Сегодняшнее состояние здоровья детей вызывает серьезную тревогу. Только 5% выпускников школ являются практически здоровыми, 40% школьников хронически больные, 50% имеют морфофизиологические отклонения, вместо акселерации идет децелерация (увеличение в 20 раз количества низкорослых), ежегодно до 300 тысяч юношей не идут на военную службу по медицинским показаниям. До 80% детей страдают различными нервно – психическими расстройствами. Почему? Что происходит сегодня? [8, 11, 13]
Анализ результатов медосмотров с 2006 по 2009 г. выявил ухудшение здоровья детей в период обучения их в школе. По данным медосмотра выявляются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Серьезной проблемой остается нарушение зрения у детей. Растет % патологий лор-органов, что требует более пристального внимания.
Кол-во учащихся | 1 класс | 11 класс |
Физиологические отклонения | 30% | 80–85% |
Близорукость | 3,9% | 12,3% |
Нервно-психические расстройства | 5,6% | 16,4% |
Нарушения осанки | 1,9% | 16,8% |
Одна из самых частых патологий у школьников нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30–40%. Состояние школьной тревожности отмечается у 67% школьников, выражающееся в агрессивности, депрессии, деструктивных и других реакциях, за счёт чего у школьников снижается сопротивляемость организма, страдает иммунная система, что обуславливает повышение заболеваемости среди детей. Только за период обучения в младших классах возрастает в 16–18 раз число детей больных вегетососудистой дистонией, в 5 раз – эндокринными заболеваниями и нарушением обмена веществ, в 4 раза – болезнями желудочно-кишечного тракта, в 2 раза – мочеполовой системы [2, 15].
|
|
Проведенные в последние годы гигиенические исследования указывают на две основные причины ухудшения здоровья школьников. Первая из них связана с характером образовательного процесса в школе, построенном без учета актуализирующихся потребностей учащихся. В результате такого противоречия у детей возникает психическое перенапряжение, которое провоцирует возникновение многих соматических заболеваний. Кроме того, у них происходит деформация мотивационной сферы, вследствие чего снижается активность, замедляется развитие, формируются вредные привычки (аддитивное поведение), в конечном итоге – ухудшается их здоровье. Вторая причина связана с неспособностью самих учащихся должным образом заботиться о собственном здоровье, что также говорит о недостатках в системе школьного образования. На сегодняшний день школа плохо занимается гигиеническим образованием детей [8].
Чтобы достичь эффекта и всеобщего успеха в поднятии уровня санитарно-гигиенической грамотности в сохранении и укреплении здоровья учащихся, необходимо коренное изменение в формировании здорового образа жизни и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательные планы. Это позволит в значительной степени повысить ответственность обучающихся за сохранение своего собственного здоровья.
|
|
Исходя из всего выше сказанного была сформулирована цель.
Цель работы – дать знания учащимся о гигиенических основах режима обучения.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. дать представление о нормах воздушно-теплового режима, его влиянии на здоровье учащихся и мерах профилактики загрязнения воздуха;
2. ознакомить с понятием освещенность, его видами и заболеваниями, развивающимися в результате нарушениям норм;
3. дать информацию о нормах школьной мебели;
4. проинформировать о гигиене режима дня школьника;
5. определить правила учебно-воспитательного процесса и расписания занятий в школе;
6. сформировать мотивацию у детей и подростков к правильному питанию.