Правовой статус консульских должностных лиц РФ в роли нотариусов

Э. А. Лебедев

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет, г. Тверь

 

В данной научной статье рассматривается проблема соотношения правового статуса нотариусов и должностных лиц консульских учреждений РФ в роли нотариусов. Анализируется правовой статус должностных лиц консульских учреждений РФ в сфере нотариата. Проанализированы сходства и различия в правовом статусе консульских работников и нотариусов (государственных и частных) в сфере нотариата.

Ключевые слова: нотариус, правовой статус, работники консульских учреждений, полномочия, нотариальные действия.

 

Нередко в жизни граждан РФ, находящихся за пределами родины, при самых разных обстоятельствах возникают ситуации, при которых необходимо оформить какой-либо документ, удостоверить сделку, заменить свой паспорт либо заключить брак. В таких случаях на помощь граждан РФ приходят консульские учреждения РФ. Именно они от имени Российской Федерации на территории других государств совершают нотариальные действия. 

Согласно ч.2 ст.61 Конституции:«Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами»[192].Для данных целей создана система консульских учреждений, осуществляющие свои полномочия в определенном округе. В качестве общей правовой основы деятельности консульских учреждений можно назвать Венскую конвенцию о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г., Консульский устав РФ, которые определяют правовой статус, функции и полномочия консульских учреждений, а также статус лиц, осуществляющих консульские функции.

Система консульских учреждений согласно Положению о консульских учреждениях РФ входит в систему Министерства иностранных дел РФ[193].

Законодательство РФ о нотариате выделяет в отдельную группу лиц также способных совершать нотариальные действия, к ним относятся должностные лица консульских учреждений РФ[194]. Согласно ст. 13 Консульского устава РФ:"Консульским должностным лицом является гражданин РФ, замещающий должность федеральной государственной гражданской службы в консульском учреждении или консульском отделе дипломатического представительства РФ и уполномоченный на выполнение консульских функций»[195]. Назначение на должность и освобождение от должности консульских должностных лиц осуществляются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел. Консульский работник допускается к выполнению своих функций после получения согласия (экзекватуры) государства пребывания. Консульские должностные лица и сотрудники консульских учреждений состоят на государственной службе в Министерстве иностранных дел РФ, т. е. являются должностными лицами в отличие от государственных нотариусов, которые являются государственными служащими, специально уполномоченными государством физическими лицами.

Согласно консульскому уставу, под консульским должностным лицом понимается гражданин Российской Федерации, замещающий должность федеральной государственной гражданской службы в консульском учреждении или консульском отделе дипломатического представительства Российской Федерации и уполномоченный на выполнение консульских функций[196].Это генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент и секретарь консульского учреждения, а также лицо, прикомандированное к консульскому учреждению для подготовки к службе в консульских учреждениях — стажер, а также консульский агент. Из приведенного определения вытекает, что консульским должностным лицом является каждый, кому поручено выполнение консульских функций.

Консульское должностное лицо совершает все свои действия в соответствии с законодательством о нотариате. Перечень действий совершаемых консульскими работниками закреплен в ст. 38 "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате". Также, нормативно правовыми актами РФ могут быть предусмотрены иные полномочия консульских работников в сфере нотариата, которые, как правило, оформляются в виде договора между двумя государствами. Так, например, Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Казахстан[197].

Консульский работник, в отличие от нотариусов, для совершения им нотариальных действий, не обязан проходить стажировку и сдавать квалификационный экзамен. Консулу для выполнения своих обязанностей необходимо получить консульский патент и экзекватуру. Нотариусу же в свою очередь необходима стажировка, квалификационный экзамен и внесение его в реестр.

«Консульское должностное лицо, совершающее нотариальные действия, обязано соблюдать тайну совершения нотариальных действий. Консульское должностное лицо, виновное в разглашении тайны совершения нотариальных действий, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации»[198]. Нотариальные действия совершаются в день предъявления всех необходимых документов после уплаты консульских сборов и сборов в счет возмещения фактических расходов. Совершение нотариальных действий может быть отложено в случае необходимости истребования дополнительных сведений. Нотариальное делопроизводство в консульском учреждении ведется на государственном языке Российской Федерации. Консульское должностное лицо не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своего супруга, своих и его родственников (родителей, детей, внуков).

Так как, должностные лица консульских учреждений РФ при совершении ими нотариальных действий имеют особый статус, считаю необходимым аккумулировать права, обязанности, а также иные положения и нормативно-правовые акты регулирующие деятельность консульских работников в сфере нотариата в один нормативный акт, который бы определял их правовой статус в данной сфере.

Анализируя действующее законодательство о нотариате, изучая правовой статус консульских должностных лиц в сфере нотариата, можно сделать вывод о необходимости принятия единого нормативно правового акта в форме закона или подзаконного правового акта, который бы определял правовой статус консульских работников в сфере нотариата. Я считаю, что действующему нотариальному законодательству необходима правовая норма, которая устанавливала бы требования к уровню подготовки консулов для совершения ими нотариальных действий, так как они имеют отличный от нотариуса правовой статус и иной порядок вступления в должность. Данная норма должна относиться не только к консулам, но и к иным лицам, которых закон управомочивает на совершение нотариальных действий. Можно, например, ввести для них специальные подготовительные курсы по совершению нотариальных действий с последующей аттестацией, так как развитие нотариата должно основываться на принципе осуществления нотариальных действий лицами, которые профессионально и безупречно выполняют свои функции.

 

Список литературы:

Нормативно-правовые акты:

1.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

2.«Венская конвенция о консульских сношениях»(заключена в г. Вене 24.04.1963)

3.«Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Казахстан» (Заключена в г. Москве 28.03.1994)

4.«Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018)

5.Федеральный закон от 05.07.2010 N 154-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Консульский устав Российской Федерации»

6.Указ Президента РФ от 05.11.1998 N 1330 (ред. от 21.08.2012) "Об утверждении Положения о Консульском учреждении Российской Федерации"

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: