Этапы становления и развития гитарного исполнительства в г.Челябинске

Каким образом гитара проникла на Урал? После крестьянских и пугачёвских восстаний в конце XVIII века и в связи с расширением границ Российской империи, Урал, а затем и Сибирь, начинают осваивать русские. Война 1812 года с Наполео-ном также заставила Россию искать пути к промышленным разработкам, к развитию металлургического дела, источником которого явился тогда Урал, и император­скими указами было велено осваивать эти новые земли.

Нелёгким было освоение уральских земель. Наряду с крепостными крестьянами, невольными поселенцами на Урале часто были представители передовых кругов русского общества, отправленные сюда в ссылку и на каторгу вследствие их вольнолюбия и оппозиции существующему царскому режиму правления в России.

Переселяясь на новые земли к незнакомым соседям – татарам, башкирам и другим, тогда ещё не исследованным национальностям, – люди всех кругов вполне естественно желали сохранить свою национальную культуру, которая напоминала бы им о родине. Частью этой культуры было вокальное искусство, то есть русские народные песни, частушки, романсы, которые доставляли отраду в новых тяжёлым условиях, давали духовные силы для продолжения полноценного существования, служили этническим наследием, передаваемым из поколения в поколение.

Русская семиструнная гитара, став неизбежным спутником вокального искусства, органически вошла и в уральский музыкальный быт начала XIX века, а так как сопровождению песенного материала в наибольшей степени удовлетворяла именно гитара, этот факт стал главной причиной её признания и самого широкого распространения.

Кто были первые уральские гитаристы – история пока не знает. И всё же, вероятно, их было не мало. Ведь более удобного аккомпанирующего инструмента для русских песен и романсов нет до сих пор. Вследствие портативности и невысокой цены (гитару в конце XIX века можно было купить за пятьдесят копеек) гитара стала популярна. Появились помимо любителей и профессионалы. Всем этим и обьясняется тот факт, что в следующем, XX веке гитарное искусство на Урале стало стремительно развиваться.

Из числа первых известных ныне уральских гитаристов назовём В.Е. Одинцова (1875-1949) из Екатеринбурга и П.Д. Чумакова (1863-1920). Оба самостоятельно овладели игрой на гитаре.

В. Одинцов учился по школам А.О. Сихры и И.О. Соколова. А.П. Чумаков, «Рыцарь гитары», как назвал его С.С. Заяицкий в книге «Интернациональный союз гитаристов», на концертах исполнял переложения номеров из классических опер и произведения Й. Кюффнера. К тому же Чумаков был педагогом-гитаристом и пропагандировал гитару у себя на родине (он жил в г. Уральске). Играл он на инструменте работы Ф.С. Пасербского, одного из лучших скрипичных и гитарных мастеров конца XIX века. Далее приводится фрагмент письма Ф. Пасербского к П. Чумакову по поводу заказа нового инструмента от 1 декабря 1891 года.

«Милостивый государь Павел Дмитриевич! Согласно письма Вашего от 27 минувшего ноября, имею честь уведомить Вас, милостивый государь, что я делаю гитары, исключительно большого (широкого) размера. Гитары моей работы по тону и работе, если не выше, то, во всяком случае, не ниже Шерцера. Если Вам угодно проверить, насколько хороши и ценны гитары моей работы, прошу обратиться с запросом к Ивану Фёдоровичу Деккер-Шенку, знаменитому виртуозу и профессору гиры на шестиструнной гитаре. Прошу принять уверение в моём почтении и преданности. Пасербский Франц Станиславович.»

В.Е. Одинцов и П.Д. Чумаков выступали с гитарой на концертах, правда, очень редко. Вероятно, они были известны в своих кругах как гитаристы и имели свою публику в Екатеринбурге и Уральске. Однако слабое развитие гитарного искусства того времени, отсутствие концертного репертуара и технически несовершенный уровень исполнения не позволяют причислить этих уважаемых деятелей гитары к артистам профессиональной музыкальной эстрады. Следующее поколение гитаристов Урала представлено именами Д.Д. Кочнева (1983-1963), А.А. Афромеева (1888-1929), А.А. Анфиногенова (1884-1984), В.В. Нестеровского (1889-1950), упомянутого выше В.Е. Одинцова и Захарова. Все они составили кружок гитаристов Екатеринбурга в 1920-23 годах. Собирались поначалу в типографии, где они работали. Затем систематически выступали на музыкальных вечерах и концертах, которые устраивали сами. Программа выступлений состояла в основном из переложений произведений Л. Бетховена, М.Глинки, инструментованных для гитары, номеров из опер А. Даргомыжского и Дж. Верди.

Известно, что ансамблевое музицирование на гитарах довольно сложно, что обусловлено спецификой гитарного звукоизвлечения, поэтому можно предположить уже почти профессиональный уровень исполнения участников этого кружка. В дальнейшем почти все эти гитаристы стали профессионалами: Д. Кочнев овладел гитарой самостоятельно по «Заочным урокам на гитаре» А.М. Афромеева (отца А.А. Афромеева), а с 1926 года першёл с семиструнной гитары на шестиструнную (здесь можно предположить влияние авторитета Андреса Сеговии, гастролировавшего в Советском Союзе в 1926 году). По мнению А. Сеговии, все возможности игры на гитаре заключены в шести струнах; лишняя струна, усиливающая бас, нарушает равновесие традиционного объёма и не придаёт никакой лёгкости.

Д. Кочнев был первым гитаристом Свердловского музыкального училища имени П.И. Чайковского, где с 1935 года вёл класс гитары. Из числа выпускников музыкального училища по классу гитары (а он вёл ещё и класс контрабаса) назовём Ю.К. Чеснокова (1933-2003), впоследствии гитариста-педагога; В.М. Деруна (р. 1940 г.), в дальнейшем исполнителя и преподавателя Уральской государственной консерватории и Свердловского музыкального училища; И.И. Йошку (р. 1942 г.), гитариста цыганского театра; потом Э. Шафранского.

В.В. Нестеровский во время гражданской войны переехал из Москвы в Свердловск, где с 1934 года был солистом-гитаристом радиокомитета. В конце тридцатых годов учился в воскресной школе при Свердловском музыкальном училище, где проходил инструментовку и специальный инструмент – гитару – под руководством Д. Кочнева. В 1941-45 годах он работал гитаристом в областном кукольном театре, который обслуживал промышленные и сельскохозяйственные районы Урала. В 1939 году В. Нестеровский участвовал в первом туре областного смотра исполнителей на народных инструментах, где был награждён грамотой.

Гитаристами-исполнителями были и другие музыканты Свердловска С.П. Алексеевский (1915-1986) в 1935-39 годах учился в музыкальном училище по специальности «гитара» у известных гитаристов города: Д. Кочнева, В.В. Знаменского, К.Ф. Рожина. В послевоенные годы работал в Свердловской государственной филармонии как солист-гитарист. В 1948-61 годах – на преподавательской работе. Среди его учеников педагоги-гитаристы свердловских музыкальных школ: Б. Насобин, В.Александров, В.Шлохин.

Другой не менее известный гитарист-педагог, обладающий собственной методикой подготовки замечательных исполнителей, работал в музыкальной школе Свердловска – это Юрий Чесноков (2933-2003), освоивший самоучкой гитарную школу А. Сихры. Среди его учеников – А. Гусев, А. Воронцов, Е. Кораблин, В. Осипов.

А. Гусев (р. 1956) занимается в музыкальной школе у Ю.Чеснокова, в 1971-84 годах (с перерывами) – в музыкальном училище у В. Деруна. В 1989 году поступил на заочное отделение Уральской консерватории в класс В. Деруна. А. Гусев – интересная фигура на уральском «гитарном горизонте». Получив музыкальное образование у лучших педагогов города Ю. Чеснокова и В. Деруна, он не уступает в игре европейским гитаристам-классикам. С блеском исполняет сложнейшие композиции фламенко. В составе трио гитаристов (А. Гусев, А. Малюта, Е. Кораблин – все ученики Ю. Чеснокова) А. Гусев, будучи его руководителем, некоторое время работал в Свердловской филармонии. Ещё один ученик Ю. Чеснокова – А.В. Воронцов (1960 г.) – наиболее яркий исполнитель 90-х годов. После окончания Тюменского училища в 1989 году (преподаватель М. Яблоков, в свою очередь выпускник В. Деруна), он поступает педагогом в музыкальную школу и продолжает концертную деятельность.

Яблоков Михаил Сергеевич – родился в Тюмени в 1952 году. В 1971 году поступил в Тюменское музыкальное училище в класс М. Деруна. С 1975 года преподаёт в музыкальном училище Тюмени. В 1979 году поступил в Уральскую консерваторию, но «переиграл» левую руку и учёбу пришлось оставить. В 1988 году поступил в аспирантуру Тюменского университета и увлёкся историей своего края. Позднее он защитил диссертацию с темой научной работы «Духовная жизнь Тобольской губернии в конце XIX – начале XX века», получил степень кандидата исторических наук. Приложив титанические усилия и настойчивость, он сумел подготовить к печати и опубликовать Биографический музыкально-литературный словарь-справочник русских и советских деятелей гитары «Классическая гитара в России и СССР». Это был тяжёлый труд нескольких лет. Словарь объёмом более 2000 страниц, содержащий около 1000 фотографий и более 100 стихотворений о гитаре, разошёлся по стране тиражом 3000 экземпляров. Эта работа имела большой общественный резонанс гитарой общественной как и в России, так и за рубежом. Позднее вышли ещё две части книги, составленной и переведённой М.С. Яблоковым, под названием «Мастера гитары».

Эдуард Моисеевич Шафранский (1937 г.) – выпускник Свердловского музыкального училища им. П.И. Чайковского (1964 г.) по классу гитары Д.Д. Кочнева. В 70-х годах начал изучать старинные щипковые инструменты, заказал лютню у московского мастера Л. Кривоноса. Много лет работал в Свердловской филармонии как исполнитель на лютне. Вскоре был создан филармонический квартет старинной музыки под руководством Э. Шафранского. С этим ансамблем и сольно он гастролировал не только по городам Урала, но и по всему СССР (выступил более чем в 100 городах). Несомненно, что его большая просветительская работа не прошла даром. Благодаря его усилиям молодые любители музыки могли услышать творения старинных композиторов эпохи Возрождения – Италии, Испании, Франции, Германии, Англии (таких как Ф. Спиначино, Ф. да Милано, В. Галилей, Ч. Генри, П. Аттеньян, Д. Готье, Д. Доуленд, Ч. Барбетта). Кроме того, что Э. Шафранский прекрасно играл на лютне, нужно отметить ещё талант чтеца и прекрасного ведущего. Ему удавалось находить такие интересные исторические факты и стихи современников, что концерт превращался в увлекательное путешествие во времена эпохи Возрождения. В настоящее время известно, что Э.Шафранский активно сочиняет музыку для гитары, написал три книги стихов.

Один из наиболее эрудированных и глубоких специалистов в области гитарного искусства в нашей стране – Виталий Михайлович Дерун (р. 1940), доцент Уральской консерватории по классу гитары. О его выпускниках (а им подготовленно более 60 специалистов) мы ещё поговорим. Артист и педагог В.М. Дерун – один из основоположников профессионализма в гитарном искусстве на Урале. Выпускники разных лет В. Деруна – А. Фраучи, В. Терво, А. Виницкий (Москва), В. Козлов, Ш. Мухатдинов, В. Шувалов, В. Штыхван (Челябинск), М. Яблоков (Тюмень), Ю. Зюзин (Самара), В. Осипов, М. Белоглазов (Екатеринбург) и многие другие.

Учителем В. Деруна был не менее известный музыкант А.В. Минеев (1916-1979) – один из наиболее крупных деятелей музыкальной культуры русских инструментов на Урале. В 1932 году он поступает в Свердловское музыкальное училище. В 1939-43 годах – учёба в консерватории по классу гитары профессора М.М. Гелиса (заслуженного деятеля искусств Украины, эвакуированного в годы войны из Киевской консерватории в Свердловск, где он продолжал педагогическую работу, обучая дирижёров и ведя класс гитары). С 1973 года А. Минеев вёл класс гитары в Уральской консерватории (в то время – единственной в РСФСР). А. Минеев был универсальным музыкантом-педагогом, его ученики успешно заканчивают консерваторию и работают дирижёрами, исполнителями и педагогами в музыкальных учебных заведениях как Свердловской области, так и за её пределами. В списке выпускников консерватории по классу дирижирования доцента А. Минеева более 20-ти человек. По классу гитары вконсерватории у него учились: В.М.Дерун, ныне преподаватель музы­кального училища Екатеринбурга; Н.А.Комолятов,Заслуженный артист РФ и профессор Российской ака­демии музыки им. Гнесиных;Н.А.Иванова-Крамская, доцент Московского института культуры и преподава­тель музыкального училища при Московской консер­ватории; Е.Баев- гитарист-композитор, преподава­тель музыкального училища вТвери.

Характерно, что за короткий исторический срок (50-60 лет) гитара так развивалась на Урале, что современные музыканты-гитаристы почти все являются професси­оналами (конечно, различных уровней). Тот факт, что Уральская консерватория являлась вторым ВУЗом в СССР (после Киевской консерватории), готовившим педагогов-гитаристов и исполнителей высшей ква­лификации, указывает на то, что мы имеем на Урале теперь один из крупнейших гитарных центров нашей страны. Проще говоря, Екатеринбург стал историчес­кой колыбелью гитары, из которой она распространи­лась в другие крупные города уральского региона - Че­лябинск, Тюмень, Пермь, Каменск-Уральский.

На период с 1960 – 1970 года в г.Челябинске народно – инструментальное исполнительство, а с ним и гитарное стало развиваться в клубах и во дворцах в виде самодеятельных художественных коллективов.

Так в 1964 году Виктор Моисеевич Остапчук руководил ансамблем гитаристов при дворце культуры ЧМЗ, также он руководил эстрадным ансамблем в Металлургическом техникуме ныне колледже. В. М. Остапчук сам по профессии был инженер, гитару изучал самостоятельно. Виктор Моисеевич был очень талантливым и творческим человеком, так как мог собрать такие коллективы. В его домашней коллекции было множество записей джазовой музыки и не только.

В 1968 – 1969 годах Кошелевым Николаем Петровичем был организован ансамбль гитаристов во дворце ЧМЗ, просуществовал этот ансамбль примерно около двух лет. Н.П. Кошелев закончил Московский институт культуры по специальности балалайка. Также в дворце культуры ЧМЗ был создан квартет гитаристов, туда входили Владимир Устинов (самоучка, учился в Академии культуры и искусств, но не закончил), Юрий Рихтер (самоучка, закончил Политехнический институт ныне ЮУРГУ), Леонид Павлюк (играл некоторое время в Челябинской филармонии на банджо) и Шариф Мухатдинов (в свое время самостоятельно изучал гитару по различным самоучителям, сейчас он является одним из участников «Трио гитаристов Урала»), несколько позднее Юрия Рихтера сменил Виктор Ковба (с 1996 года В. Ковба является одним из участников «Трио гитаристов Урала»). Просуществовал этот квартет гитаристов при ДК «ЧМЗ» около трех лет.

В 1967 – 1968 годах были организованы платные кружки гитаристов в ДК «ЧМЗ» и ансамбль гитаристов в Челябинском металлургическом техникуме Шарифом Мухатдиновым. В это же время в Дворец культуры «Железнодорожников» гитару преподавал Юрий Иванович Цуприк, а во дворце ЧТЗ Владимир Апольский (по специальности домрист, делал переложения для гитары).

В Челябинской филармонии существовал дуэт гитаристов Юрия Семенова (заслуженный артист России) и Петра Попова.

В 1969 году был организован гитарный дуэт в составе: Виктор Ковба и Владимир Устинов, при ДК «ЧМЗ». Коллектив с 1975 – 1979 года работал в Челябинской филармонии, а его участники при этом совмещали учебу на заочном отделении Челябинского музыкального училища им. П. И. Чайковского. Этот гитарный дуэт был заявлен для участия во II Всероссийском  конкурсе исполнителей на народных инструментах Ленинграде в 1979 году.

Таким образом гитарное исполнительство с 1960 – 1970 года приобрело наибольшее развитие в основном в виде любительства. Но нельзя забывать, что именно с этого периода зародился интерес к гитарному исполнительству в г.Челябинске, который позже перешел на более профессиональный уровень.

Во второй половине ХХ века на гребне возрастающего интереса к гитаре и гитарной музыке, благодаря усилиям Андреа Сеговия в Европе и А. Иванова – Крамского в СССР повсеместно открывались классы гитары в музыкальных школах и музыкальных училищах. Не обошла эта волна гитарной популярности и г. Челябинск.

Первый класс гитары в г.Челябинске был открыт в 1970 году Шарифом Мухатдиновым (тогда еще студентом – заочником Свердловского музыкального училища им.П.И. Чайковского) в ДМШ №2, а в 1971 – 1972 годах в ДМШ №5.

В Челябинском музыкальном училище им. П.И. Чайковского открылся класс гитары в 1977 году, преподавал Василий Владимирович Медведев (закончил Уральскую Государственную Консерваторию им. М. Мусоргского по специальности балалайка у Блинова). Немного позднее в Челябинском музыкальном училище им. Чайковского преподавала класс гитары домристка Т.А. Карева.

Татьяна Александровна Карева начинала свой творческий путь в Челябинском музыкальном училище у педагога С.Я. Садакова. После окончания училища она поступает в Уральскую Государственную Консерваторию им. Мусоргского, в класс педагога Т.И. Вольской, где учится на заочном отделении и работает в детских музыкальных школах г. Челябинска №6, №4, №13. С 1969 года Т.А. Карева в Челябинском музыкальном училище ведет класс домры, а затем и гитару.

С 1979 года гитару преподает в Челябинском музыкальном училище им. П.И. Чайковского Галина Ивановна Федоренко.Г.И. Федоренко родилась в 1951 году, закончила музыкальное училище им. Гнесиных в 1974 году у Л.А. Менро. После окончания музыкального училища работала в филармонии города Иванова, с концертной бригадой гастролировали по городам Казахстана, Белоруссии и т.д. В Челябинск Галина Ивановна приехала в 1978 году и сразу же стала работать в ДШИ №2. Ее учениками были такие гитаристы как Валерий Семенов и Виктор Козлов (заслуженный артист России). В 2005 году Галине Ивановне Федоренко дали звание Заслуженного работника культуры. Сейчас Галину Ивановну приглашают на различные детские гитарные конкурсы в качестве жюри. На сегодняшний день Галина Ивановна преподает класс гитары и в ДШИ №1.

В 1987 году в Челябинском музыкальном училище и в Челябинском институте культуры им. П.И. Чайковского преподает класс гитары заслуженный артист России, композитор, педагог, лауреат Международного конкурса композиторов (г. Эстергом – Венгрия, 1989 год), дипломант Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах (Н. Новгород, 1990 год) Виктор Викторович Козлов.

В Челябинском институте культуры и искусств первым преподавателем гитары не долгое время была домристка А. Шпехт, позднее 1968 – 1969 года Николай Петрович Кошелев (закончил Московский институт культуры по специальности балалайка). С 1970 – 1975 года в Челябинском институте культуры и искусств преподавал класс гитары балалаечник Георгий Балакирский. Также с 1989 года Виктор Козлов стал преподавать класс гитары в Челябинской академии культуры и искусств на музыкально - педагогическом факультете. С 1996 года в ЧГАКИ преподает и Виктор Ковба Заслуженный артист России 2002 года.

В следствии этого в г.Челябинске появилось достаточно много талантливых музыкантов, таких как Анатолий Ольшанский, Шариф Мухатдинов, Виктор Козлов, Виктор Ковба, Ирина Куликова, Олег Киселев, Дмитрий Милованов, Иван Николаевский, Дмитрий Чернов, Анастасия Балаева, Альфред Генгер (список можно продолжать).

Последние 30 лет ХХ века г. Челябинск регулярно посещали концертирующие гитаристы. Впервые в СССР Челябинская филармония в 1979 году организовала гитарный абонемент. Инициаторами его открытия были доцент Челябинского института культуры Юрий Ястребов и преподаватель Шариф Мухатдинов. В этом абонементе выступили ведущие гитаристы страны: Н. Комолятов (Москва), А. Фраучи (Москва), П. Панин, Е. Ларичев, Б. Окунев, В. Кузнецов (Москва), В. Петренко (Киев), В. Дерун (Екатеринбург), Павел и Аркадий Иванниковы (Донецк), Н. Кошелев (Минск), Э. Бадалян (Ереван). Позднее неоднократно приглашались для проведения мастер – классов Н. А. Иванова – Крамская, Игорь Рехин (Москва), С. Ильин (С. – Петербург), В. Дерун (Екатеринбург), Ю. Кузин (Новосибирск).

В 2006 году с 17 по 19 ноября прошел Х Международный фестиваль «Классическая гитара на Урале» посвященная пятнадцатилетию «Трио гитаристов Урала», так же принимали участие Лауреат Международных конкурсов Владимир Митяков (Н.-Новгород), Иван Николаевский (Магнитогорск), Олег Киселев (г.Аша. Челябинской области), Лауреат премии Президента РФ Дуэт «Резонанс ХII» (Тольятти) Константин Окуджава и Андрей Гринев. Также проводили мастер – классы Леонид Карпов (Санкт – Петербург), Владимир Митяков (Н. - Новгород), Виктор Ковба (Челябинск), Сергей Руднев (Москва) и семинар композитора Елены Попляновой (Челябинск).  

В начале третьего тысячелетия весьма активизирова­лось фестивальное и конкурсное движение по специ­альности гитара. В Челябинске прошло 10 фестивалей «Классическая гитара на Урале»(арт-директоры - В.Козлов и Ш.Мухатдинов); в Екатеринбурге регулярно проходит единственный в мире фестиваль гитарных концертов с симфоническим оркестром (арт-директор В.И.Попов); в Перми состоялось уже три Межрегио­нальных фестиваля и конкурса «Приоритет» (арт-ди­ректор А.А.Новосёлов); в 2005 году в Каменск-Ураль­ском родился новый фестиваль «Каменские встречи» (арт-директор Д.Милованов); в Магнитогорске прохо­дит особенный фестиваль памяти музыкального мас­тера Ивана Кузнецова,который объединяет классику, эстраду и исполнителей бардовской песни (арт-дирек­торы - И.Николаевский и С.Мыльников).

Из этого можно сделать вывод, что гитара в крупных уральских городах в настоящее время испытывает за­метный подъём, а значит, можно ожидать появления новых интересных исполнителей и композиторов, ко­торые смогут достигнуть новых творческих высот в музыке для гитары.          

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: