Распределение объемов занятий и трудоемкости раздела ООП «Физическая культура»

Общие положения

1.1. Основные требования, обязательные при реализации основных образовательных программ (ООП) высшего профессионального образования (ВПО) по направлениям подготовки и специальностям, определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС ВПО), утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации.

1.2. Учебный план подготовки выпускника вуза (бакалавра, магистра, специалиста) представляет собой базовый учебно-методический документ ООП ВПО, в котором определены трудоемкости, продолжительности и периоды видов учебной работы студента по освоению ООП по годам обучения (в т.ч. перечни учебных дисциплин и курсов, последовательность их изучения, формы аттестации по ним) в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

1.3. Важнейшими отличительными особенностями учебных планов (и ООП в целом) по ФГОС ВПО являются:

· компетентностный подход к их разработке (ориентация на результаты обучения, выраженные в форме компетенций выпускника);

· использование в качестве основной меры трудоемкости учебной работы студента «зачетной единицы» (ЗЕТ), соответствующей 36 академическим часам (АЧ).

1.4. ООП университета (в т.ч. учебные планы подготовки бакалавров, магистров и специалистов) должны разрабатываться с учетом примерных ООП, утвержденных учебно-методическими объединениями вузов.

1.5. В настоящем документе определяются требования к форме, содержанию, порядку разработки учебных планов ООП университета, реализующих ФГОС ВПО при очной форме обучения. Нормативы и методические указания по разработке учебных планов по заочной и очно-заочной формам обучения определяются особо.

 

Основные требования ФГОС ВПО

2.1. Нормативные сроки (для очной формы обучения, включая последипломный отпуск*) и общие трудоемкости освоения ООП составляют:

· ООП бакалавриата – 4 года (208 недель), 240 ЗЕТ;

· ООП магистратуры – 2 года (104 недели), 120 ЗЕТ;

· ОПП подготовки специалистов – 5 лет (260 недель), 300 ЗЕТ.

Трудоемкость ООП ВПО по очной форме обучения за учебный год (52 недели) равна 60 ЗЕТ.

2.2. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

2.3. В структуре ООП ВПО предусматриваются учебные циклы и разделы.

ООП бакалавриата и подготовки специалистов включает в себя три учебных цикла:

- гуманитарный, социальный и экономический цикл;

- математический и естественнонаучный цикл;

- профессиональный цикл

и три раздела:

- физическая культура;

- учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская

работа;

- итоговая государственная аттестация.

ООП магистратуры включает в себя два учебных цикла:

- общенаучный цикл;

- профессиональный цикл

и два раздела:

- практика и научно-исследовательская работа;

- итоговая государственная аттестация.

По каждому циклу, разделу определяются проектируемые результаты их освоения – компетенции выпускника (общекультурные и профессиональные), что он должен знать, уметь, чем должен владеть (знания, умения и навыки). Каждая компетенция может быть результатом освоения одного или нескольких циклов и разделов.

2.4. Каждый учебный цикл ООП имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную). Вариативная часть – для расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин (модулей).

2.5. Для каждого учебного цикла (базовой части его), раздела ООП определяется трудоемкость  освоения в ЗЕТ (указывается либо допустимый диапазон ЗЕТ, либо конкретное значение трудоемкости). Она включает все виды текущей и промежуточной аттестации студентов.

2.6. По каждому учебному циклу ООП приводится перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий.

Базовая часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» (ООП бакалавриата и подготовки специалистов) должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык». Базовая часть профессионального цикла (эти же ООП) должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

2.7. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети (ООП бакалавриата и подготовки специалистов) или 30 процентов (ООП магистратуры) вариативной части суммарно по учебным циклам.

ООП может содержать необязательные для изучения факультативные дисциплины, трудоемкость которых не включается в нормативную трудоемкость ООП (в ООП бакалавриата и подготовки специалистов - общей трудоемкостью не более 10 ЗЕТ).

2.8. Раздел «Физическая культура» (в ООП бакалавриата и подготовки специалистов) трудоемкостью 2 ЗЕТ должен реализоваться при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 АЧ, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 АЧ.

2.9. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 АЧ в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин.

2.10. ООП должна предусматривать определенную профильность (специализацию) подготовки выпускника вуза в зависимости от элементов, объектов и видов профессиональной деятельности, к которым в основном готовится обучающийся в вузе.

Области, объекты и виды профессиональной деятельности выпускника определяются по каждому направлению и уровню подготовки (специальности).

Профиль ООП бакалавриата определяется вузом в соответствии с примерной ООП.

Профильная направленность ООП магистратуры (магистерских программ) определяется вузом самостоятельно.

Специализация в ООП подготовки специалистов определяется вузом в соответствии с примерной ООП.

2.11. ФГОС по конкретным направлениям и уровням подготовки (специальностям) определяют также:

- максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП;

- ограничения занятий лекционного типа;

- виды практик.

 

Формы учебных планов подготовки бакалавров, магистров, специалистов

3.1. Учебный план подготовки выпускника университета с ВПО (приложения 1, 2*) включает в себя:

- заголовок с реквизитами утверждения его ученым советом университета;

- решения по учебным циклам, разделам ООП, в т.ч. по распределению дисциплин, практик, научно-исследовательской работы студента по семестрам обучения;

- решения по трудоемкости и продолжительности видов учебной работы студента (периодов ООП) по семестрам (курсам) обучения (учебным годам);

- подписи должностных лиц, согласовавших учебный план (проректоров, декана, заведующего(их) выпускающей(ими) кафедрой(ами)).

3.2. Статус дисциплины – принадлежность учебному циклу, базовой или вариативной части его - определяется местоположением наименования дисциплины в учебном плане.

Дисциплины по выбору студента в учебном плане могут не конкретизироваться, а определяться в приложениях к нему.

3.3. По каждой дисциплине, помимо ее наименования, указываются:

- общая трудоемкость освоения дисциплины в ЗЕТ и АЧ;

- объемы аудиторных занятий и самостоятельной работы студента по дисциплине;

- номер семестра, в котором предусматривается курсовая работа (курсовой проект) по дисциплине (не обязательно);

- номера семестров, в которых предусматриваются зачеты и(или) экзамены по дисциплине;

- трудоемкости освоения дисциплины (в ЗЕТ) и объемы аудиторных занятий по ней (в АЧ) по семестрам обучения.

Объем самостоятельной работы студента по дисциплине в семестре Vср (в АЧ) вычисляется следующим образом:

                              Vcp = C • 36 – VАЗ,

где С – трудоемкость освоения дисциплины в семестре (в ЗЕТ);

 VАЗ – объем аудиторных занятий по дисциплине в семестре (в АЧ).

3.4. По разделу «Физическая культура» в учебных планах подготовки бакалавров и специалистов, помимо общей трудоемкости его – 2 ЗЕТ, указывается объем аудиторных занятий (360-400 АЧ) и распределение ЗЕТ и занятий по семестрам обучения (см. раздел 5).

3.5. Для каждого вида практики и для научно-исследовательской работы в семестре (если она предусмотрена) также указываются общая трудоемкость (в ЗЕТ и АЧ) и трудоемкости (в ЗЕТ) этих видов учебной работы по семестрам обучения.

3.6. Трудоемкость итоговой государственной аттестации выпускника (в т.ч. выполнения и защиты выпускной квалификационной работы) указывается дважды – как общая трудоемкость раздела и в последнем семестре обучения.

3.7. В учебном плане указываются суммарные показатели трудоемкости освоения (в ЗЕТ) учебных циклов (их базовых и вариативных частей, дисциплин по выбору студента), разделов и ООП в целом (при наличии факультативных дисциплин их трудоемкость), а также для каждого семестра обучения:

- трудоемкость (в ЗЕТ и АЧ) семестра (трудоемкость учебного года – 60 ЗЕТ);

- максимальная учебная нагрузка студента в неделю (АЧ);

- объем аудиторных занятий в неделю (без учета занятий по физической культуре и факультативов);

- продолжительности (в неделях) теоретического обучения, экзаменационной сессии, практики, итоговой государственной аттестации (в последнем семестре), каникул, а также общая продолжительность семестра (с каникулами, следующими за ним).

3.8. В качестве показателя «максимальная учебная нагрузка студента в неделю» указывается недельная нагрузка в том периоде семестра (теоретического обучения и научно-исследовательской работы, экзаменационной сессии, практики, итоговой государственной аттестации), в котором она наибольшая (см. раздел 6).

 

Порядок разработки учебного плана ООП ВПО

4.1. При разработке учебного плана ООП ВПО (бакалавриата, магистратуры, подготовки специалистов) необходимо обеспечить выполнение как «содержательных», так и «арифметических» требований ФГОС. «Содержательные» требования ФГОС обеспечиваются прежде всего за счет определения обоснованного перечня дисциплин учебных циклов ООП с соответствующей трудоемкостью их освоения, т.е. таких дисциплин, которые необходимы для достижения требуемых результатов обучения (в т.ч. формирования указанных во ФГОС компетенций выпускника вуза). «Арифметические» требования ФГОС (по трудоемкости и продолжительности ООП, ее периодов, учебных циклов и разделов) обеспечиваются за счет определенного ниже порядка разработки учебного плана ООП, сопровождающегося соответствующими расчетами.

4.2. Разработку учебного плана подготовки бакалавров (и специалистов) необходимо осуществлять в следующем порядке:

1) Распределение объемов занятий (360 – 400 АЧ) и трудоемкости (2 ЗЕТ) раздела ООП «Физическая культура по семестрам обучения (при традиционной организации учебного процесса для двусеместровых курсов обучения по ООП).

2) Определение трудоемкости, продолжительности и периода проведения практики по семестрам обучения (трудоемкость недели практики не должна превышать 1,5 ЗЕТ, т.е. 54 АЧ).

3) Определение трудоемкости и продолжительности итоговой  государственной аттестации (ИГА) выпускника (госэкзаменов, выполнения и защиты выпускной квалификационной работы) в последнем семестре (полугодии) обучения (неделя ИГА – не более 1,5 ЗЕТ, т.е. 54 АЧ).

4) Определение приемлемой (допустимой) продолжительности и необходимой трудоемкости теоретического обучения (ТО) и экзаменационных сессий (ЭС) по курсам и семестрам обучения (с учетом нормативной трудоемкости и продолжительности учебного года (курса обучения) – 60 ЗЕТ, 52 недели, нормативной продолжительности каникул – 7÷10 недель в учебном году, в т.ч. не менее 2  недель в зимний период, 8 недель «последипломных каникул», а также с учетом максимальной учебной нагрузки студента в период ТО и ЭС – 54 АЧ в неделю).

5) Определение перечня учебных дисциплин, их трудоемкости в ЗЕТ и АЧ (общей и по семестрам, форм семестрового контроля (аттестации) по ним с учетом требований ФГОС ВПО и ранее принятых решений – баланса ЗЕТ по учебным циклам и разделам ООП, по семестрам и курсам обучения). При этом для экзамена и курсовой работы (курсового проекта) по дисциплине на данном этапе предусматривается по 1 ЗЕТ (трудоемкость этих видов учебной работы в АЧ потом уточняется в зависимости от продолжительности и количества экзаменов ЭС –   26÷46 АЧ на один экзамен).

6) Определение объемов аудиторных занятий по учебным дисциплинам в семестрах (с учетом трудоемкости дисциплин, наличия по ним экзаменов, курсовых работ и проектов, а также максимального объема аудиторных занятий в неделю в период ТО в семестре, установленного ФГОС ВПО).

7) Распределение объемов аудиторных занятий по лекциям, лабораторным и практическим занятиям, уточнение объемов самостоятельной работы студентов по дисциплинам в семестрах, в том числе по подготовке к экзаменам и сдаче их (эти решения фиксируются в приложениях к учебному плану и учебных программах дисциплин).

При разработке учебного плана подготовки магистров нет необходимости в первом этапе вышеизложенного порядка, а при принятии решений по практике студентов (второй этап) следует также определиться с трудоемкостью научно-исследовательской работы студента по семестрам обучения («НИР в семестре», которая является видом самостоятельной работы студента в период ТО).

Построение учебного плана ООП в предлагаемом порядке носит итерационный характер, обусловленный необходимостью уточнения и пересмотра принимаемых на каждом этапе решений при нарушении требований ФГОС ВПО.

 

Распределение объемов занятий и трудоемкости раздела ООП «Физическая культура»

5.1. В учебных планах подготовки бакалавров и специалистов по ФГОС ВПО принимаются следующие решения по разделу «Физическая культура»:

- семестр 1 – 72 часа (1 ЗЕТ), в т.ч. 12 АЧ – начальный лекционный курс «Основы физической культуры», 60 АЧ – практические занятия;

- семестры 2, 3, 4, 5 – по 60 АЧ практических занятий (без зачетных единиц);

- семестр 6 – 72 часа (1 ЗЕТ) в т.ч. 12 АЧ – завершающий лекционный курс «Физическое самосовершенствование», 60 АЧ – практические занятия.

5.2. Общий объем раздела физической культуры» составит 384 АЧ, в т.ч. 360 АЧ практической подготовки, что соответствует ФГОС ВПО. Практические занятия могут проводиться по 4 АЧ в неделю в течение 15 недель теоретического обучения в каждом семестре (см. приложение 1).

5.3. Семестровая аттестация по разделу «Физическая культура проводится в форме зачета (независимо от того, определена или нет в семестре зачетная единица по этому разделу). 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: