Конституционные основы противодействия коррупции

Конституция – закон законов страны. 20 лет отделяют нас от того дня, когда народ Казахстана как единственный источник государственной власти принял 30 августа 1995 года посредством республиканского референдума действующую Конституцию страны, основу строительства нашего суверенитета, правовой системы общества и государства. Оглядываясь назад, нетрудно заметить, что все эти годы во исполнение норм Конституции происходит в целом системный и необратимый процесс последовательной и постоянной защиты прав и свобод человека и гражданина, а также укрепления национальной госу дар ственности и независимости в международных отношениях. И в основе такой деятельности лежит, прежде всего, внутренняя логика Конституции, определяющая движение Казахстана к утверждению себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, во главу угла которого поставлена полноценная зашита прав и интересов человека и гражданина и одновременно стремление к ограничению с помощью ее норм политической власти от возможных злоупотреблений и коррупции. Квинтэссенцией духа нашей Конституции в этом плане, прежде всего, выступают нормы п. 2 статьи 12 Основного закона, где буквально записано, что «Права и свободы человека… определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов». Безусловно также и то, что на протяжении 20 лет обеспечение реализации статуса Конституции как нормативного правового акта высшей юридической силы и прямого действия на территории Республики, закона законов страны, основы всей ее правовой системы и действующего права потребовало разработки научно обоснованных программ и концепций. Подобные политико-правовые документы, в кото рых заложена комплексная оценка юридической сферы жизни нашего общества и рекомендованы пути внедрения конституционных норм и положений в систему права, юридическую практику, господствующую правовую идеологию с учетом объективных социально-экономических, политических, национальных, религиозных, культурных и исторических факторов нашего суверенитета, обеспечивают эффективность правового регулирования взаимоотношений общества, государства и права. Рассматривать Конституцию следует, прежде всего, как закон законов нашей страны. Это базовый учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и граж данина, устанавливающий форму правления и государственного устройства, учреждающий высшие органы государственной власти республики. Именно на основе Конституции построена вся наша политическая и правовая система, а также достигнут определенный баланс между тремя так называемыми китами: политикой, правом и экономикой. При всей относительной стабильности Конституции за эти годы в нее дважды вносились изменения и дополнения, кото рые отличаются высокой степенью прогрессивности и антикоррупцион ной направленности. Например, в октябре 1998 года в Конституцию Республики Казахстан была заложена норма о судопроизводстве с участием присяжных. Потребовалось время для научного осмысления и обсуждения этой новеллы, и с января 2007 года в нашем уголовном процессе начал действовать суд с участием присяжных. Ведется постоянный правовой и научный мониторинг его деятельности, имеющий целью повышение эффективности его правового регулирования. Другой пример. В мае 2007 года в Конституцию были внесены очередные конституционные изменения и дополнения, в результате которых с 1 сентября 2008 года в нашей стране был введен судебный арест лиц, совершивших преступления, практика применения которого с целью законности его избрания органами уголовного преследования и судом также постоянно корректируется через издание соответствующих разъяснений Верховного суда и Генерального прокурора страны. Самая главная миссия нашей Конституции как основы текущего законодательства страны состоит в том, чтобы принимаемые законы не нарушали права и свободы человека и гражданина и эффективно обеспечивали их защиту уже в процессе самого правоприменения. Конституция – Основной закон страны, что стоит за этим определением? Прежде всего, Конституция – это основа государственного суве ренитета, то есть она закрепляет верховенство государства на своей территории и его независимость в международных отношениях. Конституция стоит на первом месте среди законодательно определенных основных нормативных правовых актов, а также в системе классификации отраслей законодательства РК. В этом же контексте она на первом месте и в иерархии всех законодательно установленных нормативных правовых актов. Соответственно, нормы и положения всех остальных норма тивных правовых актов не должны противоречить нормам и положениям Конституции. Кроме того, в самой Конституции указывается, что она имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики. Кстати, ни один другой закон страны таким юридическим статусом не обладает. Вроде бы понятные вещи, но при анализе оказывается, что в человеческой практике все субъекты права, включая граждан, практически не используют нормы Конституции при решении своих дел и споров. И в этом видится один из серьезных изъянов правовой культуры нашего общества и государства. То есть, говоря о том, что Конституция – это Основной закон, в повседневной практике граждане его нормами не руководствуются. Тогда как Конституция должна быть настольной книгой каждого гражданина. Кроме того, ситуацию усугубляет малое количество судебных и иных правовых решений, основанных на использовании норм Конституции. В контексте изложенного объективна позиция Президента страны по отношению ко Дню Конституции Республики Казахстан. В этот день он еще раз дает всему обществу понять, что означает для каждого из нас Конституция. Свой вклад в понимание данного вопроса вносит также юридическое сообщество нашей страны, в частности, Конституционный совет, Уполномоченный по правам человека, Комиссия по правам человека при Президенте страны. В целом же необходима более интенсивная пропаганда норм и положений Конституции всеми государственными органами, организациями, научно-педагогическими кругами и т. д. Здесь надо больше говорить не о достоинствах нашей Конституции, они неоспоримы, а о конкретных случаях применения ее норм или сохраняющемся несоответствии положений отдельных законов ее нормам и положениям. Важно обратить внимание и на то, что нет прямого определения понятия Конституции ни в самой Конституции, ни в Законе «О нормативных правовых актах» от 24 марта 1998 года. Это обстоятельство также в определенной мере отражается на реальном объеме и частоте использования норм Конституции в массовой и общественной практике. Прежде всего, при разрешении конкретных дел и споров. Все субъекты права должны знать назначение Конституции в обществе и государстве, что возможно, прежде всего, и через установление определения понятия данного высшего нормативного правового акта. Определение понятия Конституции должно включать следующие важные моменты: во-первых, что она закрепляет: конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, во-вторых, что она устанавливает: форму правления и государственного устройства, и в-третьих, что она учреждает: высшие органы государства, т. е. отражать, что именно Конституцией закрепляется, устанавливается и учреждается. Безусловно, это внесет ясность в понимание ее главенствующего места во всей правовой системе нашей страны. В теории права и государства такие определения понятия Конституции давно выработаны. Антикоррупционные нормы Конституции Республики Казахстан. Анализ норм Конституции Республики Казахстан убеждает в том, что все ее ключевые положения имеют прямое отношение к вопросам противодействия коррупции. Можно сказать, что Конституцию необходимо рассматривать в качестве программы, основного правового механизма, базы борьбы с коррупцией. Пояснить это можно на примере следующих важнейших антикоррупционных конституцион ных положений. Первое. Это провозглашение Республики Казахстан правовым государством. Здесь закладывается мысль о том, что все дела и споры должны решаться на основе и в строгом соответствии с действующим правом РК. Правосудие же в Казахстане осуществляется только судом. Антикоррупционный мотив данной конституционной нормы очевиден и не требует пояснений. Второе. Логическое построение и последовательность разделов Конституции, которые указывают на миссию каждого высшего органа государственной власти в системе сдержек и противовесов как ключевого метода преодоления коррупции в системе государственного аппарата страны. Третье. Закрепление структуры действующего права РК и его внутренней непротиворечивости, органическая связь прав и свобод человека с содержанием и применением нормативных правовых актов, обязательность официального опубликования нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, рассматриваемых как важнейшие условия преодоления коррупции. Четвертое. Антикоррупционную направленность имеют нормы Конституции относительно процедуры избрания Президента страны как главы государства и его высшего должностного лица, гаранта Конституции, сроков его пребывания на данном посту, а также ограничений, связанных с пребыванием в должности Президента Республики Казахстан. Как методы противодействия коррупции, к примеру, необходимо рассматривать его взаимоотношения с Парламентом при принятии законов (право возвратить закон, его отдельные статьи для повторного обсуждения и голосования) или отмену либо приостановление полностью или частично действия актов Правительства и Премьер-Министра, акимов областей, городов республиканского значения и столицы. Серьезный антикоррупционный потенциал заложен в положениях п. 3 статьи 45 Конституции РК, где закреплена юридическая ответственность председателей палат Парламента и Премьер-Министра, соответственно, за законность актов Парламента, подписываемых Президентом, а также актов Президента, издаваемых по инициативе Правительства, также подписываемых Главой государства. Пятое. Определение круга важнейших общественных отношений, регулируемых законами, коллегиальное принятие законов и решение иных вопросов на уровне Парламента страны, процедуры движения законопроекта внутри Парламента и его палат, ограничения для депутатов Парламента, связанные со статусом депутата, депутатская неприкосновенность в уголовном процессе, право неутвер ждения Парламентом отчета Правительства и многое другое – также самостоятельные конституционные факторы противодействия коррупции. Шестое. Точное и безусловное исполнение законов, право отмены или приостановления полностью или частично актов министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных испол нительных органов РК, ограничения, связанные с пребыванием в должности, – таков неполный перечень методов антикоррупционной деятельности Правительства. Седьмое. Возложение на Конституционный совет права исклю чительного толкования норм Конституции, рассмотрение им до подписа ния Президентом страны принятых Парламентом законов на их соответствие Конституции Республики, последствия призна ния им законов несоответствующими Конституции РК и т. д. – это антикоррупционный набор правовых средств данного «телохранителя» Конституции и «второго законодателя страны». 93

Восьмое. Несомненно, высокий антикоррупционный потенциал заложен в конституционных основах правосудия в стране, в том числе в порядке избрания и назначения судей, судейской неприкосновенности в уголовном процессе, в ограничениях, связанных с пребыванием в должности судьи. Девятое. Проявления коррупции особенно сильны на местах, в регионах. Поэтому Конституция придает большое значение развитию правовых основ местного государственного управления как актуальных факторов преодоления коррупции и укрепления имиджа государственной службы на местах.

16) Кодекс РК Об административных правонарушениях
Статья 34. Административная ответственность иностранцев, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства

1. Иностранцы, иностранные юридические лица, их филиалы и представительства и лица без гражданства, совершившие на территории Республики Казахстан административные правонарушения, а также на континентальном шельфе Республики Казахстан, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

2. Структурные подразделения (филиалы и представительства) иностранных и международных некоммерческих неправительственных объединений несут административную ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об общественных объединениях как юридические лица.

3. Вопрос об административной ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории Республики Казахстан дипломатическими представителями иностранных государств и иными иностранцами, которые пользуются иммунитетом, разрешается в соответствии с нормами международного права.
17 и 18) Коррупционная преступность - традиционный и достаточно распространенный вид преступности в большинстве стран мира.
Понятие коррупционной преступности не тождественно понятию коррупции, поскольку феномен коррупционной преступности есть лишь часть явления коррупции вообще, хотя и наиболее опасная с точки зрения общественных интересов. Вместе с тем анализ содержания рассматриваемого вида преступности невозможен без изучения существенных признаков коррупции.

Под коррупцией (от лат coiruptio - разламывать, портить, повреждать) как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще. (см.: Словарь иностранных слов. М., 1954. С. 369.).

Изучение дошедших до нас памятников истории и права позволяет заключить, что явление коррупции хорошо известно с древнейших времен и, по-видимому, было присуще всем государствам в любые периоды их развития. Однако нетрудно заметить, что распространенность и общественная опасность этого явления скачкообразно возрастают в периоды крупных социальных потрясений (Л.Н. Гумилев приводит любопытный пример механизма распространения коррупции в Китайской империи (I в.), способствовавший ее падению: "Все желали получить как можно драгоценного товара, чтобы, продав его, ублажить своих дочерей и жен. Естественно, у китайцев развилась система, при которой все делалось, как бы сегодня сказали, "по блату". Все жены и наложницы императора стали протаскивать своих родственников на должности правителей и начальников. Эти родственники, получив право на управление какой-либо областью, немедленно начинали прижимать крестьян, чтобы добыть деньги на взятки. Их преступления, естественно, не могли оставаться секретом для правительства: китайцы все время писали друг на друга доносы, благо среди них было много грамотных. Наместников время от времени казнили. Но те, предвидя горькую судьбу, закапывали в землю клады, сообщая места своим детям. И потому правительство, хорошо зная права соотечественников, стало казнить не только преступника, но и всю его семью". (Гумилев Л.Н. Oт Руси к России. М., 1992. С. 25.)), нередко сопровождавшихся почти полным разрушением законности и одновременным ростом зависимости народа от произвола государственных служащих Современная Россия в этом смысле не исключение.

Сущность коррупции как социально-правового явления, на наш взгляд, двуедина. С одной стороны, она выражается в использовании лицом, осуществляющим те или иные государственные функции, своего официального статуса в целях получения незаконных преимуществ (продажность), а с другой - в предоставлении лицу таких преимуществ заинтересованным субъектом (подкуп).

Разделять, а тем более противопоставлять друг другу эти стороны коррупции для поиска наиболее эффективной модели ограничения ее распространенности нецелесообразно.

Тем не менее традиционно считается, что в противоречивом единстве рассматриваемых сторон доминирует (в том числе, с точки зрения большей общественной опасности) продажность лиц, осуществляющих государственные функции.

Содержание коррупции определяется совокупностью разнообразных деяний (действий или бездействия), выражающихся в незаконном получении имущества, услуг или льгот лицом, уполномоченным на осуществление государственных функций, а также в предоставлении ему таких преимуществ.

Формами проявления коррупции выступают специфические виды нарушения этических и правовых норм лицами, уполномоченными на выполнение государственных функции. Примером этических нарушений может служить совершение государственным служащим действий, которые могут отрицательно повлиять на общественное мнение о состоянии законности на государственной службе, хотя прямо и не запрещены законом или иным нормативным актом (систематическое присутствие на банкетах, проводимых организациями, контроль за деятельностью которых входит в компетенцию данного лица, бесплатное пользование услугами, подлежащими оплате, при отсутствии признаков правонарушения).

Коррупционные правонарушения в отличие от аморальных коррупционных проступков запрещены нормами права и предуматривают юридическую ответственность. Выделяются три основных вида коррупционных правонарушений: 1) гражданско-правовые деликты; 2) административные проступки; 3) преступления.

К гражданско-правовым коррупционным деликтам относятся:
а) принятие в дар работниками государственных и муниципальных учреждений, учреждений социальной защиты и иных подобных учреждений подарков (имущества или имущественных прав) от граждан находящихся в них на течении, содержании или воспитании супругами и родственниками этих граждан; а также дарение таким работникам подарков в связи с указанными обстоятельствами;б) принятие в дар и дарение подарков государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или с исполнением последними служебных обязанностей, - при условии, что стоимость любого подарка во всех случаях превышает пять минимальных размеров оплаты труда (ст. 575 ГК РФ).

К административным коррупционным проступкам относятся: а) собственно административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (мелкое хищение государственного имущества путем злоупотребления служебным положением (ст. 49); б) дисциплинарные проступки (вид административных правонарушений), выражающиеся в нарушении государственными и муниципальными служащими законодательства о государственной службе и (или) принятых в соответствии с ним иных нормативных актов (например, осуществление работником милиции предпринимательской деятельности вопреки ст. 20 Закона РСФСР о милиции).

Коррупционные преступления - это предусмотренные УК РФ общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении государственными или муниципальными служащими каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ.

Вместе с тем авторитет публичной службы (государственной службы и службы в органах местного самоуправления) может выступать как основным, так и обязательным дополнительным непосредственным объектом преступного посягательства либо факультативным его объектом. В этой связи коррупционные преступления могут быть разделены на три группы: 1) собственно коррупционные преступления, посягающие на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выступающий в качестве основного непосредственного объекта таких посягательств (коррупционные преступления в узком значении понятия); 2) коррупционные преступления, посягающие на ту же социальную ценность как на обязательный дополнительный непосредственный объект (коррупционные преступления в широком значении понятия); 3) коррупционные преступления, посягающие на названную социальную ценность как на факультативный (необязательный) объект.

К собственно коррупционным преступлениям могут быть отнесены пять видов уголовно наказуемых деяний: 1) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); 2) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); 3) получение взятки (ст. 290 УК РФ); 4) дача взятки (ст. 291 УК РФ); 5) служебный подлог (ст. 292 УК РФ).

В число коррупционных преступлений, относящихся ко второй группе, следует включить 5 видов преступлений: 1) воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ); 2) регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); 3) контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. "б" ч. 3 ст. 188); 4) провокация взятки (ст. 304); 5) организация преступного сообщества (преступной организации) для совершения любого из преступлений первой или второй группы, относящихся к числу тяжких или особо тяжких (ст. 210 УК РФ).

И, наконец, к третьей группе преступлений могут быть отнесены деяния, предусмотренные: п. "б" ч. 2 ст. 160, ст. 164, п. "в" ч. 2 и ч. 3 ст. 174; ч. 3 ст. 175; ст. 176,177,193,199, п. "в" ч. 2 или ч. 3 ст. 221, п. "в" ч. 3 или ч. 4 ст. 226; п. "в" ч. 2 или ч. 3 ст. 229; ч. 3 ст. 256; ч. 2 ст. 258 УК РФ.

Преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях, ответственность за которые предусмотрена в главе 23 УК РФ, не могут быть отнесены к числу коррупционных, поскольку они непосредственно не причиняют вреда авторитету государственной службы или службы в органах местного самоуправления.
Итак, можно сформулировать следующее определение понятия коррупционной преступности (в узком значении).






Коррупционная преступность - это целостная, относительно массовая совокупность преступлений, посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выражающихся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц.

18) Организованная преступность и коррупция — это сложные антисоциальные явления, которые не имеют государственных границ и многие деся­тилетия сопровождают социальное и культурное развитие большинства стран мира1.

Значительный рост коррупционных и органи­зованных преступлений в России, масштабы их распространенности, усилившаяся преступная экспансия в экономику относятся к числу наибо­лее острых проблем.

Масштабы, степень влияния коррупции и организованной преступности на жизнедеятель­ность всего общества обусловили необходимость создания таких социальных механизмов, которые смогут нейтрализовать преимущества этих нега­тивных явлений, переломить неблагоприятные тенденции их качественного изменения, снизить число такого рода преступлений.

Анализируя взаимосвязь организованной пре­ступности с коррупцией, А.И. Долгова отмечает, что «коррупция для организованных преступни­ков — средство обеспечения не только их корыс­тного, но и политического интереса, поскольку у них отмечается двойная мотивация: обеспечить сверхдоходы и власть ради их сохранения и при­умножения. В случае коррумпированности госу­дарственных служащих, а тем более масштабной, граждане государства фактически утрачивают свой государственный аппарат, он служит в этом случае не налогоплательщикам, а интересам тех, кто его «перекупил»»7.

Организованные преступные формирова­ния являются наиболее крупным корруптером — субъектом подкупа должностных и иных лиц, обладающих государственными или иными полномочиями, авторитетом и возможностями.

Наиболее длительно и успешно действующие взя­точники — это тоже участники организованной преступной деятельности.

в настоящее время ор­ганизованная преступность трансформируется и все чаще присутствует в таких сложных и глобаль­ных явлениях, как экономическая и связанная с ней жесткая политическая конкуренция на почве завоевания и раздела экономических рынков и ресурсов. Под видом организованной преступной деятельности, включающей, в частности, и кор­рупцию, фактически осуществляется вторжение одних государств на территории и в различные сферы суверенитета других государств.

Если говорить о роли коррупции в функци­онировании организованной преступности, то необходимо отметить, что коррупция — это лишь одно из средств, которое используют субъекты организованной преступности. Следует согла­ситься с тем, что факты получения служебным лицом даже многочисленных взяток за совер­шение конкретных действий с использованием своего должностного положения сами по себе не дают оснований рассматривать их как проявления организованной преступной деятельности

Коррупция является одним из элементов механизма выживания и развития субъектов ор­ганизованной преступности. Ее можно рассмат­ривать и как метод, с помощью которого субъ­екты организованной преступности проникают в государственные и общественные институты в целях их трансформации и нейтрализации дейс­твий, направленных на ликвидацию условий их функционирования.

По отношению к организованной преступ­ности коррупция выполняет три основные функции:

—формирует защитный механизм организо­ванной преступности;

—выступает одним из главных средств достижения основных целей преступной деятельности
организованных преступных группировок;

—является формой легализации организованной преступности — разрешает представите­лям организованных преступных группировок приобрести легальный социальный статус (пар­ламентария, высокопоставленного чиновника, общественного деятеля), а также легализировать доходы, добытые преступным путем.

Усиление транснациональной коррупции и организованной преступности обусловлено зна­чительным количеством разноплановых факто­ров — расширением международной экономичес­кой деятельности, совершенствованием средств связи, увеличением масштаба международных перевозок, растущими миграционными потока­ми, существенными различиями в национальных законодательствах, формированием свободных экономических зон. Интернационализация кор­рупции и организованной преступности отража­ется на расширении рынков сбыта наркотических средств, похищенных предметов, оружия, других незаконных товаров и услуг, на легализации преступных доходов, организации нелегальной миграции, на международных финансовых афе­рах и др.

19) Перечисленные виды правонарушений характеризуются определенными признаками, и всех их объединяет общественная безопасность (причиняемый вред). Каждому правонарушению присуща своя структура (система), состоящая из его объекта, субъекта, объективной стороны, субъективной стороны. Совокупность всех этих элементов представляет юридический состав правонарушения, который является непременным условием применения к правонарушителю санкций, предусмотренных законодательством за совершенное правонарушение.

Юридический состав правонарушения содержит:

Субъект правонарушения – это дееспособное, физическое или юридическое лицо, совершившее противоправное деяние и обладающее деликтоспособностью.

Объект правонарушения – это реальное явление окружающего мира, на которое направлено противоправное деяние. Эта область общественных отношений, регулируемая и охраняемая правом. Объектом правонарушения может выступать здоровье, имущество гражданина или организации, а также окружающая среда.

Объективная сторона правонарушения – это совокупность внешних проявлений противоправного деяния.

Это сложный элемент состава правонарушения, который включает:

а) деяние (действие или бездействие);

б) противоправность;

в) причиненный вред и неблагоприятный результат деяния;

г) причинная связь между деянием и наступившим вредом;

д) время, место, способ, обстановка совершения правонарушения.

Субъективная сторона правонарушения – это совокупность внутренних проявлений, характеризующих отношение субъекта к своему деянию, наступившим последствиям и состоящая из вины, мотива и цели.

Вина – это психическое отношение субъекта к совершенному правонарушению, т. е. В момент совершения деяния оно находится под контролем воли и сознанием лица, совершившего противоправное действие или бездействие. Вина может быть в форме умысла или неосторожности. Когда субъект правонарушения сознает возможность наступления вредных последствий и желает их наступления, налицо прямой умысел. Например, гражданин Б., желая навредить своему конкуренту, разбил витрину его магазина.

При косвенном умысле субъект правонарушения сознает общественно опасный характер совершаемого деяния, предвидит возможность вредных последствий, не желает их наступления, но сознательно допускает эти последствия. Примером может выступать ситуация, когда водитель автотранспорта движется на предельно высокой скорости и врезается при этом в заборное ограждение. Неосторожность может выражаться в двух формах – самонадеянность и небрежность. Неосторожная вина при самонадеянности наступает вследствие предвидения субъектом правонарушения общественно опасных последствий своего поведения, но легкомысленно рассчитывает на возможность их предотвращения каким-либо образом. Например, пешеход, переходя дорогу в не положенном месте, и видя приближающийся транспорт, самонадеянно рассчитывал, что успеет перебежать дорогу. Пешеход явился субъектом правонарушения, повлекшего ДТП. Неосторожная вина при небрежности наступает вследствие не предвидения субъектом правонарушения общественно опасных последствий своего поведения, хотя может, и должно было их предвидеть в соответствии с деликтоспособностью. Например, небрежное отношение к рабочему инвентарю, повлекшее за собой приведение его в негодность. Лишь с помощью субъективной стороны, возможно, провести грань различия между правонарушением как таковым и случаем, формально подпадающим под признаки общественно опасного деяния.

Посколькуказус(случай) есть формальный факт при рассмотрении субъективной стороны правонарушения, но он не находится в прямо пропорциональной связи с волей и желанием субъекта. При казусе отсутствует вина, умышленная или неосторожная, а невиновное причинение вреда исключает ответственность субъекта. Итак, в субъективной стороне вина выступает важнейшим элементом правонарушения. Внутреннее побуждение субъекта к совершению правонарушения является мотивом. Целью служит результат противоправного деяния, к которому хочет прийти, совершая правонарушение.

Таким образом, структура правонарушения, состоящая из его объекта, субъекта, субъективной и объективной сторон представляет собой юридический состав правонарушения и только в совокупности представляет условие применения в отношении субъекта санкций, предусмотренных за это деяние законодателем. Санкции применяются от имени государства как принцип справедливости и неотвратимости наказания – это мера принуждения в отношении дееспособного, виновно совершившего общественно опасное деяние.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: