Факторный анализ расходов предприятия

 

Следующим этапом анализа расходов будет факторный анализ затрат предприятия,

Общая сумма затрат (Зобш) может измениться из-за: объема реализации про­дукции в целом по предприятию, ее структуры, уровня переменных затрат на еди­ницу продукции, суммы постоянных расходов на весь объем реализации.

Представим данные для расчета влияния этих факторов (таблица 2.10).

 

Таблица 2.10 - Исходные данные для факторного анализа общей суммы затрат на реализацию продукции

Затраты

Сумма,

тыс,

руб,

Факторы изменения затрат

объем продаж структура продукции переменные затраты постоянные затраты
По 2005 г на объем продаж в 2005 г 1134,7 13204,1 0,086 0,7 340,41
По 2005 г, пересчитанному на объем продаж 2006 г при со- хранении структуры 2005 г 1270,28 15458,0 0,086 0,7 340,41
По уровню 2005 г на объем продаж 2006 г при ее структуре в 2006 г 1531,25 15458,0 0,11 0,7 340,41
Затраты 2006 г при уровне постоянных затрат 2005 г 1539,18 15458,0 0,11 0,705 340,41
Затраты 2005 г 1701,2 15458,0 0,11 0,705 501,85

 

Сумму затрат определим по формуле:

 

З1,2,3,4,5 = (ВП * У * b) + А,                              (2.1)

 

где 31 - сумма затрат по плану на плановый объем реализации, тыс. руб.,

 32 - сумма затрат по плану, пересчитанному на фактический объем продаж при сохранении плановой структуры, тыс. руб.,

 33 - сумма затрат по плановому уровню на фактический объем продаж продукции при фактической ее структуре, тыс. руб.,

 34 - сумма фактических затрат при плановом уровне постоянных затрат, тыс. руб..

 35 - фактические затраты, тыс. руб..

 ВП - реализация продукции, тыс. руб..

У - структура продукции,

b - уровень переменных затрат на единицу продукции,

А - сумма постоянных расходов на весь объем продаж, тыс. руб.,

 

31 = (13204,1 * 0,086 * 0,7) + 340,41 = 1134,7 тыс. руб.,

32 = (15458,0 * 0,086 * 0,7) + 340,41 = 1270,28 тыс. руб.,

33 - (15458,0 * 0,11 * 0,7) + 340,41 = 1531,25 тыс. руб.,

34 = (15458,0* 0,11 * 0,705)+ 340,41 = 1539,18 тыс. руб.,

35 = (15458,0* 0,11 * 0,705)+ 501,85 = 1701,2 тыс. руб.

Из таблицы видно, что в связи с перевыполнением плана реализации на 1 % сумма затрат возросла на 135,58 тыс. руб. (1270,28 - 1134,7).

За счет изменения структуры реализации продукции, сумма затрат также возросла на 260,97 тыс. руб. (1531,25 - 1270,28), Это свидетельствует о том, что в общем объеме реализации продукции увеличилась доля затратоемкой про­дукции,

Из-за повышения уровня удельных переменных затрат перерасход издер­жек на реализацию продукции составил 7,93 тыс. руб. (1539,18 - 1531,25),

Постоянные расходы возросли по сравнению с 2001 годом на 162,02 тыс. руб. (1701,2 - 1539,18), что также послужило одной из причин увеличения об­щей суммы затрат,

Таким образом, общая сумма затрат в 2005 году выше, чем в 2004 году на 566,5 тыс. руб. (1701,2 - 1134,7), или на 50 %, в том числе за счет пе­ревыполнения плана по объему реализации продукции и изменения ее структу­ры она возросла на 396,55 тыс. руб. (1531,25 - 1134,7), а за счет роста издержкоемкости продукции - на 169,95 тыс. руб. (1701,2 - 1531,25),

Затраты на рубль продукции непосредственно зависят от изменения об­щей суммы затрат на реализацию продукции и от изменения стоимости реали­зованной продукции, На общую сумму затрат оказывают влияние объем реали­зации продукции, ее структура, изменение переменных и постоянных затрат, которые в свою очередь могут увеличиться или уменьшиться за счет уровня ресурсоемкости продукции и цен на потребленные ресурсы, Стоимость реализо­ванной продукции зависит от объема реализации, его структуры и цен на про­дукцию,

Факторная модель удельных затрат на рубль продукции (УЗ) выглядит сле­дующим образом:

 

УЗ = Зобщ / ВП = (S (VВПобш * Удi * bi + А) / (S (VВПобш * Удi * Цi)), (2,2)

 

где УЗ - удельные затраты на рубль продукции,

Зобщ - затраты общие, тыс. руб.,

ВП - объем реализации продукции, тыс. руб.,

VВПобш - объем реализации продукции в целом по предприятию, тыс. руб.,

Удi - структура продукции, %,

bi - уровень переменных затрат на единицу продукции, %,

А - сумма постоянных расходов на весь объем продаж продукции, тыс. руб.,

Цi - цена единицы продукции, тыс. руб.

Влияние этих факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции рассчитывается способом цепной подстановки в таблицах 2.11-2.12.

Таблица 2.11 - Данные о реализации продукции

 

По 2005 г S (VВПiпл * Цiпл) 13204,10
2006 г при структуре и ценах 2005 г S (VВПiф * Цiпл) ± DВПстр 15018,89
2006 г по ценам 2005 г S (VВПiф * Цiпл) 14895,89
2006 г по ценам 2006 г S (VВПiф * Цiф) 15458,00

 

Таблица 2.12 - Расчет влияния факторов на изменение суммы затрат на рубль реализованной продукции

Затраты на рубль продукции, коп.

Фактор

объем продаж структура продаж уровень удельных переменных затрат сумма постоянных затрат отпускные цены
План = 1134,7 / 13204,1 = 8,59 План План План План План
Усл.1 = 1270,28 / 15018,89 = 8,5 Факт План План План План

Продолжение таблицы 2,12

 

Усл. 2 = 1531,25 / 14895,89 = 10,28 Факт Факт План План План
Усл. З = 1539,18 / 14895,89 = 10,33 Факт Факт Факт План План
Усл. 4 = 1701,2 / 14895,89 = 11,4 Факт Факт Факт Факт План
Факт = 1701,2 / 15458,0 = 11 Факт Факт Факт Факт Факт
Д общ = 11,0 - 8,59 - 2,41 коп, - 0,09 1,78 0,05 1,07 -0,4

 

Аналитические расчеты, приведенные в таблице 2,12, показывают, что размер затрат на рубль продукции изменился за счет следующих факторов:

Уменьшения объема реализации продукции 8,5 - 8,59 = - 0,09 коп,;

Изменения структуры реализации 10,28 - 8,5 = 1,78 коп.;

Увеличения уровня переменных затрат 10,33 - 10,28 = 0,05 коп.;

Увеличения размера постоянных затрат 11,4 - 10,33 = 1,07 коп,;

Сокращения цен на продукцию 11 - 11,4 = - 0,4 коп,

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: