Введение
ОАО «РЖД» является одним из крупнейших потребителей электроэнергии: компания ежегодно использует более 40 млрд кВт-ч электроэнергии, или порядка 4%общероссийского потребления. Основной объем уходит, конечно, на электрическую тягу поездов (более 35 млрд кВт-ч).
Такой крупный потребитель не мог остаться в стороне от федеральных мер по повышению энергоэффективности, закрепленных, в частности, в «Энергетической стратегии России до 2030 года».
Направления политики энергоэффективности в РЖД определяются «Энергетической стратегией холдинга «РЖД» на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года», разработанной в рамках «Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030». Стратегия предусматривает два этапа:
1. 2011-2015 гг. – этап модернизации железнодорожного транспорта;
2. 2016-2030 гг. – этап динамичного расширения железнодорожной сети (планируется строительство 20,5 тыс. км новых железнодорожных линий, 25% из которых будут грузообразующими, прокладываемыми в малонаселенных, не имеющих энергетики регионах).
В рамках стратегии, холдинг предполагает активно участвовать, в том числе в разработке законодательных актов государства в области инноваций и развития энергетики в интересах железнодорожного транспорта.
Повышение энергетической эффективности основной деятельности ОАО «РЖД» планируется за счет:
· применения энергоэффективных технологий управления перевозочным процессом;
· перехода на использование высокоэкономичных средств световой сигнализации и освещения, в первую очередь на основе светодиодной техники и интеллектуальных систем управления освещением;
· совершенствования систем управления энергетическими ресурсами на основе баз данных энергетических обследований, паспортизации и приборного учета за расходованием энергоресурсов;
· внедрения энергоэффективных технологий на объектах инфраструктуры.
Разработать документированную процедуру на процесс исполнения проектов развития электроснабжения:
Электрификация участка железной дороги включает в себя следующий основной комплекс работ:
1. Сооружение объектов внешнего электроснабжения в соответствии с утвержденной схемой и техническими условиями, полученными от электроснабжающей организации.
2. Сооружение контактной сети (КС), тяговых подстанций (ТП), постов секционирования (ПС) и др. устройств электроснабжения тяги.
3. Устранение негабаритности искусственных сооружений.
4. Переустройство путей станций, вызываемое размещением опор КС.
5. Переустройство переходов линий электропередач (ЛЭП) и связи через электрифицируемые линии.
6. Строительство зданий дистанции электроснабжения (ЭЧ) и вспомогательных сооружений.
7. Сооружение новых устройств связи и телемеханики, необходимых для обслуживания объектов, сооружаемых при электрификации.
8. Реконструкция устройств СЦБ и рельсовых цепей.
9. Сооружение устройств по ограничению блуждающих токов, а также защите от них протяженных металлических коммуникаций.
10. Сооружение устройств по защите низковольтных линий от опасного влияния тяговой сети.
Подготовка производства работ заключается в разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР). Осуществление строительно-монтажных работ без ПОС и ППР, а также отступления от их решений не допускаются.
ПОС электрифицируемого участка железной дороги разрабатывается проектной организацией и включается в состав технического проекта. ПОС предназначен для определения срока строительства, установления рациональной последовательности работ, распределения капитальных вложений по периодам (год, квартал, месяц) и расчета сметной стоимости работ. ПОС должен содержать пояснительную записку, календарный план организации строительства, календарные или сетевые графики производства работ по основным объектам, а также схематический план трассы участка.
В пояснительной записке ПОС отражают: характеристику района электрифицируемого участка железной дороги; состав и объем строительно-монтажных работ; последовательность и продолжительность строительства; методы производства работ; необходимое количество технологических окон в графиках движения поездов; необходимую потребность в материально-технических и трудовых ресурсах; места расположения строительно-монтажных организаций на участке.
Проекты производства работ разрабатываются по каждому объекту строительства или на выполнение отдельных видов работ строительно-монтажными организациями (СМП, ЭМП) и утверждаются главным инженером поезда. ППР на сложные объекты разрабатывают проектные организации.
ППР составляют на основании утвержденной рабочей документации в ПОС. ППР должен содержать пояснительную записку, план организации строительной площадки объектов электрифицируемого участка; календарный график работ; график предоставления технологических окон и др.
В пояснительной записке ППР приводят:
· уточненную по рабочим чертежам ведомость объемов работ по отдельным видам строительно-монтажных работ;
· обоснование принятых методов сооружения и монтажа устройств электроснабжения;
· расчет потребности в технологических окнах для каждого перегона и станции;
· расчет затрат труда при выполнении отдельных видов работ, а также состава специализированных и комплексных бригад;
· график поставки конструкций, материалов и оборудования для каждого объекта;
· перечень применяемых технологических карт по основным видам строительно-монтажных работ;
· перечень исполнительной документации по каждому виду работ или объекту (акты приемки работ, акты освидетельствования на скрытые работы и др.);
· специальные указания по охране труда и технике безопасности (крепление стенок котлованов, устройство временных заземлений, устройство ограждений рабочих мест и др.);
· схему размещения линейных подразделений (прорабских пунктов ПП), ЛКБ, ЭМП и др.
Качество выполнения строительно-монтажных работ (СМР) на всех этапах строительства определяется по результатам производственного контроля в соответствии с СНИП 3.01.01.
Производственный контроль качества выполнения СМР – это контроль выполнения СМР, осуществляемый на всех этапах строительства и монтажа с целью получения необходимой и объективной информации о фактическом уровне их качества, выявления дефектов и причин отклонений от требований нормативно-технической документации.
Производственный контроль качества СМР включает в себя следующие виды контроля:
· входной;
· операционный;
· приемочный;
· инспекционный.
Процесс исполнения проектов развития электроснабжения в виде блок-схемы. Схема бизнес-процесса (Business Process Diagram) – это представление пошаговых процессов, где схемы обычно создаются как блок-схемы, в которых фигуры представляют этапы процесса, а последовательность этапов обозначается стрелками.
Блок-схема алгоритма — графическое изображение алгоритма в виде связанных между собой с помощью стрелок (линий перехода) и блоков — графических символов, каждый из которых соответствует одному шагу алгоритма. Внутри блока дается описание соответствующего действия.
Taблицa1 Условные обозначения (блок схема)
Графическое представление | Описание объекта |
“Процесс”. Объект отображает функцию или процесс, выполняемый в организации | |
“Управление”. Объект отображает функцию или процесс, может быть использован для описания корректирующих действий. | |
“Документ”. Объект используется для описания входящих и исходящих документов | |
“ Начало/завершение”. Объект отображает начало или завершение процесса на блок-схеме. | |
“Решение”. Объект служит для указания альтернативных результатов выполнения функции. Обычно изображают два выхода из этого объекта: выход “Да” и выход “Нет”. Сам объект получает наименование, характеризующее результат выполнения предыдущей функции, например “Документ согласован?” |
Рис.1 Процесс исполнения проекта в виде блок-схемы.
Создание сети подпроцессов
Вложенный бизнес-процесс (подпроцесс) - cамостоятельный бизнес-процесс, инициируемый в ходе выполнения некоторого родительского бизнес-процесса.
При инициации подпроцесса выполнение родительского процесса приостанавливается до тех пор, пока не завершится вложенный бизнес-процесс
Разработка моделей бизнес-процессов с использованием подпроцессов основана на применении декомпозиции - метода, позволяющего заменить решение одной большой задачи решением серии небольших подзадач. Использование декомпозиции оправдано в тех случаях, когда создаваемая модель бизнес-процесса получается слишком сложной и громоздкой, либо когда бизнес-процесс содержит некоторую последовательность действий, которая в дальнейшем может повторяться в других бизнес-процессах - в этом случае удобно объединить повторяющуюся последовательность задач в подпроцесс.
Декомпозиция бизнес-процесса может быть осуществлена несколькими способами. Наиболее часто применяемые стратегии декомпозиции:
· Декомпозиция по жизненному циклу. Например, в жизненном цикле организационно-экономической системы можно выделить следующие этапы, каждому из которых будет соответствовать вложенный процесс: планирование, инициирование, координация, контроль, регулирование.
· Декомпозиция по подсистемам (структурная декомпозиция). В этом случае подпроцессы выделяют по признаку сильной связи (информационной, логической, иерархической и т. п.) между задачами.
· Декомпозиция по входам. Признак выделения подпроцессов: источник воздействия на подпроцесс, например, вышестоящий процесс.
· Декомпозиция по типам ресурсов, используемых в процессе. В качестве примеров ресурсов можно привести энергию, информацию, финансы, время.
· Декомпозиция по конечным продуктам. Основанием могут служить различные виды производимого продукта.
· Декомпозиция деятельности человека. Выделяется субъект деятельности; объект, на который направлена деятельность; средства, используемые в процессе деятельности; окружающая среда, все возможные связи между ними.
Из изложенного выше видим, что в качестве подпроцессов могут рассматриваться процессы разработки ППР по направлениям, например по направлению «Сооружение контактной сети (КС), тяговых подстанций (ТП), постов секционирования (ПС) и др. устройств электроснабжения тяги.», подпроцессами этого процесса будут например разработка ППР на тяговую подстанцию №1 и ППР на ТП №2 и т.д.
Таким образом будет создана целая сеть подпроцессов.