Философские проблемы техники
1. Философия техники, ее предмет и основные задачи. Соотношение философии науки и философии техники.
2. Техника как предмет философско-методологического анализа. Деятельностный принцип анализа техники. Техника как социокультурный феномен.
3. Техническая деятельность, ее основные виды. Сущность и специфика инженерной деятельности.
4. Становление, основные этапы исторического развития технического знания. Техническое знание и естествознание.
5. Техническое знание, его предмет и особенности. Место технического знания в системе научного знания.
6. Специфика соотношения теоретического и эмпирического в технических науках. Техническая теория: особенности, структура и функционирование.
7. Дисциплинарная организация технической науки. Понятие научно-технической дисциплины. Различия современной и классической научно-технических дисциплин.
8. Особенности теоретических исследований в современных научно-технических дисциплинах. Развитие системных и кибернетических представлений в технике.
9. Аксиологическое измерение техники. Техника и ценности. Ценность техники как социокультурный феномен.
10. Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса. Проблема управления прогрессом науки и техники, комплексной оценки последствий развития техники.
11. Техника и нравственность. Этика ученого и социальная ответственность проектировщика
12. Новое понимание и критерии научно-технического прогресса. Проблема гуманизации и экологизации современной техники.
Философские проблемы информатики
1. Теоретические предпосылки информатики: теория информации К. Шеннона, кибернетика, общая теория систем.
2. Основные концепции и подходы в информатике (В. Буш, Х. фон Ферстер,
В. Турчин, Г. Хакен, Д.С. Чернавский).
3. Моделирование и вычислительный эксперимент как интеллектуальное ядро информатики. Конструктивная природа информатики и ее синергетический коэволюционный смысл.
4. Взаимосвязь искусственного и естественного в информатике.
5. Концепция информационной безопасности: гуманитарная составляющая.
6. Проблема реальности в информатике: виртуальная реальность, понятие информационно-коммуникативной реальности.
7. Понятие «киберпространство». Синергетическая парадигма «порядка и хаоса» в Интернете. Наблюдаемость, фрактальность, диалог в Интернете.
8. Интернет как инструмент новых социальных технологий. Интернет как информационно-коммуникативная среда науки и непрерывного образования.
9.Эпистемологическое содержание компьютерной революции.
10.Концепция информационного общества.
11. Проблема личности в информационном обществе.
Философские проблемы социально-гуманитарных наук
1. Общество как объект познания. Роль философии в формировании научных знаний об обществе.
2. Социальная философия и социально-гуманитарное познание. Соотношение философии и других наук об обществе.
3. Соотношение естественнонаучного, технического и социально-гуманитарного знания. Специфика социального познания.
4. Общенаучные и специфические методы социально-гуманитарного познания.
5. Философское учение об истине. Специфика постижения истины и ее критерии в социально-гуманитарном познании.
6. Природа, сущность ценностей, ценностных ориентаций и их роль в социально- историческом процессе. Методологическое значение философской концепции ценностей в социально-гуманитарном познании.
7. Специфика пространственно-временных отношений в социально-историческом процессе. Проблема пространства, времени, хронотопа в социально-гуманитарном познании.
8. Объяснение, понимание, интерпретация как герменевтические принципы постижения истории, их место и роль в социально-гуманитарном познании.
9. Роль смысла и значения в социально-исторических процессах. Методы и формы их фиксации в социально-гуманитарном познании.
10. Вера, сомнение, знание как компоненты реального социально-исторического процесса, их познавательно-конструктивные возможности в социально-гуманитарном познании.
11. Социальное и гуманитарное как методологическая проблема обществознания.
12. Рефлексия как методология в социально-гуманитарном познании.
13. Этические проблемы науки.
14. Человек как предмет комплексного философско-научного исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПОЛОЖЕНИЕ
(о подготовке рефератов по истории отраслей наук