской проверки — официальный документ, который регламентирует взаимоотношения аудитора с клиентом. При его составлении нужно четко уяснить желание клиента и помочь ему правильно сформулировать заказ. От правильного и четкого составления договора во многом зависит качество и бесконфликтность проведения аудиторской проверки.

Как показывает опыт, клиент часто приглашает аудитора, когда его работа по учету не завершена, в результате не все документы предоставляются аудитору в нужные сроки, что осложняет и тормозит проверку. В результате аудитор не укладывается в отведенный ему для проверки срок. Поэтому в договоре следует определить сроки предоставления документов, оговорить возможность отказа от выдачи заключения в случае непредставления необходимых для проверки документов или изменение времени проведения проверки с соответствующим изменением оплаты.

В разделе об условиях оказания услуг могут быть указаны: цель оказания услуг; объект аудита; этапы проведения проверки (поквартально, по полугодиям, по результатам работы за год); сроки проведения проверки (начало, окончание); ссылки на законодательные и нормативные акты, федеральные и внутрифирменные стандарты, на основании которых будет проводиться аудит; документы, составляемые аудитором по результатам проверки (письменная информация — отчет, аудиторское заключение), порядок и сроки их передачи заказчику.

При отражении в договоре прав и обязанностей сторон следует учитывать требования Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Договором могут быть предоставлены аудитору и клиенту другие права, если они не противоречат российскому законодательству. То же самое можно сказать и об обязанностях аудиторов и клиентов.


Планирование аудиторской проверки. Общий план и программа аудита

Планирование аудита — один из обязательных этапов аудита; на этом этапе определяются стратегия и тактика аудита, объем аудиторской проверки, составляется общий план аудита, разрабатываются программы и конкретные аудиторские процедуры.

Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были идентифицированы потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать эту работу.

Планирование аудиторской проверки производится в три этапа:

1) предварительное планирование; производится на этапе выбора клиента; по результатам этой работы аудиторская проверка может вообще не состояться, если обнаружится высокий уровень неотъемлемого риска;

2) разработка общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита;

3) составление программы аудита, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур.

Процесс планирования достаточно трудоемок, его 2-й и 3-й этапы могут занимать до 30% времени, затраченного на аудит.

Поэтому время на его проведение должно предусматриваться бюджетом работ. При планировании аудита аудитор должен сделать необходимые запросы руководству аудируемого лица, цель которых:

• понять, как руководство оценивает риск существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности в результате недобросовестных действий или ошибки, а также выяснить особенности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

• получить представление о том, как организована система бухгалтерского учета и внутреннего контроля для предотвращения и нахождения ошибок;

• определить, известно ли руководству аудируемого лица о недобросовестных действиях, оказавших отрицательное влияние на аудируемое лицо, или об имеющихся подозрениях в совершении недобросовестных действий, возникших в результате служебного расследования, проведенного до начала аудита;

• определить, были ли руководством аудируемого лица в отчетном периоде обнаружены существенные ошибки. Наряду с этим аудитор должен решить, существуют ли вопросы, которые следует обсудить с представителями собственника, например:

• характер, объем и периодичность оценки руководством аудируемого лица имеющейся системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля по предотвращению и обнаружению недобросовестных действий и ошибок, а также риска искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности;

• ненадлежащее реагирование руководства аудируемого лица на существенные недостатки средств внутреннего контроля, обнаруженные во время проведения предыдущего аудита;

• оценка аудитором надежности контрольной среды аудируемого лица, включая вопросы компетентности и порядочности руководства аудируемого лица;

• влияние указанных вопросов на общий подход к проведению аудита и его объем, включая дополнительные процедуры, которые могут потребоваться аудитору.

В ходе аудита общий его план и программа должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с изменением обстоятельств или появлением неожиданных результатов, полученных в ходе выполнения аудиторских процедур.

Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

Общий план аудита. Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки.

Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита.

Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

1) деятельность аудируемого лица, в том числе

• общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

• особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;

• общий уровень компетентности руководства;

2) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе

• учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

• влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

• планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

3) риск и существенность, в том числе

• ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

• установление уровней существенности для аудита;

• возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;

• выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например при подготовке оценочных показателей;

4) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе

• относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

• влияние на аудит наличия и специфических особенностей компьютерной системы ведения учета;

• существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

5) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе

• привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;

• привлечение экспертов;

• число территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;

• численность и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

6) прочие аспекты, в том числе

• возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под сомнением;

• обстоятельства, требующие особого внимания, например существование аффилированных лиц;

• особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;

• срок работы сотрудников аудитора, их участие в оказании аудируемому лицу сопутствующих услуг;

• форма и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

Примерное содержание общего плана аудита содержится в ПСАД «Планирование аудита». На практике общий план аудита, как правило, включает в себя следующие разделы:

1) вводную часть, в которой отражаются общие параметры проверки по срокам проведения, составу аудиторской группы, существенности и аудиторским рискам;

2) организационный план проверки, в котором отражается календарный план — график мероприятий по организации и проведению проверки;

3) план аудита по объектам и исполнителям, в котором планируемые виды работ закрепляются за конкретными исполнителями и по срокам их проведения.

Исходя из существующей практики на втором этапе планирования (при разработке общего плана аудита) аудитор подготавливает следующие документы:

• описание бизнеса проверяемой организации;

• описание системы бухгалтерского учета;

• описание системы внутреннего контроля;

• материалы экспресс-анализа отчетности проверяемой организации.

Первые три позиции требуются для обоснования аудиторского риска (неотъемлемого риска и риска системы внутреннего контроля), необходимость последней позиции связана со следующим.

После проведенных за рубежом специальных исследований ошибок, обнаруженных в ходе аудиторских проверок и потребовавших корректировки финансовой отчетности, было установлено, что аналитические процедуры помогают обнаружить 27,1% ошибок, а прогноз деятельности фирмы и его обсуждение аудиторами — еще 18,5%, или суммарно 45,6%. Анализ важен не только потому, что ошибки обнаруживаются в самом начале проверки, что может сократить ее продолжительность. Иногда тщательность процедуры сбора данных не гарантирует обнаружения тех ошибок, которые могут быть найдены в ходе аналитических процедур. Это может быть связано с недостаточной компетентностью аудиторов или с тем, что клиент попросил у своих контрагентов дать ложные сведения, о чем аудитор никогда не узнает.

Описание бизнеса проверяемой организации базируется на перечне факторов, отражающих состояние конкретной отрасли финансово хозяйственной деятельности экономического субъекта и экономики страны в целом, влияющих на увеличение риска искажений.

Изучая эти факторы, аудитор должен указать, в каком состоянии находится отрасль бизнеса клиента (кризиса, депрессии, подъема), как на нее влияет общее состояние экономики страны, возможность несостоятельности (банкротства) клиента, если отрасль находится в кризисном состоянии. Аудитор должен сделать вывод о том, достаточно ли он компетентен в решении проблем данной отрасли (строительства, торговли, сельского хозяйства и т.д.), потребуется ли ему привлечение специалистов для решения специфических для этой отрасли проблем. Ему следует изучить условия конкуренции в отрасли (составить список основных конкурентов с указанием цен на продукцию, работы, услуги), проанализировать колебания цен. Следует также разобраться в причинах, вызвавших спад в отрасли, если он происходит.

После этого надо описать особенности бизнеса клиента. Целесообразно начать с формы и структуры собственности, составив список крупнейших собственников, а также филиалов, дочерних, зависимых предприятий и других объектов возможного инвестирования. Далее следует описать структуру управления, представив схему управления, данные о функциях руководящих, исполнительных и контрольных органов, обязанностях и разграничении ответственности, указав факторы, определяющие заработную плату руководства. Аудитору следует указать цель создания фирмы, ближайшие перспективы ее развития. Например, собственники могут ожидать ликвидации фирмы.

Изучая факторы внутрихозяйственной деятельности, следует, в частности, проанализировать налоговый статус фирмы, наличие налоговых льгот, типичность учетной политики для данной отрасли.

Следует выяснить, застраховано ли имущество фирмы и ее ответственность, существуют ли судебные разбирательства по искам фирмы или против нее, возможно ли появление таких исков. Описание системы бухгалтерского учета должно включать схему документооборота, состав бухгалтерии, распределение обязанностей и ответственности между ее работниками, форму бухгалтерского учета с описанием особенностей ее применения, использование компьютеров с указанием применяемой бухгалтерской программы.

В описании системы внутреннего контроля следует указать наличие контролирующего органа (ревизионной комиссии, службы внутреннего аудита и т.д.) и их функции, обязанности руководства организации по обеспечению контроля (ведение учета в соответствии с действующим законодательством, включая проведение инвентаризации, создание системы материальной ответственности в соответствии с трудовым законодательством, ведение делопроизводства, включая кадровый учет). Аудитор должен обратить внимание на совмещение должностей, которое ведет к утрате контроля (например, кассир и бухгалтер).

Экспресс-анализ отчетности проверяемой организации включает:

• описание необычных сумм для данного типа статей отчетности и неожиданных соотношениях между ними (например, баланс торгового предприятия без остатка по статье «товары» может быть искусственно списан на реализацию в целях сокрытия прибыли);

• изучение статей отчетности в динамике;

• расчет основных финансовых показателей;

• заключение о возможности предприятия продолжать работу в будущем.

Программа аудита. Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита, которая определяет характер, временные рамки и объем аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита содержит набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку, и служит средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

Программа аудита должна быть документально оформлена. При составлении программы следует установить наиболее важные участки проверки, имеющие определяющее значение для финансово-хозяйственной деятельности фирмы и для формирования результатов ее деятельности. Например, для предприятия оптовой торговли надо сконцентрировать внимание на участках, на процессах реализации, формирования издержек, налогообложения, организации складского учета. Следует обосновать в программе применение выборки. Кроме того, есть участки, проверка которых проводится в любой организации (кассовые и банковские операции, расчеты по заработной плате).

 На них также следует выделить время, поскольку они взаимосвязаны с определяющими участками. Например, без проверки банковских операций нельзя начать проверку процесса реализации. Здесь также надо предусмотреть возможность применения выборки (например, при проверке расчетов по заработной плате).

В программу аудита включаются тесты внутреннего контроля и процедуры проверки по существу. При планировании процедур проверки по существу аудитор должен учитывать обнаруженные им факторы риска недобросовестных действий. Реагирование аудитора на эти факторы будет зависеть от их характера и значимости. В некоторых случаях, несмотря на наличие факторов риска недобросовестных действий, аудитор может выразить профессиональное суждение, что ранее запланированные процедуры аудита, в том числе тесты средств контроля и процедуры проверки по существу, достаточны для реагирования на указанные факторы. В других обстоятельствах аудитор может сделать вывод о необходимости изменения характера, временных рамок и объема процедур проверки по существу для учета существующих факторов риска недобросовестных действий.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: