Содержание и особенности соревновательной деятельности

 

Соревновательная деятельность в дзюдо предусматривает демонстрацию и оценку возможностей участников соревнований в соответствии с правилами, содержанием двигательных действий, способами соревновательного противоборства и качественной оценкой результатов. Исследование соревновательной деятельности (А. П. Шумилин, 2003), проведенное среди юных дзюдоистов (2 и 1 юношеского разряда), показало, что у этого контингента испытуемых результативность соревновательной деятельности находится в пределах 0,14–0,18 (максимальное значение 1) и зависит от квалификации соперника: чем она ниже, тем выше результативность дзюдоиста.

Педагогический анализ содержания и результатов соревновательной деятельности дзюдоистов необходим для того, чтобы:

· определить общую стратегию подготовки — выбор средств, методов тренировки, параметров тренировочных нагрузок;

· объективизировать спортивный результат в конкретном соревновании для быстрого выявления причин успеха или неуспеха;

· внести своевременные коррективы в планы подготовки;

· повысить эффективность тактической подготовки, оптимизировать выбор тактического плана выступления в конкретном соревновании;

· моделировать в учебно-тренировочном процессе условия реальных соревнований.

Соревновательная деятельность дзюдоистов оказывает значительное влияние на их организм. Это связано с экстремальными двигательными режимами противоборства (максимальная скорость движений и действий; проявление максимальной силы и выносливости; координационная сложность движений и др.) и с нервно-эмоциональными напряжениями, стрессовыми воздействиями, связанными с уровнем и характером соревнований.

У всех дзюдоистов соревновательная деятельность имеет фазовый характер. Первая фаза — предстартовая, состоит из психологической настройки и предсоревновательной разминки (она значительно отличается от тренировочной). Вторая фаза — собственно противоборство дзюдоистов, включает построенную модель технико-тактических действий, процесс соперничества и коррекцию отдельных элементов соревновательной деятельности в процессе поединков. Третья фаза — последействие, характеризует ближнее восстановление, анализ проведенного соревнования и дальнейшее восстановление организма.

 

 

Тенденции совершенствования соревновательной деятельности

 

Под тенденциями понимаются направления совершенствования соревновательной деятельности дзюдоистов детско-юношеского возраста. Основными являются: профилактика травматизма в период соревнований; повышение технической подготовленности; усиление интереса не только к процессу противоборства, но и к демонстрации технических комплексов; повышение зрелищности детских и юношеских соревнований. Необходимость изменений вызвана аналогичными направлениями в странах Европы: утверждение дополнений к правилам соревнований по дзюдо для участников до 14 лет; проведение соревнований по демонстрации техники.

В 1990-е годы в России участие в соревнованиях дзюдоистов 10–14-летнего возраста имело ряд особенностей: отсутствие ограничения применяемых технических действий; противоборство по тем же правилам, что и для взрослых спортсменов; соревнования среди младших и средних юношей проводились с определением личного первенства с выбыванием проигравших участников (иногда без утешительных встреч). Такую систему соревновательной деятельности для юных дзюдоистов нельзя было считать максимально эффективной. Основными негативными последствиями для юных дзюдоистов становились:

а) снижение интереса к соревнованиям (особенно если не удавалось побеждать);

б) травматизм, вызванный недостаточной технической подготовленностью;

в) личностная неудовлетворенность и отсутствие стимулов для дальнейшего технико-тактического совершенствования.

Современное развитие массового дзюдо в России предусматривает гуманизацию соревновательной деятельности дзюдоистов детско-юношеского возраста. Соревнования проводятся по различным направлениям подготовки: технической, технико-тактической, физической и, согласно правилам дзюдо, утвержденных для спортсменов до 14 лет.

Для дзюдоистов 10–12 лет проводятся соревнования среди команд (клубов), включающие несколько разделов. Такие командные соревнования определяют победителей: по технике дзюдо (демонстрация учебного материала 5 кю); уровню общей физической подготовленности в виде эстафет с элементами бега, кувырков, передвижений); по результатам противоборства с учетом весовых категорий с ограничениями в правилах дзюдо (с учетом возраста участников).

Дзюдоисты 13–14 лет соревнуются в клубном (командном) первенстве, включающем 2 раздела: по демонстрации техники 4 кю и по борьбе дзюдо (с учетом весовых категорий) с ограничениями в правилах с учетом возраста дзюдоистов.

Для дзюдоистов, решающих задачу совершенствования техники, соревнования проводятся в виде аттестации. Их программа регламентируется с учетом рекомендаций по изучению технических действий (табл. 12).

 

Таблица 12

Рекомендации по изучению технических действий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: