Следующим этапом анализа расходов будет факторный анализ затрат предприятия,
Общая сумма затрат (Зобш) может измениться из-за: объема реализации продукции в целом по предприятию, ее структуры, уровня переменных затрат на единицу продукции, суммы постоянных расходов на весь объем реализации.
Представим данные для расчета влияния этих факторов (таблица 2.10).
Таблица 2.10 - Исходные данные для факторного анализа общей суммы затрат на реализацию продукции
Затраты | Сумма, тыс, руб, | Факторы изменения затрат | |||
объем продаж | структура продукции | переменные затраты | постоянные затраты | ||
По 2005 г на объем продаж в 2005 г | 1134,7 | 13204,1 | 0,086 | 0,7 | 340,41 |
По 2005 г, пересчитанному на объем продаж 2006 г при со- хранении структуры 2005 г | 1270,28 | 15458,0 | 0,086 | 0,7 | 340,41 |
По уровню 2005 г на объем продаж 2006 г при ее структуре в 2006 г | 1531,25 | 15458,0 | 0,11 | 0,7 | 340,41 |
Затраты 2006 г при уровне постоянных затрат 2005 г | 1539,18 | 15458,0 | 0,11 | 0,705 | 340,41 |
Затраты 2005 г | 1701,2 | 15458,0 | 0,11 | 0,705 | 501,85 |
Сумму затрат определим по формуле:
|
|
З1,2,3,4,5 = (ВП * У * b) + А, (2.1)
где 31 - сумма затрат по плану на плановый объем реализации, тыс. руб.,
32 - сумма затрат по плану, пересчитанному на фактический объем продаж при сохранении плановой структуры, тыс. руб.,
33 - сумма затрат по плановому уровню на фактический объем продаж продукции при фактической ее структуре, тыс. руб.,
34 - сумма фактических затрат при плановом уровне постоянных затрат, тыс. руб..
35 - фактические затраты, тыс. руб..
ВП - реализация продукции, тыс. руб..
У - структура продукции,
b - уровень переменных затрат на единицу продукции,
А - сумма постоянных расходов на весь объем продаж, тыс. руб.,
31 = (13204,1 * 0,086 * 0,7) + 340,41 = 1134,7 тыс. руб.,
32 = (15458,0 * 0,086 * 0,7) + 340,41 = 1270,28 тыс. руб.,
33 - (15458,0 * 0,11 * 0,7) + 340,41 = 1531,25 тыс. руб.,
34 = (15458,0* 0,11 * 0,705)+ 340,41 = 1539,18 тыс. руб.,
35 = (15458,0* 0,11 * 0,705)+ 501,85 = 1701,2 тыс. руб.
Из таблицы видно, что в связи с перевыполнением плана реализации на 1 % сумма затрат возросла на 135,58 тыс. руб. (1270,28 - 1134,7).
За счет изменения структуры реализации продукции, сумма затрат также возросла на 260,97 тыс. руб. (1531,25 - 1270,28), Это свидетельствует о том, что в общем объеме реализации продукции увеличилась доля затратоемкой продукции,
Из-за повышения уровня удельных переменных затрат перерасход издержек на реализацию продукции составил 7,93 тыс. руб. (1539,18 - 1531,25),
Постоянные расходы возросли по сравнению с 2001 годом на 162,02 тыс. руб. (1701,2 - 1539,18), что также послужило одной из причин увеличения общей суммы затрат,
Таким образом, общая сумма затрат в 2005 году выше, чем в 2004 году на 566,5 тыс. руб. (1701,2 - 1134,7), или на 50 %, в том числе за счет перевыполнения плана по объему реализации продукции и изменения ее структуры она возросла на 396,55 тыс. руб. (1531,25 - 1134,7), а за счет роста издержкоемкости продукции - на 169,95 тыс. руб. (1701,2 - 1531,25),
|
|
Затраты на рубль продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на реализацию продукции и от изменения стоимости реализованной продукции, На общую сумму затрат оказывают влияние объем реализации продукции, ее структура, изменение переменных и постоянных затрат, которые в свою очередь могут увеличиться или уменьшиться за счет уровня ресурсоемкости продукции и цен на потребленные ресурсы, Стоимость реализованной продукции зависит от объема реализации, его структуры и цен на продукцию,
Факторная модель удельных затрат на рубль продукции (УЗ) выглядит следующим образом:
УЗ = Зобщ / ВП = (S (VВПобш * Удi * bi + А) / (S (VВПобш * Удi * Цi)), (2,2)
где УЗ - удельные затраты на рубль продукции,
Зобщ - затраты общие, тыс. руб.,
ВП - объем реализации продукции, тыс. руб.,
VВПобш - объем реализации продукции в целом по предприятию, тыс. руб.,
Удi - структура продукции, %,
bi - уровень переменных затрат на единицу продукции, %,
А - сумма постоянных расходов на весь объем продаж продукции, тыс. руб.,
Цi - цена единицы продукции, тыс. руб.
Влияние этих факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции рассчитывается способом цепной подстановки в таблицах 2.11-2.12.
Таблица 2.11 - Данные о реализации продукции
По 2005 г | S (VВПiпл * Цiпл) | 13204,10 |
2006 г при структуре и ценах 2005 г | S (VВПiф * Цiпл) ± DВПстр | 15018,89 |
2006 г по ценам 2005 г | S (VВПiф * Цiпл) | 14895,89 |
2006 г по ценам 2006 г | S (VВПiф * Цiф) | 15458,00 |
Таблица 2.12 - Расчет влияния факторов на изменение суммы затрат на рубль реализованной продукции
Затраты на рубль продукции, коп. | Фактор | ||||
объем продаж | структура продаж | уровень удельных переменных затрат | сумма постоянных затрат | отпускные цены | |
План = 1134,7 / 13204,1 = 8,59 | План | План | План | План | План |
Усл.1 = 1270,28 / 15018,89 = 8,5 | Факт | План | План | План | План |
Продолжение таблицы 2,12
Усл. 2 = 1531,25 / 14895,89 = 10,28 | Факт | Факт | План | План | План |
Усл. З = 1539,18 / 14895,89 = 10,33 | Факт | Факт | Факт | План | План |
Усл. 4 = 1701,2 / 14895,89 = 11,4 | Факт | Факт | Факт | Факт | План |
Факт = 1701,2 / 15458,0 = 11 | Факт | Факт | Факт | Факт | Факт |
Д общ = 11,0 - 8,59 - 2,41 коп, | - 0,09 | 1,78 | 0,05 | 1,07 | -0,4 |
Аналитические расчеты, приведенные в таблице 2,12, показывают, что размер затрат на рубль продукции изменился за счет следующих факторов:
Уменьшения объема реализации продукции 8,5 - 8,59 = - 0,09 коп,;
Изменения структуры реализации 10,28 - 8,5 = 1,78 коп.;
Увеличения уровня переменных затрат 10,33 - 10,28 = 0,05 коп.;
Увеличения размера постоянных затрат 11,4 - 10,33 = 1,07 коп,;
Сокращения цен на продукцию 11 - 11,4 = - 0,4 коп,