Педагогам детских лагерей необходимо быть готовыми и к работе с родителями, а это одно из самых сложных, но интересных направлений в педагогической деятельности. Согласитесь, эта область взаимодействия держит нас в тонусе, не даёт расслабиться, побуждает к совершенствованию своих личностных качеств и профессионализма. Также, очевидно, чтобы построить с родителями конструктивно-продуктивное взаимодействие, необходимо знать и изучать психологию родителей, применять осознанно эффективные механизмы педагогического воздействия и техники общения.
Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит первому, так как именно он является официальным представителем детского учреждения. Именно поэтому знание и отработка техник эффективного общения является одним из ключевых компонентов педагогического мастерства.
Изначально у заботливого родителя, выбравшего для своего чада образовательно-оздоровительное учреждение, присутствует в воображении идеальная картина образовательных мероприятий, определённая модель ожиданий от условий, в которых будет развиваться его ребёнок. Каждый педагог знает, как нелегко вести беседу с родителями. В любом случае нужно стремиться к конструктивному разговору с родителями. Как этого достичь?
Алгоритм беседы с родителями ребёнка:
1-й шаг - «з н акомство». На этой стадии беседы вам необходимо установить контакт с родителями. Педагог с доброжелательным выражением лица может обратиться с такими, например, словами: «Я рад видеть вас. Меня зовут... Позвольте узнать ваше имя, отчество?»
2-й шаг - «суть проблемы». Состоит в сборе информации о самой проблеме, условиях ее возникновения и развития. Для уточнения проблемы можно использовать прием «перифраза», которая звучит так: «Правильно ли я вас понят, вы сказали...; вы считаете, что...»
Если родитель начинает высказывать какие-либо претензии, необходимо внимательно выслушать его, не вступая в споры, так как это только увеличит напряженность в разговоре.
Если родитель хочет узнать ваше мнение о поведении его ребёнка, то:
1. обязательно расскажите о достижениях и успехах подростка;
2.расскажите о сложностях в адаптации ребёнка, если таковые имеются;
3.старайтесь употреблять следующие фразы: «Мне кажется...»; «Я думаю...», но не утверждать однозначно.
3-й шаг- «желаемый результат» от взаимодействия с педагогом.
На этой стадии разговора педагогу необходимо определить ожидания родителя от беседы с ним. «Вы хотели бы чтобы...»
4-й шаг - «альтернатива». На этой стадии обсуждаются различные способы решения трудностей. Главное на этой стадии - совместно с родителем необходимо определить план предпринимаемых действий, который бы устраивал обе стороны.
5-й шаг - «обобщение» всех предыдущих стадий. Это может звучать так: «Если подвести краткий итог сказанному, то...»
Беседа педагога с родителями ребёнка будет успешной, если:
удалось избежать противостояния и конфронтации с ними;
педагог смог удержаться сам и удержать родителей от взаимных упреков и обвинений;
удачно сформулирована проблема воспитания, и родители поняли и приняли формулировку педагога;
обсудили совместные действия педагога и родителей по решению имеющейся воспитательной проблемы.
Иногда могут возникнуть трудности при телефонном общении с родителями подростков, которые, в большинстве случаев, занимают позицию своего ребёнка, что абсолютно естественно.
При этом общение педагога с родителями будет продуктивным и бесконфликтным при соблюдении следующих правил:
во-первых, оставаться спокойным самому (так как любое состояние человека передается собеседнику);
во-вторых, рассказать родителям о лагере, реализуемой программе, мероприятиях, которые проводились и будут проводиться в смене, исходя из конкретного запроса родителей. Можно порекомендовать зайти на сайт лагеря;
в-третьих, рассказать о том, какое участие подросток принимал в этих мероприятиях. При этом никогда не переходите на личностные качества ребёнка, расскажите о его поведении, поступках, успехах.
Предварительно необходимо провести беседу с подростками в отряде (индивидуально либо с группой, в зависимости от ситуации). Разговор может сводиться к следующему:
- «Родители далеко, они очень за вас (тебя) переживают и скучают. Тем более, если ты плачешь в трубку, родителям от этого будет еще сложней. Мама с папой могут подумать, что тебе здесь очень плохо и некомфортно. А ведь это не совсем так, правда? Давай вспомним то, что тебе здесь уже понравилось и о чем ты можешь рассказать родителям, порадовать их. А есть ли то, что тебе не нравится? Что можно сделать, чтобы в отряде (лагере) было интересней?»
Как сообщить родителям негативную информацию о ребёнке
Способ первый. Принцип «сэндвича».
В разговоре с родителями педагогу следует делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы, что поможет сделать общение более эффективным. Беседу лучше начать, рассказав о ребёнке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам. Завершать такой разговор следует тоже на хорошей ноте. Сообщая неприятные моменты, нужно говорить о проступке ребёнка, а не о его личности.
Способ второй. Использование речевых штампов, нацеливающих родителей на сотрудничество с педагогом.
Можно использовать такие речевые штампы:
«Вера Алексеевна! Не смогли бы вы...» «Вера Алексеевна! Я прошу...» (обращение к родителям лучше выражать в виде просьбы, а не требования) (Сравните: «Вера Алексеевна! Я требую...!»)
«Вы не замечали, что в последнее время...»(желательно озадачить родителя). «Как вы думаете, с чем это может быть связано?» (Сравните: «Саша постоянно.., сегодня он снова...)
«Вы знаете, меня очень тревожит, что... Как вы думаете, что может этому быть этому причиной?» (Сравните: «Ваш ребёнок... (такой-то), все время...».)
«Как вы думаете, с каким специалистом вам лучше обсудить..?» (Сравните: «У Саши (такие-то проблемы).., вам обязательно нужно показаться...(врачу, психологу, психиатру)»
«Давайте вместе попробуем поступить...(так или так)»
«Давайте вместе подумаем, как...»
«Мы с вами могли бы помочь Саше...(здесь используется местоимение «Мы», что подчеркивает общность интересов, солидарность с родителями)
«Как мы можем помочь вам в том, чтобы...» (нацеливание родителя на совместное решение проблемы)
Способ третий. Передача негативной информации о ребёнке в позитивном ключе.
При таком способе подачи информации о ребёнке акцент следует делать на достижениях ребёнка, даже если они не очень существенны для вас, как для взрослого. Перефразирование содержания в позитивном ключе дает возможность родителю понять ситуацию и не испытывать при этом дискомфорта и чувства вины за своего ребёнка. Например: «Ваня сегодня смог целых 10 минут внимательно выполнять задание и ни разу не отвлекся.» Сравните (Ваня не может усидеть спокойно больше 10 минут, постоянно отвлекается).
Способ четвертый. Применение при общении стиля «адвокат».
При таком стиле общения педагог встает на позицию уважения и заинтересованности к родителям, задавая себе следующую внутреннюю установку:
1. Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи.
2. Я не обвиняю вас и вашего ребёнка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины.
3. Для меня важно не выявление этих причин (кто прав, кто виноват, решать не мне), не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации.
4. Я педагог, и моя профессиональная задача - дать знания ребёнку, которые он сможет использовать в жизни.