Занятие 2. Философские проблемы естествознания

 

1. Особенности физического познания и проблемы достижения объективного истинного знания.

2. Физическая картина мира: сущность, проблемы становления и основные этапы развития.

3. Философские проблемы астрономии и астрологии.

4. Место и роль химии в системе научного знания.

 

При ответе на первый вопрос необходимо показать специфику физического познания, обратив внимание на объект физического познания, применяемые методы и формы, в которых фиксируются результаты познания. Покажите особенность трактовки объекта физического познания, а также роль и место субъекта познания в классической и современной физике и вытекающие из этого следствия для достижения объективно-истинного знания. В классической физике объект познания понимался как неизменный во времени и знания, полученные в процессе его познания, считались также неизменными, абсолютно истинными. Сложность объекта познания современной физики приводит к тому, что знания о нем могут рассматриваться только как неполные, относительно истинные, которые в последующем развитии науки будут уточняться и дополняться. Не случайно в современном физическом познании, и не только в нем, большое место занимают гипотетические знания.

Во втором вопросе следует дать определение физической картины мира, подчеркнув, что данная картина мира – это одна из существующих специальных научных картин мира, и показать ее специфику. Освещая проблему становления физической картины мира, обратите внимание на то, что данная картина мира была первой попыткой дать теоретические представления о мире с позиций науки.

Основные этапы развития физической картины мира непосредственно связаны с достижениями физики как науки. Исторически первой научной картиной мира стала механистическая картина мира, в основе которой лежали принципы механики. Ее основным разработчиком был И. Ньютон. Покажите роль философских принципов в формировании механистической картины мира, и, прежде всего в представлениях о материи, пространстве, времени, а также в понимании Вселенной.

В ХIХ в. формируется электромагнитная картина мира. Покажите, какую роль в ее возникновении сыграло открытие закона сохранения и превращения энергии. Характеризуя особенности электромагнитной картины мира, необходимо обратить внимание на представления в ней о материи, что как раз и отличает ее от механистической картины мира.

В начале ХХ в. начинает формироваться современная физическая картина мира. Покажите, какую роль в ее становлении сыграли работы А. Эйнштейна, открытие сложного строения атома, возникновение квантовой механики. Охарактеризуйте роль философских идей в развитии современной естественно-научной картины мира. В третьем вопросе при характеристике философских проблем астрономии и космологии следует иметь в виду, что они, прежде всего, касаются  вопросов происхождения и эволюции Вселенной во времени и пространстве, особенностей и законов ее функционирования, а также структуры Вселенной.

Определите, какие философские проблемы возникают при принятии современных представлений об эволюции Вселенной (модели большого взрыва, расширяющейся Вселенной, горячей Вселенной, инфляционной Вселенной). 

Охарактеризуйте причины и сущность формулирования антропного принципа в космологии, дайте его сильную и слабую трактовку. Обратите особое внимание на философский смысл антропного принципа.

Анализ четвертого вопроса следует начинать с характеристики особенностей химического познания, что выразилось в отсутствии единого определения химии как науки. Это связано, во-первых, со сложностью отражения сущности данной науки, а, во-вторых, с осознанием того факта, что химия является не простой суммой знаний о веществах, но высоко упорядоченной, постоянно развивающейся системой знаний, имеющей определенное социальное назначение и свое место в ряду других наук.

В связи с этим дайте историю становления предмета химии, покажите роль ведущих ученых в этом процессе (на примере Д.И. Менделеева).

Современные представления о предмете химии связаны с решением ею двуединой проблемы: получение веществ с заданными свойствами (на достижение чего направлена производственная деятельность человека) и выявление способов управления свойствами вещества (на реализацию чего направлена научно-исследовательская деятельность). Охарактеризуйте особенности способов решения современной химией данной проблемы.

Раскройте роль физики в изучении природы химизма как обменного взаимодействия электронов и новые перспективные направления развития химии: эволюционная химия, синтез новых элементоорганических соединений, синтез из сырья не только естественного, но и искусственного происхождения многочисленной и многообразной по своим свойствам продукции, не уступающей природным аналогам и др.

 

Библиографический список

1. Культура, человек и картина мира: сборник статей / АН СССР, Ин-т философии; отв.ред. А.И. Арнольдов, В.А. Кругликов. – М.: Наука, 1997. – 347 с.

2. Михайловский, В.Н.. Диалектика реформирования современной картины мира / В.Н. Михайловский, Г.Л. Хон. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. – 128 с.

3. Природа и дух: мир философских проблем / под ред. В.Л. Обухова. – СПб.: Изд-во С-Петербург. ун-та, 1995. – 216 с.

4. Силин, А.А. Философия и физика в картине мира / А.А. Силин // Философские науки. – 1997. – № 3 – 4. – С.77– 97.

5. Стёпин, В.С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации / В.С. Стёпин, Л.Ф. Кузнецова. – М.: ИФРАН, 1994. – 274 с.

6. Фаддеев, Л.Д. Научное мировоззрение и «Природа» / Л.Д. Фаддеев // Природа. – 1991. – № 1. – С. 12.

7. Чичиков, М.А. Новая наука, постмодернизм и целостность современного мира / М.А. Чичиков // Вопросы философии. – 1996. – № 4. – С. 15–20.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: