На конец 2009 года в Белгородской области численность пенсионеров (по данным Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Белгородской области) составила 466,5 тыс. человек, или 30,5% от общей численности населения. За период с 2005г. по 2009г. при общем росте числа пенсионеров на 1,0%, отмечается значительный рост пенсионеров, получающих социальные пенсии (на 35,9%) (таблица 1).
Таблица 1
Структура численности пенсионеров по видам пенсионного обеспечения на конец года, тыс. человек
2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 2009г. | |
Всего пенсионеров | 462,1 | 462,7 | 459,9 | 461,1 | 466,5 |
в % от общей численности населения | 30,6 | 30,6 | 30,3 | 30,2 | 30,5 |
В % от общей численности пенсионеров получают пенсии: по старости | 74,7 | 74,7 | 75,8 | 76,9 | 77,7 |
по инвалидности | 15,2 | 15,4 | 14,6 | 13,8 | 13,3 |
по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи) | 6,2 | 5,6 | 5,0 | 4,1 | 3,7 |
социальные | 3,9 | 4,3 | 4,6 | 5,2 | 5,3 |
За последние пять лет отмечается снижение числа пенсионеров, вышедших на пенсию на льготных условиях (в связи с особыми условиями труда) на 9,9%, и снижение на 43,2% численности пенсионеров из числа участников войны.
|
|
Среди населения пенсионного возраста преобладают женщины, из общего числа пенсионеров - 306,6 тыс. человек (65,7%) женщины. С возрастом численный перевес женщин увеличивается. Существенные различия наблюдаются в старших возрастах, что объясняется более высокой продолжительностью жизни у женщин, которая на 12 лет больше, чем у мужчин.
Отделением Пенсионного Фонда в 2009 году было направлено 26,7 млрд. рублей на выплату базовой и страховой части трудовой пенсии, что на 29.1% больше, чем в 2008 году (таблица 2) [30,15].
Таблица 2
Поступление и расходование средств Отделением Пенсионного Фонда млн. рублей
2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 2009г. | |
Поступление | 15627,7 | 19058,6 | 23031,2 | 30546,7 | 30987,6 |
в том числе страховые взносы, налоговые платежи | 5321,2 | 669,4 | 8483,9 | 10752,6 | 11072,7 |
Расходование | 15650,6 | 19150,2 | 21924,2 | 28610,5 | 38854,8 |
в том числе на финансирование выплат населению пенсий и пособий | 15258,0 | 18855,2 | 21557,1 | 27180,7 | 38221,6 |
Больше половины поступлений средств в Пенсионный Фонд области (64,2%) обеспечено за счет средств федерального бюджета и больше трети (35,7%) за счет страховых взносов и налоговых платежей от организаций области (таблица 3).
Таблица 3
Средний размер назначенных месячных пенсий по видам пенсионного обеспечения (на конец года, рублей)
2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 2009г. | |
Пенсии всех пенсионеров в том числе: | 2595,9 | 2902,6 | 3768,4 | 4463,9 | 6317,1 |
по старости | |||||
по инвалидности | 1784,9 | 1979,0 | 2605,5 | 3202,6 | 4428,8 |
по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи | 1564,8 | 1806,7 | 2263,6 | 2936,6 | 3970,0 |
госслужащие, получающие пенсии по старости (или по инвалидности) и за выслугу лет | 3697,3 | 3858,1 | 5264,8 | 6630,2 | 8327,7 |
социальные | 1714,6 | 1779,2 | 2587,7 | 2834,5 | 3976,5 |
|
|
Повышению реального размера пенсий способствовали индексации пенсий (с 1 марта 2009 года была проиндексирована базовая часть пенсии на 8,7%, с 1 декабря базовая часть пенсии по старости установлена в размере 2562 рубля, с 1 апреля страховая часть пенсии увеличена на 17,5% и с 1 августа на 7,5%).
В 2009 году реальный размер назначенных месячных пенсий вырос на 25.1%. Повышение среднего размера пенсий и ее дифференциация гарантирует пожилым людям социальную безопасность и социально-приемлемый уровень жизни. Данные по динамике реального размера назначенных месячных премий представлены в приложении 1 [30, 17].
По состоянию на 31.12.2009 выплата ЕДВ предусмотрена ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ, который определил переход от предоставления ряда натуральных льгот отдельным категориям граждан к денежным компенсациям, а также разграничение расходных обязательств по предоставлению мер социальной поддержки гражданам по уровням бюджетной системы.
Из федерального бюджета финансировались меры социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат (ЕДВ),которые предоставлялись: инвалидам войны; участникам Великой Отечественной войны; ветеранам боевых действий; военнослужащим, проходившим военную службу вне действующей армии; лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; лицам, работающим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов; членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников и ветеранов Великой Отечественной войны; инвалидам; детям-инвалидам; лицам, подвергшимся воздействию радиации, а также Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы и членам их семей. Указанным категориям граждан также предоставлялся набор социальных услуг, включающий: обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача; предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Реализация мер о предоставлении гражданам пенсионного возраста ежемесячной денежной выплаты сказалась на повышении доходов пенсионеров. Почти 80% пенсионеров являются получателями данной выплаты.
По данным Пенсионного фонда РФ численность получателей ЕДВ в Белгородской области по состоянию на 1 января 2010 года составила 358,5 тысяч человек. По данным управления социальной зашиты населения численность граждан пенсионного возраста, получивших регулярную денежную выплату за счет средств бюджета Белгородской области, в 2009 году составила 81,9 тыс. человек.
Средний размер назначенных ежемесячных выплат на человека, финансируемых за счет средств федерального бюджета РФ, составил 1302 рубля и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 13%. Соотношение среднего размера назначенных месячных пенсий и величины среднего размера начисленной заработной платы в 2009 г. составило 34,1%. На протяжении последних пяти лет самым высоким это соотношение было в 2009г. (34,1%), самым низким - в 2006г. (25,4%) (таблица 4).
Таблица 4
Изменение соотношения размера среднемесячной назначенной пенсии и среднемесячной начисленной заработной платы, %
2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 2009г. |
27,6 | 25,4 | 33,2 | 31,6 | 34,1 |
Из таблицы видно, что среднемесячная пенсия в несколько раз ниже, чем начисленная среднемесячная заработная плата. При этом такая существенная разница между этими показателями сохраняется на протяжении всего рассматриваемого периода. По Закону о пенсиях это соотношение может быть на уровне 50 - 75%, между тем основные причины общего низкого уровня пенсий - отсутствие необходимой массы денежных средств у самой пенсионной системы. Пенсию не повысить без повышения доходов самой пенсионной системы, развития системы государственного пенсионного страхования. Необходимо особо уделить внимание обеспечению доходной части пенсионного бюджета.
|
|
Для более основательной опенки жизненного уровня пенсионеров значение имеет сопоставление среднего размера назначенной пенсии с величиной их прожиточного минимума или другими словами покупательная способность пенсии. Если покупательная способность равняется 1, то это свидетельствует о том, что жизненный уровень пенсионера находится на уровне их прожиточного минимума. По сравнению с прошлым годом покупательная способность пенсии несколько увеличилась и составила 1,7.
По итогам 2009г. средний размер пенсии превысил прожиточный минимум пенсионера на 74,2%. Однако понятие средней пенсии весьма условно и более конкретно уровень пенсионного обеспечения характеризуют категории, пенсионеров.
По данным Отделения Пенсионного фонда РФ по Белгородской области, на конец 2009 года численность пенсионеров, которым назначены пенсии в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О трудовых пенсиях РФ", составила 431,7 тыс. человек (92,5% от общего числа пенсионеров, состоящих на учете в отделении ПФ РФ по Белгородской области).
Средний размер назначенных месячных трудовых пенсий составил 5964,1 рубля и превысил прожиточный минимум на 2603 рубля. Средний размер назначенных социальных месячных пенсий составил 3976,5 рублей и превысил прожиточный минимум всего на 615 рублей. Надо отметить, что категория пенсионеров, получающих социальные пенсии малочисленная (5,3%). Средний размер пенсии по инвалидности превысил прожиточный минимум на 1067 рублей, а средний размер пенсии по случаю потери кормильца превысил прожиточный минимум пенсионера всего на 609 рублей (приложение 2).
|
|
Соотношение пенсий с величиной прожиточного минимума за анализируемый период постепенно меняется к лучшему, однако в сравнении со средней заработной платой наблюдается разрыв.
Преобразования в пенсионном законодательстве значительно повысили уровень жизни пенсионеров, получающих наиболее массовые виды пенсии, но материальное благосостояние пожилых людей нельзя назвать высоким. Продолжает сохраняться активность лиц пенсионного возраста в поисках дополнительного заработка. В области насчитывается 94,8 тысяч работающих пенсионеров (20,3% от общей численности пенсионеров, состоящих на учете в отделении ПФ РФ по Белгородской области).
В современных условиях происходит последовательное расширение контингента лиц с ограниченными возможностями. С изменением критериев изменились размеры и состав контингентов инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Так в 2009 году главным бюро медико-социальной экспертизы было освидетельствовано 9732 человека в возрасте 18 лет и старше, из них в пенсионном возрасте 3812 человек (39.2%), из которых впервые признано инвалидами 3458 человек.
Существенным фактором в обеспечении соответствующего уровня жизни пенсионеров является оказание адресной социальной помощи населению, реализация социальных программ, укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания.
Для обслуживания престарелых и инвалидов в Белгородской области в 2009 г. функционировало 45 стационарных учреждений социального обслуживания на 3105 фактически развернутых койки, численность проживающих в них составила 2474 человека; в том числе - 30 учреждений социального обслуживания малой вместимости на 673 места с численностью проживающих - 583 человека; 3 дома милосердия, где обслужили 107 человек пожилого возраста; 2 геронтологических центра на 87 коек, где обслужено за год 78 человек.
Наряду со стационарными учреждениями социального обслуживания престарелых и инвалидов в Белгородской области действует нестационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов.
В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась. В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий. Основные показатели пенсионного обеспечения за 2005 - 2009 г. г. по данным отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородской области представлены в приложении 3.
В 2010 году Пенсионному фонду исполнилось 20 лет. К юбилею ПФР подходят как юбилею одной из крупнейших организаций в стране, тысячи сотрудников которой ежедневно работают над тем, чтобы пенсионная система при любых условиях функционировала стабильно, надежно, а гарантированные государством выплаты осуществлялись полностью и точно в срок.
Таким образом, одно из дальнейших направлений работы ПФР - повышение качества обслуживания клиентов. Фонд будет стремиться к тому, чтобы любое взаимодействие с гражданами было результативным и комфортным. С этой целью уже сейчас вводятся в строй новые клиентские службы, постоянно проводится обучение персонала и повышение его квалификации, активно используется сеть Интернет для предоставления услуг или справочной информации.
В течение 2009 года проводилась работа по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов. Работало 129 отделений социального 10 обслуживания на дому, где было обслужено 17712 человек; 20 отделений срочного социального обслуживания за год обслужили 40315 человек: социально - реабилитационным отделением обслужено 369 граждан пожилого возраста и инвалидов.
Обслуживание в домах - интернатах включает все меры по созданию для людей пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных по возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности: реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.
Значительная численность населения старших возрастов оказывает прямое влияние на усиление их роли в социальном развитии области, заслуживает повышенного внимания в отношении предоставления социальных гарантий во всех сферах жизнедеятельности старшего поколения [30, 22].