Совершенствование государственной миграционной политики РФ

Миграционное законодательство РФ насчитывает 34 федеральных закона и 114 иных нормативных правовых актов, регулирующих иммиграционный, эмиграционный, реадмиссионный, расселенческий, переселенческий, беженский процессы, а также процессы предоставления убежища, внешней трудовой миграции и др. Расширяется международный аспект реализации государственной миграционной политики.

Тем не менее, современное состояние миграционной системы РФ требует определенных корректировок. Следует отметить, что государственная миграционная политики до сих пор носит фрагментарный характер, слабо увязана с перспективами социально-экономического развития страны, с демографическими процессами. Выработанная миграционная политика России не в полной мере отражает совокупность кризисных явлений, характерных для нынешней демографической ситуации. Мы являемся страной с высокой смертностью и крайне низкой рождаемостью населения; страной, ежегодно теряющей около 900 тыс. человек; страной, средняя продолжительность жизни людей в которой на порядок разнится от развитых стран.

В этих условиях придание устойчивости и надёжности государственному регулированию миграционных процессов, прежде всего иммиграционного, расселенческого, переселенческого, представляется своеобразной «нитью Ариадны» не только для противодействия тенденции депопуляции, но и для ощутимой компенсации естественной убыли и смягчения дефицита трудоспособного населения[3].

Следовательно, необходимо оперативное решение вопросов по межгосударственному регулированию процесса внешней трудовой миграции, связанному с формированием Единого экономического пространства и Евразийского экономического сообщества. Большое значение для борьбы с незаконной миграцией имеет расширение географии международных договоров Российской Федерации о реадмиссии [4]. Таким образом, основными факторами, существенно влияющими на эффективность государственной миграционной политики, являются: концептуальный, управленческий, законодательный, исполнительский, постсоветский, программно-целевой, а также региональный.

Концептуальный фактор – с марта 2003 года в стране реализуется Концепция регулирования миграционных процессов, однако целостная государственная миграционная политика отсутствует.

Этому есть несколько причин:

- в Концепции отсутствует акцент на конкретные миграционные процессы: иммиграционный, эмиграционный, переселенческий, расселенческий, беженский, предоставления убежища, противодействия незаконной миграции, не выделены приоритеты;

- ведомственный характер Концепции, нет стратегического курса социально-экономического развития страны на ближайшую, среднесрочную и отдалённую перспективы;

- Концепция не отражает существенно изменившихся концептуальных установок высшего руководства страны в законодательной сфере (положения указов Президента РФ 2004 г. №№ 314, 927 и 928).

Управленческий фактор – неэффективная деятельность системы управления и реализации миграционной политики.

Законодательный фактор – требуется упорядочение миграционного законодательства РФ, его дальнейшее совершенствование.

Исполнительский фактор – на местах не реализуются нормы законодательства, отсутствует должный контроль за соблюдением установленного порядка.

Постсоветский фактор – явно потребительское отношение к России со стороны стран СНГ, решают свои собственные проблемы за счет России. Требуется принятие мер для защиты национальных интересов РФ.

Программно-целевой фактор – государственная миграционная политика реализуется без привязки к демографической ситуации, сложившейся в настоящее время, при неудовлетворительном ресурсном обеспечении нескольких разобщённых программ и планов. Половинчатость и фрагментарность государственной миграционной политики.

Региональный фактор - отсутствие скоординированности государственной миграционной политики и региональной миграционной политики.

С учётом вышеизложенного приоритетными направлениями совершенствования государственной миграционной политики Российской Федерации являются:

- стратегические интересы России в государственной миграционной политике– на 1-ом месте, с учетом демографической ситуации и международных отношений;

- приоритет иммиграционной направленности государственной миграционной политики, ориентированной на замещение естественной убыли населения;

- совершенствование миграционной системы России с учетом принципов адекватности, адаптивности, интеграции, целостности и экономичности при государственном регулировании миграционных процессов;

- селективность (выборочность) государственной миграционной политики, направленность на обеспечение миграционной привлекательности РФ для квалифицированной иностранной рабочей силы;

- усовершенствование регулирования расселенческого процесса в стратегически важных «точках роста» (возрождения) геополитической значимости России;

- обеспечение результативности борьбы с незаконной миграцией;

- разработка региональных миграционных программ в субъектах РФ, учитывающих особенности их демографического развития и складывающейся миграционной обстановки.

Без реализации изложенного системного подхода вряд ли мы сможем минимизировать экономические потери от нелегальной трудовой деятельности.

Вместе с тем непосредственно в регионах страны, на уровне местного самоуправления нам не обойтись без комплекса целенаправленных мер на формирование у местного населения толерантного отношения к мигрантам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: